Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
презентация к уроку по логопедии
В данной презентации рассмотрены :
1.особенности формирования процесса чтения;
2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;
3.этиология и механизмы дислексии;
4. виды дислексии (приведены примеры ошибок при чтении, которые могут наблюдаться у учащихся с ТНР при каждом виде дислексии);
5. тренеровочные задания для учителей-логопедов, учителей начальных классов по определению вида дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_disleksii_-_kopiya.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтение сложный психофизиологический процесс. Зрительный анализатор Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор
Ступени формирования навыка чтения: 1. Овладение звуко-буквенными обозначениями 2. Послоговое чтение 3. Становление синтетических приёмов чтения 4. Синтетическое чтение
Алексия - полное отсутствие чтения.
Дислексия частичное расстройство овладения процессом чтения, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера , обусловленное несформированностью психических функций,участвующих в процессе овладения чтением.
Механизмы и этиология Оптическая Мнестическая Задания Формы дислексии Фонематическая Семантическая Аграмматическая
Этиология и механизмы Наследственные факторы Патологические факторы, которые могут воздействовать в пренатальный, натальный и постнатальный периоды Органические и функциональные причины Социальные и биологические причины
Этиология и механизмы Ошибки чтения при дислексии являются стойкими и без специальной коррекционной помощи они могут сохраниться у ребёнка в течении многих месяцев и лет. Ошибки при дислексии носят специфический характер. Ошибки при дислексии обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.
Фонематическая дислексия 1 группа : нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия Симптоматика: трудности усвоения букв, замены букв, сходных акустически и артикуляторно. 2 группа : нарушение чтения, обусловленное недоразвитием фонематического анализа Симптоматика: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова.
Семантическая дислексия Нарушение чтения, связанное с: трудностями звукослогового анализа и синтеза; нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения бедностью словаря Симптоматика: нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении.
Мнестическая дислексия Нарушение чтения, обусловленное нарушением процесса установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Симптоматика: трудности усвоения букв, их недифференцированные замены.
Аграмматическая дислексия Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Симптоматика: изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже прилагательного и существительного; изменение числа и рода местоимений; изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени, а так же времени и вида.
Оптическая дислексия Нарушение чтения, связанное с нерасчленённостью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а так же зрительного гнозиса, анализа и синтеза. Симптоматика: трудности усвоения и смешения графически сходных букв и их взаимных заменах.
Утята и стрекоза. Каждый утро хозяйка выносил утятам полный тарелку рубленое яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сам уходила. Как только утята подбегала к тарелке, из сада вылетала большое стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялась, что стрекоза их всех перекусала. А злая стрекоза садился на тарелку, пробовал еду и потом улетел. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Задание № 1 Ответ: аграмматическая дислексия
Задание № 2 Удяда и здрегоса. Каштое удро хосяйга фынозила удадям болную дарелгу рупленых яиц. Она здафила дарелгу фосле кузда, а зама ухотила. Гаг дольго удяда потпекали к дарелге, из зата фыледала польжая здрегоса. Она зтдражно здрегодала. Удяда упекали и брядализь в драфе. Они поялизь, что здрегоса их фзех берегусаед. А слая здрегоса затилазь на дарелгу, бропофала ету и бодом уледала. Бозле эдоко удадя уше целый тень не потхотили г дарелге. Ответ: фонематическая дислексия (1 ф)
Задание № 3 Какие формы дислексии не были указаны? Прочтите этот же текст так же, как это могли бы сделать дети с: 1)оптической дислексией; 2) фонематической дислексией (2 ф.); 3) мнестической дислексией.
Утята и стрекоза. Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
Введите ответ Введите вопрос Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
В статье рассказывается о реализации системно-деятельностного подхода в в работе с детьми с ТНР....
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи - научить связно и последовательно излагать свои мысли....