Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ.
статья на тему

Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции  учащихся  на логопедических занятиях.

        Развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе коррекционной школы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на логопедических занятия с младшими школьниками.

Подготовила:

учитель-логопед

Шулятьева И.Н.

Г.Ногинск  2018г.


 

Тема: Формирование коммуникативной компетенции учащихся на логопедических занятиях коррекционной школы с использованием ИКТ. (слайд1)

Цель: Познакомить педагогов школы с компьютерными технологиями, применяемыми учителем-логопедом в коррекционной работе, как одного из средства формирования коммуникативной компетенции  учащихся  на логопедических занятиях.

        Развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе коррекционной школы?

       Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии и олигофренопедагогики.  

         Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (O. K. Агавелян, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. И. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой - низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей.

        Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования коммуникативных умений в развитии ребенка. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

        В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская).

          О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.).

           В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования навыков общения. Особое внимание при этом уделяется  развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).    

           Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей  к новым социальным условиям.             Логопедические занятия призваны помочь учащимся преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям – логопатам успешно овладеть навыками чтения и письма. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, построение индивидуальных программ коррекции, новые техники и технологии.  (слайд 2)

    С недавних пор действенным помощником логопеда и партнёром детей по развивающим играм стал компьютер. Наличие компьютера в кабинете логопеда значительно  повысило возможности коррекции. Подача материала на логопедическом занятии должна быть другой, более индивидуализированной и нетрадиционной, чем на уроке в классе, и компьютерные технологии позволяют решить эту задачу. Проведение  компьютерных игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Очень важно, что успешное использование ИКТ, получение с их помощью более продуктивных результатов способствует повышению самооценки детей в интеллектуальной деятельности, их уверенности в способности решать сложные задачи самостоятельно. В тоже время, появление компьютера в логопедическом кабинете вызывает массу вопросов:  Как в полной мере использовать все его возможности? Какое место в структуре занятий уделить ИКТ? Какие программы помогут в коррекции как устной, так и письменной речи учащихся-логопатов? (слайд 3)

Фонематические процессы у младших школьников развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. (слайд 4 «разделы программы»)  Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. (слайд 5 «развитие связной речи»)  На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивать словарный запас, развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. (слайд 6 -картинка)

         Основная  часть работы учителя – логопеда на школьном логопункте – коррекция нарушений письменной речи (как чтения, так и письма). В нашей стране сложилась определённая система работы в этом направлении, разработаны  методические рекомендации по устранению дисграфий и дислексий, имеется достаточное количество практического материала. Но иформационно-коммуникативные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. (слайд 7 – компьютерный практикум)

С этого учебного года в логопедической работе я стала  использовать «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере», известного еще с 1993 года. Он содержит материалы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи учащихся.  В состав практикума входит 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Занятия могут проводятся как индивидуально, так и в группах. Еще одна особенность используемого практикума в том, что тематическое планирование учебного материала не разбито на классы. Это позволяет более эффективно подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. (слайд 8 – фрагменты программы)

Для подготовки занятий с ИКТ я использую учебное пособие «Сборник дидактических материалов». В него включено пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учеников. Такое построение материала совпадает с основными направлениями коррекционной работы. (слайд 9 – фрагменты программы)

         В качестве основных достоинств практикума, которые, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие: компьютерная игра повышает привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития; благодаря компьютеру в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. (слайд 10 – БОС)

          Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология используется мной на индивидуальных логопедических занятиях и сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. (слайд – 11)

           Система включает в себя программно-аппаратный комплекс БОС-«Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением,  тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

          БОС - логотерапевтический предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. (слайд 12)

           Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение учащихся навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора.

          Занятия с применением немедикоментозной технологии «БОС-логотерапевтический» начинаются только после получения допуска врача­психиатра и с согласия родителей (законных представителей). Они проводятся индивидуально, согласно диагнозу ребенка. (Слайд 13 – игры для тигры.)

Специализированная компьютерная  логопедическая программа «Игры для Тигры»

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного. Компьютерная программа «Игры для Тигры» поставляется на CD -диске и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985).          

           Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок. Каждый из четырех коррекционно-образовательных блоков программы состоит из нескольких модулей.  Каждое занятие с использованием специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

            Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

•  звукопроизношение,
•  просодические компоненты устной речи,
•  фонематический слух и восприятие,
•  лексические и грамматические средства языка,
•  коммуникативные навыки,
•  артикуляционная моторика,
•  обратные речевые кинестезии,
•  мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
•  слуховое и зрительное восприятие,
•  внимание,
•  вербальная и зрительная память,
•  воля и мотивация,
•  словесно-логическое мышление.

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений. Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

         Таковы  в настоящее время возможности использования компьютера в логопедическом кабинете. Многообразие речевых дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.  Электронная техника и программное обеспечение постоянно развиваются, давая нам всё новые возможности для коррекции и развития речевых процессов у учащихся  и в дальнейшем успешного формирования коммуникативных компетенций.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Глушкова Е. и др. Гигиенические требования к занятиям //Информатика и образование. — 1990. — №6. —С. 102—104.
  2. Зворыгина Е. Педагогические подходы к компьютерным играм //Информатика и образование. — 1990. — № 6. — С. 94—102.
  3. Кочетков Г.Б. Компьютерные игры: свет и тени // Микропроцессорные средства и системы. — 1985. — № 3. — С. 16—20.
  4. Материалы  канд. психол. наук, С.Л. Новоселовой, канд. пед. наук.             Г.П. Петку, «Компьютерный  мир дошкольника. 1997. — 128 с. Научно-методическое издание для заведующих, воспитателей и психологов детских садов, методистов компьютерно-игровых комплексов, преподавателей педагогических вузов, педагогических колледжей и училищ, а также для родителей».
  5. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 9. — С. 73—76.
  6. Малофеев Е.Л. Гончарова. Позиции ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России //Электронный альманах ИКП. Институт коррекционной педагогики РАО: Наука – практике на рубеже веков, 2000 - № 1.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие: - М.: Народное образование, 1998 – 256 с.
  8. Кукушкина, О.И. Компьютеры в специальном обучении: Идеи, стоящие за технологиями  //Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра: Сб.науч.ст. /Под ред. Н.Н.Малофеева. – М.; Утрехт, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

«Языковая компетенция учащихся младших классов специальной коррекционной школы V вида»

Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования.Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей уч...

информационная карта инновационного опыта " Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов в рамках урочной и внеурочной деятельности"

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность, способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.    Результаты моей деятельности по формированию коммуника...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....