логопедическая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа предназначена для логопедической работы в общеобразовательных школах с учащимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР 7.2), испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log_programma_dlya_zpr.docx | 56.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа предназначена для логопедической работы в общеобразовательных школах с учащимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР 7.2), испытывающих трудности при освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, И.В Прищеповой, Л.Г Парамоновой и т.д.
В связи с тем, что у учителя - логопеда первые две недели сентября и последние две недели мая проходит логопедическая диагностика на изучение коррекционного курса в 1 классе отводится 81 час, рабочая программа для 1 класса предусматривает обучение в объеме 3 часов в неделю. Форма организации – подгрупповые занятия.
Данная программа используется на заключительном этапе в системе единого непрерывного процесса логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, нуждающимися в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей.
Цель курса — Преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД отражены в задачах программы.
Задачи:
Образовательные
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова.
2. Обогащение словарного запаса путем уточнения имеющихся в запасе слов и накопления новых слов в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
3. Введение в активный словарь учебных слов-терминов: звук, буква, слог, гласные, согласные твердые-мягкие, глухие-звонкие согласные и т.д.
4. Усвоения правил орфографии и правил написания предложения.
5. Формирование навыка правильного чтения и письма.
Коррекционные
1. Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
2. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов.
3. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
4. Развитие лексико-грамматического строя речи (процессов словообразования и словоизменения).
5. Формирование навыков построения связного высказывания.
6. Формирование временных и пространственных представлений.
7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, способность к запоминанию, способность к переключению, познавательную активность, навыки и приемы самоконтроля.
8. Формирование регулирующей коммуникативной деятельности:
- оформление своей мысли в устной и письменной речи;
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
Воспитательные
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе.
2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.
Программа составлена в соответствии с :
- "Законом об образовании"
- ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373);
- Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения;
- Программно-методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.
2.Общая характеристика коррекционного курса
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В Ястребовой, Т. П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, И.В Прищеповой, Л.Г Парамоновой и т.д.
Программа реализуется через учебно-методическое пособие Прокопьевой Т.И, которое включает: логопедический альбомы и методические рекомендации к логопедическому альбому по преодолению нарушений речи у учащихся 1-х классов", - Чувашское книжное издательство, 2013 год.,
Характеристика письменной речи обучающихся с ЗПР
У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, как отмечают Филичева Т.Б. и Туманова Т.В., «плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь».
Несформированность звуковой стороны речи выражается в заменах, пропусках, искажённом произношении, нестойком употреблении звуков в речи. Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры слова. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. У детей не сформированы навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных (морковный-морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведёрко-вёдрочко). И на этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов. Активный словарь отличается преобладанием существительных и глаголов».
Они плохо знают названия оттенков цветов: «оранжевый», «серый», «голубой». Плохо различают форму предметов: «круглый», «овальный», «квадратный», «треугольный», мало используют антонимы и синонимы.
Также в словаре детей недостаточное количество обобщающих понятий, в основном это овощи, фрукты, одежда, посуда.
Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является предпосылками к успешному овладению грамотой.
Кроме того, у детей данной группы недостаточно развиты такие психические процессы как память, внимание, произвольность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Методы и приемы используемые при обучении
- наглядно- демонстрационные
- словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа)
- практические (упражнения, моделирование)
- игровые ( лексико-грамматические игры)
Принципы работы:
- Доступности
- Системности учета структуры речевого нарушения
- Комплексности
- Дифференцированный подход обучения
- Этиопатогенетический
- Поэтапности
- Использование обходного пути
- Деятельностного подхода
- большое внимание уделяется развитию мелкой моторики: упражнениям с мячом, пальчиковая гимнастика
Формы организаций коррекционных занятий
- Подгрупповые
- Индивидуальные
Технологии обучения
Проблемно-диалогическая технология. (Мельникова Е.Л.)
Технология личностно-ориентированного подхода (Леонтьев А.А.)
Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А.)
Коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников русскому языку (Мисаренко Г.Г).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом "Коррекционно-развивающей области" и проводится во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
В связи с тем, что у учителя - логопеда первые две недели сентября и последние две недели мая проходит логопедическая диагностика на изучение коррекционного курса в 1 классе отводится 81 час, рабочая программа для 1 класса предусматривает обучение в объеме 3 часов в неделю. Форма организации – подгрупповые занятия.
Преподавание коррекционного курса связано с преподаванием предметных областей: русский язык и литературное чтение и опирается на их содержание.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
Курс ориентирован на формирование у учащихся:
- положительного отношения к школе и учебной деятельности;
- представления о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к занятиям: быть готовым к занятиям, бережно относиться к школьным принадлежностям и т.д.);
- этических норм поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
- потребности сотрудничества с взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятиях (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, с взрослыми;
- знаний и выполнения правил работы в группе, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты. Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем-логопедом;
- сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда);
- определять пути и средства достижения учебной цели;
- с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
- работать в определённом темпе;
- применять знания в новых ситуациях.
Познавательных
- ориентироваться в учебных пособиях;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебных пособиях для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций;
- с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативных
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;
- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда;
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции;
- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия;
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба);
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии;
- обращаться к взрослому или товарищу по группе за разъяснением;
- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа занятий включает 4 раздела:
РАЗДЕЛ 1 - Совершенствование произносительной стороны речи
1.1 Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
2.2 Коррекция деффектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, в предложениях.
1.3 употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
1.4 Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опрой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие и др.).
1.5 Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.
РАЗДЕЛ - 2 - Формирование языкового анализа и синтеза
1.1 Формирование представлений о предложении
Текст. Предложение. Дифференциация понятий "слово-предложение", "текст-предложение". Интонационная законченность предложения. Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. Схема предложения. Заглавная буква в словах. Понятие о слогах. Деление слов на слоги Слоговая схема слов. Дифференциация понятий "предложение-текст - слово - слог"
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Распространение предложения путем введения слов-признаков. Составление предложений из заданных слов. Работа с деформированным предложением.
1.2 Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза
Гласные звуки и буквы
Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы гласных звуков А,О, У, И, Ы, Э. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема слова.
Гласные 1- го и 2 - го ряда. Гласные буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-У, Ы-И. Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости согласных на письме.
Звукобуквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Закрепление звукобуквенных связей. Формирование навыка слогового чтения.
Согласные звуки и буквы
Согласные звуки. Различение согласных и гласных звуков. Буквы согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация парных согласных звуков. Буквы Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляторным признакам. Буквы Ч-Щ-Ц. Звук и буква Й. Буквы И-Й-Е.
РАЗДЕЛ 3 Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи
3.1 Развитие лексического запаса
Актуализация и обогащение словарного запаса по темам "Цвет", "Геометрические фигуры", "Ориентировка на листе бумаги", "Фрукты, ягоды", "Овощи", "Осень", "Деревья", "Грибы", "Человек", "Домашние животные", "Домашние птицы", "Зима", "Времена и месяцы года", "Время", "Дикие животные", "Зимующие птицы", "Животные теплых и холодных стран", "Одежда", "Головные уборы", "Обувь", "Продукты питания", "Посуда", "Мебель", "Весна", "Перелетные птицы", "Цветы", "Насекомые".
Обогащение словаря разными частями речи. Обобщающие понятия. Речевые средства отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы. Поговорки.
Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.
3.2 Развитие грамматического строя и связной речи
Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.
Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов: В -ИЗ, НА-С, СО, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ_ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога - треугольник.
Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устным монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.
Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.
Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ
Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях. Закрепление поставленных звуков на стадии автоматизации их в предложениях на подгрупповых занятиях.
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционного курса
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся получат возможность научиться:
1. Правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.
2. Различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правило написания предложений.
3. Различать и употреблять в самостоятельной речи термины " звук, буква, слог, гласные, согласные твердый, мягкий, глухой, звонкий " Соотносить звуки с соответствующими звуками.
4. Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.
5. Уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.
6. Иметь достаточный словарный запас и развитый грамматический строй речи.
7. Знать пространственно-временные представления
8. Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков.
9. Иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
10. Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико-фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала обучающимися. Также возможны исключение и добавление изучаемых тем.
Контроль реализации программы
Мониторинг: - стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);
- промежуточная диагностика (анализ письма в классных рабочих тетрадях, посещение уроков чтения)
- итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.)
Стартовая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников;
- наглядный материал ( раздаточный материал, схемы, плакаты,);
- развивающие игры:
Литература
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. - Часть- 2 - М.: Владос, 2008.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. - Ч - 3 - М.: Владос, 2008.
3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. - М., Национальный книжный центр, 2015.
4. Волина В.В. "Веселая Грамматика". - М.: Знание, 2005
5. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. :, Национальный книжный центр, 2015.
6. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991.
7. Зубарева, Л. В. Развитие словесно-логического мышления / Л. В. Зубарева. – Волгоград : Учитель, 2010.
8. Козырева, Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития, 2004.
9. Козырева, Л. М. Как образуются слова в русском языке / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития, 2004.
10. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. – М. : 2009.
11. Кукушин, В. С. Логопедия в школе / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательский Центр «МарТ», 2004.
12. Лапп, Е. А. Современный логопедический урок / Е. А. Лапп. – Волгоград : Учитель, 2009.
13. Мазанова, Е. В. Аграмматическая форма дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : Аквариум, 2006.
15. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
16. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. – Ярославль : Академия развития, 1997.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
с учащимися 1 класса с ОВЗ (ЗПР 7.2)
№ | Тема занятия | Цель, задачи занятия |
1 | Вводное занятие | - знакомство с кабинетом и правилами поведения в нем, с логопедическими альбомами и правилами работы в них; беседа о значимости логопедических занятий |
2 3 | Развитие восприятия цвета | - Уточнить знания об основных цветах и оттенках; - учить согласованию сущ + прил. - развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; |
4. 5 | Развитие восприятия формы | - уточнить знания об основных геометрических фигурах; - учить составлению словосочетаний по схеме прил + прил. + сущ. - развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; |
6 | Развитие речи по теме "Фрукты и ягоды" Предлоги В-ИЗ | - Активизировать и расширять словарь по теме; - учить словообразованию относительных прилагательных, с уменьш-ласкат. суффиксом; - познакомить с предлогами - В-ИЗ, с их схемами; - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в В.П., П.П. - учить составлять предложения по картинкам; |
7 | Развитие пространственнй ориентировки | - развивать пространственное восприятие и представление; - учить ориентироваться на листе бумаги и употреблять речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения; развивать слуховое внимание, память, мышление; |
8. 9. | Слова-антонимы | - расширять словарный запас слов-антонимов; - учить составлению простых предложений с союзом а; - развивать зрительное внимание, операции сравнения; |
10 | Развитие речи по теме "Овощи". Предлоги НА - С - СО | - активизировать и обогащать словарь по теме; - учить словообразованию относительных прилагательных, с уменьш-ласкат. суффиксом; - познакомить с предлогами - НА - С - СО и их схемами; - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Р.п., В.п.;- учить составлять предложения по картинкам и записывать схемы; |
11 12 | Текст и предложение | - дифференцировать понятия "предложение" и "текст"; - формировать представление о предложении как еденице речи; - учить определять границы предложения с опорой на интонацию; - развивать навыки языкового анализа; |
13 14 | Слово и слог | - дифференцировать понятия "предложение", "слово", "слог"; - учить делить слова на слоги, записывать слоговую схему слова; - развивать фонематические процессы, навыки слогового анализа и синтеза слов; |
15 | Развитие речи по теме "Осень" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить составлению рассказа по картинкам; - познакомить с предлогами К - ОТ и их схемами; - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Р.п., Д.п |
16 | Гласные звуки | - дать понятие о гласных звуках с опорой на органы артикуляции; - познакомить с символами гласных звуков, звуковой схемой слова;- развивать фонематические процессы; - формировать навыки звукового анализа и синтеза слов; |
17 | Ударение | - дать понятие об ударении и показать смыслоразличительную роль ударения; - работать над ритмической схемой слова; |
18 | Развитие речи по теме "Деревья" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию относительных прилагательных; учить составлять описательные рассказы по картинке; |
19 | Предлог НАД | - познакомить с предлогом - НАД- и его схемой; - повторить изученные предлоги; - Упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Т.п.; чить составлять предложения по картинкам и записывать схемы; |
20 | Звук и буква А | - учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом; - формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, середине и конце слова) и слогового анализа слов; - развивать буквенный гнозис; |
21 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; познакомить с предлогами - ПОД, ИЗ-ПОД и их схемами; - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Р.п., Т.п; учить составлять предложения по картинкам и записывать схемы |
22 | Звук и буква У | - учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом; - формировать навыки звукового и слогового анализа слов; - развивать буквенный гнозис; |
23 | Звук и буква О | учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом; - формировать навыки звукового и слогового анализа слов; - развивать буквенный гнозис |
24 | Развитие речи по теме "Человек" предлоги - ЗА, ИЗ-ЗА | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить употреблению речевых средств отражающих зрительно-пространственные отношения; - познакомить с предлогами - ЗА, ИЗ-ЗА и их схемами;- упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Р.п., В.п - развивать буквенный гнозис |
25 | Звук и буква Ы | - учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом;- формировать навыки звукового и слогового анализа; - закреплять навык употребления существительных во множественном числе; |
26 27 | Согласные звуки | - дать понятие о согласных звуках с опорой на уклад органов артикуляции; - дифференциация гласных и согласных звуков: - развивать фонематическое восприятие, буквенный гнозис; |
28 | Развитие речи по теме "Домашние животные" Предлоги - МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию слов, обозначающих название детенышей; - познакомить с предлогами - МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ и их схемами; - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Т.п., В.п |
29 30 | Согласные твердые и мягкие | - познакомить с твердыми и мягкими согласными; - учить дифференцировать твердость и мягкость согласных на слух и с опорой на работу органов артикуляции; - развивать фонематический слух, навык слогового чтения; |
31 | Звук и буква И | - учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом; - формировать навыки звукового и слогового анализа слов; - развивать буквенный гнозис |
32 | Развитие речи по теме "Домашние птицы" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию притяжательных прилагательных; - развивать слуховое и зрительное внимание; |
33 | Звук и буква Э | - учить четкому произношению звука, соотнесению звука с буквой и символом; Развивать фонематические процессы, - познакомить с орфограммой - заглавная буква в именах; |
34 35 | Согласные звонкие и глухие | - познакомить со звонкими и глухими согласными;- учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений; - развивать зрительное восприятие, фонематический слух, навык слогового чтения; |
36 | Развитие речи по теме "Дикие животные" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию притяжательных прилагательных, составлению простых, распространенных предложений; - развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание; |
37 | Гласные и согласные звуки | - закрепить признаки гласных и согласных звуков; - формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов;- развивать фонематические процессы, навык слогового чтения; |
38 | Слова-предметы | - дать понятие о словах предметах, их графическом изображении; - учить дифференцировать слова, обозначающие живые и неживые предметы, ставить вопрос к словам-предметам; - развивать навыки языкового анализа; |
39 | Слова - действия | Дать понятие о словах-действиях, их графическом изображении; - учить задавать соответствующий вопрос к словам-действиям, дифференцировать слова-действия и слова-предметы; - учить составлению схемы простого предложения с использованием графических изображений слов; - развивать навыки языкового анализа; |
40 41 | Слова - признаки | -Дать понятие о словах-признаках, их графическом изображении; - учить задавать вопрос к словам-признакам; - учить дифференцировать слова, обозначающие предметы, действия, признаки, составлять словосочетания по схеме прил + сущ. + сущ. - развивать языковую наблюдательность; |
42 | Простое распространенное предложение | - закрепить знание о словах-предметах, действиях, признаках; -учить составлять простые распространенные предложения, записывать их схему; - познакомить с понятием "главные слова в предложении" |
43 | Рзвитие речи по теме "Зима", Предлоги ПЕРЕД,ВОКРУГ | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - обучать составлению рассказа по картикам; - познакомить с предлогами ПЕРЕД, ВОКРУГ и их схемами: - упражнять в правильном употреблении имен сущ. в Р.п., Т.п. |
44 | Конкурс на приз Деда Мороза | - проверка знаний по изученным темам |
45 | Развитие речи по теме "Времена и месяцы года" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - формировать временные представления; - Закреплять в речи понятия "времена года", "месяцы года", "дни недели", "части суток" |
46 | Гласные буквы I и II ряда | - познакомить с образованием гласных II ряда; - показать различия в звучании согласных при чтении с гласными I и II ряда; -развивать фонематическое восприятие |
47 | Гласные буквы А-Я | - Закреплять знания о звуковом составе букв А-Я; - учить обозначать на письме твердость и мягкость согласных; - Учить слышать раздвоение йотированных гласных в слове; -, навыки звукобуквенного анализа и синтеза; |
48 | Гласные буквы О-Ё | - Закреплять знания о звуковом составе букв О-Ё; - учить обозначать на письме твердость и мягкость согласных; - Учить слышать раздвоение йотированных гласных в слове; - развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; |
49 | Развитие речи по теме "Зимующие птицы | - активизировать и обогащать словарный запас по теме;Учить согласованию числ. + сущ-е; - развивать навык слогового синтеза слов и чтения; |
50 | Гласные буквы У-Ю | - Закреплять знания о звуковом составе букв У-Ю; - учить обозначать на письме твердость и мягкость согласных; - Учить слышать раздвоение йотированных гласных в слове;- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, слогового чтения; |
51 | Гласные буквы Ы-И | - Закреплять знания о звуковом составе букв Ы-И; - учить обозначать на письме твердость и мягкость согласных; - развивать навыки звуко-буквенного анализа и слогового чтения; - познакомить с орфограммой гласные после шипящих (жи-ши) |
52 | Развитие речи по теме "Зоопарк" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; развивать навык буквенного синтеза слов, зрительное внимание; закреплять речевые средства, оражающие зрительно-пространственные отношения; |
53 | Гласные буквы Э-Е | - Закреплять знания о звуковом составе букв Э-Е; - учить обозначать на письме твердость и мягкость согласных; - различать буквы, смешиваемые по оптическому признаку; - развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное внимание; |
54 | Буква Ь | - познакомить с буквой мягкий знак, как вторым способом обозначения мягкости согласных; - Формировать навыки правописания слов с мягким знаком; - Развивать фонематические процессы, слуховое внимание; |
55 | Развитие речи по теме "Посуда" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию сущ-хс помощью суффикса - НИЦ-, согласованию числ. с + сущ-е; - развивать навыки буквенного синтеза слов, деления слов на слоги; |
56 | Слоговой анализ и синтез слов | - закреплять знания о слогах, о слогообразующей роли гласных; - учить дифференцировать слова по количеству слогов, соотносить слова с ритмической схемой слова; - развивать навыки слогового анализа и синтеза слов; |
57 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | - развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов; - учить давать характеристику согласных звуков с опорой на план-схему; |
58 | Развитие речи по теме "Продукты питания" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - развивать навыки звукобуквенного синтеза слов, деления слов на слоги, составления предложений; - дать понятия о сильной позиции ударной гласной; |
59 | Звуки Б-Б* - П-П* Буквы Б-П | - познакомить с звуками Б-Б* - П-П* и соответствующими буквами; - учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; - развивать фонематические процессы; |
60 | Дифференциация звуков (б-б*, п-п*) | - учить дифференцировать звуки (б-б*, п-п*) в словах, предложениях, тексте; - развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, зрительное и слуховое внимание; |
61 | Развитие речи по теме "Мебель" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию относительных прилагательных; - развивать навык буквенного синтеза слов, деления слов на слоги, зрительное и слуховое внимание; |
62 | Звуки В-В* - Ф-Ф* Буквы В-Ф | познакомить с звуками В-В* - Ф-Ф* и соответствующими буквами; - учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; - развивать фонематические процессы; |
63 | Дифференциация в-в*, ф-ф* | - учить дифференцировать звуки (в-в*, ф-ф*) в словах, предложениях, тексте; - развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;- обучать дидактической игре "Шифровальщик"; - развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое внимание; |
64 | Развитие речи по теме "Одежда" "Головные уборы" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - учить словообразованию относительных прилагательных; - учить самостоятельному выполнению задания по инструкции; - развивать языковое чутье, навыки слогового анализа и синтеза; |
65 | Звуки Г-Г* - К-К* Буквы Г-К | - познакомить с звуками Г-Г* - К-К* и соответствующими буквами; - учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами;- развивать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза; |
66 | Дифференциация звуков(г-г* - к-к*) | - учить дифференцировать звуки (г-г* - к-к*)) в словах, предложениях, тексте; - развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов; - развивать умения составлять предложения по заданным словам; |
67 | Звуки Д-Д* - Т-Т* Буквы Д-Т | - познакомить с звуками Д-Д* - Т-Т* и соответствующими буквами; - учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; развивать фонематическое восприятие и навык конструирования предложений; |
68 | Дифференциация Звуков д-д* - т-т* | - учить дифференцировать звуки (г-г* - к-к*)) в словах, предложениях, тексте; - развивать умение составлять предложения по заданным словам; - упражнять в грамматическом оформлении предложения;- закреплять правила написания имен собственных; |
69 | Развитие речи по теме "Обувь" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - закреплять навыки деления слов на слоги, написания ударной гласной; - закрепить изученные предлоги; - развивать внимание, память, логическое мышление. |
70 | Звуки З-З* - С-С* Буквы З - С | - познакомить с звуками З-З* - С-С* и соответствующими буквами;- учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; - развивать звукобуквенный анализ и синтез слов; закреплять написание заглавной буквы в именах собственных; |
71 | Дифференциация звуков З-З* - С-С* | - учить дифференцировать звуки (З-З* - С-С* ) в словах, предложениях, тексте; развивать умение составлять предложения по заданным словам; - формировать навык списывания и согласования слов в предложении; - закреплять навыки слогового анализа и синтеза; |
72 | Развитие речи по теме "Весна" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - обучать составлению рассказа по серии картин; - развивать логическое мышление, закреплять обобщающие понятия; |
73 | Звуки Ж-Ш Буквы Ж-Ш | - познакомить с звуками Ж-Ш и соответствующими буквами; - учить дифференцировать звуки изолированно и в слогах;- учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; - развивать фонематические процессы; |
74 | Правописание гласных после шипящих ЖИ ШИ | - учить дифференцировать звуки Ж-Ш в словах, предложениях, тексте; - закреплять знания норм орфографии; Развивать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту; - развивать орфографическую зоркость; |
75 | Развитие речи по теме Перелетные птицы" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - развивать навыки буквенного синтеза, деления слов на слоги; - учить воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога; |
76 | Звуки ч*, щ*, ц. БуквыЧ, Щ, Ц. | познакомить с звуками Ч*, Щ*, Ц и соответствующими буквами; учить дифференцировать звуки изолированно в слогах, словах, предложениях; - учить давать характеристику звукам и соотносить их с символами; - развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа; |
77 | Правописание гласных после шипящихЧА-ЩА ЧУ-ЩУ | - Закреплять знания орфографии; - развивать слоговой анализ и синтез слов, орфографическую зоркость; -развивать навыки самоконтроля за письмом; |
78 | Развитие речи по теме "Насекомые" | - активизировать и обогащать словарный запас по теме; - закреплять навыки выполнения задания по инструкции; - развивать навыки самоконтроля за письмом, логическое мышление, внимание, память. |
79 | Звук Й Буква Й | - Познакомить со звуком Й и буквой Й; - развивать языковое чутьё, логическое мышление; |
80 | Буквы У-И-Й | - Повторить звуковой состав букв У-И-Й; - развивать звукобуквенный анализ и синтез слов; - учить различать буквы У-И-Й на письме с опорой на их звуковой состав; |
81 | Обобщающий урок | - Проверить знания детей по изученным темам; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая программа по подготовке детей к школе
Программа логопедической работы по подготовке детей к школе...
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР)ОНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением (НВОНР) ОНР 1-2 год обучения...
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения
Программа обучения детей с логопедическим заключением ФФНР 1-2 год обучения...
Логопедическая программа для детей с ОВЗ 2 класс
Программа разработана для обучающихся 2 классов, имеющих логопедическое заключение: «Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, с элементами аграмматической дисграфия, с элементам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей 6-7 лет логопедической группы «Буратино»\ на 2018 – 2019 учебный год (на основе примерной основной образовательной программы МБДОУ № 4 «Золотой ключик"
Рабочая программа для детей 6-7 лет логопедической группы «Буратино» на 2018-2019 учебный год разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образован...
Логопедическая программа для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста 1-4 класс с задержкой психического развития. В рабочей програ...
Рабочая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ
Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ....