"Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР"
учебно-методическое пособие по логопедии
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности логопедической работы по развитию оптико – пространственных навыков у детей с ТНР
Аскарова Л.А., учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,
I квалификационная категория
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 % всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания. Одним из приоритетных направлений логопедической работы с детьми-логопатами является профилактика и развитие оптико-пространственного восприятия. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов письма, чтения.
Процесс формирования оптико-пространственных представлений зависит от многих факторов:
- от уровня развития и чувствительности анализаторных систем организма ребенка,
- от насыщенности познавательной окружающей среды,
- от уровня реализации ведущей для ребенка деятельности (предметной, игровой),
- от профессионализма педагога, использующего закономерности развития пространственных представлений в процессе воспитания и обучения.
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма.
Вследствие несформированности оптико-пространственных функций приводит к появлению целого ряда ошибок на письме:
- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки;
- замены букв по кинетическому принципу (б-д, а-о, и-у);
- смешения по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т);
- недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв;
- пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов;
- несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона.
Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на формирование общего речевого статуса.
Все эти ошибки у детей с ТНР в обучении возникают значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Поэтому таким учащимся необходима коррекционная логопедическая помощь по устранению недостатков оптико - пространственных функций.
Важно было найти такие формы организации помощи ребенку, которые позволят более эффективно компенсировать нарушение в его развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения; подготовить детей к последующему обучению в школе, т. е. сформировать у детей необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.
В целях профилактики оптико - пространственных ориентации у детей с ТНР необходимо:
- Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать зрительно-моторные координации.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
- Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
- Конструировать и реконструировать буквы из элементов.
- Выполнять ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах.
- Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть, различать реальные предметы и их изображения. А также не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие оптико-пространственной и моторной функций у учащихся с нарушениями речи.
В работе раскрываются причины нарушений оптико-пространственных функций и приводятся примеры упражнений и заданий для коррекции этого нарушения....
Логопедическая работа по устранению оптико-пространственных нарушений письма у младших школьников
Вопросами патологии чтения и письма занимались с давних времён. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указывал А. Кусмауль (1877). Затем появилось много работ,...
Развитие оптико-пространственных представлений
Памятка для родителей...
Развитие оптико - пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах.
Несформированность оптико – пространственной функции у детей существенно затрудняет процесс овладения учебными знаниями. Своевременно проведенная коррекционная работа по формированию оптико &nda...
Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...
Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...
Игры и упражнения для развития оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста
Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов: величина, форма, месторасположение, движения. Пространственные пред...