Индивидуальное логопедическое занятие в 1 классе 2 год обучения (учащиеся с лёгкой умственной отсталостью) "Звук и буква М"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Ширяева Екатерина Олеговна

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематических процессов у учащихся с ОВЗ в 1 классе (2 год обучения). Тема занятия : "Звук и буква М"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Звук и буква М»

1 класс, 2 год обучения, учащиеся с лёгкой умственной отсталостью.

 

Материал подготовила учитель-логопед

ГБОУ №131 Красносельского района

Ширяева Екатерина Олеговна

Цель: развитие фонетико-фонематических представлений у детей с ОВЗ, обучение грамоте, формирование связной речи.

Задачи:

Развивать умение различать гласные и согласные звуки;

Познакомить детей со звуком [м];

Уточнить артикуляцию звука [м];

Учить отвечать на вопросы полным предложением;

Учить называть явления природы, наблюдаемые осенью;

Учить распространять предложения второстепенными членами;

Развивать речевое дыхание – преодоление твердой атаки гласных;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, пространственные представления;

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.

        

Оборудование: 

ИКТ по теме: «Звук [м], буква М. Явления природы осенью». (подготовленное самостоятельно), Набор карточек с изображением капель в ритмической организации. Пособие для выработки плавного выдоха «Осенние листья». Пособие для обучения грамоте «Круги», листы для обучения сливания Буквы М с гласными первого ряда. Карточки с буквой М из песка. Тактильные коврики, схемы дорожек для движения руками.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Приветствует детей.

  1. Основная часть. Формирование фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.
  1. (1 мин.)Развитие речевого дыхания – преодоление твердой атаки гласных

Логопед: Начинаем наш урок с разминки

Дети: совместно со взрослым поют гласные звуки, совмещая с движениями руками.

- Мама деточку качает: А-а-а, А-а-а

- Ветер в трубы завывает: У-у-у, У-у-у

- Вот поёт у нас певица: О-о-о, О-о-о

- Улыбаются все лица: И-и-и, И-и-и

- Вот зовёт кого-то эхо: Э-э-э, Э-э-э

- Шум машине не помеха: ЫЫЫ

2. (2 мин.) Акустико-артикуляционная характеристика звуков.

Логопед: Какие звуки мы сейчас пели голосом? Дети называют, логопед обращает внимание, что когда пели звуки, воздух проходил свободно, рот был открыт.

Логопед: Как называются звуки, которые можно петь?

Дети: Гласные

Логопед: Как называются звуки, которые нельзя петь?

Дети: Согласные.

Логопед обращает внимание на то, что мешает петь согласные звуки

Слайд «Корова» - схематичное изображение звука [М]

Логопед: Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком [М]

Проговорим звук, и посмотрим, что будет

Громко МММ – Слайд «Появляется корова»

Тихо МММ – Слайд  «Появляется корова» 

  1. (2 мин) Выделение на слуховом уровне звука [М] из ряда других звуков, слогов.

Логопед: А теперь поиграем со звуком [М] в игру «Внимательные ушки».

Слайд «Ушки»

Если вы услышите звук [М], то ловите его – хлопайте. Если вы услышите другой звук, то отталкивайте его от себя.

(М, А, М, И, О, У, М, А, М; М, П, М, Т, К, М; АМ, АТ, АП, АК, ОМ, ОТ, УМ, УК;)

  1. (1мин) Знакомство  с буквой М, закрепление образа буквы

Логопед: Молодцы ребята, хорошо поймали звук и теперь мы звук М сможем поселить в домик.

Слайд «Буква М»

Дети называют букву. Логопед раздаёт песчаные обводки и дети обводят пальчиком букву и проговаривают звук.

  1. (3мин) Чтение закрытых и открытых слогов. Использование пособий «Круги», страниц альбома по обучению грамотности.
  2. (2 мин)Динамическая пауза. Слайд ребенок делает зарядку.

Дети выполняют упражнения на согласование речи с движением. Исп. музыкальный отрывок Т. Афанасьевой «Осенняя песенка»

  1. Развитие связной речи по теме.
  1. (2 мин) развитие слухового внимания, слоговой структуры слова.

Логопед: Ребята, какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Логопед: Правильно. Осень пришла и к нам на урок и принесла с собой разные явления природы, а вы попробуете угадать какие.

Слайд звуковой «Дождь»

Дети: Осенью идёт дождь.

Слайд зрительный «Дождь»

Логопед: Дождь пришёл и к нам на урок. (Раздаёт карточки с изображением капелек), мы с вами сейчас проговорим песенку дождя.

Кап-кап-кап

Кап. Кап-кап

Кап-кап. Кап

И т.д.

  1. (2 мин) Формирование длительного выдоха.

         Слайд звуковой «Ветер»

        Логопед: Что еще происходит осенью?

Дети: Осенью дует сильный ветер.

Слайд зрительный «Туча с дождем и ветер, деревья гнутся»

Логопед: Мы с вами сейчас станем осенним ветром.

Раздаёт пособия для формирования выдоха с осенними листочками.

Дети дуют на листочки сильно, слабо по инструкции логопеда.

  1. (2 мин) Нейрокоррекционные упражнения.

Логопед: Что происходит с травой осенью?

Слайд: «Желтая трава появляется на фоне предыдущей картинки»

Дети: Осенью трава желтеет.

Логопед: Что происходит с листьями?

Слайд: «Листопад, добавляется к предыдущей картинке»

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают. Это называется листопад.

Логопед: У нас на уроке тоже будет листопад.

Раздаёт коврики и схемы для межполушарного взаимодействия, дети проводят обеими руками одновременно по дорожкам схемам, изображая как падают листья.

  1. Подведение итогов.

(4-5 мин)

Последний слайд со всеми явлениями

- туча закрыла солнце

- из тучи идёт дождь

- ветер гнёт деревья

- листопад

Логопед: Расскажите, что происходит осенью в природе. Начать свой рассказ нужно со слов: «Осенью…»

Дети: отвечают с опорой на слайд.

Логопед: Какой звук мы сегодня повторяли?

Дети: М!

Логопед: Все хорошо сегодня позанимались и получают от Осени подарки-угощения. До свидания!

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Звук С. Буква С.»

- закрепить  четкое произношение звука С  в слогах, словах, предложениях и связной речи....

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Индивидуальные логопедические занятия для обучающихся имеющих умеренную и тяжёлую умственную отсталость по курсу "Развитие речи".

Логопедические занятия для детей с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью.Цель: формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых сре...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса. Тема: Дифференциация букв Ш – Щ, звуков [Ш] –[Щ]

Занятие разработано для обучающихся со смешанной формой дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами акустической  и оптической дисграфии)....