«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
статья на тему
В статье рассказывается о реализации системно-деятельностного подхода в в работе с детьми с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ОУ "Начальная школа - детский сад № 235"
Объедкова С.В., учитель начальных классов
г. Новокузнецк
«Системно-деятельностный подход в формировании УУД
у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
Все мы знаем, что системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.
Поэтому начать свою статью я бы хотела словами К.Д. Ушинского, которые отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”
Согласно системно - деятельностному подходу, актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.
Китайская мудрость гласит «Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я пойму».
Поэтому, именно учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся на уроке.
В свою очередь современный урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на определённых дидактических принципах:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Казалось бы, что всё предельно ясно и понятно в реализации системно-деятельностного подхода в учебном процессе. Но всё ли так просто, когда речь идёт о ФГОС для детей с ОВЗ? Работая в учреждении для детей с ТНР мы столкнулись с рядом проблем.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Особенности детей с ТНР
- недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности;
- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения;
- наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого);
- снижена активная направленность в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;
- недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.
- детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде;
- большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства; они моторно неловки, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений;
- дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
Таким обучающимся, как правило, сложно самостоятельно добывать знания. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не всегда могут найти границы между знанием и незнанием.
Они не в состоянии поставить цель. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе).
Поэтому школа должна стать для таких детей не только источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. И времени на это им придётся потратить гораздо больше, чем ученикам обычных школ.
Для того чтобы снять излишнее напряжение учеников, чтобы сделать процесс обучения психологически комфортным и добиться полного раскрытия всех интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, необходимо соблюдать определенные методические принципы.
- Учителю, реализующему задачи коррекционно-развивающего образования, необходимо знать и понимать причины трудностей младших школьников в учении (это мониторинговая деятельность педагога);
- Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей.
- Учебный материал следует предъявлять в поэтапной и логической последовательности, при которой каждый отрезок продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.
- В основу учебного процесса должны быть положены как коллективная форма деятельности, так и групповая и работа в парах.
- Использовать как проектные методы обучения,
проблемные, исследовательские, так и репродуктивные, объяснительно- иллюстративные.
- Стремиться к тому, чтобы деятельность учеников в процессе обучения в большей степени носила самостоятельный характер.
Следование данным принципам позволит педагогу формировать основные умения учебной деятельности, развивать творческие способности обучающихся, формировать у них активную жизненную позицию, коммуникативные навыки.
Систематическая работа в этом направлении позволит добиваться высоких результатов в обучении.
Конечно, мы должны учить детей учиться, используя новые формы и методы работы. Но наряду с новыми технологиями, в работе с детьми имеющими ОВЗ, мы не должны забывать положительные наработки традиционной системы образования. Просто каждый педагог должен использовать их в новом ключе в соответствии с новыми требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности
Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...
"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год
Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи - научить связно и последовательно излагать свои мысли....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...