Игры с песком на логопедических занятиях в школе с детьми с ЗПР
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс)
В статье описаны некоторые приемы работы с песком в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком на логопедических занятиях в школе с детьми с ЗПР
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Это одна из разновидностей игровой терапии, воспетой многими известными педагогами и воспитателями. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в работе учителя-логопеда. Как правило, первые контакты детей друг с другом с детства проходят в песочнице. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, на логопедических занятиях используются элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то комментирует. Основная деятельность – игра. Работая с песком, выделяют следующие задачи по преодолению нарушений устной речи: коррекция звукопроизношения; звуко-буквенный анализ слов; развитие фонематического слуха; формирование связной речи у детей; развитие мелкой моторики; развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания; развитие диафрагмального высказывания.
Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи нужно обращать внимание на то, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетически, грамматически и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.
В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения.
На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типов, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.
На занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «сухое-мокрое», «твердое-мягкое», «гладкое-острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Это:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.
Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:
- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке пишем печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях в школе».
На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современный этап р...
Приёмы создания психологического комфорта на логопедических занятиях в школе
Материал содержит опыт работы учителя-логопеда по созданию психологического комфорта на логопедических занятиях в школе....
Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.
Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции учащихся н...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
В статье поднимаются вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников с ЗПР. Как сделать логопедические занятия с детьми не только насыщенными информацией, но и полезными для психического и физичес...
использование мультимедийных технологий на логопедических занятиях в школе (презентация)
В данной презентации отражаются основные тезисы по применению мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда школы. Какие работы можно перевести в электронный формат, с какой целью применять в ра...
Конспект фронтального логопедического занятия в школе по теме: «Дифференциация З-С» при акустической дисграфии, 3 класс.
Конспект фронтального логопедического занятия в школе по теме: "Дифференциация З-С" при акустической дисграфии", 3 класс...