Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе 2 год обучения (учащиеся с лёгкой умственной отсталостью) "Звук и буква М"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических процессов у учащихся с ОВЗ в 1 классе (2 год обучения). Тема занятия : "Звук и буква М"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Звук и буква М»
1 класс, 2 год обучения, учащиеся с лёгкой умственной отсталостью.
Материал подготовила учитель-логопед
ГБОУ №131 Красносельского района
Ширяева Екатерина Олеговна
Цель: развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.
Задачи:
Развивать умение различать гласные и согласные звуки;
Познакомить детей со звуком [м];
Уточнить артикуляцию звука [м];
Учить отвечать на вопросы полным предложением;
Учить называть явления природы, наблюдаемые осенью;
Учить распространять предложения второстепенными членами;
Развивать речевое дыхание – преодоление твердой атаки гласных;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, пространственные представления;
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Оборудование:
ИКТ по теме: «Звук [м], буква М. Явления природы осенью». (подготовленное самостоятельно), Набор карточек с изображением капель в ритмической организации. Пособие для выработки плавного выдоха «Осенние листья». Пособие для обучения грамоте «Круги», листы для обучения сливания Буквы М с гласными первого ряда. Карточки с буквой М из песка. Тактильные коврики, схемы дорожек для движения руками.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: Приветствует детей.
- Основная часть. Формирование фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.
- (1 мин.)Развитие речевого дыхания – преодоление твердой атаки гласных
Логопед: Начинаем наш урок с разминки
Дети: совместно со взрослым поют гласные звуки, совмещая с движениями руками.
- Мама деточку качает: А-а-а, А-а-а
- Ветер в трубы завывает: У-у-у, У-у-у
- Вот поёт у нас певица: О-о-о, О-о-о
- Улыбаются все лица: И-и-и, И-и-и
- Вот зовёт кого-то эхо: Э-э-э, Э-э-э
- Шум машине не помеха: ЫЫЫ
2. (2 мин.) Акустико-артикуляционная характеристика звуков.
Логопед: Какие звуки мы сейчас пели голосом? Дети называют, логопед обращает внимание, что когда пели звуки, воздух проходил свободно, рот был открыт.
Логопед: Как называются звуки, которые можно петь?
Дети: Гласные
Логопед: Как называются звуки, которые нельзя петь?
Дети: Согласные.
Логопед обращает внимание на то, что мешает петь согласные звуки
Слайд «Корова» - схематичное изображение звука [М]
Логопед: Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [М]
Проговорим звук, и посмотрим, что будет
Громко МММ – Слайд «Появляется корова»
Тихо МММ – Слайд «Появляется корова»
- (2 мин) Выделение на слуховом уровне звука [М] из ряда других звуков, слогов.
Логопед: А теперь поиграем со звуком [М] в игру «Внимательные ушки».
Слайд «Ушки»
Если вы услышите звук [М], то ловите его – хлопайте. Если вы услышите другой звук, то отталкивайте его от себя.
(М, А, М, И, О, У, М, А, М; М, П, М, Т, К, М; АМ, АТ, АП, АК, ОМ, ОТ, УМ, УК;)
- (1мин) Знакомство с буквой М, закрепление образа буквы
Логопед: Молодцы ребята, хорошо поймали звук и теперь мы звук М сможем поселить в домик.
Слайд «Буква М»
Дети называют букву. Логопед раздаёт песчаные обводки и дети обводят пальчиком букву и проговаривают звук.
- (3мин) Чтение закрытых и открытых слогов. Использование пособий «Круги», страниц альбома по обучению грамотности.
- (2 мин)Динамическая пауза. Слайд ребенок делает зарядку.
Дети выполняют упражнения на согласование речи с движением. Исп. музыкальный отрывок Т. Афанасьевой «Осенняя песенка»
- Развитие связной речи по теме.
- (2 мин) развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.
Логопед: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Осень.
Логопед: Правильно. Осень пришла и к нам на урок и принесла с собой разные явления природы, а вы попробуете угадать какие.
Слайд звуковой «Дождь»
Дети: Осенью идёт дождь.
Слайд зрительный «Дождь»
Логопед: Дождь пришёл и к нам на урок. (Раздаёт карточки с изображением капелек), мы с вами сейчас проговорим песенку дождя.
Кап-кап-кап
Кап. Кап-кап
Кап-кап. Кап
И т.д.
- (2 мин) Формирование длительного выдоха.
Слайд звуковой «Ветер»
Логопед: Что еще происходит осенью?
Дети: Осенью дует сильный ветер.
Слайд зрительный «Туча с дождем и ветер, деревья гнутся»
Логопед: Мы с вами сейчас станем осенним ветром.
Раздаёт пособия для формирования выдоха с осенними листочками.
Дети дуют на листочки сильно, слабо по инструкции логопеда.
- (2 мин) Нейрокоррекционные упражнения.
Логопед: Что происходит с травой осенью?
Слайд: «Желтая трава появляется на фоне предыдущей картинки»
Дети: Осенью трава желтеет.
Логопед: Что происходит с листьями?
Слайд: «Листопад, добавляется к предыдущей картинке»
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают. Это называется листопад.
Логопед: У нас на уроке тоже будет листопад.
Раздаёт коврики и схемы для межполушарного взаимодействия, дети проводят обеими руками одновременно по дорожкам схемам, изображая как падают листья.
- Подведение итогов.
(4-5 мин)
Последний слайд со всеми явлениями
- туча закрыла солнце
- из тучи идёт дождь
- ветер гнёт деревья
- листопад
Логопед: Расскажите, что происходит осенью в природе. Начать свой рассказ нужно со слов: «Осенью…»
Дети: отвечают с опорой на слайд.
Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?
Дети: М!
Логопед: Все хорошо сегодня позанимались и получают от Осени подарки-угощения. До свидания!
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»
- закрепить четкое произношение звука С в слогах, словах, предложениях и связной речи....
Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата
Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...
Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"
Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...
Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".
Логопедические занятия для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...
Конспект урока по русскому языку для индивидуального обучения ребёнка с лёгкой умственной отсталостью 4 класса
Урок с региональным компонентом...
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]
Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической и оптической дисграфии)....