Речевая карта для обучающихся 3-4 классов с нарушением устной и письменной речи
учебно-методический материал по логопедии
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 3-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_-dnevnik_shkolnika.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА-ДНЕВНИК
(заполняется на ребёнка школьного возраста с дисграфией, дислексией)
Фамилия, имя обучающегося_____________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________
Школа
Домашний адрес
Состояние общей и мелкой моторики:
координация мелких движений пальцев рук (в полном объёме, ограничена)
какой рукой предпочитает работать
Строение артикуляционного аппарата:
- прикус (правильный, прогения, прогнатия, открытый передний, боковой прикус), аномалии зубного ряда,
- строение нёба (узкое, высокое, плоское, низкое),
- состояние подъязычной связки (короткая, натянутая, утолщённая, прирощенная),
- язык массивный, маленький, очень большой, губы толстые, мясистые, короткие, малоподвижные.
Моторика артикуляционного аппарата:
- объём движений полный, неполный, точный,
- способность удерживать органы артикуляции в заданной позе сохраняется, не сохраняется,
- переключение с одного движения на другое доступно, затруднено истощаемость движений, скованность, вялость, недифференцированность,
Звукопроизношение (характер нарушения)
С, СЬ,
Сук, коса, автобус, сетка, осёл, гусь
Собака ест кусок мяса.
Сима и Сеня весело смеялись.
З, ЗЬ
Зонт, коза земляника, обезьяна
Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
Ц
Цапля, кольцо, огурец.
Лисица греется на солнце.
Синица, скворец, курица – птицы.
Ш, Ж
Шуба, шишка, душ
Жук, ежи
Живой мышонок, большой жук
У Маши живут кошки и ёжик.
В книжном шкафу много книжек.
Ч, Щ
Чайник, бочка, ключ
Щетка, ящик, клещ
Ящичек, летающие бабочки
Я чищу вещи щёткой.
Точильщик точит ножи.
Ч, Ть
Петя печёт печенье.
Петь надо громче.
Кататься на качелях.
Р, Рь, Л, Ль
Рука, арфа, тигр
Лук, волк, стол
репа, грипп, фонарь лента, кошелёк, соль
Рояль, леопард, верблюд, грелка, мармелад
Ребята летом едут в лагерь.
Юра летал на вертолёте.
Марина набрала малины.
Клала Клава лук на полку.
Й
Яблоки, майка, змей
Май – тёплый весенний месяц.
Охотник с лайкой идёт по тайге.
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | ЛЬ | Р | РЬ | Й | Другие звуки | |
н | |||||||||||||||
к | |||||||||||||||
н | |||||||||||||||
к |
Критерии оценки
10 баллов – нарушений произношения нет
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
8 баллов – нарушено произношение звуков одной группы
5 баллов – нарушено произношение звуков двух групп
3 балла – нарушено произношение звуков трех групп
0 баллов – нарушено произношение звуков раннего онтогенеза
Фонематический слух:
[с - з]: суп — зуб, сайка — зайка, росы — розы, коса — коза;
[з - ж]: роза — рожа, луза — лужа;
[с - ц]: свет — цвет, лиса - лица;
[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;
[с - щ]: лес — лещ, плюс — плющ;
[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;
[ч - щ]: челка — щелка, плач - плащ, дочь – дождь;
[ч - ц]: плечо—лицо, челюсть—целый, чиркнуть—циркуль;
[ч - т’]: челка - телка, печка - Петька, речка — редька;
[р - л]: рожки — ложки;
[р - л]: роза — лоза, храм — хлам, репка — лепка, Марина - малина;
[п - б, п’- б’]: почка - бочка, пашня — башня, порт — борт, пил — бил;
[ф - в]: Фаня — Ваня, сова — софа;
[к - г, к’ - г’]: класс — глаз, кора — гора, калька — галька, кит — гид, крот — грот;
[т - д, т’ - д’]: тачка — дачка, тоска — доска, подушка — кадушка, тина - Дина;
[л - в, л’ - в’]: лоск — воск, лодка — водка, ленок — венок;
[ш - ж]: шар — жар, Луша — лужа;
[л - и, л’ - й]: галка — гайка, стол — стой, галька — гайка;
с-з | з-ж | с-ц | с-ч | с-щ | с-ш | ч-щ | ч-ц | ч-ть | л-р | б-п | в-ф | г-к | д-т | л-в | ж-ш | ль-й | |
н | |||||||||||||||||
к | |||||||||||||||||
н | |||||||||||||||||
к |
____________________________________________________________________________
Критерии оценки
10 баллов – нарушений дифференциации звуков нет
8 баллов – нарушена дифференциация звуков двух пар групп
5 баллов – нарушена дифференциация звуков четырех пар групп
3 балла – нарушена дифференциация звуков шести пар групп
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – нарушена дифференциация звуков восьми и более пар групп
б) слоговой анализ и синтез слов: определить количество слогов
дом крот молоко
утюг печка вертолет _________________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
в) состояние звукового анализа и синтеза слов:
- выделение первого звука в слове
Алик эхо иней
Волк луна банка
- выделение последнего звука в слове
Мак нос пальто
Кенгуру ______________ шары ________________ гусь _________________
- определение места звука ( м ) в слове
Дом море клумба
- определение последовательности и количества звуков в слове
кот стол собака
автобус __ меч осень __________________
- звуковой синтез слов (с)(ы)(р) -_______, (г)(р)(и)(б)- ______.
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
Произношение слов сложного слогового состава: примеры
Строительство велосипед милиционер
Термометр регулировщик экскурсовод
Экскаватор аквариум ткачиха
Экскурсовод проводит экскурсию
Сапожник чистит сапоги
Старая бабушка вяжет шерстяной чулок
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
Понимание сложных лексико-грамматических конструкций
- покажи ручкой карандаш
ключ карандашом
- нарисуй крестик под кругом
над
слева от
- Коля ударил Ваню. Кто драчун?
- Лето перед весной. Весна перед летом.
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
Общая характеристика речи:
а) словарный запас (в пределах обихода, шире, беден, резко ограничен, замены и смешения слов), пример
Критерии оценки
10 баллов – соответствует возрастной норме
8 баллов – приближен к возрастной норме
5 баллов – в пределах обиходно-бытового
3 балла – беден
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – резко ограничен
б) грамматический строй:
- употребление с предлогов
на у возле из из-за в
от с под около над________ за
из – под________ между ________
Критерии оценки
10 баллов – правильное употребление всех предлогов
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
в) образование множественного числа имен существительных в родительном падеже:
мост
дом
стул
пчела
ухо
воробей
утенок
дерево ___________________________________________________________________
пень _____________________________________________________________________
лев ______________________________________________________________________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
г) образование уменьшительно-ласкательных форм:
дом елка Женя
стул гриб Костя
ухо _____________________ воробей ______________ сова _________________
крыльцо _______________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
д) согласование прилагательных с существительными
синий (шар) красный (флажок)
синяя (машина) красное (солнышко)
синее (платье) красная( звезда)
увлекательный (фильм) ______________
увлекательная (книга) _________________
увлекательное (путешествие) __________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
е) согласование существительных с числительными:
1 2 3 5
ухо
стул
ручка
дерево ___________________________________________________________________
яблоко ___________________________________________________________________
пень_____________________________________________________________________
окно _____________________________________________________________________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
ж) образование прилагательных от имен существительных:
матрешка из дерева
ручка из пластмассы
стакан из стекла
сок из клюквы
шляпа из соломы __________________________________________________________
кувшин из глины ___________________________________________________________
ложка из алюминия ________________________________________________________
чашка из фарфора _________________________________________________________
кофта из шерсти __________________________________________________________
сапоги из резины ___________________________________________________________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
з) образование притяжательных прилагательных:
чей хвост?
У медведя
У лисы ______________________________________________________________
У зайца ______________________________________________________________
У льва _________________________________________________________________
У петуха _____________________________________________________________
чей дом?
У Тани
У кошки _____________________________________________________________
У дедушки ___________________________________________________________
У белки ______________________________________________________________
У собаки _____________________________________________________________
Критерии оценки
10 баллов – правильное выполнение всех заданий
8 баллов – допускает негрубые ошибки
5 баллов – выполнил 0,5 задания верно
3 балла – более 0,5 задания выполнено неверно
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
0 баллов – отказ или невыполнение задания
и) связная речь.
- составление рассказа по картине
- серии картин
Критерии оценки
10 баллов –– рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ
5 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
3 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – отсутствие описания ситуации; рассказ не оформлен; выполнение задания невозможно даже при наличии помощи.
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К | |
Кол-во баллов Н | |
Кол-во баллов К |
Всего баллов Н | |
Всего баллов К | |
Всего баллов Н | |
Всего баллов К |
Письмо. Образцы диктантов, списывания, изложения. Анализ ошибок:
а) ошибки звукового состава слова – замена согласных, замена гласных, пропуск гласных, пропуск согласных, пропуск слогов и частей слова, добавление, раздельное написание слов;
б) графические ошибки – замены букв (по количеству элементов, по пространственному расположению, зеркальное письмо букв);
в) лексико-грамматические ошибки – нарушение согласования, нарушение управления, замена слов по звуковому сходству, пропуск слов, слитное написание слов;
г) ошибки на правила правописания
Начало года
Конец года
Анализ письма учащегося
Дата | Артикуляционно-акустическая /акустическая дисграфия | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза |
Аграмматическая дисграфия | Оптическая дисграфия | Моторная дисграфия | ||||||||||||||||||||||||||
Замены парными согласными | Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми (и наоборот) | Разнообразные замены в группах свистящих (с,з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков | Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (р, рь; л, ль; й) | Замены гласных звуков | Пропуски букв соответствующих пропускам звуков в устной речи | Пропуски гласных и согласных букв в словах | Добавление лишних букв | Перестановка букв | Пропуск (добавление, перестановка) слогов | Нарушение деления предложения на слова | Слияние нескольких слов в одно | Разделение слова на части | Нарушение смысловых и грамматических связей между предложениями | Трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении | Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов | Изменение падежных окончаний | Нарушение предложных конструкций | Изменение падежа местоимений | Изменение числа существительных | Нарушение согласования | Замена букв состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д; т – ш…) | Замена букв включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами (и – ш; п – т; х – ж; л – м …) | Зеркальное написание букв | Пропуски элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент | Добавление лишних элементов (и – ш..) | Несоблюдение строки | Пропуск букв, элементов букв, слов. | Нарушение качества почерка: сильный нажим, неровные буквы, много дополнительных штрихов, съезжание со строки и пр. | Наличие леворукости | Стереотипные добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова и пр. | |
3 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4ч. |
1. Слуховой и зрительный диктант.
- 10 баллов правильное и точное воспроизведение текста.
- 8 баллов наличие только орфографических ошибок.
- 6 баллов 1-2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
- 4 балла 3-5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
- 2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
- 0 баллов текст не воспроизведен.
2. Изложение. Оценивается по двум критериям.
А. Смысловая целостность:
- 10 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
- 8 баллов смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.
- 6 баллов неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.
- 4 балла выпадение отдельных смысловых звеньев.
- 2 балла существенно искажен смысл или рассказ не завершен.
- 0 баллов текст не воспроизведен.
Б. Лексико-грамматическое оформление:
- 10 баллов правильное и точное воспроизведение текста без ошибок.
- 8 баллов наличие только орфографических ошибок.
- 6 баллов 1-2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.
- 4 балла 3-5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
- 2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.
- 0 баллов текст не воспроизведен.
Чтение
а) техника чтения - побуквенное, «двойное чтение» (скрытое по буквенное), послоговое, целыми словами, с переходом на слоговое при чтении слов сложной структуры или малознакомых по содержанию, беглое, плавное, выразительное, монотонное, медленное,
б) ошибки при чтении - угадывающие, с исканием слов, с перестановкой букв, слогов, слов, с повторами и добавлением слогов, с заменами букв, ошибки в ударении;
в) понимание прочитанного (осознанное, неосознанное)
Динама развития техники чтения
Дата | Способ чтения | Правильность | Вырази- тельность | Осознаность | Темп | |||||||||||
побуквенное | Слоговое отрывное | Слоговае плавное | Слоги + слова | Цельными словами Повторения | Перествновки | Искажения | Недочитывание аграмматизмы | Ударение эмоцианальность | Пунктуация | Главная мысль Ответы на вопросы | Пересказ | Количество слов прочитанныз за 1 минуту | ||||
3 класс | ||||||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||
4 класс | ||||||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||||
2 четверть | ||||||||||||||||
3 четверть | ||||||||||||||||
4 четверть |
Заключение
Дневник
I период (сентябрь-октябрь-ноябрь)
II период (декабрь-январь-февраль)
III период (март-апрель-май)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обучающихся 2-4 классов с нарушением устной и письменной речи
Предлагаю Вашему вниманию речевую карту, адаптированную для обучающихся 2-4 классов с нарушениями устной и письменной речи. Мною были расширены разделы по диагностике дисграфии и дислексии. За основу ...
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Разработка структуры обследования обучающихся с ДЦП по выявлению нарушений устной и письменной речи на начало и конец учебного года
темы для обследования устной и письменной речи...
Игровые технологии на занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи как средство повышения мотивации детей с речевыми нарушениями.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры....
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...
Систематизация дидактического материала для предупреждения нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (1-4 класс)
Пояснительная записка.Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в сред...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...