Конспект логопедического занятия "Дифференциация В-Ф" 3 класс с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Кровцова Галина Викторовна

Данное логопедическое занятие разработано по ФГОС  для обучающихся 3 класса (вариант 5.1) с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация В-Ф". Лексическая тема"Профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дифференциация В-Ф" 3 класс по ФГОС445.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект  логопедического занятия с детьми 3-х классов (вариант 5.1)  с общим недоразвитием речи.

  Составил: учитель-логопед Кровцова Галина Викторовна

                                                                                                                  МБОУ ЦО «Школа-сад №7»

 г. Ханты-Мансийск, 2019 г.

Тема: «Дифференциация В-Ф»

Лексическая тема: «Профессии»

Цель: уточнение артикуляции звуков, выделяя сходство и различие, добиваться   чёткой дифференциации в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить знания о звуках [в-в,],[ф-ф.];
  2. дифференцировать  согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;
  3. соотносить звуки  с  буквами.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки [в-в.],[ф-ф,];
  2. развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
  3. развивать связную речь;
  4. развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать самоконтроль и самооценку;
  2. воспитывать желание активно работать на  занятии.

Оборудование: слайдовая презентация к уроку; картинки профессий (офицер, фронтовой врач, разведчик, кавалерист, переводчик и др.); музыкальное сопровождение: «Дождь», «Соловей», С. Пучинин «Марш Снеговиков». Этап работы (алгоритм работы). Схемы-таблицы (сравнительная характеристика); конверт с письмом (деформированный текст «На ферме»).

Для детей: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зелёный); лист самооценки; раздаточный материал (карточки с заданиями), раздаточный  материал (карточки с заданиями и с  самооценкой); следы –карточки (слова с пропущенными буквами: …ронтовой …рач, от…ажный о…ицер, креати…ный  …отогра…, про…ессиональный разведчик); чёрный фломастер.

                               

                                                                  Ход  занятия

1.Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, ребята!  Рада встречи с вами. Сегодня у нас гости. Посмотрите на гостей, друг на друга. Улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. За рабочее  место  присядет тот, кто ответит на вопрос. 

          Какое  сегодня  число?

  • Какой день недели?
  • Какой сейчас год? (2019)  Этот год в России объявлен  годом ….(театра).
  • Следующий год будет какой?…(2020).

 2020 год в России  будет годом    Памяти и Славы в честь 75-летия Победы  в Великой Отечественной войне.

Релаксационная минутка.

Логопед.  Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,

                  Не фонарь, а ярко светит,

                  И не пекарь, а печёт?   (Солнце.) 

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление.) Слайд  

Подул  холодный  ветер,  пошёл  дождь,  вам  стало  холодно. (Напряжение.) Слайд  

И  снова  засверкало  солнышко,  вы  согрелись.  (Расслабление.) Слайд    

Работа с правилом речи.

Логопед.  Итак, мы настроились на работу. Давайте   все вместе  прочитаем  правило речи,  которого будем придерживаться на занятии.    Слайд  

Говорим

красиво, внятно, чтобы было всем понятно

2. Артикуляционная  разминка.

Цель: работа над  нормализацией  мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и речевого дыхания, голоса.

Логопед. А сейчас вспомним сказку о Весёлом Язычке. Жил был Весёлый Язычок. Однажды проснувшись в хорошем настроении (выполнение упражнения «Улыбка»), он решил выйти на прогулку, чтобы покачаться на качели. (Упражнение «Качели»). Во время  прогулки  непоседа Язычок  встретил индюка. (Упражнение «Индюк»).  Вернувшись в домик он увидел, как месили тесто (упражнение «Месим тесто»). После прогулки Язычок любил  играть на барабане (упражнение «Барабан»), а потом садился пить чай с блинами и  вареньем. (Упражнение «Чашечка»,  «Блинчики», «Вкусное варенье»). Слайд

Молодцы!

3.Введение в тему.

Логопед.  Продолжаем разминку. Поиграем в игру «Добавь словечко». Слушайте внимательно, вам нужно будет добавить слово в рифму.   Это будет лексическая тема нашего занятия.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер).

Целый день за разом раз

Вглубь ныряет... (водолаз).

Человек, присяге верный,

Называется... (военный).

Учит вежливости нас,

Почитает  вслух рассказ …(воспитатель).

Логопед.  Какие слова добавили?  И так лексическая тема нашего занятия?

Дети. Профессии.  

Логопед. Разные профессии востребованы во все времена. Во время Великой Отечественной войны были: военные, врачи, переводчики, фотографы, офицеры,  водители (шофёры), разведчики, повара, телеграфисты и другие. Эти профессии востребованы и сегодня.   Слайд

Логопед. А вот с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать, вам предстоит выяснить.

Какой один и тот же звук встречается в названиях профессий?   Водитель, врач, повар, ветеринар.

Дети. Звуки [в-в,].

Логопед. Фотограф, офицер, шофёр, лифтёр.

Дети. Звуки [ф-ф,].                                                                      

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Дети. Дифференциация  В и Ф. Слайд  

Логопед. Как вы думаете,  чем мы будем  заниматься на занятии?

Алгоритм  работы.     

Дети. Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Правильно их использовать в устной и письменной речи.

 (алгоритм работы вывешивается на доску).     Слайд

4. Сравнительная  характеристика  звуков [в-в,]- [ф-ф,].

Логопед. Давайте  дадим характеристику данным  звукам (с опорой  по таблице) и посмотрим, чем они похожи  и чем отличаются.     Слайд

Дети. Сходство:  одинаковые по артикуляции. Поэтому парные согласные. Оба звука могут быть твёрдыми и мягкими.

Различие: в- звонкий, ф-глухой.

5.Дифференциация звуков  [в-в,]-[ф-ф,]    и букв.

Сейчас проведём  игру «Разведчик»

Цель: развитие фонематического восприятия,  умение соотносить  данный звук с буквой и  наоборот.

Инструкция. Нужно подобрать к схеме картинку и соединить схему слова с картинкой.

( Можно данную  работу  выполнить  на интерактивной доске.)  Слайд

  

_______В__             Ф_______             _______В____          В_________            Ф_________Ф

                                 

                                          

         

Проверка.  Слайд

Самооценка. С помощью кружочка- самооценки оцените, как вы выполнили  задание. Если вы справились с заданием правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом. Если была допущена одна ошибка, то жёлтым цветом. При допуске более двух ошибок закрасьте кружок красным цветом.

6. Дифференциация звуков [в-в,]-[ф-ф,] в слогах.

Логопед.

Инструкция. Чтение слогов слева направо и справа налево.

ву-фу         ув-уф

ви-фи         ав-аф

во-фо         ев- еф

Логопед. Молодцы. Продолжаем читать слоги.

Инструкция. Сели прямо. Сделали  глубокий  вдох, на выдохе произносим слоги, выделяя ударением   слоги -ва-фи-:

ву-фу-ви-фи

фе-фо-ва-фа

ве-фи-фа-ву

ва-ву-фи-фу  Слайд 

7.Дифференциация звуков  [в-в,]-[ф-ф,]  в словах.

Игра  «Собери  слово»

Цель: различение звуков [в-в,]-[ф-ф,]  в слогах, составление  слов из слогов.

Логопед.  Нужно составить из слогов слова.

тог – раф- фо           ди -во-тель                сов-ча- щик            

тёр- лиф                   кус-фо- ник               ав-бус-то

Проверка. 

Логопед. Какие слова  вы составили? Каким словом можем объединить данные слова? Какое слово лишнее? Слайд   

Дети. Фотограф, водитель, часовщик, лифтёр, фокусник, автобус-это профессии. Лишнее слово- автобус.

Логопед. Почему?    

 Дети.  Автобус-это транспорт.  

Логопед. Молодцы! Продолжаем работу со словами.

 *Поиграем в игру «Добавь слог»

Цель:  закрепить правописание  звонких и глухих согласных.

Инструкция.  Записать слова распределяя их в два столбика по наличию В или Ф, вставляя пропущенные слоги: ве-фе: …рмер, пе…ц, …здеход,  ш…я, ….стиваль;

                                     во-фо: теле…н, …долаз,  пчело…д,  …дитель,  …тограф.

Подчеркните   слоги: ве-фе –зелёным карандашом; во-фо синим.  (Цветные карандаши.)

Дети. Записывают слова в два столбика по наличию В или Ф и вставляют пропущенные слоги: ве-фе; во-фо, подчеркивают вставленные слоги цветными карандашами. 

Проверка.            

Оценивание работы.  Кружок- самооценка.

Физминутка (Под музыку: С. Пучинин «Марш Снеговиков». Следы- карточки, на одной стороне написаны слова, в которых пропущены буквы.)

Логопед. Давайте пойдём искать черепашку.

          Мы шли, шли

          Следы  нашли.

          Наклонились, подняли и дальше пошли.

          На счёт раз - согнуться, разогнуться

          На счёт два - подтянуться

          На счёт три – в ладоши  три хлопка, головою три кивка

          На счёт  четыре- руки шире.

          На счёт  пять, шесть- тихо сесть. (Дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют задания.) Слайд   

Логопед. Посмотрите на следы, что там необычного.

Дети. На следах написаны слова и в них пропущены буквы.  (Слова написаны на карточках в форме  следов.)

Логопед.  Можем мы их прочитать. Прочитайте  слова,  вставляя пропущенные буквы. (Фломастер.)

Дети. Читают  слова,  вставляя пропущенные буквы.

Слова: внимательный, шофёр, фронтовой,  врач,  отважный, фотограф,  весёлый, креативный, офицер. 

Логопед.  Хорошо.

Логопед.  А сейчас  нужно  составить из данных слов  словосочетания.

8.Дифференциация звуков [в]-[ф] в словосочетаниях.

Логопед. Думай, смекай, нужную пару слов собирай.

внимательный           врач            

фронтовой                 фотограф              

отважный                  офицер

волшебный               шофёр

креативный              фокусник           Слайд   Словарная работа: КРЕАТИВНЫЙ-ая;-ое;-вен; вно; порождать, создавать. Энциклопедический словарь. Творческий, созидательный, новаторский. Синонимы: изысканный, крутой, модный, необычный, новый, творческий, хороший… ..

Дети.  Составляют  словосочетания.

Оценивание работы. Лист - самооценки 

Логопед. Молодцы!

9.Дифференциация звуков [в]-[ф] в предложениях.

Логопед. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.

а) …   …   …  …  вежливый продавец .                    

б) Внимательный шофёр …    …    … .                      

в) Отважный водолаз  …  …    …   … .

г) Волшебный фокусник … … …   … … .

Слова: в, заводском, буфете,  работает;  сделал, вынужденную, остановку;  работает, глубоко, под, водой;  извлёк, конверт,  и, вручил , человеку.        Слайд   

Дети. Составляют    и записывают предложения.

Проверка. Слайд   

В заводском буфете  работает вежливый продавец.

Внимательный шофёр сделал вынужденную остановку.

Отважный водолаз   работает глубоко под водой.

Волшебный  фокусник  извлёк конверт  и вручил  человеку.

Оценивание работы.     (Кружок - самооценка)                           

Логопед.  Этот конверт попал к нам. Давайте посмотрим. В нём  листок, где написан текст.  Вы можете прочитать?

Дети. Нет. В  тексте пропущены буквы.

Логопед. Давайте попробуем вставить буквы.

Упражнение «Вставить буквы»  Работа выполняется в парах.  

Дети. Вставляют пропущенные буквы В или Ф.

На …ерме.

…аря …илиппова работает на …ерме. На …ерме коро…ы и краси…ые заба…ные  телята. …аря кормит коро… и телят.  С …ермы молоко отпра…ляют в магазины. Летом на …ерме работают школьники. Они копнят тра…у.  …есело и дружно работают на …ерме мальчики и де…очки.

Проверка.  Чтение текста. Слайд   Словарная работа: копнят тра…у.

На ферме.

Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и красивые забавные  телята. Варя кормит коров и телят.  С фермы молоко отправляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и девочки.

Взаимопроверка.  

10.Итог работы.

Логопед. Какие  звуки мы сравнивали и учились различать?

Дети. Мы учились  различать звуки[в-в,]-[ф-ф,].  Слайд   

Логопед. Наше занятие подошло к  концу. Давайте подведём итоги и посчитаем, сколько у вас получилось  зелёных  кружков?  Жёлтых  и  красных  кружков?

Дети. Подводят  итоги  самооценки.

11. Рефлексия.

На занятии работали  активно,  были внимательными и очень старались.  Вы справились с заданиями.  Волшебный фокусник оставил для вас сюрприз. Угощайтесь. Давайте скажем до свидание нашим гостям.

Приложение 1

Словарная работа:

КОПНА-КОПНЫ

Приложение 2.

Раздаточный  материал для каждого ученика. Можно распечатать на одном листе все задания.

1.Игра «Разведчик»

Инструкция. Соедини схемы слов с картинками.

_______В__             Ф_______             _______В____          В_________            Ф_________Ф

                                 

                                                                      

Оценка задания.

2.Игра  «Собери  слово»

Логопед.  Нужно составить из слогов слова.

тог – раф- фо           ди -во-тель                сов-ча- щик            

тёр- лиф                   кус-фо- ник               ав-бус-то

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Оценка задания.

*Поиграем в игру «Добавь слог»

Инструкция.  Записать слова распределяя их в два столбика по наличию В или Ф, вставляя пропущенные слоги: ве-фе: …рмер, пе…ц, …здеход,  ш…я, ….стиваль;

                                     во-фо: теле…н, …долаз,  пчело…д,  …дитель,  …тограф.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните   слоги: ве-фе –зелёным карандашом; во-фо синим.  (Цветные карандаши.)

Оценка задания.

3.Думай, смекай, нужную пару слов составляй.

Инструкция.  Составь словосочетания.

внимательный  ___________________                отважный____________________      

фронтовой   ________________________           волшебный____________________

креативный ________________________  

Слова: шофёр, офицер, врач, фотограф, фокусник.

Оценка задания.

4.Составь  предложения.

Инструкция. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.

а) …                           …                           …                                       …           вежливый   продавец .                    

б) Внимательный шофёр    …                        …                            ____ …                                        .                       

в) Отважный водолаз         …                …             …             …     _____                                          .

г) Волшебный фокусник     …                  …               …                  _   …                  …                    .

Слова: в, заводском, буфете,  работает;  сделал, вынужденную, остановку;  работает, глубоко, под, водой;  извлёк, конверт,  и, вручил , человеку.        

Оценка задания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...

Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса

Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...

Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.

Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...

Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"

Предлагаю конспект  логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...