Конспект логопедического занятия "Дифференциация В-Ф" 3 класс с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Данное логопедическое занятие разработано по ФГОС для обучающихся 3 класса (вариант 5.1) с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация В-Ф". Лексическая тема"Профессии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 445.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми 3-х классов (вариант 5.1) с общим недоразвитием речи.
Составил: учитель-логопед Кровцова Галина Викторовна
МБОУ ЦО «Школа-сад №7»
г. Ханты-Мансийск, 2019 г.
Тема: «Дифференциация В-Ф»
Лексическая тема: «Профессии»
Цель: уточнение артикуляции звуков, выделяя сходство и различие, добиваться чёткой дифференциации в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить знания о звуках [в-в,],[ф-ф.];
- дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;
- соотносить звуки с буквами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки [в-в.],[ф-ф,];
- развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль и самооценку;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: слайдовая презентация к уроку; картинки профессий (офицер, фронтовой врач, разведчик, кавалерист, переводчик и др.); музыкальное сопровождение: «Дождь», «Соловей», С. Пучинин «Марш Снеговиков». Этап работы (алгоритм работы). Схемы-таблицы (сравнительная характеристика); конверт с письмом (деформированный текст «На ферме»).
Для детей: цветные карандаши (красный, желтый, синий, зелёный); лист самооценки; раздаточный материал (карточки с заданиями), раздаточный материал (карточки с заданиями и с самооценкой); следы –карточки (слова с пропущенными буквами: …ронтовой …рач, от…ажный о…ицер, креати…ный …отогра…, про…ессиональный разведчик); чёрный фломастер.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, ребята! Рада встречи с вами. Сегодня у нас гости. Посмотрите на гостей, друг на друга. Улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. За рабочее место присядет тот, кто ответит на вопрос.
• Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой сейчас год? (2019) Этот год в России объявлен годом ….(театра).
- Следующий год будет какой?…(2020).
2020 год в России будет годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Релаксационная минутка.
Логопед. Кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце.)
Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление.) Слайд
Подул холодный ветер, пошёл дождь, вам стало холодно. (Напряжение.) Слайд
И снова засверкало солнышко, вы согрелись. (Расслабление.) Слайд
Работа с правилом речи.
Логопед. Итак, мы настроились на работу. Давайте все вместе прочитаем правило речи, которого будем придерживаться на занятии. Слайд
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно |
2. Артикуляционная разминка.
Цель: работа над нормализацией мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата и речевого дыхания, голоса.
Логопед. А сейчас вспомним сказку о Весёлом Язычке. Жил был Весёлый Язычок. Однажды проснувшись в хорошем настроении (выполнение упражнения «Улыбка»), он решил выйти на прогулку, чтобы покачаться на качели. (Упражнение «Качели»). Во время прогулки непоседа Язычок встретил индюка. (Упражнение «Индюк»). Вернувшись в домик он увидел, как месили тесто (упражнение «Месим тесто»). После прогулки Язычок любил играть на барабане (упражнение «Барабан»), а потом садился пить чай с блинами и вареньем. (Упражнение «Чашечка», «Блинчики», «Вкусное варенье»). Слайд
Молодцы!
3.Введение в тему.
Логопед. Продолжаем разминку. Поиграем в игру «Добавь словечко». Слушайте внимательно, вам нужно будет добавить слово в рифму. Это будет лексическая тема нашего занятия.
Вмиг заводит он мотор, На машине мчит... (шофер). Целый день за разом раз Вглубь ныряет... (водолаз). | Человек, присяге верный, Называется... (военный). Учит вежливости нас, Почитает вслух рассказ …(воспитатель). |
Логопед. Какие слова добавили? И так лексическая тема нашего занятия?
Дети. Профессии.
Логопед. Разные профессии востребованы во все времена. Во время Великой Отечественной войны были: военные, врачи, переводчики, фотографы, офицеры, водители (шофёры), разведчики, повара, телеграфисты и другие. Эти профессии востребованы и сегодня. Слайд
Логопед. А вот с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать, вам предстоит выяснить.
Какой один и тот же звук встречается в названиях профессий? Водитель, врач, повар, ветеринар.
Дети. Звуки [в-в,].
Логопед. Фотограф, офицер, шофёр, лифтёр.
Дети. Звуки [ф-ф,].
Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?
Дети. Дифференциация В и Ф. Слайд
Логопед. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на занятии?
Алгоритм работы.
Дети. Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Правильно их использовать в устной и письменной речи.
(алгоритм работы вывешивается на доску). Слайд
4. Сравнительная характеристика звуков [в-в,]- [ф-ф,].
Логопед. Давайте дадим характеристику данным звукам (с опорой по таблице) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются. Слайд
Дети. Сходство: одинаковые по артикуляции. Поэтому парные согласные. Оба звука могут быть твёрдыми и мягкими.
Различие: в- звонкий, ф-глухой.
5.Дифференциация звуков [в-в,]-[ф-ф,] и букв.
Сейчас проведём игру «Разведчик»
Цель: развитие фонематического восприятия, умение соотносить данный звук с буквой и наоборот.
Инструкция. Нужно подобрать к схеме картинку и соединить схему слова с картинкой.
( Можно данную работу выполнить на интерактивной доске.) Слайд
_______В__ Ф_______ _______В____ В_________ Ф_________Ф
Проверка. Слайд
Самооценка. С помощью кружочка- самооценки оцените, как вы выполнили задание. Если вы справились с заданием правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом. Если была допущена одна ошибка, то жёлтым цветом. При допуске более двух ошибок закрасьте кружок красным цветом.
6. Дифференциация звуков [в-в,]-[ф-ф,] в слогах.
Логопед.
Инструкция. Чтение слогов слева направо и справа налево.
ву-фу ув-уф
ви-фи ав-аф
во-фо ев- еф
Логопед. Молодцы. Продолжаем читать слоги.
Инструкция. Сели прямо. Сделали глубокий вдох, на выдохе произносим слоги, выделяя ударением слоги -ва-фи-:
ву-фу-ви-фи
фе-фо-ва-фа
ве-фи-фа-ву
ва-ву-фи-фу Слайд
7.Дифференциация звуков [в-в,]-[ф-ф,] в словах.
Игра «Собери слово»
Цель: различение звуков [в-в,]-[ф-ф,] в слогах, составление слов из слогов.
Логопед. Нужно составить из слогов слова.
тог – раф- фо ди -во-тель сов-ча- щик
тёр- лиф кус-фо- ник ав-бус-то
Проверка.
Логопед. Какие слова вы составили? Каким словом можем объединить данные слова? Какое слово лишнее? Слайд
Дети. Фотограф, водитель, часовщик, лифтёр, фокусник, автобус-это профессии. Лишнее слово- автобус.
Логопед. Почему?
Дети. Автобус-это транспорт.
Логопед. Молодцы! Продолжаем работу со словами.
*Поиграем в игру «Добавь слог»
Цель: закрепить правописание звонких и глухих согласных.
Инструкция. Записать слова распределяя их в два столбика по наличию В или Ф, вставляя пропущенные слоги: ве-фе: …рмер, пе…ц, …здеход, ш…я, ….стиваль;
во-фо: теле…н, …долаз, пчело…д, …дитель, …тограф.
Подчеркните слоги: ве-фе –зелёным карандашом; во-фо синим. (Цветные карандаши.)
Дети. Записывают слова в два столбика по наличию В или Ф и вставляют пропущенные слоги: ве-фе; во-фо, подчеркивают вставленные слоги цветными карандашами.
Проверка.
Оценивание работы. Кружок- самооценка.
Физминутка (Под музыку: С. Пучинин «Марш Снеговиков». Следы- карточки, на одной стороне написаны слова, в которых пропущены буквы.)
Логопед. Давайте пойдём искать черепашку.
Мы шли, шли
Следы нашли.
Наклонились, подняли и дальше пошли.
На счёт раз - согнуться, разогнуться
На счёт два - подтянуться
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На счёт четыре- руки шире.
На счёт пять, шесть- тихо сесть. (Дети вместе с логопедом проговаривают и выполняют задания.) Слайд
Логопед. Посмотрите на следы, что там необычного.
Дети. На следах написаны слова и в них пропущены буквы. (Слова написаны на карточках в форме следов.)
Логопед. Можем мы их прочитать. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы. (Фломастер.)
Дети. Читают слова, вставляя пропущенные буквы.
Слова: внимательный, шофёр, фронтовой, врач, отважный, фотограф, весёлый, креативный, офицер.
Логопед. Хорошо.
Логопед. А сейчас нужно составить из данных слов словосочетания.
8.Дифференциация звуков [в]-[ф] в словосочетаниях.
Логопед. Думай, смекай, нужную пару слов собирай.
внимательный врач
фронтовой фотограф
отважный офицер
волшебный шофёр
креативный фокусник Слайд Словарная работа: КРЕАТИВНЫЙ-ая;-ое;-вен; вно; порождать, создавать. Энциклопедический словарь. Творческий, созидательный, новаторский. Синонимы: изысканный, крутой, модный, необычный, новый, творческий, хороший… ..
Дети. Составляют словосочетания.
Оценивание работы. Лист - самооценки
Логопед. Молодцы!
9.Дифференциация звуков [в]-[ф] в предложениях.
Логопед. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.
а) … … … … вежливый продавец .
б) Внимательный шофёр … … … .
в) Отважный водолаз … … … … .
г) Волшебный фокусник … … … … … .
Слова: в, заводском, буфете, работает; сделал, вынужденную, остановку; работает, глубоко, под, водой; извлёк, конверт, и, вручил , человеку. Слайд
Дети. Составляют и записывают предложения.
Проверка. Слайд
В заводском буфете работает вежливый продавец.
Внимательный шофёр сделал вынужденную остановку.
Отважный водолаз работает глубоко под водой.
Волшебный фокусник извлёк конверт и вручил человеку.
Оценивание работы. (Кружок - самооценка)
Логопед. Этот конверт попал к нам. Давайте посмотрим. В нём листок, где написан текст. Вы можете прочитать?
Дети. Нет. В тексте пропущены буквы.
Логопед. Давайте попробуем вставить буквы.
Упражнение «Вставить буквы» Работа выполняется в парах.
Дети. Вставляют пропущенные буквы В или Ф.
На …ерме.
…аря …илиппова работает на …ерме. На …ерме коро…ы и краси…ые заба…ные телята. …аря кормит коро… и телят. С …ермы молоко отпра…ляют в магазины. Летом на …ерме работают школьники. Они копнят тра…у. …есело и дружно работают на …ерме мальчики и де…очки.
Проверка. Чтение текста. Слайд Словарная работа: копнят тра…у.
На ферме.
Варя Филиппова работает на ферме. На ферме коровы и красивые забавные телята. Варя кормит коров и телят. С фермы молоко отправляют в магазины. Летом на ферме работают школьники. Они копнят траву. Весело и дружно работают на ферме мальчики и девочки.
Взаимопроверка.
10.Итог работы.
Логопед. Какие звуки мы сравнивали и учились различать?
Дети. Мы учились различать звуки[в-в,]-[ф-ф,]. Слайд
Логопед. Наше занятие подошло к концу. Давайте подведём итоги и посчитаем, сколько у вас получилось зелёных кружков? Жёлтых и красных кружков?
Дети. Подводят итоги самооценки.
11. Рефлексия.
На занятии работали активно, были внимательными и очень старались. Вы справились с заданиями. Волшебный фокусник оставил для вас сюрприз. Угощайтесь. Давайте скажем до свидание нашим гостям.
Приложение 1
Словарная работа:
КОПНА-КОПНЫ
Приложение 2.
Раздаточный материал для каждого ученика. Можно распечатать на одном листе все задания.
1.Игра «Разведчик»
Инструкция. Соедини схемы слов с картинками.
_______В__ Ф_______ _______В____ В_________ Ф_________Ф
Оценка задания.
2.Игра «Собери слово»
Логопед. Нужно составить из слогов слова.
тог – раф- фо ди -во-тель сов-ча- щик
тёр- лиф кус-фо- ник ав-бус-то
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка задания.
*Поиграем в игру «Добавь слог»
Инструкция. Записать слова распределяя их в два столбика по наличию В или Ф, вставляя пропущенные слоги: ве-фе: …рмер, пе…ц, …здеход, ш…я, ….стиваль;
во-фо: теле…н, …долаз, пчело…д, …дитель, …тограф.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните слоги: ве-фе –зелёным карандашом; во-фо синим. (Цветные карандаши.)
Оценка задания.
3.Думай, смекай, нужную пару слов составляй.
Инструкция. Составь словосочетания.
внимательный ___________________ отважный____________________
фронтовой ________________________ волшебный____________________
креативный ________________________
Слова: шофёр, офицер, врач, фотограф, фокусник.
Оценка задания.
4.Составь предложения.
Инструкция. К данным словосочетаниям подберите слова по смыслу, чтобы получилось предложение.
а) … … … … вежливый продавец .
б) Внимательный шофёр … … ____ … .
в) Отважный водолаз … … … … _____ .
г) Волшебный фокусник … … … _ … … .
Слова: в, заводском, буфете, работает; сделал, вынужденную, остановку; работает, глубоко, под, водой; извлёк, конверт, и, вручил , человеку.
Оценка задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/10/picture-31707.jpg)
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-472510-1409242979.jpg)
Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-465696-1452925064.jpg)
Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса
Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700663-1446459197.jpg)
Конспект логопедического занятия в 1 классе по автоматизации звука Р в предложениях.
Предлагаемое занятие по коррекции звукопроизношения у детей первого класса построено в едином игровом сюжете, призванного активизировать и обогатить словарь, развить их творческие способности, повысит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-753363-1508684009.jpg)
Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме"Дифференциация звуков Ж-З"
Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического занятия по теме:"Дифференциация звуков Ж-З" для обучающихся 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-753363-1508684009.jpg)
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звук и буква Ш"
Предлагаю конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по теме "Звук и буква Ш"...