Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта
статья по логопедии (1 класс)

Морозова Елена Александровна

Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного запаса по лексическим темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Развитие навыков количественного анализа слов                                                у первоклассников в условиях школьного логопункта

                           

                             

                                          Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП

                                                                      Пушкинского района Санкт – Петербурга,

                                                                      ГБОУ школа № 403

                                                                      Морозова Елена Александровна

В начале учебного года в результате диагностики устной речи учащихся 1 классов учитель-логопед выявляет детей с низким  или невысоким уровнем речевой готовности к школе, формирует группы для зачисления детей на занятия по Программе профилактики нарушений письменной речи. В добукварный период проводится работа по развитию языкового анализа слов. На каждом занятии используется речевой материал по определённой лексической теме. Дети учатся правильно произносить слова, анализировать их с опорой на схемы слова; закрепляют и расширяют свой словарный запас.                                                Во 2 четверти на уроках грамоты идёт интенсивное изучение новых букв, первоклассники овладевают письменной речью. Правильное написание слов требует опоры на правильное проговаривание. Для формирования навыка количественного анализа слов в своей работе я использую упражнение под условным названием «Шифровальщик». Для повышения уровня мотивации это выглядит как соревнование: сначала подводятся промежуточные итоги (заполняется место на Пьедестале Почёта по каждой теме), затем подсчитываются все баллы, и  лучшие «шифровальщики» награждаются к Новому году. Такую работу на занятиях я провожу как «разминку» 1 раз в неделю. Для закрепления словарного запаса я выбрала 7 тем, которые были использованы в I полугодии.                                                

Методика проведения  упражнения  «Шифровальщик»

Оборудование: цифровая линейка, ручка, индивидуальный лист на каждого ребёнка формата А 4 (во 2 четверти первоклассники уже могут самостоятельно подписать его своим именем). Для количественного анализа слов предлагается 10 слов (каждое слово обозначено на листе цифрой). Такая «разминка» длится 5-10 минут. При первом выполнении задания подчёркивается, что Ь – это буква, которая тоже входит в общее количество букв.

1 вариант. Ученик выбирает картинку, переворачивает её, называет слово. Если забыл название предмета, называют другие ученики или учитель-логопед. Начинается проговаривание с учётом деления слова на слияния (согласный + гласный) и гласный и согласный вне слияния. Ученики записывают цифрой количество букв в слове.

2 вариант. Учитель-логопед диктует слова, учащиеся записывают количество букв. При этом выборочно можно задать вопросы о назначении предмета. Если возникают затруднения, даётся его зрительный образ.                                                                                    

Проверка: ученики называют число букв, ставят под цифрой «+» или «-», подсчитывают и записывают количество правильных ответов и своё место на Пьедестале Почёта. Это количество баллов заносится в сводную таблицу (висит в кабинете, дети имеют возможность видеть свои успехи).

Примечание: в работе по последней теме можно просто назвать обобщающие понятия, а можно предложить учащимся самим подобрать обобщающее слово для ряда предметов. Речевой материал по каждой теме может меняться в зависимости от степени усвоения словарного запаса.

Речевой материал

Овощи: капуста, морковь (морковка), кабачок, баклажан, редиска, картофель, свёкла, тыква, петрушка, огурец. Фрукты: мандарин, груша, яблоко, персик, виноград, апельсин, черешня, ананас, гранат, слива. Мебель: шкаф, ширма, кровать, стенка, шезлонг, обувница, скамейка, калошница, раскладушка, комод. Посуда: вилка, кружка, солонка, поварёшка, решето, кувшин, кастрюля, горшок, тарелка, маслёнка. Животные: тигр, медведь, леопард, носорог, кенгуру, пингвин, крокодил, осёл, кошка, лошадь. Детёныши животных: щенок, телёнок, ягнёнок, котёнок, жеребёнок, поросёнок, верблюжонок, тигрёнок, ежонок, бельчонок. Обобщающие понятия: овощи, фрукты, животные, посуда, насекомые, мебель, игрушки, одежда, транспорт, обувь.

                                                                                                                               Приложение                    1 класс. Шифровальщик слов _________________________________________________

                                                                            ОВОЩИ

    БАЛЛЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                                           ФРУКТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                                             МЕБЕЛЬ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                                             ПОСУДА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                                         ЖИВОТНЫЕ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                             ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                            ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

верно

нет

                                                            Пьедестал Почёта                                              

Номинация

    Место

ОВОЩИ

ФРУКТЫ

МЕБЕЛЬ

ПОСУДА

ЖИВОТНЫЕ

ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ

ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ

Выводы: Работа по развитию количественного анализа слов с опорой на правильное проговаривание способствует профилактике специфических ошибок на письме. Овладение таким навыком позволяет учащимся первых классов не пропускать буквы при списывании и письме под диктовку; формирует умение увидеть свою ошибку при проверке и исправить её.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)

Конспект занятия, проведённого совместно с учителем начальных классов. Цель занятия - профилактика нарушений письменной речи, развитие познавательного интереса....

Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"

Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....

Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов

Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....

Развитие навыков языкового анализа и синтеза в условиях школьного логопункта

Представлен опыт работы в условиях школьного логопункта по методической теме...

Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов

Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру....