"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
статья по логопедии
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи - научить связно и последовательно излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pereskazu_mladshih_shkolnikov_s_tyazhyolymi_narusheniyami_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
Халитова Э. М.,
учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений;
- отгадывание загадок.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание).
При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности, пропуск звеньев событий, действующих лиц.
Одним из необходимых условий речевого развития ребёнка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и класса. В процессе занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений;
- воспитания внимания к речи.
Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Среди приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:
- Показ и называние нового предмета (его признаков и действий). Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
- Объяснение происхождения данного слова.
- Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний.
- Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем самостоятельный. Вопросы должны быть краткими, точными. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.
- Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
- Составление предложений по опорным словам.
Различные задания необходимы для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям. Весь лексический материал подбирается по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).
При обучении пересказу необходимо обратить внимание на развитие внимания, памяти, логического мышления. Можно использовать следующие задания:
- Выложить предметные картинки на столе или на доске (6-8 картинок). Детям даётся время запомнить. Далее картинки убираются. Дети по памяти воспроизводят последовательность, в которой были выставлены предметные картины.
- Педагог произносит ряд слов (словосочетаний). Ребёнок по памяти воспроизводит цепочку слов (словосочетаний) в той же последовательности.
- Педагог предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картине.
- Научить детей запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
- Найти отличия на двух сюжетных картинках, отличающихся незначительными деталями.
- Игра «Четвертый лишний». Педагог показывает картинки или называет слова, относящиеся к одной группе. Ребёнок выделяет или называет одно слово, не относящееся к данной группе.
- Сложить разрезные картинки так, чтобы получилась целая картина.
Методика обучения пересказу младших школьников
Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
- обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного или прочитанного текста;
- обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу, и т.д.
Схема обучения пересказу:
- выбор текстов для пересказа;
- подготовительная работа;
- непосредственное обучение пересказу.
I. Выбор текстов.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего, правильно отобрать тексты для пересказов.
Критерии отбора произведений:
- сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
- доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
- четкость композиции;
- простота сюжета;
- выраженная последовательность действий (этим требованиям отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина);
- доступность языка;
- высокая нравственность содержания;
- высокая художественность текста.
Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
II. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная и психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии.
Содержание подготовительной работы:
- знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
- лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
- материальное обеспечение к занятию.
III. Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приемы.
Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми. Понимание облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Ребенок обдумывает услышанное и запоминает осмысленно. Методические приемы должны помочь детям в процессе осмысления текста.
- Первое чтение теста проводится без установки на запоминание на пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.
- Второе чтение произведения проводится с установкой на запоминание с последующим пересказом.
- Обязательный методический прием, подготавливающий детей к пересказу – это беседа по содержанию. Цель беседы – усвоение содержания произведения. Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цель событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.
Назначение вопросов проблемного характера – установление причинно – следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе, понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления.
- Приемы работы над тестом произведения:
а) рассматривание иллюстраций картинок;
б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
в) придумывание дополнительной или недостающей (пропущенной) картинки к отдельным фрагментам теста;
г) выделение из текста фраз к каждой картинке;
д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитеты, метафоры, сравнения);
е) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:
- выделение из текста признаков и действий предметов;
- замена слов синонимами;
- словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;
ж) обсуждение составных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.
5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.
В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.
6. Работа с планом:
а) педагог предлагает готовый план – в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими частями текста;
б) план составляется коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения;
в) при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части предметные картинки, а также символы и пиктограммы.
Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.
7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.
Виды зрительной опоры:
а) иллюстрации к литературным произведениям;
б) серии сюжетных картинок;
в) набор предметных картинок к тексту;
г) символы и пиктограммы.
Виды вербальной опоры:
а) деформированный текст;
б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях – начала каждой значимой фразы (используется прием договаривания предложений детьми);
в) опорные слова;
г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.
Виды пересказа:
- Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
- Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все, а только самое главное, существенное.
8. Творческое рассказывание:
а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
б) составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
в) составление рассказа на основе своего личного опыта.
Требования к пересказу детей:
- осмысленность;
- полнота передачи произведения;
- последовательность;
- использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, логического мышления. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Список использованной литературы:
1. Бородич А.М., Методика развития речи детей – М., 1981. – 256с.
2. Ушакова О.О., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004. – 288с.
3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М.: 1984. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
В статье рассказывается о реализации системно-деятельностного подхода в в работе с детьми с ТНР....
Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"
В статье приведены игровые технологии, которые можно применять при изучении правил дорожного движения....
Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...