ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « Речевая мозаика - 3»
методическая разработка по логопедии (3, 4 класс)
Данная общеразвивающая программа способствует формированию у учащихся системы знаний о языке, готовит к применению их в учебной деятельности, к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1948 «Лингвист-М»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического Совета Протокол № _____ от _________
| . | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «Школа № 1948» _________Микаелян Г.С. Приказ № ____ от _______
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Речевая мозаика - 3»
Возраст: 10-11 лет
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель: Асеева Ирина Ивановна
Москва 2019 г.
Содержание
I. Пояснительная записка 3
1.1. Общая характеристика учебного курса
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
образовательной программы
1.3. Цель и задачи программы 4
1.4. Концептуальность программы
II. Ожидаемые результаты образовательного процесса
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. 5
2.2. Планируемые результаты 6
2.3. Контроль и оценка результатов 7
2.4. Целевая группа. 8
2.5.Срок реализации программы
2.6. Формы и режим занятий
III.. Учебно-тематическое планирование 9
3.1.Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов
3.2. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов 12
3.3. Содержание программ в 3 - 4 классах 14
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся осваивающих программу. 15
V. Условия реализации программы 16
VI. Список литературы 18
I. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного курса
Далеко не у всех детей процесс усвоения грамматических правил русского языка протекает гладко и безболезненно. На этом пути у обучающегося много трудностей, причины возникновения которых весьма разнообразны. Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе обучения школьников, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в устной и письменной речи, неуклонно растет. Данная общеразвивающая программа способствует формированию у учащихся системы знаний о языке, готовит к применению их в учебной деятельности, к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Речевая мозаика – 3» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, помогает овладению навыками грамотного письма и чтения, что является необходимым компонентом обученности школьника.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
1.2. Актуальность программы:
У некоторых учащихся 3 – 4 классов наблюдается неуспеваемость по русскому языку. Это отрицательно сказывается на процессе обучения в целом, влияет на самооценку детей, на формирование их личности.
Новизна программы:
Особенностью программы является индивидуально-ориентированное применение психолого-педагогических технологий, преимущественное использование наглядно- практических методов, широкое использование авторского занимательного и игрового материала разработанного учителем - логопедом высшей категории Асеевой И.И. ("Демонстрационный и дидактический материал для коррекции
письменной речи дошкольников и младших школьников" Напечатан в издательстве "Перспектива" в 2012 г., переиздан в 2013 году.)
Педагогическая целесообразность:
Программа коррекционно-развивающих занятий по предупреждению нарушений письменной речи составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) В программе нашли отражение идеи ряда ученых (А.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева и др.) по проблеме преодоления расстройств в овладении чтением и письмом с целью предупреждения школьной неуспеваемости.
1.3. Цель программы:
Пропедевтика вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма) путем развития фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем речи.
Задачи программы:
1.Образовательные:
• Коррекция звукопроизношения; уточнение артикуляции звуков.
• Развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез.
• Сформировывать навыки звукобуквенного и слогового анализа;
• Уточнять и расширять лексический запас;
• Развивать грамматический строй речи.
• Развивать базовые навыки морфемного анализа и синтеза;
• Совершенствовать навыки монологической связной речи.
2. Коррекцоинно-развивающие:
• Активизировать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление;
• Развивать мелкую пальцевую моторику (штриховка, обводка);
• Совершенствовать пространственно-временные ориентировки;
• Развивать графомоторный навык;
• Развивать тактильные ощущения с помощью дермалексии («написание» букв на спине, на руке, в воздухе, узнавание букв на ощупь);
• Развивать конструктивный праксис путем моделирования букв из палочек, из элементов, реконструирование букв);
• Развивать языковую интуицию;
• Развивать навыки планирования, прогнозирования и саморефлексии собственной деятельности;
• Развивать навыки конструктивного взаимодействия («педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся».
3 .Воспитательные:
• Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
• Воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
• Воспитывать интерес к родному языку.
1.4. Концептуальность программы:
Данная программа по своей структуре опирается на основные принципы логопедии, как науки:
• Принцип развития (предполагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта).
• Патогенетический принцип (основан на учете механизмов речевых нарушений).
• Принцип комплексного подхода (коррекционная работа охватывает нарушения и устной и письменной речи).
• Принцип системного подхода (основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя).
• Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психологического развития ребенка (по Р.Е. Левиной).
• Принцип учета «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).
• Онтогенетический принцип (учитывает последовательность формирования психических функций в онтогенезе).
• Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Вышеперечисленные принципы определяют пути и методы преодоления и предупреждения речевых расстройств.
В основе концепции программы лежат следующие положения:
• Развитие речи происходит по принципу системогенеза, который является специфической закономерностью развития организма. Основная особенность организма заключается в гетерохронном развитии функциональных систем (П.К. Анохин).
• Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.).
• Связь речевой деятельности со структурами мозга основывается на динамической локализации мозговых функций (А.Р. Лурия).
II. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
2.1. Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к
более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2.2. Планируемые результаты
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно,
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию,
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
2.3.Контроль и оценка результатов
Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы осуществляется в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Обучение после прохождения темы завершается письменной работой: диктантом, тестированием, собеседованием по карточкам, практическими заданиями и т.п.
Средства контроля используются в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню усвоения программы.
Определение результативности:
Определение результатов коррекционной работы проводится поэтапно: Ребенок проходит логопедическое обследование. Выносится логопедическое заключение. Логопедическая диагностика записывается в речевые карты.
После прохождения каждого раздела коррекционной программы проводятся проверочные (самостоятельные) работы в тетрадях, где учащиеся, используя схемы и символы, выполняют задания. В конце учебного года анализируются работы учащихся. На основании итоговых результатов выявляется контингент детей, которым необходима дополнительная коррекция и выстраивается план дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты:
• Ребенок больше не нуждается в логопедической помощи.
• Ребенку необходима дополнительная коррекция, т.к. некоторые темы требуют доработки.
Логопедические занятия позволят:
● Сформировать у учащихся устойчивые знания, умения и навыки по предмету русский язык и чтение;
● Обеспечить расширение языковой и коммуникативной компетенции.
2.4. Целевая группа:
Программа предназначена для работы с учащимися 3-4 классов, имеющих ошибки в устной и /или письменной речи.
Программа направлена на личностно-ориентированное обучение.
Основной целью логопедических занятий является помощь в овладении навыками письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие успешности всего последующего обучения ребенка в школе по русскому языку и литературе.
В связи с этим рабочая программа дополнительного образования включает темы занятий, в которых дети с речевыми нарушениями испытывают серьезные трудности при обучении чтению и письму, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения, а так же на формировании и развитии адаптивной духовной личности:
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения– это одновременная работа над всеми компонентами речевой системы и неречевыми процессами: вниманием, памятью, мышлением.
Логопедические занятия проводятся в группах, сформированных по речевым заключениям уровню учебных способностей.
Режим занятий 3 раза в неделю: понедельник - 14.10 – 15.10
среда - 13.30 – 14.30
пятница - 13.30 – 14.30
Учебная нагрузка 97 часов в год, утверждена учебным планом.
Срок реализации программы - 9 месяцев.
III.. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания | |
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
| ||||
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||||
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||||
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||||
Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | ||||
Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | ||||
Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | ||||
Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | ||||
Работа с деформированными предложениями. | ||||
Составление предложений по опорным словам. | ||||
Состав слова Словообразование | ||||
Родственные слова. Корень | ||||
10 | Родственные слова. Корень слова. | |||
11 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | |||
12 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | |||
13 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | |||
14 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | |||
Приставка | ||||
15 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | |||
16 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | |||
17 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | |||
18 | Приставки пространственного значения. | |||
19 | Приставки временного значения. | |||
20 | . Разделительный твердый знак. | |||
21 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | |||
22 | Разделительный мягкий знак. | |||
23 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком | |||
Суффикс | ||||
24 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | |||
25 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | |||
26 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | |||
27 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | |||
28 | Суффиксы профессий. | |||
29 | Суффикс прилагательных. | |||
30 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | |||
Словоизменение. Согласование слов | ||||
31 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | |||
32 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | |||
33 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | |||
34 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | |||
35 | Употребление имен существительных разного рода. | |||
36 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | |||
37 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | |||
38 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | |||
39 | Согласование глагола и существительного в числе. | |||
40 | Согласование глагола и существительного в роде. | |||
41 | Согласование глагола и существительного во времени. | |||
Предлоги | ||||
42 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | |||
43 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | |||
44 | Предлоги у, около, к, от, по. на, над, под | |||
45 | Предлоги с (со), из-под во), из, за, из-за.. | |||
46 | Дифференциация предлогов и приставок. | |||
47 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | |||
Итоговая проверочная работа | ||||
48 | Итоговый диктант. | Диагностика устной и письменной речи |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания | |
Повторение | ||||
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | ||||
2 | Ударение. Ударный и безударный слог. | |||
Повторение «Состав слова» | ||||
3 | Корень. Родственные слова. | |||
4 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | |||
5 | Приставка. Образование новых слов. | |||
6 | Окончание. | |||
7 | Правописание безударных гласных в корне слова | |||
8 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | |||
9 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | |||
10 | Дифференциация предлогов и приставок. | |||
11 | Разделительный Ъ и Ь. | |||
Части речи | ||||
12 | Имя существительное. Род имени существительного | |||
13 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | |||
14 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | |||
15 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | |||
16 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | |||
17 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | |||
18 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | |||
19 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | |||
20 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | |||
21 | Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе, в роде. | |||
22 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |||
23 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | |||
24 | Понятие о неопределенной форме глагола. | |||
25 | Согласование глагола и существительного в роде, числе | |||
26 | Согласование глагола и существительного во времени. | |||
Предложение | ||||
27 | Речь. Предложение как единица речи. | |||
28 | Слово. Смысловое значение слова. | |||
29 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | |||
30 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | |||
31 | Работа с деформированными предложениями. | |||
32 | Составление предложений по опорным словам. | |||
Текст | ||||
33 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | |||
34 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | |||
35 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | |||
36 | Деление текста на части и озаглавливании их. | |||
37 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | |||
38 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | |||
39 | Обучение письменному ответу на вопросы. | |||
40 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | |||
41 | Упражнение в составлении плана изложения. | |||
42 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | |||
43 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | |||
44 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | |||
43 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | |||
46 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | |||
47 | Сочинение по данному началу. | |||
48 | Сочинение по данному концу. | |||
49 | Итоговая проверочная работа. | Диагностика устной и письменной речи |
IV. Содержание программ в 3 - 4 классах
I. Коррекция дефектов произношения (при наличии таковых).
II. 1. Совершенствование артикуляционного праксиса: дальнейшее развитие динамической координации движений органов артикуляционного аппарата, точности и объема движений, равномерности работы мышц, способности к переключению.
2. Уточнение артикуляции согласных звуков.
III. Развитие фонематического восприятия.
1. Дальнейшее формирование умения сравнивать и различать систему у дифференцированных акустико-артикуляционных признаков звуков.
2. Совершенствование навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова на базе сформированных фонематических процессов.
3. Закрепление звуко-буквенных связей.
4. Совершенствование смысловой стороны речи.
5. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
6. Формирование умения устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
7. Уточнение значений имеющихся синтаксических конструкций.
8. Дальнейшее совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
9. Совершенствование инициативных форм речи: умение задавать вопросы, отвечать на них в соответствии с инструкцией, заданием; отвечать на вопросы (устно и письменно)по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; самостоятельно строить учебное высказывание по ходу работы (словесный отчет, вывод, доказательство, рассуждение).
1. Совершенствование психических процессов:
а) устойчивости и объема внимания;
б) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
в) способности к запоминанию;
г) способности к переключению;
д) познавательной активности.
2. Формирование полноценных учебных умений:
а) планирование предстоящей деятельности;
б) активное осмысление материала;
в) выделение главного, существенного в учебном материале. Определение путей и средств достижения учебной цели;
г) контроль за ходом своей деятельности;
д) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно читать и писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
е) применение знаний в новых условиях;
ж) анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
1. Умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
2. Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.
4.3. Требования к уровню подготовки обучающихся осваивающих программу.
К концу обучения учащиеся должны знать:
● названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
● названия и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
● названия и определения членов предложения: главных (подлежащие и сказуемое) и второстепенных.
Учащиеся должны уметь:
● орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (65 - 75 слов), включающий изученные орфограммы по программе 3 -4 классов
● проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
● производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные: ударные и безударные; согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
● производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
● распознавать части речи: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
● дифференцировать понятия «предмет», «действие», «признак»;
● изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
● изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного;
● изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
● распространять предложения однородными членами в предложных и предложных конструкциях.
V. Условия реализации программы
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы требует наличия учебного кабинета учителя-логопеда.
Оборудование логопедического кабинета:
1. Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт.
2.. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, ватка, бинт;
3. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
4. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
5. Учебно-методические пособия
6. Настольные игры, игрушки, конструкторы
7. Умывальник 1 шт.
8. Классная доска 1 шт.
9. Шкафы для пособий 2-3 шт.
10. Стол канцелярский 1 шт.
11. Стулья 3 шт.
12. Комплект «парта-стул» 8 шт.
13. Компьютер 1 шт.
14. Дискеты 1 шт.
15.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов;
16. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской;
17. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам;
18. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам;
19. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слогов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением;
20. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка. Подставки для карандашей и ручек;
21. Методическая и учебная литература;
22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки
VI. Список литературы
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2009 г.
- Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2008 г.
- Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009
- Кондранина Т.И. «Чтение» Сборник текстов и упражнений. Москва 2003 г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
- Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 2009.г.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 2011г.
- Асеева И.И. «Демонстрационный и дидактический материал для коррекции письменной речи дошкольников и младших школьников" Издательство "Перспектива" Москва 2012 г.
Дополнительные источники для обучающихся:
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М., Просвещение, 1991 г.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., Просвещение, 1991 г.
3. Ефименкова Г.Н., Садовников Н.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей». М., Просвещение, 1972
4. «Тетради для логопедических занятий». Козырева Л.М., (№1 - №8), Ярославль., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Речевая мозаика"
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и учитель-логопед. В связи с этим, в «Школе будущего первоклассника» ведутся занятия «Речев...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...