Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов
статья по логопедии (1, 2 класс)
Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_analiza_v_1-2_klassah._statya.docx | 485.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1 – 2 классов
Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Пушкинского района Санкт – Петербурга,
ГБОУ школа № 403
Морозова Елена Александровна
Начало данной работы было представлено в статье «Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта (nsportal.ru)». Во 2 четверти при изучении новых букв первоклассниками возрастает интенсивность овладения письменной речью. Учащиеся, зачисленные на логопедический пункт, испытывают затруднения при формировании навыка письма. Сложнее всего приходится нечитающим детям или учащимся, которые используют побуквенный способ чтения. Правильное написание слов требует опоры на правильное проговаривание. Для формирования навыка количественного анализа слов в своей работе я использую упражнение под условным названием «Шифровальщик», которое проводится на занятии 1 раз в неделю как «разминка». Возможность самостоятельно оценить свою работу, сравнить количество баллов способствует повышению уровня мотивации. Первоклассники проявляют положительные эмоции каждый раз, когда правильно определяют количество букв в слове. На любом этапе работы учащиеся имеют возможность похвалить себя, когда при правильном выполнении инструкции логопеда по определению расположения букв в пространстве получаются слова «Молодец», «Красота». Дети могут раскрасить картинки, которые соотносятся с каждой темой. Лучшие «шифровальщики» награждаются к Новому году (результаты всех детей отображаются наглядно в сводной таблице). В 2021/22 учебном году в I полугодии параллельно проводилась работа по закреплению и расширению словарного запаса по 7 лексическим темам; для анализа предлагалось 10 слов. Низкий уровень речевой готовности к школе учащихся 1 класса, зачисленных на школьный логопедический пункт в 2022/23 учебном году, способствовал внесению некоторых изменений. Было сокращено количество предъявляемых слов до 8, изменён речевой материал в соответствии с программой по окружающему миру.
Во 2 классе не теряет своей актуальности работа по развитию навыков количественного анализа слов. Опора на правильное проговаривание способствует самоконтролю при списывании, при формировании умения проверять письменную работу. Второклассники проговаривают слова в соответствии с нормами написания, развивают умение объяснить знакомую орфограмму в слове, могут закрепить написание трудных слов на письме.
Методика проведения упражнения «Шифровальщик»
Цель: Развивать навык количественного анализа слов у учащихся 1 – 2 классов с опорой на правильное проговаривание в условиях школьного логопункта. Задачи:
- Работать над предупреждением ошибок на письме, развивать фонематический слух.
- Формировать орфографическую зоркость.
- Провести работу по закреплению и расширению словарного запаса в соответствии с программой по окружающему миру.
Оборудование: цифровая линейка, ручка, индивидуальный лист на каждого ребёнка формата А 4. Для количественного анализа слов предлагается 8 слов (каждое слово обозначено на листе цифрой). Такая «разминка» длится 5-10 минут. При первом выполнении задания подчёркивается, что Ь – это буква, которая тоже входит в общее количество букв.
1 вариант. Учитель-логопед диктует слова, учащиеся записывают количество букв. При этом выборочно можно задать вопросы о назначении предмета. Если возникают затруднения, даётся его зрительный образ.
Начинается проговаривание с учётом деления слова на слияния (согласный + гласный) и гласный и согласный вне слияния. Ученики записывают цифрой количество букв в слове. 2 вариант. Учитель-логопед задаёт вопросы, ответы на которые дают слова для анализа. В 1 классе с опорой на наглядность идёт закрепление и расширение словаря по окружающему миру (части растений, насекомых, рыб, птиц и т.д ). Во 2 классе особое внимание уделяется темам «Экономика», «Транспорт», «Профессии».
3 вариант. Во 2 классе выборочно проводится работа над словообразованием, когда для анализа предлагаются имена прилагательные.
Проверка: ученики называют число букв, ставят под цифрой «+» или «-», подсчитывают и записывают количество правильных ответов. Это количество баллов заносится в сводную таблицу (висит в кабинете, дети имеют возможность видеть свои успехи). Проверка может проходить после каждого слова: при наличии ошибок идёт коллективное или индивидуальное проговаривание для нахождения допущенной ошибки (чаще всего используется в 1 классе). Во 2 классе возможна проверка после выполнения всего задания.
Примечание: Приложение №1: Карта шифровальщика для 1 класса + речевой материал для учителя-логопеда. Приложение №2: Карта шифровальщика для 2 класса + речевой материал для учителя-логопеда.
Выводы: 1. Работа по развитию количественного анализа слов с опорой на правильное проговаривание способствует профилактике специфических ошибок на письме. Овладение таким навыком позволяет учащимся 1 – 2 классов не пропускать буквы при списывании и письме под диктовку; формирует умение увидеть свою ошибку при проверке и исправить её.
2. Ученики 1 класса учатся выделять слияния, гласные/согласные вне слияния. Этот навык способствует формированию правильного навыка чтения.
3. Упражнение «Шифровальщик» способствует развитию слухового внимания и памяти.
4. Используемый речевой материал позволяет закрепить термины, понятия и представления в рамках программы по окружающему миру.
Приложение 1
1 класс. Шифровальщик слов _________________________________________________
РАСТЕНИЯ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
ДЕРЕВЬЯ | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | |
НАСЕКОМЫЕ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ |
| |
РЫБЫ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
ЗВЕРИ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
ПТИЦЫ | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | |
В ЗООПАРКЕ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
М | Р | Л | С | Д | Т | Ц | |
К | О | А | О | О | Е | А |
Речевой материал для 1 класса
- Растения
Лист, цветок, плод, семена, корень, стебель, соцветия, комнатные.
4 | 6 | 4 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 |
- Деревья
Клён, осина, берёза, дуб, рябина, хвоинки, хвойные, тополь.
4 | 5 | 6 | 3 | 6 | 7 | 7 | 6 |
- Насекомые
Усики, голова, глаза, грудь, ноги, крылья, брюшко, бабочка.
5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 |
- Рыбы
Голова, туловище, хвост, плавники, чешуя, речные, морские, окунь.
6 | 8 | 5 | 8 | 5 | 6 | 7 | 5 |
- Звери
Лапы, передние, задние, животные, шерсть, копыта, детёныши, молоко (млекопитающие).
4 | 8 | 6 | 8 | 6 | 6 | 8 | 6 |
- Птицы
Голова, клюв, ноги, шея, туловище, крылья, хвост, перья.
6 | 4 | 4 | 3 | 8 | 6 | 5 | 5 |
- В зоопарке
Фламинго, гуанако, гепард, медведь, тигр, жираф, слон, зоопарк.
8 | 7 | 6 | 7 | 4 | 5 | 4 | 7 |
Приложение 2
2 класс. Шифровальщик слов _____________________________________________
ОСЕНЬ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
РАСТЕНИЯ | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | |
ЖИВОТНЫЕ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ |
| |
ЭКОНОМИКА | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
ТРАНСПОРТ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
ПРОФЕССИИ | ||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | |
ЗИМА | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | БАЛЛЫ | ||
М | Р | Л | С | Д | Т | Ц | |
К | О | А | О | О | Е | А |
Речевой материал для 2 класса
- Осень
Сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя, золотая, поздняя, листопад, перелётные.
8 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 10 |
- Растения
Деревья, кустарники, травы, лиственные, хвойные, крыжовник, рябина. лиственница.
7 | 10 | 5 | 10 | 7 | 9 | 6 | 11 |
- Животные
Насекомые, птицы, звери, земноводные; ящерицы, черепахи, крокодилы - пресмыкающиеся.
9 | 5 | 5 | 11 | 7 | 8 | 9 | 14 |
- Экономика
Отрасли, деятельность, сельское, хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.
7 | 12 | 8 | 9 | 14 | 13 | 9 | 8 |
- Транспорт
Наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, пассажиры.
8 | 6 | 9 | 9 | 12 | 8 | 11 | 9 |
- Профессии
Сварщик, швея, пчеловод, повар, продавец, строитель, метеоролог, воспитательница.
7 | 4 | 8 | 5 | 8 | 9 | 10 | 15 |
- Зима
Декабрь, январь, февраль, заморозки, снегопад, метель, гололедица, изморозь.
7 | 6 | 7 | 9 | 8 | 6 | 10 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)
Конспект занятия, проведённого совместно с учителем начальных классов. Цель занятия - профилактика нарушений письменной речи, развитие познавательного интереса....
Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта
Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...
Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов
Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....
Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.
Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанн...
Развитие навыков языкового анализа и синтеза в условиях школьного логопункта
Представлен опыт работы в условиях школьного логопункта по методической теме...