Методическая разработка: Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные".
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ж]-[ш]. Дикие животные" разаботан для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Предполагается проведение подгруппового занятия. Целью занятия является обучение дифференциации по глухости-звонкости парных согласных [Ш] – [Ж] в словах и предложениях. В ходе занятия учащиеся будут решать следующие задачи: закреплять понятия согласный звук, звонкий и глухой; уточнять и сравнивать звучание звуков [ж]–[ш]; совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Ж–Ш в устной и письменной речи; обогащать словарный запас; развивать навыки словоизменения и словообразования. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.38 МБ
Файл конспект занятия137.09 КБ
Файл технологическая карта25.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ ш ] - [ ж ] . Дикие животные Учитель-логопед ГБОУ школы № 131 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Кононова Т.А.

Слайд 3

Назови, кого ты видишь?

Слайд 4

Ж Ш Характеристика звуков

Слайд 5

Д У П Л О Назови первые звуки, прочитай слово

Слайд 6

Назови жилища животных

Слайд 7

Собери картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] Ш

Слайд 8

Назови слова со звуком [ Ш ], которые запомнил 1 2 3 4 Ш

Слайд 9

Собери картинки, в названии которых есть звук [ Ж ] Ж

Слайд 10

Назови слова со звуком [ Ж ], которые запомнил 1 2 3 4 Ж

Слайд 11

Ш АР Ж АР Назови слова, которые отличаются только одним звуком

Слайд 12

У Ш И У Ж И Назови слова, которые отличаются только одним звуком

Слайд 13

На белую рома__ку сел __ ук . Бабу__ка вя __ ет теплый __арф. Весной из берлоги вы__ел медве __ онок . Ма __а видела в лесу у__ей . Ж Ш Ш Ш Ж Ж Ж Ш Ш Вставь пропущенные буквы

Слайд 14

У хвоста пушистая лисица. Орехи любят есть белку. Морковка грызет зайца. У лисицы пушистый хвост. Белка любит есть орехи. Заяц грызет морковку. Исправь предложения



Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях. Дикие животные

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

 Коррекционно-обучающие: 

1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях.

2. Развивать умение выделять слова со звуками [ж] и [ш].

3. Учить сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию, написанию.

4. Учить работать над деформированными предложениями.

 Коррекционно-развивающие:

1. развивать, обогащать и уточнять словарь по теме «Дикие животные».

4. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

 1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществлять решения в соответствии

с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

 

Оборудование: компьютер, карточки с изображением звонкого и глухого звуков для дифференциации, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Ход занятия.

Организационная часть

Сядет тот, у кого предмет находится в правом верхнем углу. Сядет тот, у кого предмет находится в левом нижнем углу.

Введение в тему занятия

Ребята, давайте посмотрим на экран и скажем, что мы на нем видим. (слайд 2)

(Лиса, ежи, мышь, медведь, волк, заяц). Кого вы видите на экране? Кто это?

(дикие животные).

Почему они дикие? (они живут в лесу)

Логопед: А теперь давайте послушаем стихотворение.

Еж ежу предложил

Ежевичный вкусный джем.

-Ежевичный? – тот спросил –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Про кого это стихотворение? (про ежей). (слайд 3)

Какой звук чаще других встречается в стихотворении? (звук Ж)

А в слове ежи, ежик есть звук Ж? Где он находится? (в середине) (слайд 3 щелчок)

Послушаем второе стихотворение.

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Про кого это стихотворение? (про мышей). (слайд 3 щелчок)

Какой звук чаще других встречается в стихотворении? (звук Ш)

А в слове мышь есть звук Ш? Где он находится? (в конце слова). (слайд 3 щелчок)

Ребята, кто из Вас догадался, над какими звуками мы будем работать? (над звуками ж, ш)

Верно! Тема нашего занятия сегодня – звуки ж, ш. А помогать нам будут дикие животные.

Основная часть

Характеристика звуков

Логопед: Давайте сравним эти звуки. Что у них общего? Какие они?

Дети: Они согласные.

Логопед: Да, и этим они похожи. А чем они различаются? Какими бывают согласные звуки?

Дети: звонкими и глухими.

Логопед: Как мы определяем звонкость и глухость согласных?

Положим руку на горлышко и послушаем, просыпается голосок в горлышке при произнесении звука Ш?

Дети. Нет.

Логопед. Значит он какой?

Дети. Глухой.

Логопед. А при произнесении звука Ж просыпается голосок?

Дети. Да.

Логопед. Значит, он какой?

Дети. звонкий.

Соотнесение с буквой

Логопед: Все помнят, как пишутся буквы, обозначающие наши звуки? Подчеркните букву Ш одной чертой, букву Ж обведите в кружок.

Развитие фонематического восприятия

Логопед: Сейчас поиграем в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – поднимаете карточку с колокольчиком, а если слышите звук [Ш] – поднимаете карточку с зачеркнутым колокольчиком. Приготовились, начали…ш

Жаба, шуба, шахматы, живот, машина, ножи, пижама, мешок, лошадь, лужа, малыш.

МОЛОДЦЫ!

Развитие фонематического анализа.

А вот еще одно задание «Звуки, буквы называй – слово собирай». (слайд 4)

Назовите первые звуки в словах (на экране появятся буквы) и составьте слово.

Дети: Дом – [д]

          утюг – [у]

          пуговица – [п]

          лапа  - [л]

          овощи  - [о]

             ДУПЛО

Расширение словаря по теме «Лесные животные».

Что такое дупло? Это жилище белки.

Давайте скажем, кто где живет. (слайд 5)

Белка живет в ДУПЛЕ. Волк живет в ЛОГОВЕ. Лиса живет в НОРЕ. Медведь живет в берлоге. Собака живет в будке.

Развитие мышления.

Скажите, кто лишний среди этих животных. Почему? (Собака, она домашняя)

Физминутка (видео). (слайд 6)

Развитие фонематических функций.

Логопед: (слайд 7) Ребята, предлагаю вам найти среди картинок те, в названии которых есть звук [ш]. Сколько картинок мы положили в коробку? (4) (слайд 8) Вспомните слова со звуком [ш], изображения которых находятся в этой коробке.

Логопед: (слайд 9) А теперь найдем среди картинок те, в названии которых есть звук [ж]. Сколько картинок мы положили в коробку? (4) (слайд 10) Вспомните слова со звуком [ж], изображения которых находятся в этой коробке.

Развитие фонематических функций. (Сопоставление слов, различающихся одним звуком по звучанию и значению)

Логопед: Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

Логопед: Правильно! (слайд 11) Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар – это… (слайд 11 щелчок)      Жар - это… (слайд 11 щелчок)

Логопед:

У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ (слайд 12)

Логопед: МОЛОДЦЫ! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ - это… (слайд 12 щелчок)  УЖИ – это… (слайд 12 щелчок)

Работа с карточками (дифференциация звуков на письме).

Логопед: Ребята, давайте с Вами выполним задания на карточках. Вставьте пропущенные буквы в слова. (слайд 13)

На  белую  рома_ку  сел _ук.

Бабу_ка   вя_ет  теплый  _арф.

Весной  из  берлоги  вы_ел   медве_онок.

Ма_а  видела в лесу  у_ей.

Буквы ш подчеркните одной чертой, а буквы ж - двумя. Каким фломастером будете пользоваться? Синим. Почему? Согласные.

Проверяем, правильно ли вы вставили буквы. (слайд 13 щелчок)

Развитие лексико-грамматического строя речи. (Игра с мячом).

Логопед: Давайте сыграем в игру «Детеныши диких животных».

Лиса – лисенок; белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь – медвежонок, еж – ежонок.

Работа с деформированными предложениями.

Ребята, посмотрите на экран, на нем вы видите предложения. Посмотрите, правильно ли они составлены? (слайд 14)

У хвоста пушистая лисица.

Орехи любят есть белку.

Морковка грызет зайца.

Дети: У лисицы пушистый хвост.

Белка любит есть орехи.

Заяц грызет морковку.

Подведение итогов.

Логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. И наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, про какие звуки мы с вами сегодня говорили?

Дети. Звуки Ш и Ж.

Логопед. Какие это звуки? Гласные или согласные?

Дети. Согласные.

Логопед. А еще какие?

Дети. Ш – глухой, Ж – звонкий.

(слайд 16) Вы большие молодцы! Занятие окончено.

 

                               

На белую рома__ку сел __ук.

Бабу__ка вя__ет теплый __арф.

Весной из берлоги вы__ел медве__онок.

Ма__а видела в лесу у__ей.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия

Учитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Кононова Т.А.

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие  

Класс: 3 д  

Программа: Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся с легкой умственной отсталостью.

Тема занятия: Дифференциация звуков [Ш] – [Ж] в словах и предложениях. Дикие животные.  

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма занятия: подгрупповая (3 человека).

Оборудование: компьютер, фасоль для конструирования букв, символы для характеристики звуков, мяч, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Цели: Обучение дифференциации по глухости-звонкости парных согласных [Ш] – [Ж] в словах и предложениях.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • закреплять понятия: согласный звук, звонкий и глухой;
  • уточнять и сравнивать звучание звуков [ж]–[ш];
  • совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Ж–Ш в устной и письменной речи;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать навыки словоизменения и словообразования.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала со звуками [ш] и [ж];
  • развитие фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука;
  • коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • совершенствование зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • развитие неречевых психических функций: внимания, зрительно-слуховой памяти, мышления.

Воспитательные: воспитание творческой активности, доброжелательного отношения к сверстникам.

Планируемые результаты занятия

Предметные БУД

Метапредметные БУД

Личностные БУД

учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные [Ж], [Ш].

Развивать фонематическое восприятие, навык фонематического анализа и синтеза.

Развивать навык словоизменения и словообразования.

Расширять словарный запас по теме «Дикие животные»

Познавательные: умение отвечать на поставленные вопросы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение работать по предложенному плану.

Регулятивные: научиться: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль с направляющей помощью педагога; производить оценку своей деятельности и деятельности другого ученика; работать в паре; выполнять действия по инструкции педагога.

Коммуникативные: Учащиеся должны научиться: действовать в рамках «учитель-ученик», «ученик-ученик»; вступать в диалог при ответе на вопрос, продуктивно взаимодействовать в микрогруппе.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности через использование разнообразных форм и приемов работы.

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

Формируемые БУД

  1. Мотивация к деятельности
  1. Организацион-
    ный момент.

  1. Введение в лексическую тему.

Создание эмоционально положительного настроя.

Развиваем зрительно-пространственные функции.

Включаем презентацию. На экране изображения диких животных. Просим назвать картинки и определить, кто это.

Учащиеся определяют месторасположение предмета на игровом поле и садятся за парты.

Учащиеся выполняют задание, направленное на актуализацию словаря и на обобщение понятий.

П: выполнение задания на развитие зрительно-пространственных функций; на расширение словарного запаса.

Р: Умение осуществлять самоконтроль качества выполняемы упражнений.

Умение следовать инструкции логопеда.

К: Умение действовать в рамках «учитель – ученик».

  1. Актуализация необходимых знаний.

Введение в логопедическую тему.

Слушаем стихотворения, определяем, про кого они и какой звук в них употребляется наиболее часто. Определяем место звука в слове.

Учащиеся выполняют задание, направленное на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа.

Самостоятельно определяют тему занятия.

П: совершенствование слухового внима-ния, фонематического восприятия, навыков фонематического анализа.

Р: умение действовать по плану.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

  1. Организация познавательной деятельности.
  1. Характеристика звуков, соотнесение звуков с буквами.

  1. Развитие фонематического восприятия.

  1. Развитие простейшего фонематического анализа.

  1. Расширение словарного запаса.

  1. Развитие логического мышления.

  1. Физминутка.

  1. Развитие фонематического анализа; развитие зрительной и слуховой памяти.

  1. Развитие фонематического восприятия.

9. Развитие фонематического анализа.

10. Развитие грамматического строя речи.

Сравниваем звуки. Определяем, что у них общего, чем они различаются. Соотносим с буквами.

Игра «глухой-звонкий». Логопед называет слова со звуками [ж], [ш].

Задание «звуки-буквы собирай, слово называй».

На экране появляются картинки.

Л: Назовите первые звуки в названиях картинок, составьте и прочитайте слово.

Задание «кто в каком домике живет».

На экране появляются картинки животных.

Л: Определим, в каком доме живут животные.  

Задание «кто лишний». Определяем и объясняем выбор.

На экране видеоролик с физми-
нуткой (движения под музыку).

На экране появляются картинки.

Л: Соберите картинки в коробку, в названии которых есть звук [ш] ([ж]).

Назовите слова со звуком [ш] ([ж]), которые вы запомнили.

Учащимся предлагаются пары предложений, содержащих слова, различающиеся только одним звуком.

Учащимся предлагается работа на карточках.

Л. Вставьте пропущенные буквы (ж или ш) в слова. Подчеркните буквы.

Игра с мячом «Детеныши диких животных».

Логопед бросает мяч учащимся по очереди, называет животного.

На экране появляются деформи-рованные предложения, которые учащиеся должны исправить.

Характеризуют звуки с помощью тактильно-вибрационного контроля; конструируют буквы из фасоли.

Учащиеся дифференцируют звонкие и глухие согласных с помощью карточек-символов, обозначающих звонкие и глухие звуки.

Учащиеся выполняют задание, определяя первый звук в словах, из полученных букв составляют слово, называют его. (ДУПЛО)

Учащиеся выполняют задания, направленные на актуализацию словарного запаса.

Учащиеся определяют лишнюю картинку, аргументируют свой выбор.

Учащиеся выполняют действия по подражанию.

Учащиеся называют только те картинки, в названиях которых есть звук [ш] ([ж]).

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание на дифференциацию слов-квазиомо-нимов по звучанию, по написанию, по значению (шар-жар, уши – ужи).

Учащиеся выполняют задание на дифференциацию ш, ж на письме.

Учащиеся выполняют задание, направленное на развитие функций словообразования (называет соответствующих детенышей животных).

Учащиеся выполняют задания, исправляя деформированные предложения.

П: Развитие умения сравнивать парные согласные звуки и давать им характе-
ристику. Соотнесение звука и буквы.

Р: умение действовать по плану.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

П: Развитие фонематического восприятия.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Развитие навыка фонематического анализа.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».

Р: Умение выполнять действия по инструкции педагога.

К: Умение вступать в диалог при ответе на вопрос.

П: Обобщение предметов по схожим приз-накам в лексические группы. Развитие уме-ния находить отличительные признаки.

К: выстраивание диалога с учителем при ответе на вопросы.

Развитие общей моторики и координации движений.

П: Развитие навыка фонематического анализа; неречевых психических функций.

Р: Умение выполнять действия по инструкции.

К: Взаимодействие «Учитель – ученик»

П: Развитие способности сопоставлять, сравнивать слова, различающиеся одним звуком.

Р: Умение выполнять задание поэтапно.

К: Взаимодействие в микрогруппе.

П: Развитие навыка фонематического анализа; навыка чтения.

Р: Осуществление самоконтроля, оценки собственной деятельности.

К. Умение действовать в рамках «учитель – ученик».

П: Развитие навыков словообразования; развитие общей моторики.

Р: Умение выполнять действия по инструкции педагога.

К. Умение действовать в рамках «учитель – ученик».

Развитие способности анализировать предложения по смыслу.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Подводим итоги.

Л: Над какими звуками работали? Чем они схожи? Чем различаются?

Проводим рефлексию.

Л: Что понравилось? Какие были сложности?

Учащиеся отвечают на вопросы.

П: различение парных звонких и глухих согласных.

Р: осуществление оценки своей деятельности.

К: умение правильно выстраивать высказывание, строить предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина»

Конспект логопедического занятия  по коррекции дисграфии на почве нарушения процессов языкового  анализа и синтеза в 3 класса «Сказки Пушкина» .Закрепление навыков языкового анал...

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии.

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии (тяжёлая степень умственной отсталости). Цель: Формирование речевых и коммуникативных навык...

Методическая разработка коррекционного логопедического занятия "Звуки и буквы С и З"

Конспект и презентация логопедического занятия "Звуки и буквы С и З" позволит решить поставленные задачи и закрепить знания детей о звуках и буквах, в ходе занятия учащиеся научатся дифферен...

Методическая разработка "Конспект логопедического занятия"

Конспект логопедического занятия. Начальная школа....

Методическая разработка "Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ, имеющих сложную форму дисграфии"

Представлен конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ на тему " Дифференциация предлогов В-НА"...