Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков л, ль".
план-конспект по логопедии на тему
Закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях, обучение звуковому анализу, составление предложений по опорным словам, развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи и обучении грамоте
в подготовительной к школе группе
Тип образовательной ситуации: тренировочная.
Тема: «Дифференциация звуков л, ль».
Цель: закрепление навыка различия звуков л, ль в словах и предложениях.
Цель для детей: сочинить новую сказку про Колобка и помочь Колобку расколдовать растения и животных.
Задачи:
Обучающие: учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, продолжать учить звуковому анализу, составлять предложения по опорным словам.
Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память.
Воспитательные: создать условия для формирования навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Материал:
Демонстрационный материал: изображения на экране Колобка, силуэт Злого волшебника, картинки животных и птиц (лиса, лось, лань, ослик, ласточка, галка, филин, аист) и мест их обитания (лес, дупло, гнездо, нора);
Раздаточный материал: наборы-символы для обозначения звуков (зеленые, синие, красные), схемы предложений, набор букв.
- Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой и тренировочной деятельности.
- Ребята, послушайте загадку: Круглый, желтый, непослушный, есть глаза и рот, а еще он песенки поет. Кто его имя назовет? (Колобок). (На экране появляется Колобок, здоровается).
- Здравствуй, Колобок!
- Помните, что с ним приключилось? (его съела лиса).
- Я предлагаю вам сочинить новую сказку «Приключения Колобка». Хотите? (Да).
-А сможете? (Да). Почему вы так считаете? (мы уже сочиняли сказки, мы умеем правильно составлять предложения).
- Для нашей сказки нам нужно повторить два звука и взять специальные символы и схемы. Готовы? (Да)
- Игровая деятельность.
Цель: тренинг уровня сформированности представлений о звуках л, ль, выделение звуков л, ль в словах.
(Звучит песенка Колобка).
«Я колобок румяный бок! Нет у меня ни рук, ни ног!
Я просто круглый, как Земля, тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Я просто круглый, как Земля!»
Упражнение «Найди слова со звуками л, ль».
Цель: Дифференциация звуков л, л' в словах. Сравнение и характеристика звуков л, л' по акустическим и артикуляционным признакам.
- Назовите слова со звуком л? (колобок, круглый). Какой это звук? (согласный, твердый). Каким цветом обозначается? (синим).
- Назовите слова со звуком ль? (земля, тра-ля-ля). Какой это звук? (согласный, мягкий). Каким цветом обозначается? (зеленым).
- Произнесите л, л'. Что используется при произношении? (Язык). Чем отличается? (л – плотно прижимается к нёбу и зубам, а л' прижимается к нёбу кончиком языка).
- Скучно стало Колобку сидеть на подоконнике, спрыгнул он, и увидел …. (появляется картинка частокола) Что это? (забор, частокол).
- Объясните значение слова частокол (забор из частых кольев).
- Не обойти его, не объехать. Чтобы пройти, надо определить, на какой звук заканчивается слово частокол и показать нужный символ.
Подитог.
- Молодцы. Вы правильно выполнили упражнение, нашли слова, где есть звуки л, ль, правильно их произнесли и показали нужный символ.
- За частоколом - лес. - Какой это был лес, как думаете? (Необычный, заколдованный).
- В каком слове вы произносили звук л' (лес), где стоит звук? (вначале, показывают зеленый символ), а в каком слове — л (заколдованный), где стоит? (в середине, показывают синий символ).
- Видит Колобок, летит огромная птица, в названии которой первый звук ф, последний - н.
- Что это за птица? (Филин.) (звук ль стоит в середине, символ).
- Колобок, помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц – просит филин.
- Кто их заколдовал? – спрашивает Колобок.
- Злой колдун. Какие звуки повторяются в этих словах? (звуки л стоят в середине).
- Что я должен сделать?
Игра «Составь слово».
Цель: тренировка по определению звуков л, л' в словах, по составлению слов из «рассыпанных» звуков, по составлению новых слов по первым звукам данных слов.
- Узнать название дерева по первому и последнему звуку.
-Ребята, вы поможете Колобку? (Да.)
Первый звук т, последний — л' (тополь) (звук ль стоит в конце) (схема).
- Собрать слово из «рассыпанных» звуков л', и, а, п. (липа). Обозначьте звуки в слове цветными фишками. (звук ль стоит в середине).
- Восстановить слова из перепутанных слогов ха-оль (ольха) (звук ль стоит в середине), ка-ёл (ёлка) (звук л стоит в середине).
(Дети вместе с Колобком выполняют задания).
- Расступились деревья, а за ними - заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания.
- Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)
- Возьмите первые звуки из слов: лук, аист, небо (лань) (звук л стоит в начале) (схема).
- Соберите «рассыпанные» звуки л', и, а, с (лиса). Обозначьте их цветными фишками.
Физкультминутка для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И легонечко нажмем.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
- Назовите ударный слог в словах лебедь (ле) (схема – зеленая и красная фишка) и ласточка (ла)(схема – синяя и красная фишка).
Разделите слова на слоги (хлопками). Сколько слогов в слове лебедь? (2), в слове ласточка? (3).
Подитог.
Вы справились с заданием, потому что умеете определять первый звук в словах, умеете составлять слова из заданных звуков, знаете названия животных и растений нашей полосы.
Звуковой анализ слова галка.
Цель: тренировать умение делать звуковой анализ слов, разделять на слоги, выделять ударный слог.
Физкультминутка «Зарядка для Колобка». (Видео на экране).
Упражнение «Составь предложение».
Цель: дифференциация звуков л, л' в предложениях.
Развитие связной речи. Усвоение родительного падежа существительных.
Кого мы освободили? (лося, лань, лису, лебедя, галку, ласточку.) В названиях каких животных есть звуки л, л'?
- Обрадовались звери, что мы помогли Колобку освободить их! Что сделали звери? (обрадовались). Что делали раньше? (унывали, грустили). Как вы думаете, что они сделали, когда их расколдовали? (отправились домой). – Кто где живет? (Составление предложений со словами нора, дупло, гнездо, лес). Составить 2 схемы к любым выбранным предложениям.
- Как нам выбраться из заколдованного леса? (Размышления детей)
- Какие приключения могли бы ещё произойти с Колобком? (составление связного рассказа 3-4 предложения).
Подитог.
- Вы справились с заданием, молодцы! Вы умеете составлять предложения и схемы к ним.
- Осмысление (итог).
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей тренировочной деятельности.
- Что понравилось? Запомнилось?
- Мы сочинили новую сказку про Колобка? (Да). Мы помогли Колобку? В чем? (расколдовали деревья и животных).
- Почему у нас это получилось? (Мы смогли выполнить задания. Мы знали, как это сделать. Мы были дружными).
- Какие знания нам помогли? (мы умеем различать звуки л, ль, умеем делать звуковой анализ слов, умеем составлять новые слова из звуков, умеем составлять предложения и схемы к ним).
- Ребята. Вы не остались равнодушными к просьбе Колобка, помогли ему, задания были трудными, но вы справились. Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»
Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация»)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство с буквой П". На этом занятии дети в интересной форме знакомятся с новой буквой,составляют предложения, строют букв...
Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Гармония" по теме "Звуки речи. Повторение"
Презентацию можно использовать для проведения всего урока, а также можно взять фрагменты для этапов урока. Слайды содержат анимацию....
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. " Урок в лесной школе"
Цель:закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в слове, упражнять в...
Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.
Цели деятельности учителя: Закрепление звуков [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква И. Деревья»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе...