Конспект урока по дифференциации в-ф в словах, предложениях и связной речи.
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дифференциация в-ф в словах, предложениях и связной речи.
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Формировать дифференцированное произношение звуков [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’];
- развивать зрительно-пространственные функции;
Образовательные
- уточнять словарный запас;
- учить пониманию определений: согласный звук, глухой / звонкий звук;
- обучать последовательность и логичности речевого высказывания;
Воспитательные
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
Здоровьесберегающие
- чередовать статические и динамические упражнения;
- отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей и их утомляемости.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв. (на доску вывешивается картинка, на которой изображен корабль)
- Повторение пройденного (1 минута)
Актуализация полученного материала
- Характеристика звуков.
поговорим подробнее о буквах В и Ф.
- какие эти буквы, гласные или согласные?
Определите, есть ли преграда?
- произнесите звук [B]
Определите, есть ли преграда?
- произнесите звук [Ф]
- Какие звуки имеет буква В?
Проверим, работает ли горлышко (голосовые связки).
- горлышко работает, значит звук…
- какие звуки имеет буква Ф?
Проверим, работает ли горлышко.
- произносим звук [Ф]
(Контроль – ладонь на горле)
Вывод: -согласные, потому что когда произносим звуки [В] и [Ф] воздушная струя встречает преграду. Преграда этих звуков-зубы.
- буква В имеет два звука: твердый [B] и мягкий -[B’]
- звонкий
- [Ф]- твердый и [Ф’]- мягкий.
- горлышко не работает, значит, этот звук глухой
Учит давать определение, аргументировать свой ответ, четко отвечать на поставленный вопрос
- Упражнение «Ножки-ладошки»
Хлопните в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните.
- а почему на звук [B] мы хлопаем, а на [Ф] топаем?
- итак, слушаем внимательно: г, д, в, ж, ф…бы, вы, аф, ка, во…
Валенки, лейка, фрукты, Африка, лаваш…
А теперь задание усложняется? Мы будем различать мягкие звуки [B’]и [Ф’](раздаются зеленый колокольчик и подушечка)
-что обозначает зеленый колокольчик?
- что обозначаем зеленой подушечкой?
Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.
- приготовились и слушаем внимательно.
Фё, ви, вя, явь, опа, вю, фю…
Филин, веник, фикус, вяжет….
- когда мы хлопаем в ладоши звук звонкий, а когда топаем - звук глухой.
-звук звонкий и мягкий [В’]
- мягкий глухой звук.[Ф’]
Развивать фонематическое восприятие
- Упражнение «Буква потерялась»
Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо разложить картинки в 4 сундука. В первый сундук картинки со звуком [В], во второй – с [B’], в третий с [Ф] и в последний с [Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук.
Картинки: вагон, телефон, слива, фонарь, ваза, свитер, фиалка, вилка, пуфик
Ответы детей: В слове вагон, звук [B] стоит в начале слова, он согласный, звонкий, так как когда произносим звук горлышко работает, твердый. Вагон кладем в первый сундук.
Аналогично разбирается каждая картинка
- Динамическая пауза
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке
Дети выполняют движения
Учить развивать моторную координацию, развивать понятия «право» -«лево»
- Упражнение «Казаки - разбойники»
Аборигены вам приготовили подсказку. - А кто такие аборигены?
Итак, аборигены вам развесили стрелочки подсказки, двигаясь от стрелочки к стрелочки, вы окажетесь ближе на пути к сокровищам. На стрелочках написаны слова, в которых пропущена буква В или Ф. Вам нужно вставить в слово карточку с правильной буквой и двигаться к следующей стрелочке.
Слова: фонтан, верба, фазан, пуфик, коврик, шарфик, фартук, овощи, вафли.
Ответы детей. Местный житель, который обитает на острове с самого рождения.
Слово фонтан, вставляем букву Ф.
Аналогично с каждой стрелочкой
Развивать звуковой анализ, зрительно-пространственные функции.
- Упражнение «Звуковые домики»
- А чего особенного было в последнем слове?
Инструкция: Сейчас мы будем чертить звуковую схему этого слова.
- сколько букв в этом слове?
- а звуков?
(чертим 5 клеточек)
- какой первый звук в этом слове? Дайте его характеристику.
- каким цветом обозначается твердый звук?
В нем было две буквы В и Ф.
Пять
Звук [В] согласный, звонкий, твердый. Синим.
[А]- гласный, ударный, раскрашиваем красным цветом.
[Ф] – согласный, глухой, твердый, раскрашиваем синим цветом.
[Л’] – согласный, сонорный, мягкий, раскрашиваем зеленым цветом.
[И]- гласная, безударная, раскрашиваем красным цветом.
Развивать навык звукового анализа
- Упражнение «Кто внимательнее»
Посмотрите ребята, к нам пришел Торопыжка. Он всегда быстро пишет и делает много ошибок. Торопыжка просит вас проверить, все ли он написал правильно. Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки, если они есть.
Раздаются листочки с заданием, дети его выполняют самостоятельно, после все вмести проверяют задание.
Словосочетания: новые туфли, фафельный торт, красифый влажок, дыряфый кафтан, фкусная ворель, фиолетовый свитер, фарфоровая фазочка, родникофая вода.
Ответы детей: Вместо фафельный надо писать вафельный, меняем первую букву Ф, на В. Получится вафельный торт.
Развитие функции контроля.
- Упражнение
«Закончи предложение»
Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.
(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)
В лесу мы видели…
- сколько слов в этом предложении?
- какое первое? (второе, третье…)
-Чертим схему этого предложения. Не забудьте отметить маленькое слово и в конце предложения поставить…
В маленьком слове есть изучаемый звук?
А в каком еще слове есть изучаемый звук?
Далее заданием выполняется аналогично.
Предложения:
Сова, софа.
В лесу мы видели…
Маму купила новую…
Вата, фата.
Ваня купил в аптеке…
Невеста купила красивую…
Влага, флаги.
На домах повесили…
Весной на полях много…
В слове «сова», звук [В] стоит в середине слова.
Дети отмечают звуки на схеме предложения.
Развивать логическое мышление.
Учить согласовывать слова в предложении.
- Итог занятия.
Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук и достает «сокровища из сундука. Раздает детям наклейки).Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями. Что особенно понравилось или запомнилось вам? Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята!
Ответы детей: Мы учились различать звуки [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’].
[B] – согласный, звонкий, твердый
[Ф] – согласный, глухой твердый.
[B’] – согласный звонкий, мягкий.
[Ф’] – согласный, глухой, мягкий.
Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии. Развитие памяти, словесно-логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация д – т в словах, предложениях
Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация д – т в словах, предложениях" Занятие рассчитано на учащихся 2 классов коррекционной школы...
Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?"
Учащиеся учатся составлять предложение, устанавливать связь слов, читать предложения, делая логическое ударение....
Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложения"
Тема: «Как составить из слов предложения»Цели деятельности учителя: формирование умения из слов составлять предложения Планируемые результатыПредметные:Знать: алгоритм составлен...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация [ц]-[ч] в словах, предложениях, тексте".
Задания урока могут быть использованы для профилактики и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Представленные упражнения направле...
Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...