Годовой план учителя логопеда в школе
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3 класс)

Девятьярова Ольга

Годовой план учителя логопеда в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой план коррекционно-методической работы учителя-логопеда

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи (дислалии, ринолалии, дизартрии, заикания, дизграфии, дислексии, речевых нарушений, вследствие снижения слуха);

Задачи:

  1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
  2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
  3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
  4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
  5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.


Разделы:

  1. Организационная работа.
  2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессе обучения. Предупреждение и коррекция дислексии.
  3. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
  4. Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
  5. Коррекция звукопроизношения.
  6. Работа с педагогами.
  7. Работа с родителями.
  8. Методическая работа.
  9. Самообразование.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Организационная работа. Диагностико-проектная деятельность

1

Составить годовой план коррекционно-методической работы на учебный год работы логопункта

 

 

 

1-15 сентября

2

Своевременно провести обследование детей. 
Первичное обследование устной и письменной речи

Выявление нарушений устной и письменной речи

1-15 сентября

3

Знакомство с данными мед. обследования, сбор анамнеза

Уточнение   этиологии   характера речевых нарушений

Сентября
октябрь

4

Комплектование групп и подгрупп

Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой

1-15 сентября

5

Обеспечить оснащение педагогического процесса

 

Систематически

6

Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

 

Сентябрь

7

Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

 

 

Систематически

8

По результатам обследования составить диагностическую карту работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

Отследить и проанализировать динамику в ходе коррекционной работы.

Сентябрь

9

Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

 

Систематически

10

Составить годовой отчет о работе логопункта.

 

 Май

11

Повторное обследование устной и письменной речи

Заполнение речевых карт.

15-25 мая

Развитие фонетико-фонематических процессов. Предупреждение и коррекция дислексии. Коррекционно-развивающая деятельность.

1

Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

Умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударение, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

Систематически

2

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

 

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть; выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

По перспективному планированию

3

Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда: а о у э ы и, я е ю е.

Коррекция    речевых    нарушений учащихся

По перспективному планированию

4

Формирование действия изменения слов. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов: анализ слога по звукам; анализ слова по звукам; нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова; преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими; преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв); преобразование слов путем наращения согласных.

Коррекция    речевых    нарушений учащихся

По перспективному планированию

5

Помощь в обучении детей-логопатов чтению (работа со смешанными моделями слов):

слоговой анализ — синтез слова в 2, 3,4, (5) слогов разной слоговой структуры;

чтение предложений и небольших рассказов по слогам; дописывание слов по картинкам;

помощь учителю в обучении плавному, слитному чтению (до 40—60 слов в 1 минуту).

 

Систематически

6

Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

выделение согласных по картинкам и в словах (по мере изучения алфавита): б—п; в—ф; г—к—х; с—ш; з—ж; с—з; с—ц; ш—ж; ц—ч; ч—ц; ч—ть; выделение и дифференцирование парных согласных звуков: п—б; д—т; р—л.

 

Систематически

7

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной речи

Коррекция    речевых    нарушений учащихся

Систематически

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

1

Обогащение, закрепление и активизация словаря: именами существительными, прилагательными; глаголами; наречиями.

 

Систематически

2

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи. Малоупотребительные слова.

 

Систематически

3

Развитие обобщающих понятий (классификация предметов).

 

Систематически

4

Словообразовательная работа.

Систематизация знаний детей о способах словообразования: суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих различный смысловой оттенок; суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

По перспективному планированию

 

Работа над формированием грамматического строя речи:

 

Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
подбор определений к существительным;
образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного; обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий); активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа); составление и оценивание по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами; упражнения в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

По перспективному планированию



Развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2—3-х классов.

1

Коррекция на фонетическом уровне:
а)      предупреждение и исправление акустических дисграфий:
строение и функции речевого аппарата (повторение);
звуки речи и буквы (повторение);
б)      фонематический анализ слов:
простые формы звукового анализа;
сложные формы звукового анализа;
твердые и мягкие согласные;
обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го ряда;
второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы ь);
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное
сходство:
- гласные ё, ю, о, у;
- звонкие и глухие парные согласные в-ф; п-б; д-т; д'-т'; з-с; г-к; ж-ш;

- оглушение звонких согласных: с-ш; з-ж; с'-щ'; р-л; р'-л'; г-к-х; с-ц; ч-т'; ч-щ'; ц-ч.

Коррекция на фонетическом уровне.

По перспективному планированию

2

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Выявление активного словарного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

слова-«сорняки», слова- «приятели» (синонимы), слова- «неприятели» (антонимы),
слова-«близнецы» (омонимы),
сколько значений у слов? (многозначные слова). Слоговой анализ и синтез слов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слогоритмической структуры слов.
Безударные гласные.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова. Сложные слова.
Приставка. Суффикс.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

3

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетание и предложение. Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Управление.
Кого? Что? (винительный падеж). Кого? Чего? (родительный падеж). Кому? Чему? (дательный падеж). О (в, на) ком? чем? (предложный падеж). Кем? Чем? (творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании). Предлоги. Приставки. Приставки и предложения.

Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

По перспективному планированию

4

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии: формирование пространственных представлений, формирование временных представлений, дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство: б-д; б-в; д-в; и-у; о-а; и-ш, п-т; ш-т; ц-ш; п-р; г-ч; у-щ; у-з.

Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии.

По перспективному планированию

5

Пальчиковая гимнастика.

Развитие тонкой моторики.

Систематически

Коррекция звукопроизношения.

1

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей-логопатов.

 

 

 

Систематически

Консультативно-методическая деятельность
Работа с педагогами. Связь учителя-логопеда с родителями.

1

Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

 

 

2

Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

Ознакомление учителей и родителей   с актуальными   проблемами   коррекционного   воспитания ребёнка

 

3

Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

 

 

4

Организация речевой игротеки.

 

 

5

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических знаний:

Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка; принимать активное участие в родительских собраниях; доводить до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка; проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Ознакомление учителей и родителей   с актуальными   проблемами   коррекционного   воспитания ребёнка

 

6

Родительские собрания в 1 классах «Предпосылки обучения грамоте»

Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей

сентябрь 
октябрь

7

Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи
детей.

Обеспечение       индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развития

Систематически

8

Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях) Выступление на МО учителей начальных классов

Ознакомление учителей и родителей   с актуальными   проблемами   коррекционного   воспитания ребёнка

Систематически

 

 

9

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

 

Систематически

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности

1

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение      профессиональной компетентности

Систематически

2

Работа с научной и публицистической литературой

 

Систематически

3

Проведение   наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей

Систематически
Заполнение карт 
«Динамика развития»

4

Планирование методической работы на год

 

Август

5

Составление перспективных планов работы с учащихся

 

1-15 сентября

6

Заполнение речевых карт

 

1 раз в четверть

7

Составление конспектов занятий

 

Систематически

8

Подобрать методическую и коррекционную литературу и пособия, логопедические игры в помощь учителю и родителям.
 

 

Октябрь

9

Заполнение журнала учета посещаемости

 

Ежедневно

10

Организовать обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, посещающих школу дошкольников

 

По требованию администрации

11

Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

 

Систематически

Самообразование.   Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

1

Изготовление и приобретение методических пособий

Повышение эффективности коррекционной работы

Систематически

2

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

 

Систематически

3

Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

 

Систематически

4

Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

 

Систематически

5

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

 

 

6

Пополнять методическими разработками свой сайт.

 

Систематически

7

Приобретение методической литературы

 

Систематически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план учителя-логопеда

УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №3...

Годовой план учителя-логопеда

Образец написания годового плана учителя-логопеда....

Годовой план учителя-логопеда образовательного комплекса.

В современныхна разных образовательных ступенях условиях специалист вынужден работать в нескольких зданиях комплекса. При этом на разных образовательных уровнях:дошкольный и школьный. Соответственно, ...

Годовой план учителя - логопеда

Годовой план для работы в школе...

Годовой план учителя -логопеда

в материале представлен план учителя-логопеда...

Годовой план учителя - логопеда 2021 -2022 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ - логопеда...

Годовой план учителя - логопеда 2022-2023 уч. год

План работы учителя - логопеда...