Годовой план учителя логопеда в школе
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда
Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);
Задачи:
- Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
- Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
- Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
- Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
- Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
Разделы:
- Организационная работа.
- Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
- Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
- Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
- Коррекция звукопроизношения.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Методическая работа.
- Самообразование.
№ | Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Сроки проведения |
Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность | |||
1 | Составить годовой план коррекционно-методической работы на учебный год работы логопункта
|
|
1-15 сентября |
2 | Своевременно провести обследование детей. | Выявление нарушений устной и письменной речи | 1-15 сентября |
3 | Знакомство с данными мед. обследования, сбор анамнеза | Уточнение этиологии характера речевых нарушений | Сентября |
4 | Комплектование групп и подгрупп | Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой | 1-15 сентября |
5 | Обеспечить оснащение педагогического процесса |
| Систематически |
6 | Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования. |
| Сентябрь |
7 | Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
|
| Систематически |
8 | По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития. | Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы. | Сентябрь |
9 | Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой. |
| Систематически |
10 | Составить годовой отчет о работе логопункта. |
| Май |
11 | Повторное обследование устной и письменной речи | Заполнение речевых карт. | 15-25 мая |
Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность. | |||
1 | Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение. | Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). | Систематически |
2 | Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.
| выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть; выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л. | По перспективному планированию |
3 | Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда: а о у э ы и, я е ю е. | Коррекция речевых нарушений учащихся | По перспективному планированию |
4 | Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов: анализ слога по звукам; анализ слова по звукам; нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова; преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими; преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв); преобразование слов путем наращения согласных. | Коррекция речевых нарушений учащихся | По перспективному планированию |
5 | Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов): слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры; чтение предложений и небольших рассказов по слогам; дописывание слов по картинкам; помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту). |
| Систематически |
6 | Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении: выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть; выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л. |
| Систематически |
7 | Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи | Коррекция речевых нарушений учащихся | Систематически |
Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. | |||
1 | Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными, прилагательными; глаголами; наречиями. |
| Систематически |
2 | Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова. |
| Систематически |
3 | Развитие обобщающих понятий (классификация предметов). |
| Систематически |
4 | Словообразовательная работа. | Систематизация знаний детей о способах словообразования: суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок; суффиксально-префиксальный способ образования глаголов. | По перспективному планированию |
| Работа над формированием грамматического строя речи:
| Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание; | По перспективному планированию |
| |||
Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов. | |||
1 | Коррекция на фонетическом уровне: - оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с'-щ'; р-л; р'-л'; г-к-х; с-ц; ч-т'; ч-щ'; ц-ч. | Коррекция на фонетическом уровне. | По перспективному планированию |
2 | Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. слова-«сорняки», слова- «приятели» (синонимы), слова- «неприятели» (антонимы), | Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии. | По перспективному планированию |
3 | Коррекционная работа на синтаксическом уровне. | Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии. | По перспективному планированию |
4 | Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии: формирование пространственных представлений, формирование временных представлений, дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б-д; б-в; д-в; и-у; о-а; и-ш, п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з. | Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии. | По перспективному планированию |
5 | Пальчиковая гимнастика. | Развитие тонкой моторики. | Систематически |
Коррекция звукопроизношения. | |||
1 | Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.
|
| Систематически |
Консультативно-методическая деятельность | |||
1 | Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов. |
|
|
2 | Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов. | Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка |
|
3 | Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета. |
|
|
4 | Организация речевой игротеки. |
|
|
5 | Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний: Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка; принимать активное участие в родительских собраниях; доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка; проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями. | Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка |
|
6 | Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте» | Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей | сентябрь |
7 | Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи | Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развития | Систематически |
8 | Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях) Выступление на МО учителей начальных классов | Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка | Систематически
|
9 | Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом |
| Систематически |
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности | |||
1 | Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом | Повышение профессиональной компетентности | Систематически |
2 | Работа с научной и публицистической литературой |
| Систематически |
3 | Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей | Систематически |
4 | Планирование методической работы на год |
| Август |
5 | Составление перспективных планов работы с учащихся |
| 1-15 сентября |
6 | Заполнение речевых карт |
| 1 раз в четверть |
7 | Составление конспектов занятий |
| Систематически |
8 | Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям. |
| Октябрь |
9 | Заполнение журнала учета посещаемости |
| Ежедневно |
10 | Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников |
| По требованию администрации |
11 | Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана. |
| Систематически |
Самообразование. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета | |||
1 | Изготовление и приобретение методических пособий | Повышение эффективности коррекционной работы | Систематически |
2 | Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы. |
| Систематически |
3 | Принять активное участие в районных семинарах и методических советах. |
| Систематически |
4 | Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа. |
| Систематически |
5 | Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования. |
|
|
6 | Пополнять методическими разработками свой сайт. |
| Систематически |
7 | Приобретение методической литературы |
| Систематически |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
годовой план учителя-логопеда
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №3...
Годовой план учителя-логопеда
Образец написания годового плана учителя-логопеда....
Годовой план учителя-логопеда образовательного комплекса.
В современныхна разных образовательных ступенях условиях специалист вынужден работать в нескольких зданиях комплекса. При этом на разных образовательных уровнях:дошкольный и школьный. Соответственно, ...
Годовой план учителя - логопеда
Годовой план для работы в школе...
Годовой план учителя -логопеда
в материале представлен план учителя-логопеда...
Годовой план учителя - логопеда 2021 -2022 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ - логопеда...
Годовой план учителя - логопеда 2022-2023 уч. год
План работы учителя - логопеда...