Развитие оптико-пространственного восприятия младших школьников на уроках русского языка.
методическая разработка по логопедии

Желябовская Вероника Владиславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_opt-prost_vospriyatiya_zhelyabovskaya.zip2.62 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Развитие оптико-пространственного восприятия   младших школьников на  уроках русского языка

Автор: Ф.И.О.

Желябовская  Вероника Владиславовна (учитель начальных классов)

(должность)

 ОУ «Харламовская  школа Таврического района Омской области

 (наименование ОУ)

с. Харламово

 (название города/населенного пункта)


 «Развитие оптико-пространственного восприятия младших школьников на  уроках русского языка»

      Начиная работать  учителем   начальных  классов,  столкнулась  с многочисленными проблемами письма  младших школьников.  Понимая, что

письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку, пришлось  определить  и систематизировать  работу, направленную  на  коррекцию письма  у  учеников  моего  класса. Хотелось  бы отметить, что данная проблема  затрагивает в той или  иной степени каждого ученика. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.

         Развитие пространственных представлений младших школьников  многие ученые считают одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Конечно, ребёнок приходит в школу, имея определённый запас пространственных представлений, полученных в семье, в детском саду. В школе же продолжается работа по совершенствованию знаний детей о пространстве. 

          В настоящее время значительно возросло число учащихся, письмо которых характеризуется большим количеством ошибок. При этом в категорию «неуспевающих» по русскому языку детей часто попадают и такие школьники, которые систематически занимаются в классе и дома, достаточно уверенно воспроизводят орфографические правила, не имеют выраженных отклонений со стороны нервно-психического и соматического здоровья, и тем не менее в их письме  встречаются стойкие и разнообразные по видам ошибки. Большинство  ошибок можно охарактеризовать как пространственные: сложности в ориентировке на тетрадном листе, трудности в удержании строки, колебания наклона и высоты букв, зеркальность при написании букв и др.          Очень важно, как можно раньше приступить к коррекционной работе, поскольку нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, оказывают отрицательное влияние на самооценку школьника, снижают его познавательную функцию.

Оптико-пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).

В  ОУ «Харламовская  школа» обучение проходит по программе  «Школа России». Изучая  характеристику данной программы  было  отмечено, что  данная программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Конкретных  упражнений и заданий, направленных на развитие оптико-пространственных представлений учащихся в учебниках и тетрадях не представлено.

В результате  возникла идея систематического использования на уроках русского языка комплекса упражнений, который, на мой взгляд, будет способствовать эффективному развитию оптико-пространственного  восприятия младших школьников.

       На первом  этапе  был  определен исходный уровень развития оптико-пространственных представлений у обучающихся.

       В дальнейшем  ежедневно, на каждом уроке русского языка, использовался комплекс упражнений, ориентированный на повышение уровня развития оптико-пространственных представлений учащихся начальной школы.  По времени это занимает примерно 3-5 минут. Многие упражнения включались  в  физминутки.  Использование  ИКТ позволяет  разнообразить задания и повысить  интерес обучающихся.  

    Приведу примеры некоторых упражнений, используемых на уроках русского языка:

1. - Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).

-  Поднять другую руку, назвать ее (левая).

- Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).

2. Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога).

Соотнести с левой рукой части тела, назвать их (левое колено...).

3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

4. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый глаз, левое ухо.

5. Чтение слоговых таблиц. Ребёнок читает слоги в том направлении, которое задаст ведущий: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх.

6.Продолжи строку букв.

7.Запиши буквы правильно.

8.Запиши буквы правильно, сходные по начертанию.

9.Какие буквы  «перепутались» и т.п.         

      В  развивающих упражнениях старалась  применять  игровые ситуации (помощь сказочному герою, путешествия по сказочной стране, викторины).  Преимущественно в конце отводилось некоторое время на использование  развивающих упражнения.

      Во  внеурочное  время  можно  писать графические диктанты.

          В ходе проведения  различных упражнений  на развитие оптико-пространственного восприятия у детей наблюдался интерес к данным занятиям, а также повышенная активность при их проведении.

        Судя по  положительному эмоциональному фону учащихся  такие занятия  необходимо  проводить    на уроках русского языка, они играют огромное  значение  в становлении успешной учебной деятельности младших школьников.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...