"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
статья по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи  - научить связно и последовательно излагать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

                                                                                                                          Халитова Э. М.,

учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ, высшая квалификационная категория

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

  • обогащение словарного запаса;
  • обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
  • разучивание стихотворений;
  • отгадывание загадок.

У детей  с тяжёлыми нарушениями речи недостатки в сфере фонетики, лексики, грамматического строя с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание).

При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности, пропуск звеньев событий, действующих лиц.

Одним из необходимых условий речевого развития ребёнка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и класса. В процессе занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в  речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

- систематичность проведения;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность упражнений;

- воспитания внимания к речи.

Основной задачей словарной работы является уточнение  имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Среди приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета (его признаков и действий). Для лучшего понимания  и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
  2. Объяснение происхождения данного слова.
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний.
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем самостоятельный. Вопросы должны быть краткими, точными. Необходимо обучать детей самостоятельной постановке вопросов.
  5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий.
  6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
  7. Составление предложений по опорным словам.

Различные задания необходимы для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям. Весь лексический материал подбирается по частям речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие).

При обучении пересказу необходимо обратить внимание на развитие внимания, памяти, логического мышления. Можно использовать следующие задания:

  1. Выложить предметные картинки на столе или на доске (6-8 картинок). Детям даётся время запомнить. Далее картинки убираются. Дети по памяти воспроизводят последовательность, в которой были выставлены предметные картины.
  2. Педагог произносит ряд слов (словосочетаний). Ребёнок по памяти  воспроизводит цепочку слов (словосочетаний) в той же последовательности.
  3. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картине.
  4. Научить детей запоминать и выполнять ряд последовательных действий.
  5. Найти отличия на двух сюжетных картинках, отличающихся незначительными деталями.
  6. Игра «Четвертый лишний». Педагог показывает картинки или называет слова, относящиеся к одной группе. Ребёнок выделяет или называет одно слово, не относящееся к данной группе.
  7. Сложить разрезные картинки так, чтобы получилась целая картина.

Методика обучения пересказу младших школьников

Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

  1. обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного или прочитанного текста;
  2. обучение составлению рассказов (придумывание) по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу, и т.д.

Схема обучения пересказу:

  1. выбор текстов для пересказа;
  2. подготовительная работа;
  3. непосредственное обучение пересказу.

I.  Выбор текстов.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно, прежде всего, правильно отобрать тексты для пересказов.

Критерии отбора произведений:

  1. сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  2. доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
  3. четкость композиции;
  4. простота сюжета;
  5. выраженная последовательность действий (этим требованиям отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина);
  6. доступность языка;
  7. высокая нравственность содержания;
  8. высокая художественность текста.

Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, сравнений; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

II. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная и психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии.

Содержание подготовительной работы:

  1. знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
  2. лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  3. материальное обеспечение к занятию.

III. Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приемы.

Текст, предназначенный для пересказа, должен быть хорошо понят детьми. Понимание облегчает запоминание и сохранение текста в памяти. Ребенок обдумывает услышанное и запоминает осмысленно. Методические приемы должны помочь детям в процессе осмысления текста.

  1. Первое чтение теста проводится без установки на запоминание на пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми.
  2. Второе чтение произведения проводится с установкой на запоминание  с последующим пересказом.
  3. Обязательный методический прием, подготавливающий детей к пересказу – это беседа по содержанию. Цель беседы – усвоение содержания произведения. Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цель событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера – установление причинно – следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе, понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления.

  1. Приемы работы над тестом произведения:

а) рассматривание иллюстраций картинок;

б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

в) придумывание дополнительной или недостающей (пропущенной) картинки к отдельным фрагментам теста;

г) выделение из текста фраз к каждой картинке;

д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитеты, метафоры, сравнения);

е) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения:

  • выделение из текста признаков и действий предметов;
  • замена слов синонимами;
  • словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

ж) обсуждение составных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.

6. Работа с планом:

а) педагог предлагает готовый план – в этом случае пункты предложенного плана соотносятся с соответствующими частями текста;

б) план составляется коллективно в соответствии со смысловыми отрывками произведения;

в) при составлении плана могут использоваться в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части предметные картинки, а также символы и пиктограммы.

Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

а) иллюстрации к литературным произведениям;

б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.

Виды вербальной опоры:

а) деформированный текст;

б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях – начала каждой значимой фразы (используется прием договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением, лексическим и эмоциональным обогащением.

Виды пересказа:

  1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку.
  2. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все, а только самое главное, существенное.

8. Творческое рассказывание:

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

в) составление рассказа на основе своего личного опыта.

Требования к пересказу детей:

  1. осмысленность;
  2. полнота передачи произведения;
  3. последовательность;
  4. использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
  5. правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  6. интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, логического мышления. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Список использованной литературы:

1. Бородич А.М., Методика развития речи детей – М., 1981. – 256с.

2. Ушакова О.О., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004. – 288с.

3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М.: 1984. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности

Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является  групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...

«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»

В статье рассказывается о  реализации  системно-деятельностного подхода в в работе с  детьми с ТНР....

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...