Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта
статья по логопедии (1 класс)
Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного запаса по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие количественного анализа слов в 1 классе | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта
Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП
Пушкинского района Санкт – Петербурга,
ГБОУ школа № 403
Морозова Елена Александровна
В начале учебного года в результате диагностики устной речи учащихся 1 классов учитель-логопед выявляет детей с низким или невысоким уровнем речевой готовности к школе, формирует группы для зачисления детей на занятия по Программе профилактики нарушений письменной речи. В добукварный период проводится работа по развитию языкового анализа слов. На каждом занятии используется речевой материал по определённой лексической теме. Дети учатся правильно произносить слова, анализировать их с опорой на схемы слова; закрепляют и расширяют свой словарный запас. Во 2 четверти на уроках грамоты идёт интенсивное изучение новых букв, первоклассники овладевают письменной речью. Правильное написание слов требует опоры на правильное проговаривание. Для формирования навыка количественного анализа слов в своей работе я использую упражнение под условным названием «Шифровальщик». Для повышения уровня мотивации это выглядит как соревнование: сначала подводятся промежуточные итоги (заполняется место на Пьедестале Почёта по каждой теме), затем подсчитываются все баллы, и лучшие «шифровальщики» награждаются к Новому году. Такую работу на занятиях я провожу как «разминку» 1 раз в неделю. Для закрепления словарного запаса я выбрала 7 тем, которые были использованы в I полугодии.
Методика проведения упражнения «Шифровальщик»
Оборудование: цифровая линейка, ручка, индивидуальный лист на каждого ребёнка формата А 4 (во 2 четверти первоклассники уже могут самостоятельно подписать его своим именем). Для количественного анализа слов предлагается 10 слов (каждое слово обозначено на листе цифрой). Такая «разминка» длится 5-10 минут. При первом выполнении задания подчёркивается, что Ь – это буква, которая тоже входит в общее количество букв.
1 вариант. Ученик выбирает картинку, переворачивает её, называет слово. Если забыл название предмета, называют другие ученики или учитель-логопед. Начинается проговаривание с учётом деления слова на слияния (согласный + гласный) и гласный и согласный вне слияния. Ученики записывают цифрой количество букв в слове.
2 вариант. Учитель-логопед диктует слова, учащиеся записывают количество букв. При этом выборочно можно задать вопросы о назначении предмета. Если возникают затруднения, даётся его зрительный образ.
Проверка: ученики называют число букв, ставят под цифрой «+» или «-», подсчитывают и записывают количество правильных ответов и своё место на Пьедестале Почёта. Это количество баллов заносится в сводную таблицу (висит в кабинете, дети имеют возможность видеть свои успехи).
Примечание: в работе по последней теме можно просто назвать обобщающие понятия, а можно предложить учащимся самим подобрать обобщающее слово для ряда предметов. Речевой материал по каждой теме может меняться в зависимости от степени усвоения словарного запаса.
Речевой материал
Овощи: капуста, морковь (морковка), кабачок, баклажан, редиска, картофель, свёкла, тыква, петрушка, огурец. Фрукты: мандарин, груша, яблоко, персик, виноград, апельсин, черешня, ананас, гранат, слива. Мебель: шкаф, ширма, кровать, стенка, шезлонг, обувница, скамейка, калошница, раскладушка, комод. Посуда: вилка, кружка, солонка, поварёшка, решето, кувшин, кастрюля, горшок, тарелка, маслёнка. Животные: тигр, медведь, леопард, носорог, кенгуру, пингвин, крокодил, осёл, кошка, лошадь. Детёныши животных: щенок, телёнок, ягнёнок, котёнок, жеребёнок, поросёнок, верблюжонок, тигрёнок, ежонок, бельчонок. Обобщающие понятия: овощи, фрукты, животные, посуда, насекомые, мебель, игрушки, одежда, транспорт, обувь.
Приложение 1 класс. Шифровальщик слов _________________________________________________
ОВОЩИ | БАЛЛЫ | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
ФРУКТЫ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
МЕБЕЛЬ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
ПОСУДА | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
ЖИВОТНЫЕ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | верно | нет |
Пьедестал Почёта
Номинация | Место |
ОВОЩИ | |
ФРУКТЫ | |
МЕБЕЛЬ | |
ПОСУДА | |
ЖИВОТНЫЕ | |
ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ | |
ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ |
Выводы: Работа по развитию количественного анализа слов с опорой на правильное проговаривание способствует профилактике специфических ошибок на письме. Овладение таким навыком позволяет учащимся первых классов не пропускать буквы при списывании и письме под диктовку; формирует умение увидеть свою ошибку при проверке и исправить её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.
Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)
Конспект занятия, проведённого совместно с учителем начальных классов. Цель занятия - профилактика нарушений письменной речи, развитие познавательного интереса....
Метод проектов в условиях школьного логопункта. Проект "Слово в слове"
Представляю опыт работы над проектом "Слово в слове": этапы проекта (деятельность логопеда, учащихся), методический паспорт, описание продукта (игры)....
Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов
Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....
Развитие навыков языкового анализа и синтеза в условиях школьного логопункта
Представлен опыт работы в условиях школьного логопункта по методической теме...
Работа школьного логопеда по развитию навыков количественного анализа слов у учащихся 1-2 классов
Работа позволяет развивать количественный анализ слов у учащихся 1-2 классов с использованием речевого материала в рамках программы по окружающему миру....