План взаимодействия с семьей обучающегося с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра.
материал по логопедии
В условиях, когда в семье воспитываетсяя ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), в том числе с РАС, участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения коммуникативными навыками, умениями, базовыми учебными действиями, процессов социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.4._plan_vzaimodeystviya_s_semey.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План взаимодействия учителя с семьей обучающегося с ТМНР
(в т.ч. с РАС)
на 2019-2020 учебный год
Актуальность.
В условиях, когда в семье воспитывается ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС), участие родителей в обучении и воспитании становится неотъемлемым и необходимым условием успешного овладения коммуникативными умениями, навыками, базовыми учебными действиями, процессов социализации. Большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно единство требований и образовательной среды в школе и дома является залогом успешности детей. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.
Часто желание родителей участвовать в жизни школы и класса, перенимать успешный опыт образовательной деятельности встречается с проблемой недостаточной информированности о современных технологиях, используемых в школе, что влечет к неправильному или неточному использованию данных технологий дома. Ожидание родителями динамичного развития, усвоения, формирования навыков и умений жизненных компетенций своего ребенка без учета психо-физических и умственных способностей, снижение результативности у детей в овладении необходимыми коммуникативными умениями и навыками, навыками социализации и БУД влечет за собой и спад заинтересованности родителей, разочарованности и безучастия в жизни своего ребенка.
Данный проект направлен на повышение уровня осведомленности и образованности родителей об используемых технологиях в школе.
Важность вовлечения родителей в обучение и воспитание детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР, в т.ч. с РАС) обусловлена необходимостью соблюдения единства структуры и содержания обучения для повышения результативности всей адаптированной образовательной программы развития обучающегося.
Цель проекта:
Повышение образовательной грамотности родителей в сфере современных технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС)
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося;
- выявление проблемных вопросов у родителей обучающихся;
- установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
Методы использованные в реализации проекта:
- анкетирование родителей
- обучающие семинары
- открытые уроки для родителей;
- тематические родительские собрания;
- индивидуальные консультации
Планируемые результаты:
- повышение образовательной грамотности родителей;
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
- появление в семье совместных общих интересов, увлечений, занятий и т.п.
Описание взаимодействия учителя с семьей, воспитывающей обучающегося с ТМНР (в т.ч. с РАС)
Срок реализации плана: 1 год (2019-2020 уч.год)
Этапы работы:
1. Подготовительный
- Разработка плана взаимодействия «Учимся вместе». Планирование работы с родителями.
- Анкетирование родителей
- Составление плана открытых уроков «Общение», «Речь и альтернативная коммуникация»
- Составление плана семинаров
2. Практический.
- Проведение открытых уроков для родителей обучающихся
- Проведение обучающих семинаров для родителей
- Проведение мастер-классов «Я мама ребенка с аутизмом»; «Делюсь своим опытом погружения в «Мир аутизма»; «Вместе весело шагать –семья + особый ребенок»
- Проведение практических мастер – классов по применению систем АК в жизненных пространствах ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС)
3. Заключительный
- изучение результативности работы
- анкетирование родителей
- презентация проекта
План реализации взаимодействия учителя и родителей обучающегося с ТМНР (в.ч. с РАС):
Этап I
Мероприятия
Подготовительный этап
1. Сбор информации, индивидуальные беседы с родителями:
- нового приема
- среднего звена
2. Индивидуальное консультирование родителей учителем-логопедом по выявлению сложностей в освоении коммуникативных навыков и умений, речевого развития, внедрения систем АК.
3. «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».
4. Совместная работа родителей и специалиста по коммуникации (учитель-логопед) над созданием индивидуальной альтернативной коммуникации (ПЕКС /КД) – фото лиц из ближнего окружения дома, поощрения, активности, настольные игры и др., посещаемые общественные места и т.п.
5. Индивидуальное консультирование родителей группой специалистов учителем-логопедом и учителем-психологом для выявления, предупреждения и преодолению психологических проблем в семьях, имеющим детей-инвалидов и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС)
6. Анкетирование родителей («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок» и т.п.)
- по вопросам выявления трудностей в общении с детьми в домашних условиях
- по интересующим вопросам обучения и воспитания
- пожелания родителей
7. Составление плана открытых уроков по интересующим образовательным областям:
- речь и альтернативная коммуникация;
- общение
- социально-бытовая ориентировка
- домоводство;
- сенсорная интеграция
- АФК и др.
8. Составление плана обучающих семинаров в соответствии с запросами родителей:
- Физиологические аспекты развития речи;
- Коммуникация у детей с РАС;
- Особенности речевого развития ребенка с аутизмом;
- Альтернативная коммуникация общения;
- Современные методики обучения детей с расстройствами аутистического спектра;
- Система альтернативной коммуникации
- Визуальная поддержка для организации деятельности детей с ТМНР в т.ч. с РАС.
Практический этап
1. Проведение открытых уроков:
- Урок «Речь и альтернативная коммуникация» по теме «Осень: признаки осени»
- Урок «Общение» по теме: «Создание совместной аппликации «Деревья осенью»
- Интегрированное занятие учителя-логопеда Лешковой Н.В. и учителя-дефектолога Корневой О.А. «Магазин»
2. Проведение обучающих семинаров:
«Современные тенденции в обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра в тесном взаимодействии с семьями»
«Особенности речевого развития у детей с РАС»
«Решение проблем становления коммуникативных навыков и умений через систему АК»
«Семинар-практикум: внедрение системы АК в жизненное пространство ребенка. Рабочие моменты с АК, распространенные ошибки, сложности в применении, проблемы при использовании»
3. Проведение совместного лектория для родителей с педагогом-дефектологом и др. учителями- предметниками.
«Актуальные методы и приемы, используемые при построении занятий с обучающимися с ТМНР (в т.ч. с РАС).»
«Особенности выдачи и выполнения учебных заданий обучающихся с ТМНР в домашних условиях»
4. Проведение совместного лектория в рамках проекта «Родительская гостиная» с участием родителей.
Проведение мастер-классов «Я мама ребенка с аутизмом»; «Делюсь своим опытом погружения в «Мир аутизма»; «Вместе весело шагать – семья + особый ребенок»
Заключительный этап
1. Анкетирование родителей для выявления удовлетворенности проведенной работой по плану «Учимся вместе» за 2019-2020 уч.год
2. Изучение результативности работы по проекту на основе данных мониторинга усвоения обучающимися образовательных программ
3. Выделение приоритетных направлений работы на 2020-2021 уч.год
Вывод
У родителей обучающихся повысился уровень образовательной грамотности в сфере современных технологий обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС), повысилась мотивация в работе с детьми дома в выходные каникулярный период по технологиям, методам и приемам, используемым в школе для закрепления результатов усвоения знаний, умений, навыков.
В результате, знаний, умения и навыки, приобретенные детьми в учебное время, закрепляются в домашних условиях, что способствует повышению уровня усвояемости коммуникативных навыков и умений, навыков социализации и базовых учебных действий.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательную деятельность школы и класса помогает преодолеть психологические проблемы в семьях, понимание структуры дефекта ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС) и пути их компенсации позволяет родителям видеть перспективы будущего в обучении и воспитании своих детей.
Выявлены приоритетные направления работы с семьями обучающихся на 2020-2021 уч.год:
1. Продолжение проведения обучающих семинаров для родителей;
2. Анкетирование родителей для выявления проблем обучения и воспитание в домашних условиях;
3. Включение родителей в образовательный процесс, путем организации совместных мероприятий с высокой степенью участия родителей в подготовке и проведении.
Необходима постоянная, контактная деятельность между специалистами учебного процесса и родителями обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС). Это необходимо для грамотного и планомерного разъяснения, пояснения, растолковывания специфики реализации образовательной деятельности, особенностей психофизиологического развития обучающихся, специфики динамики освоения и формирования тех или иных навыков и умений у детей с ТМНР ( в.ч. с РАС).
От уровня взаимопонимания и взаимоуважения зависит уровень усвояемости адаптированной образовательной программы обучающимся, а также успешности формирования жизненных компетенций.
Приложение 1
План взаимодействия учителя и семьями, воспитывающими ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС)
№ | Мероприятия | Методы осуществления | Сроки проведения | Ответственные за мероприятия |
1. | Сбор информации, индивидуальные беседы, консультации с родителями: «Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок» и т.п.
| индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, опрос | Сентябрь -октябрь | Лешкова Н.В. |
2. | Оформление диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на начало учебного года | Наблюдение, диагностика, собеседование со специалистами | Сентябрь - октябрь | Лешкова Н.В. |
3. | «Телефон доверия» (учитель и родители в «зоне доступа») | Беседа, «почтовый ящик» | В течение года | Лешкова Н.В. |
4. | Проведение семинара для родителей «Особенности речевого развития ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС). | Родительские гостиные | октябрь-ноябрь | Лешкова Н.В. Корнева О.А. |
5. | Проведение семинара для родителей «Альтернативная коммуникация как один из эффективных методов развития навыков/умений общения у обучающихся с ТМНР, в т.ч. с РАС» | Родительские гостиные | Ноябрь-декабрь | Лешкова Н.В. |
6. | Совместная работа родителей и специалиста по коммуникации (учитель-логопед) над созданием индивидуальной альтернативной коммуникации (ПЕКС /КД) и своевременно ее обновление и пополнение. | «почтовый ящик», беседа, консультирование, опрос | ноябрь | Лешкова Н.В. |
7. | Индивидуальное консультирование родителей группой специалистов учителем-логопедом и учителем-психологом для выявления, предупреждения и преодолению психологических проблем в семьях, имеющим детей-инвалидов и детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, в т.ч. с РАС) | беседа, консультирование, «почтовый ящик» | В течение года | Лешкова Н.В. Корнева О.А. Авдеева М.В. |
8. | Открытые уроки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» | урок | Декабрь | Лешкова Н.В. |
9. | Мастер-класс для родителей «Особенности оформления, выполнения учебных заданий в домашних условиях» | мастер-класс | Декабрь | Лешкова Н.В. Корнева О.А. Вершинина Т.А, Урлина Е.В, Шраменко Н.В. |
10 | Оформление диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на начало учебного года | наблюдение, диагностика, собеседование со специалистами | декабрь-январь | Лешкова Н.В. |
11 | Открытое совместное интегрированное занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога «Магазин» | урок | январь | Лешкова Н.В. Корнева О.А. |
12 | Семинар-практикум «Внедрение системы АК в жизненное пространство ребенка. Рабочие моменты с АК, распространенные ошибки, сложности в применении, проблемы при использовании» | семинар-практикум | февраль | Лешкова Н.В. Корнева О.А. |
13 | «Родительская гостиная» - делимся родительским опытом по воспитанию ребенка с ТМНР (в т.ч. с РАС) «Я мама ребенка с аутизмом» | мастер – класс | март | Лешкова Н.В. Кривцова И.В.(родительница) |
14 | Семинар-практикум ««Решение проблем становления коммуникативных навыков и умений через систему АК» работа над ошибками | беседа, опрос, анкетирование, консультация | апрель | Лешкова Н.В. Корнева О.А. |
15 | Анкетирование родителей для выявления удовлетворенности проведенной работой по плану «Учимся вместе» за 2019-2020 уч.год | Анкетирование | Май | Лешкова Н.В. |
16 | Оформление диагностической документации: заполнение коммуникативной матрицы, бланков понимания речи (импрессивная речь), бланк использования речи (экспрессивная речь) на конец учебного года | наблюдение, диагностика, собеседование со специалистами | май | Лешкова Н.В. |
17 | Родительское собрание «Подведение итогов учебного года (уровень усвоения коммуникативных навыков и умений, навыков социализации, БУД). Рекомендации на летний период. Пожелания родителей на следующий учебный год»» | беседа консультация опрос | Май-июнь | Лешкова Н.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Междисциплинарное взаимодействие учителя-логопеда и других специалистов сопровождения по организации адаптированного пространства для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Успешна работа в преодалении нарушений формировния и становления коммуникативных навыков и умений, процессов социализации обучающихся с ТМНР (в т.ч. с РАС) возможна при создании личностно-ориентирован...
Создание учебного кабинета как творческой лаборатории по разработке, созданию и апробации дидактического, раздаточного материалов для обучающихся с ТМНР в том числе с расстройством аутистического спектра
Создание эффективного обучающего дидактического материала для организации граммотных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся ТМНР (в т.ч. с РАС) с учетом особенно...
План самообразования учителя-логопеда, реализующего адаптированную образовательную программу для обучающихся с ТМНР, в том числе с расстройством аутистического спектра
Самообразование учителя затрагивающий все стороны личности как ПЕДАГОГА, реализующего адаптированнную образовательную программу для ТМНР (в т.ч. РАС)...
Перспективный план взаимодействия с семьями обучающихся "Мы вместе"
Перспективный план взаимодействия с семьями обучающихся на период обучения в начальных классах....
«Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра»
Cтатья «Здоровое питание учащихся в начальной школе, в том числе с расстройством аутистического спектра» в сборнике материалов форума «Здоровое питание с рождения: медицина, образова...
Особенности организации образовательного процесса с применением инновационных технологий для обучающихся с расстройством аутистического спектра и ТМНР.
Организация образовательного процесса обучающегося с расстройством аутистического спектра и ТМНР. Три основных этапа: организационный, основной и заключительный....
ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»
Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны...