Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков л, ль".
план-конспект по логопедии на тему

Александрова Елена Алексеевна

Закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях, обучение звуковому анализу, составление предложений по опорным словам, развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_situatsiya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте

в подготовительной к школе группе

Тип образовательной ситуации: тренировочная.

Тема: «Дифференциация звуков л, ль».

Цель: закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях.

Цель для детей: сочинить новую сказку про Колобка и помочь Колобку расколдовать растения и животных.

Задачи:

Обучающие:  учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, продолжать учить звуковому анализу, составлять предложения по опорным словам.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные: создать условия для формирования навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Материал:

Демонстрационный материал: изображения на экране Колобка, силуэт Злого волшебника, картинки животных и птиц (лиса, лось, лань, ослик, ласточка, галка, филин, аист) и мест их обитания (лес, дупло, гнездо, нора);

Раздаточный материал: наборы-символы для обозначения звуков (зеленые, синие, красные), схемы предложений, набор букв.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к игровой и тренировочной деятельности.

- Ребята, послушайте загадку: Круглый, желтый, непослушный, есть глаза и рот, а еще он песенки поет. Кто его имя назовет? (Колобок). (На экране появляется Колобок, здоровается).

- Здравствуй, Колобок!

- Помните, что с ним приключилось? (его съела лиса).

- Я предлагаю вам сочинить новую сказку «Приключения Колобка». Хотите? (Да).

-А сможете? (Да). Почему вы так считаете? (мы уже сочиняли сказки, мы умеем правильно составлять предложения).

- Для нашей сказки нам нужно повторить два звука и взять специальные символы и схемы. Готовы? (Да)

  1. Игровая деятельность.

Цель: тренинг уровня сформированности представлений о звуках л, ль, выделение звуков л, ль  в словах.

 

(Звучит песенка Колобка).

 «Я колобок румяный бок! Нет у меня ни рук, ни ног!

Я просто круглый, как Земля, тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Я просто круглый, как Земля!»

Упражнение «Найди слова со звуками л, ль».

Цель: Дифференциация звуков л, л' в словах. Сравнение и характеристика звуков л, л' по акустическим и артикуляционным признакам.

- Назовите слова со звуком л? (колобок, круглый). Какой это звук? (согласный, твердый). Каким цветом обозначается? (синим).

- Назовите слова со звуком ль? (земля, тра-ля-ля). Какой это звук? (согласный, мягкий). Каким цветом обозначается? (зеленым).

- Произнесите л, л'. Что используется при произношении? (Язык). Чем отличается? (л – плотно прижимается к нёбу и зубам, а л' прижимается к нёбу кончиком языка).

- Скучно стало Колобку сидеть на подоконнике, спрыгнул он, и увидел …. (появляется картинка частокола) Что это? (забор, частокол).

- Объясните значение слова частокол (забор из частых кольев).

- Не обойти его, не объехать. Чтобы пройти, надо определить, на какой звук заканчивается слово частокол и показать нужный символ.

Подитог.

- Молодцы. Вы правильно выполнили упражнение, нашли слова, где есть звуки л, ль, правильно их произнесли и показали нужный символ.

- За частоколом - лес. - Какой это был лес, как думаете? (Необычный, заколдованный).

- В каком слове вы произносили звук л' (лес), где стоит звук? (вначале, показывают зеленый символ), а в каком слове — л (заколдованный), где стоит? (в середине, показывают синий символ).

 - Видит Колобок, летит огромная птица, в названии которой первый звук ф, последний - н.

- Что это за птица? (Филин.) (звук ль стоит в середине, символ).

- Колобок, помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц – просит филин.

- Кто их заколдовал? – спрашивает Колобок.

- Злой колдун. Какие звуки повторяются в этих словах? (звуки л стоят в середине). 

- Что я должен сделать?

Игра «Составь слово».

Цель: тренировка по определению звуков л, л' в словах, по составлению слов из «рассыпанных» звуков, по составлению новых слов по первым звукам данных слов.

-  Узнать название дерева по первому и последнему звуку.

-Ребята, вы поможете Колобку? (Да.)

Первый звук т, последний — л' (тополь) (звук ль стоит в конце) (схема).

- Собрать слово из «рассыпанных» звуков л', и, а, п.  (липа). Обозначьте звуки в слове цветными фишками. (звук ль стоит в середине).

- Восстановить слова из перепутанных слогов ха-оль (ольха) (звук ль стоит в середине), ка-ёл (ёлка) (звук л стоит в середине).

(Дети вместе с Колобком выполняют задания).

- Расступились деревья, а за ними - заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания.

- Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

- Возьмите первые звуки из слов: лук, аист, небо (лань) (звук л стоит в начале) (схема).

- Соберите «рассыпанные» звуки л', и, а, с (лиса). Обозначьте их цветными фишками.

Физкультминутка для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И легонечко нажмем.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

 - Назовите ударный слог в словах лебедь (ле) (схема – зеленая и красная фишка) и ласточка (ла)(схема – синяя и красная фишка).

Разделите слова на слоги (хлопками). Сколько слогов в слове лебедь? (2), в слове ласточка? (3).

 Подитог.

Вы справились с заданием, потому что умеете определять первый звук в словах, умеете составлять слова из заданных звуков, знаете названия животных и растений нашей полосы.

Звуковой анализ слова галка.

Цель: тренировать умение делать звуковой анализ слов, разделять на слоги, выделять ударный слог.

Физкультминутка «Зарядка для Колобка». (Видео на экране).

Упражнение «Составь предложение».

Цель: дифференциация звуков л, л' в предложениях.

Развитие связной речи. Усвоение родительного падежа существительных.
Кого мы освободили?
(лося, лань, лису, лебедя, галку, ласточку.) В названиях каких животных есть звуки л, л'?

        

- Обрадовались звери, что мы помогли Колобку освободить их! Что сделали звери? (обрадовались). Что делали раньше? (унывали, грустили). Как вы думаете, что они сделали, когда их расколдовали? (отправились домой). – Кто где живет? (Составление предложений со словами нора, дупло, гнездо, лес). Составить 2 схемы к любым выбранным предложениям.

- Как нам выбраться из заколдованного леса? (Размышления детей)

- Какие приключения могли бы ещё произойти с Колобком? (составление связного рассказа 3-4 предложения).

Подитог.

- Вы справились с заданием, молодцы! Вы умеете составлять предложения и схемы к ним.

  1. Осмысление (итог).

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной деятельности.

- Что понравилось? Запомнилось?

- Мы сочинили новую сказку про Колобка? (Да). Мы помогли Колобку? В чем? (расколдовали деревья и животных).

- Почему у нас это получилось? (Мы смогли выполнить задания. Мы знали, как это сделать. Мы были дружными).

- Какие знания нам помогли? (мы умеем различать звуки л, ль, умеем делать звуковой анализ слов, умеем составлять новые слова из звуков, умеем составлять предложения и схемы к ним).

 - Ребята. Вы не остались равнодушными к просьбе Колобка, помогли ему, задания были трудными, но вы справились. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»

Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...

Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Гармония" по теме "Звуки речи. Повторение"

Презентацию можно использовать для проведения всего урока, а также можно взять фрагменты для этапов урока. Слайды содержат анимацию....

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Цель:закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове, упражнять в...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква И. Деревья»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...