Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Конспект занятия, проведённого совместно с учителем начальных классов. Цель занятия - профилактика нарушений письменной речи, развитие познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morfemnyy_analiz.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая тема: Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)

Грамматическая тема: Упражнения в подборе однокоренных слов

Цель урока: Тренировать детей в подборе однокоренных слов с учетом их морфемного состава

Задачи урока:

Обучающие: 

  1. Актуализировать знания о составе слова
  2. Развивать умение выделять значимые части слова
  3. Развивать навык подбора и образования однокоренных слов
  4. Развитие приёмов сравнения, обобщения, классификации
  5. Обогащение словарного запаса
  6.  Развитие связной речи
  7. Совершенствование орфографической зоркости и усвоения орфографических правил

Развивающие: 

  1. Развитие навыка морфемного анализа слов
  2. Развитие психологических предпосылок к обучению (устойчивость внимания, восприятия, способность к запоминанию, познавательная активность)
  3.  Развитие регулирующей и коммуникативной деятельности:

-планирование деятельности, проговаривание последовательности деятельности, контроль за ходом своей деятельности (самоконтроль)

- умение делать выводы

-работа в определенном темпе

4. Развитие самостоятельности и самооценки

5. Развитие пространственных представлений

6. Развитие сенсомоторики

Воспитывающие: 

  1. Развитие чувства ответственности, уверенности в себе
  2. Развитие личностных качеств (организованность, воспитанность, взаимоуважение)
  3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку

№ п/п

Время

Этап занятия (урока)

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1

2 мин

1. Орг. момент

Учитель

Проверь дружок

Готов ли ты начать урок

Всё ль на месте

Всё ль в порядке

Учебник, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят

Все ль внимательно глядят

2

8 мин.

2 Мотивация к деятельности

Учитель

  • Будем работать в карте урока. Подпишите карту урока, класс
  • Задание №1. Посмотри на строчки с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши сам заглавную и строчную буквы.
  • Задание №2. Внимание на слайд. Определяем тему урока. О чём будем говорить? Запишите тему урока. В русском языке раздел, который изучает строение  слова называется  ______(словообразованием)
  • Как может образоваться слово?
  • Подписывают карту урока
  •  Выполняют задания.

  • Определяют тему.

См. карту урока

Презентация

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

3

8 мин.

Актуализация знаний по теме:

Пробуждение познавательного интереса к теме

  • С какой морфемы начнем?
  • Начнем с приставки. Все ли вы знаете приставки. Задание 3. За 1 мин кто больше вспомнит и напишет приставок.
  • Оказывается, что знать и вспомнить – это не совсем одно и тоже. Специально вспоминать приставки. это трудно. Посмотрите на список. Здесь 49 приставок и их варианты в скобках.
  • Зарядка для глаз
  • Запишите слова с приставками

Ответ, забежал, за окном, отъезд, завьюжить

  • Записывают приставки

  •  Записывают слова

Слайд №5

Картинка с домом - дачей

Слайд №6

4.

2 мин.

Динамическая пауза Логопед

Считалка

Щи – талочка

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки.

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись – ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три, огонь зажжён –

Кочерыжка, выйди вон!

Выполняют стоя друг к другу в парах

5

5 мин.

. Основной этап

Учитель

Логопед

  • Какая часть слова «спряталась» в этой считалке?
  • Задание 4 Запишите однокоренные слова к слову корешок- разной части речи

Называют и записывают однокоренные слова

  • сущ.: корешок, коренья, корневище, корнеплод, корень

прил.: закоренелый, корневой, прикорневой, коренной, однокоренной,

  • глаг.: искоренить/искоренять, укоренить, укорениться/укореняться,

Рисуем корнеплоды двумя руками одновременно.

Образуйте родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Морковь -…                Редис - …

 Какую часть слова использовали? (суффикс). Нам помог суффикс –к-.

  • Посмотрите на «звезду» суффиксов. Многие из них вам знакомы. А можно ли по суффиксам узнать часть речи?
  • Подберите к схеме слово с любым суффиксом
  • Прочитайте слова на слайде. Запишите их в том порядке как указывает схема.

  • Ученики выполняют задание.

Ученики рисуют картофель, редис и морковь

Записывают слова

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

8.

4 мин.

Рефлексия

(подведение итогов)

Обобщение изученного материала;

  • Вот мы и подошли к заключительному конкурсу знатоков по теме «Как образуются слова»

И сейчас самое трудное задание.

Внимание на экран. Прочитайте предложение. Найдите задание 6. Прочитайте задание. Мы сейчас делали по схеме подбирали слова, а в этом задание вам надо к словам записать схемы.

Готовы? Работаем.

Проверим

Карта ученика

Задание №6

Карта ученика

Задание №7

4 мин.

9.

2 мин

Подведение итогов

Учитель

Логопед

  • Закончите фразы
  1. Я сегодня повторил о частях слова
  2. Я познакомился с новыми
  3. Я хочу похвалить …
  • Мы с вами очень хорошо потрудились. А теперь оцените свою работу. Посчитайте баллы. Выставите по модификатору отметку.
  • То задание, которое вам понравилось больше всех,выделите штриховкой в карте ученика  цветным карандашом.
  • Спасибо за урок
  • Работают с картой ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфемный анализ слова"

Урок  русского языка во 2 классе. Представляет собой систематизацию и обобщение знаний по теме: Морфемный состав слова.  Использование интерактивной доски...

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....

Конспект открытого логопедического занятия в 4 классе "Приставки. Морфемный анализ слов"

Представлена работа по актуализации знаний учащихся по теме "Приставки"; совершенствованию морфемного анализа слов разных частей речи; по словобразованию (приставки пространственного значени...

Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта

Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...

Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов

Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....

Морфемный анализ слова. Безударная гласная в корне слова.

Анализ состава слова — обязательная составляющая восприятия и понимания текста. Поэтому формирование у детей навыка морфемного анализа слов является одной...

Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов

Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру....