"В школе". Дифференциация звуков с и ц
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
План-конспект индивидуального занятия на тему «В школе». Дифференциация звуков [с] и [ц].
Цель: формирование основных речевых компетенций (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством использования речевого материала на тему «В школе».
Задачи: | Обучающая: | расширять и активизировать словарный запас; |
Развивающая: | развитие фонематического анализа и синтеза, развитие остаточного и сниженного слуха посредством восприятия на слух и слухозрительно звуков, слогов, фраз и текстов; | |
Воспитательная: | содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения; | |
Коррекционная: | использовать остаточный и сниженный слух для коррекции произношения. |
Метапредметные результаты: формирование речевого поведения и готовности применять приобретённый опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности; способность принимать, сохранять и выполнять учебную задачу, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; способность воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно-делового характера.
Ход работы:
Психологический настрой: Настал новый день. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне и нашим гостям. Поздоровайся с гостями. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохнем через рот все обиды, злобу, огорчения. Вдох – выдох, вдох - выдох. Начнём занятие.
Давай выглянем в окошко и посмотрим, что происходит на улице. (Работа с диском «Учите русский язык. Уровень для продолжающих обучение» Облако с дождём.)
Какое сейчас время года? Назови весенние месяцы. Назови второй месяц весны. Сейчас второй месяц весны – апрель. Давай посмотрим, какие события мы запланировали в нашем календаре. (Работа с диском «Учите русский язык. Уровень для продолжающих обучение» Календарь.)
Весной к нам возвращаются птицы из тёплых стран. Одна из этих птиц – скворец. Скажи, какой звук первый в слове «скворец»? А какой звук последний в этом слове? На занятии мы будем различать эти звуки [с] и [ц].
Дадим характеристику звуку [с]. Звук [с] – согласный, твёрдый, глухой, голоса нет, обозначается синим цветом. Выбери речевой профиль звука [с]. Дадим характеристику звуку [ц]. Звук [ц] – согласный, твёрдый, глухой, голоса нет, обозначается синим цветом. Выбери речевой профиль звука [ц].
Графический диктант: Я назову слово, а ты запиши только звуки [с] или [ц] в словах, но вместо звуков будем рисовать длинные и короткие линии. Звук [с] мы отметим длинной линией, так как произносится он долго и протяжно, звук [ц] – короткой линией, так как произносится он кратко и отрывисто. Слова: птица, цапля, аист, ласточка, яйцо, сова.
Соотнеси названия изображений с буквой, которая находится в слове. Перед учеником две буквы (с) и (ц), и появляются изображения, их нужно отнести к соответствующей букве. (Огурец, цветок, пуговица, сова, свинья, собака)
Я буду произносить слоги. Если ты услышишь слог со звуком [с], тебе нужно хлопнуть, если ты услышишь слог со звуком [ц] тебе нужно щёлкнуть пальцами, если не услышишь эти звуки – топни. После того, как услышишь слог, в котором есть [с] или [ц], повтори этот слог три раза. СА, ПА, ЦА, ТО, ЦО, СО, СУ, ЦУ, ШУ.
Буква убежала: Вставь пропущенные буквы (с) или (ц) в слова.
Зиме коне…, летит скворе…. Кури…а …озывает …ыплят. ….ини…а …ъела гусени…у. …ахарни…у по…тавили на …тол.
Найди подходящие слова: К словам из первого столбика подбери подходящие по смыслу слова из второго столбика. (Синяя Сладкий Острая Чистое Ясное Спелая Солёные) (огурцы пшеница пуговица леденец лицо солнце горчица)
Составление предложений из слов: Составь предложения. Подчеркни буквы (с) и (ц). Цветы, расти, возле, крыльцо. Курица, у, семь, цыплят.
Разгадай кроссворд и скажи какой звук встретился в слове [с] или [ц].
Днём нам с неба налитое Светит с неба золотое, Посылая всем в окошко Тёплый лучик! Это - ...(Солнышко) Во дворе поставлен дом – На цепи хозяин в нём. (Собака) Два ягнёнка-близнеца, Маму их зовут – ... (Овца) Нос – как хвост, под ним – рога, Каждая столбом нога, Сам огромный, словно дом! Кто это? Конечно ... (Слон) Серенький зверёк лесной, Словно столбик под сосной, Замер посреди травы – Ушки больше головы! (Заяц)
|
Какое слово получилось по горизонтали? (Школа) Тема нашего занятия «В школе».
Физминутка. Видео.
Восприятие текста целиком. (с экраном)
В нашей школе уроки начинаются в восемь часов тридцать минут. Звенит звонок, и мы идём на урок. Первый урок сегодня – математика. На математике ребята решают примеры, задачи и уравнения. Снова звенит звонок, и мы идём на перемену. Второй урок – русский язык. На уроке русского языка ребята пишут и читают, слушают и говорят. После уроков мы пойдём в столовую на обед. А вечером будем выполнять домашнее задание. Мне нравится учиться в школе!
Что мы делали? (мы слушали). Что ты услышала? Какие слова ты услышала? Что ты поняла? (ответы) О чём текст?
Составить текст из частей. Работа без использования ИСА на расстоянии два метра за спиной учащегося. После составления текста осуществляется самостоятельная проверка.
Сколько предложений в тексте? (10 предложений). Найди и прочитай седьмое предложение. (На уроке русского языка ребята пишут и читают, слушают и говорят.) Найди в седьмом предложении глаголы и разбери их по составу. Найди в тексте следующее предложение и отметь ударения и правила орфоэпии.
Вставь пропущенные слова в тексте: В нашей школе уроки начинаются в восемь часов (тридцать минут). Звенит звонок, и мы идём (на урок). Первый урок сегодня – математика. На математике ребята решают примеры, задачи и (уравнения). Снова звенит звонок, и мы идём (на перемену). Второй урок – русский язык. На уроке русского языка ребята пишут и (читают), слушают и (говорят). После уроков мы пойдём (в столовую) на обед. А вечером будем выполнять (домашнее задание). Мне нравится учиться в школе!
Найди вопросительное, восклицательное, повествовательное предложение:
Сегодня первый урок – физкультура.
Какое интересное задание!
Во сколько начнётся четвёртый урок?
Диалог по телефону. Учитель выходит из класса и звонит на телефон ученика.
- Здравствуйте!
- Здравствуй! Скажи, где ты сейчас?
- Я в школе.
- Что ты делаешь?
- Сейчас у меня занятие по развитию слуха и произношения, я говорю и слушаю.
- Отлично! Какие у тебя сегодня были уроки?
- Сегодня были математика, русский язык, литература, развитие речи, ИЗО, музыка…
- Что ты будешь делать после уроков?
- Я пойду в столовую, а потом на прогулку.
- Понятно. До свидания!
- Всего доброго! До свидания!
Подведение итогов: Что мы делали? (Мы говорили и слушали, мы различали звуки [с] и [ц], отвечали на вопросы, работали с текстом.) Что тебе понравилось? Что было для тебя трудным? Оцени свою работу на уроке методом «Говорящие рисунки» Если ты довольна собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «спокойное». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkole._differentsiatsiya_s_i_ts.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посмотри в окошко
Какое сейчас время года? Назови весенние месяцы. Назови второй месяц весны.
Работа с календарём
Перелётные птицы
Артикуляционная гимнастика Улыбка – дудочка, Птенчик – блинчик, чистим зубки – часики, качели – вкусное варенье.
Характеристика звуков [с] и [ ц ] Звук [с] чтобы правильно произнести звук [с], нужно губы вытянуть в улыбку, зубы сблизить, но не смыкать, кончик языка упереть в нижние зубы, воздушная струя плавная и холодная. Произносим звук [с], голоса нет. Мы слышим свист, поэтому звук называют «Свистящим». Звук [с] простой. Произнеси звук [с]. Звук [ ц ] Для правильного произнесения звука [ ц ], нужно губы вытянуть в улыбку, зубы сблизить, но не смыкать, как при произнесении звука [с], но передняя спинка языка поднята к верхним дёснам, при произнесении язык резко опускается, воздушная струя сильная, голоса нет. Звук [ ц ] сложный, состоит из двух звуков [ т+с ]. Произнеси звук [ ц ]
Характеристика звуков [с] и [ ц ]
Графический диктант
Работа со слогом
Буква потерялась Зиме коне_ , летит _кворе_ . Кури_а _озывает _ыплят . _ини_а _ъела гусени_у . _ахарни_у по_тавили на _тол .
Синяя Сладкий Острая Чистое Ясное Спелая Солёные огурцы пшеница пуговица леденец лицо солнце горчица
Составь предложения из слов и подчеркни буквы с, ц Цветы, расти, возле, крыльцо. Курица, у, семь, цыплят.
Разгадай кроссворд
Физминутка
Восприятие текста целиком
Составить текст из частей и ответить на вопросы
Вставь пропущенные слова в тексте В нашей школе уроки начинаются в восемь часов __________. Звенит звонок, и мы идём _________. Первый урок сегодня – математика. На математике ребята решают примеры, задачи и __________. Снова звенит звонок, и мы идём _____________. Второй урок – русский язык. На уроке русского языка ребята пишут и ___________, слушают и ___________. После уроков мы пойдём _____________ на обед. А вечером будем выполнять __________________. Мне нравится учиться в школе!
Найди вопросительное, восклицательное, повествовательное предложение: Сегодня первый урок – физкультура Какое интересное задание Во сколько начнётся четвёртый урок
Диалог по телефону - Здравствуйте! - Здравствуй! Скажи, где ты сейчас? - Я в школе. - Что ты делаешь? - Сейчас у меня занятие по развитию слуха и произношения, я говорю и слушаю. - Отлично! Какие у тебя сегодня были уроки? - Сегодня были математика, русский язык, литература, развитие речи, ИЗО, музыка… - Что ты будешь делать после уроков? - Я пойду в столовую, а потом на прогулку. - Понятно. До свидания! - Всего доброго! До свидания!
Подведение итогов: Что мы делали? Что тебе понравилось? Что было для тебя трудным?
Оцени свою работу на уроке методом «Говорящие рисунки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...
Конспект занятия для учающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ "Дифференциация звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[д\' ] в слогах, словах, предложениях"
В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[ д\'] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится рабо...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Дифференциация звуков [г-к]» ( УМК « Школа 21века »)
Конспект урока обучени грамоте по программе "Школа 21 века"...
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"
Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков л, ль".
Закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях, обучение звуковому анализу, составление предложений по опорным словам, развитие связной речи....