Анализ деятельности учителя-логопеда МБОУ «СШ № 17» в 2018-2019 учебном году
статья по логопедии

Гайсина Лилия Изгиновна

Данный материал содержит итоговый годовой отчет о деятельности учителя-логопеда образовательного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ деятельности учителя-логопеда МБОУ «СШ № 17»

в 2018-2019 учебном году

В 2018/2019 учебном году целью работы являлось создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели были определены  задачи:

  1. Осуществлять работу, направленную на устранение речевых недостатков детей младшего школьного возраста и максимальное развитие их возможностей.
  2.  Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения обучающихся, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  3. Консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов развития речи.
  4. Повышать теоретический уровень знаний, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Реализация цели и задач осуществлялась в системе и включала диагностическую, коррекционно-развивающую, организационную, методическую, консультативно-просветительскую,  профилактическую работу.

  1. Диагностическая деятельность

Цель: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи.

В рамках этого направления проводилось  изучение детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи. У первоклассников обследовалась устная речь, у обучающихся 2-3 классов – письмо.

Обследование устной речи первоклассников

Обследовано - 135, что  составило 98%  от общего  числа (137) поступивших в школу первоклассников.  Не обследованы 2 обучающихся: (фамилии) – отказ ученицы от логопедического обследования.

Выявлено – 90%  от числа обследованных или 88% от  числа всех первоклассников.  

Набольшее количество детей с речевым недоразвитием  поступило в 1в и 1г классы (см. таблицу 1) . В этих классах нет ни одного ученика с достаточным речевым развитием.

Таблица 1.  

         Классы

Всего обследовано

(в сентябре)

Выявлено

ОНР

ФФН

ФНР

Фонет.

дефект

 Заикание

Не

обнаруж.

Левшество /

С признаками доминанты левой руки

III ур.

IVур.

28 (100%)

23 (82%)

2

3

5

11

2

-

5

11

26 (96%)

21 (81%)

1

-

7

11

2

-

5

2+8

27  (100%)

27  (100%)

6

3

6

10

2

-

0

3+10

27  (96%)

27 (100%)

5

6

5

10

-

-

0

1+5

27  (100%)

23 (85%)

6

3

3

12

-

-

3

12

Всего

135 (98%)

121

(90% от числа обследованных,

88 % от общего  числа пер-в )

20

15

26

54

6 (4%)

12 (9%)

42

(39%)

35

(26% от числа обследов-х)

80

(59 % от числа обследов-х)

Всего первоклассников (в начале сентября) – 137. Обследовано -135 (99%)

Если сравнивать детей по уровню речевого развития, то можно сказать, что детей с недоразвитием всей речевой системы наибольшее количество обнаружилось в 1г классе, а в 1б классе таких наименьшее количество:

1а кл. - 18% детей с общим недоразвитием речи (5 учеников);

1б кл. - 4% детей с общим недоразвитием речи (1 ученик);

1в кл. - 33% детей с общим недоразвитием речи (9  учеников);

1г кл. - 39% детей с общим недоразвитием речи (11 учеников);

1д кл. - 33% детей с общим недоразвитием речи (9 учеников).

        Таким образом, в 2018/2019 учебном году 26% (35 чел.) - это дети с  недоразвитием всей речевой системы (ОНР III, IV ур).

Анализ логопедического обследования показал, что

44% обследованных первоклассников имеют недостаточность в развитии фонематического восприятия (в это число входят дети с логопедическими заключениями ФНР, ФФН, ОНР (III ур.) и НОНР. Выраженные трудности различения акустически близких звуков имеют 30 % (41 ученик);

10% (14 первоклассников)  страдают недостаточностью смысловой стороны речи. Из этого числа  (4 % обследованных первоклассников, 6 учеников) показали крайне низкий уровень  понимания  речевых логико-грамматических конструкций, 3 ученика  из них в течение года выбило из школы;

        41% (56 детей)  - с дефектами и заменами звукопроизношения. Это самый высокий показатель за все годы логопедического обследования устной речи первоклассников. Динамика постепенного увеличения детей с недостатками звукопроизношения, к сожалению, стабильна.

Аналитический материал по результатам логопедического обследования первоклассников с фамилиями учеников отражен в документе «Анализ логопедического обследования первоклассников, поступивших в МБОУ «СШ №17» в 2018-2019 учебном году»  (см. Приложение к Протоколу заседания ПМПк №4 от 25.12.2018 г. Выступление Л.И. Гайсиной).

Обследование письменной речи второклассников

Обследовано 134 (100%) второклассников.

Выявлено всего - 37 % детей с дисграфическими ошибками на письме: 34% второклассников   с нарушениями письма, обусловленными недоразвитием речи, оставшиеся 3% детей  - с нарушениями письма, обусловленными только недостаточностью оптико-пространственного восприятия.

63% второклассников написали стартовые диктанты без дисграфических ошибок.

Таблица 2 -  Количественное соотношение второклассников с различными нарушениями письма.

Классы

Всего обследовано

уч-ся

Выявлено

всего

Нарушения письменной речи, обусловленные

Не

обнаружено

ОНР

ФФН

ФНР

Оптико-простр. нед-е

Заикание

III ур.

IVур.

28 (100%)

6

2

-

-

3

1

-

22

27 (100%)

3

-

-

-

2

1

-

24

28(100%)

15

-

4

-

8

3

-

13

26 (100%)

13

2

2

-

9

-

-

13

25 (100%)

13

5

2

1

5

-

-

12

Всего

134 (100%)

50 (37%)

9

8

1

27

5 (3%)

-

84

(63% от  от общего количества второклассников)

45

(34% - от общего количества второклассников)

50

(37 % от общего количества второклассников)

Динамика развития речи второй параллели (зачисленных в 2017-2018 учебном году):  

1 класс 2017/2018 уч.г. – 91 % детей с нарушениями устной речи;

2 класс 2018/2019 уч.г. – 37 % детей с нарушениями письма.

Обследование письменной речи третьеклассников

Обследовано  - 128 (100%). Выявлено – 33 (26%, см. таблицу 4).

Таблица 3 - Количественное соотношение третьеклассников с различными нарушениями письма.

Классы

Всего обследовано

уч-ся

Выявлено

Нарушения письменной речи, обусловленные недостаточностью

Не

обнаружено

нонр/

онр

ФФН

ФНР

Оптико-простр. нед.

Заикание

24 (100%)

4 (17%)

1/0

-

3

-

-

20

26 (100%)

5 (19%)

2/1

-

2

-

-

21

27 (100%)

6 (22%)

2/0

-

4

-

-

21

25 (100%)

7 (28%)

2/3

-

2

-

-

18

26 (100%)

11 (42%)

7/0

-

3

1

15

Всего

128 (100%)

33 (26%)

14/4

-

14

-

85

(66%   от общего количества третьеклассников)

32

(25% от общего количества третьеклассников)

33

(26 %   от общего количества третьеклассников)

Динамика развития речи третьей параллели (зачисленных в 2016-2017 учебном году):  

1 класс 2016/2017 уч.г.  - 81% детей с нарушениями устной речи;  

2 класс 2017/2018 уч.г. – 46%  детей с нарушениями письма;

3 класс 2018/2019 уч.г. – 26 % у детей.        

Процент детей, показывающих на письме недостаточность в речевом развитии, значительно снизился. Причину положительной динамики можно смело объяснить организацией своевременной логопедической помощи (основное количество обучающихся детей в логопедическом пункте - это первоклассники).

Логопедическое обследование в рамках школьного ПМПк и территориальной ПМПК

Помимо плановой диагностики выявления детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, в течение учебного года  проводилось углубленное логопедического обследование детей, испытывающих трудности в обучении:

  1. в октябре 1 ученик класса и 1 ученица 11 класса.

Цель  - представление в ТПМПК, определение особых условий сдачи государственной итоговой аттестации. Протокол заседания ПМПк №2  от 31.10.2018,  Протокол заседания ПМПк №2 от 14.11.2018 (по результатам обследования);

  1. в феврале 2 ученика первого класса.

Цель – представление на школьном консилиуме, выявление причин трудностей в обучении. Протокол заседания ПМПк №5 от 16.02.2019;

  1. в апреле  - 1 ученица пятого класса.

Цель - выявление причин трудностей в обучении обучающейся 5 класса Фаритовой А. Протокол проведения №6 от 19.04. 2019;

  1. в апреле  1 ученика 5 класса, 1 ученика 7 класса.

Цель - представление в ТПМПК, определение дальнейшего образовательного маршрута. Протокол заседания ПМПк №7 от 30.04.2019.

Итоги диагностической деятельности:

Всего обследовано 397  обучающихся начальных классов. Из них:

  • 135 первоклассников, что составило 90% от числа обследованных (135) и 88% от общего числа (137) первоклассников, обучавшихся на момент обследования;
  • 134 второклассника, обследованы все;
  • 128 учащихся третьих классов, обследованы все.

В рамках  консилиума обследовано 7 обучающихся школы:

(Перечисляются фамилии обучающихся, класс).

Выявлено с нарушениями или недостатками устной речи:

(1 классы) - 121 обучающихся  (90% от числа обследованных и 88 % от общего числа поступивших в школу первоклассников);

Охвачено логопедической помощью - 44 (36%).

Выявлено с нарушениями и недостатками письма – 82  (32%):

2 классы -  50 обучающихся (37%),

охвачено логопедической помощью - 13 (27% нуждающихся)

3 классы - 33 обучающихся (26 %),

Охвачено логопедической помощью - 3 (9% нуждающихся).

Детей-инвалидов и детей с ОВЗ, нуждающихся в логопедической помощи, среди обучающихся младших классов в 2018/2019 учебном году не оказалось.

 

Наблюдения и выводы по результатам обследования:

  1. Количество первоклассников с не устраненными дефектами звукопроизношениями ежегодно растет. Общее количество первоклассников с речевым недоразвитием остается стабильно высокое.

Сравнительные данные результатов логопедического обследования по годам показаны в  таблице 4 (см ниже).

  1. Значительную часть обучающихся с недостатками письма составляют дети с разной степенью выраженности общего недоразвития речи.
  2. Частота и разнообразие ошибок на письме у детей с недоразвитием грамматического строя речи наблюдается чаще, но еще более чаще и многообразнее ошибки у детей с недостаточностью смысловой стороны речи.
  3. Чем больше специфических ошибок на начальных этапах обучения, тем больше орфографических ошибок к 3-4 классу. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс. Эти ошибки более многочисленны и грубы, чем у детей с нормальной речью. Они чаще всего не исчезают и после того, как обучающиеся  овладевают фонематическим анализом, но их количество значительно меньше, чем у детей, которые не получали логопедическую помощь.

Таблица 4 - Сравнительные данные результатов логопедического обследования по годам.

Учебный год

2013/2014

2014/2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во первоклассников с выявленными нарушениями речи

89%

88%

90%

81%

91%

90%

Кол-во первоклассников с недоразвитием фонематического восприятия

41%

51%

28 %

с  выраженными трудностями различения звуков

32%

с выраженными трудностями различения звуков

46 %

 с выраженными трудностями различения звуков

30%

с выраженными трудностями различения звуков

Кол-во  первоклассников с нарушениями звукопроизношения

35%

30%

34%

31%

40%

41%

Кол-во  первоклассников с недостаточностью смысловой стороны речи

30%

29 %

15%

6%

11%

10%

(4% - крайне низкие показатели) 

Коррекционно-развивающая деятельность

Цель: устранение недостатков устной и письменной речи у младших школьников, формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ (преимущественно программ по обучению грамоте, русскому языку и чтению).

В 2018/2019  проходило обучение:

  • 44 первоклассника (около 72 % от общего списка детей логопункта):
  • 1а – 11 обучающихся
  • 1б – 4 обучающихся класса
  • 1в – 11 обучающихся класса
  • 1г – 8 обучающихся класса
  • 1д – 10 обучающихся класса
  • 13 второклассников (около 22%);
  • 3 ученика третьего класса (5%:);
  • 1 ученик четвертого класса (около 2%). Впоследствии отчислен в связи с непосещением.

Информации  о детях-инвалидах и детях с ОВЗ, которым было бы рекомендовано  Территориальной ПМПК или врачебной комиссией индивидуальные или групповые логопедические занятия, в 2018/2019 учебном году не поступало.

Всего логопедическая работа проводилась с 61 обучающимися младших классов. В это число входило 10 обучающихся, зачисленные в предыдущий учебный год и оставленные для продолжения обучения в этом учебном году.

В течение года выпущено всего 45 обучающихся (74% от общего числа обучающихся, охваченных логопедической помощью и 87 % от числа детей,  постоянно занимающихся в логопункте, то есть без выбывших и отчисленных).

  • 35 первоклассников;
  • 8 второклассников;
  • 2 третьеклассника.

Выбыло, отчислено  - 9 обучающихся. Их них  6 учеников выбыло из школы; 3 ученика отчислены за непосещение. Таким образом, постоянно занимающихся в логопедическом пункте было 52 ученика.

Списки  обучающихся, охваченных логопедической помощью, выбывших и отчисленных в 2018/2019 уч.г. см в соответствующем документе.

В 2018/2019 уч.г. было сформировано 10 групп:

1 класс: 3 группы с ФНР и ФФН;

              4 группы с ОНР и НОНР.

2 класс: 2 группы с ОНР и НОНР;

3 класс: 1 группа с ОНР.

Состав логопедических групп в 2018/2019 учебном году см в соответствующем документе.

Индивидуальную помощь получили 14 детей. Основной вид работы - коррекция звукопроизношения и формирование начальных навыков чтения. 10 детей из этого списка имели полиморфность  нарушения звукопроизношения, из которых один ученик  - выраженные дизартрические проявления, которые устраняются со слабой динамикой.  Обучается в логопедическом пункте второй год.

Список детей, обучавшихся на индивидуальных логопедических занятиях  в 2018/2019 учебном году см в соответствующем документе.

Критерием при зачислении были выраженные фонематические  затруднения при обследовании первоклассников и наличие дисграфических ошибок у обучающих 2-3 классов.

Результаты  обучения в логопункте

  1.  Итоги по общему количеству детей логопедического пункта:
  • Обучалось – 61 (всего зачислено).
  • Выпущено – 45 (73% от числа зачисленных).
  • Оставлено  для дальнейшего обучения - 7 (13% от числа зачисленных).
  • Выбыло, отчислено 9 (16%).

  1. Итоги по количеству детей, проходивших обучение  в логопедическом пункте в течение всего учебного года (без выбывших и отчисленных)
  • Обучалось – 52
  • Выпущено – 45 (87%)  от числа постоянно обучавшихся)  

Оставлено  для дальнейшего обучения - 7 (13% от числа постоянно обучавшихся).

Список детей, оставленных для продолжения обучения в 2019-2020 уч.г. см в соответствующем документе.

Общую численность детей МБОУ «СШ №17, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и охваченных логопедической помощью в 2018/2019 учебном году см в соответствующем документе.

Выводы по коррекционно-развивающей работе:

  1. Второклассники, получившие логопедическую помощь в 1 классе, специфических ошибок на письме не допускают, а если и допускают, то в единичных случаях и постепенно такие проявления исчезают.
  2. Специфические ошибки во втором классе остаются лишь в работах обучающихся с недостаточностью мотивационной сферы (пропуски занятий) или в работах обучающихся с выраженным недоразвитием психических функций: слухового и зрительного внимания, слухоречевой и зрительной памятью, недостаточностью понимания логико-грамматических речевых конструкций (смысловой стороной речи).
  3. Пропедевтическую работу по предупреждению ошибок на письме необходимо проводить с самого начала обучения в школе: с 1 класса.
  4. Динамика обучения у детей с недостаточностью смысловой стороны речи  низкая.
  5. В устранении речевых нарушений важнейшим принципом является принцип системного и систематического подхода к преодолению дефекта.

III.        Организационная деятельность

Цель: осуществление коррекционного процесса и достижение эффективности логопедического воздействия.

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

  • планирование коррекционно-развивающей работы и годовой отчет;
  • зачисление и выпуск учащихся из логопедического пункта;
  • комплектование групп;
  • сбор данных об учащихся и уведомление родителей о зачислении детей в логопедический пункт;
  • составление расписания занятий;
  • знакомство с новыми диагностическими методикам и  приемами работы;
  • ведение документации: речевые карты на каждого ребенка, журнал учёта посещаемости логопедических занятий.

IV. Методическая деятельность

Цель: повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства, достижение оптимального уровня речевого развития обучающихся, анализ коррекционно-развивающей работы.

В рамках данного направления велась следующая работа:

  1. Консультативная помощь учителям в работе с детьми, имеющими речевые нарушения;
  2. Ведение документации школьного консилиума;
  3. Руководство  мастер-классом учителей-логопедов образовательных учреждений.
  4. Представление опыта работы на двух мастер-классах:
  1. 12.10.18 по  теме «Симптоматика проявления дизорфографии. Основные направления в системе работы по предупреждению и коррекции дизорфографии» - обобщение опыта; практикум: определение ведущего полушария.
  2. 30.10.2018 – по теме «Диагностика речевых и неречевых процессов детей младшего и среднего школьного возраста с использованием нейропсихологических методов. Анализ проведенного логопедического обследования»  - представление методик логопедического обследования; проведение анализа логопедического обследования.

К выступлениям мастер-класса приготовлен методический материал:

  • по исследованию доминантного полушария;
  • сенсомоторной координации и тонкой моторики руки (вариант определения готовности детей к школьному обучению);
  • Логопедическое обследование детей младшего школьного возраста (протокол обследования)»:
  • Логопедическое обследование обучающихся средних классов (протокол обследования).

  1. Осуществление всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестующейся коллеги (март 2019 г.) – руководство группой специалистов.
  2. Транслирование  на образовательных сайтах результатов деятельности и опыта работы, участие в конкурсах регионального, федерального и международного уровней (дипломы имеются).

Самообразование по теме – «Преодоление дизорфографии у младших школьников». Источники информации – интернет, дистанционные мастер-классы,  вебинары.

V.        Консультативно-просветительская деятельность

Цель:  Обеспечение непрерывности логопедического сопровождения детей с недостатками речи; повышение  компетентности учителей и родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития обучающихся.

Для реализации целей использовались следующие формы работы: выступления на родительских собраниях и школьном консилиуме; индивидуальное консультирование учителей и родителей;  обучающее консультирование с объяснениями и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений; индивидуальные беседы.

Выступление на родительском собрании поступивших первоклассников не потребовалось, так как всем родителям была дана индивидуальная консультация  при обследовании ребенка.

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников по теме «Речевая готовность первоклассников к школе» состоялось 09.11.2018 г.   В мае 2019 г.  были предложены и проведены индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников с предварительным логопедическим обследованием детей. Такая работа была организована с целью выявления и предупреждения возможных трудностей в освоении грамотного письма и чтения в начальный период обучения в школе и рассчитана на устранение выявленных недостатков до поступления в школу.

Выступление в рамках школьного консилиума по теме: «Анализ логопедического обследования первоклассников, поступивших  в 2018-2019 учебном году» состоялось 27.12.2018 г. Логопедические представления озвучивались 14.11.2018;  16.02.2019;   19.04.2019;  30.04.2019.

Индивидуальное консультирование и беседы с учителями и родителями проводилось в течение всего учебного года.

VI. Профилактическая деятельность

Цель: предупреждение неуспеваемости учащихся по русскому языку   II ступени обучения, профилактика вторичных, третичных нарушений развития речи.

Профилактика неуспеваемости по русскому языку осуществлялась через:

  • своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;
  • своевременное информирование учителей и  родителей о результатах логопедического обследования и результатах логопедической работы;
  • взаимодействие с учителями и родителями (законными представителями); беседы с ними по вопросам, возникающим в процессе обучения;
  • меры по профилактике здоровья детей: наблюдение за осанкой детей во время письма, включения  динамических пауз,  гимнастика для глаз, смена вида деятельности  Учебные задания подбираются с учетом смены вида деятельности.

Выводы

Своевременное выявление детей и коррекционно-развивающая работа дает положительные результаты:  79 % первоклассников с ОНР выпущено  после 1 года обучения. Это достаточно хороший результат логопедической работы. По сравнению с предыдущим учебным годом  - на 5% больше выпущенных первоклассников с ОНР.

Проблемы:

  1. Низкая учебная мотивация обучающихся с проблемами на письме, в результате которой происходит отчисленные за непосещение: в 2018/2019 уч.г. - 3 человека.
  2. Речевые нарушения  детей, зачисленных на занятия, в некоторых случаях  являются вторичным нарушением или  носят системный характер, но дети  не проходили  ТПМПК в дошкольном возрасте, и родители не соглашаются или с трудом соглашаются на комплектное психолого-медико-педагогическое обследование. Требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
  3. Превышение нормативных требований к наполняемости логопедических групп с общим недоразвитием речи: 6-7 человек вместо 3-4.

Решение: Основные функции деятельности учителя-логопеда выполнены. Положительная динамика в развитии речевых функций отмечена у всех детей,  чем говорят итоговые контрольные работы по обучению грамоте и русскому языку. В связи с этим работу логопедического пункта в 2018-2019 учебном году можно считать удовлетворительной.

Задачи на 2019- 2020 учебный год:

  1. Продолжить самообразование по теме «Дизорфография».  
  2. Подтверждение высшей квалификационной категории.

30.05.2018 г.

Дата

Учитель-логопед        ______________Л.И. Гайсина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...

Самоанализ деятельности учителя- логопеда МБОУ СОШ №1 г. Советский за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет учителя-логопедаМОУСОШ № 1  Срещиковой В. В. за 2014-2015 уч. год.   “… Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… ” Сущность органи...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ Сулхаринская СОШ за 2018 – 2019 учебный год

Анализ работы методического объединения учителей начальных  классов МБОУ Сулхаринская СОШ за 2018 – 2019 учебный год...

Аналитическая справка по результатам диагностики комфортности учащихся МБОУ «СОШ № 3» на 2018 -2019 учебный год.

Опредилить причины эмоциональной неустойчивости. Выявить проблемы взаимоотношений с педагогом и со сверстниками....

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ ТСОШ №1 за 2018-2019 учебный год

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ ТСОШ № 1за 2018-2019 уч. год...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов в 2018 - 2019 учебном году.

Результаты полугодовых, промежуточных контрольных работ, комплексной работы, ВПР....

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ ЕСОШ № 1 за 2018-2019 учебный год

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ ЕСОШ № 1 за  2018-2019 учебный год...