Открытый урок по теме Синонимы
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Урок дан учителям-логопедам города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок для учителей-логопедов города | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Синонимы.
Коррекционно-образовательные цели:
- Дать первоначальное представление о синонимах.
- Выработка умения правильно подбирать синонимы
- Выработка умений грамотно употреблять в речи такое средство межфразовой связи, как синонимическая замена.
- Развитие активного и пассивного словаря
- Развитие связной речи
- Коррекция внимания, пространственной ориентации, образного мышления.
- Развитие чувства дружбы взаимопомощи, любви к животным.
Оборудование:
- Магнитофонная запись фрагментов музыкальной сказки В.Ливанова и Ю.Энтина «Бременские музыканты».
- Иллюстрации к сказке.
- Индивидуальные карточки.
- Наборные полотна и схемы предложений.
- Большое наборное полотно для работы у доски.
- Демонстративные листы с речевым материалом.
Ход занятия.
1. Я знаю, что вы все очень любите сказки. Сегодня мы совершим путешествие в одну из них.
2. Магнитофонная запись.
Давным-давно на белом свете жили глупые короли, прекрасная принцесса, страшные лесные разбойники и веселые трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил.
Ничего на свету лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги…
3. Узнали, какая это сказка?
По мотивам сказки братьев Гримм эту музыкальную сказку сочинили очень веселые и любящие детей взрослые М.Ливанов, Ю.Энтин и Г.Гладков. (На доске название этой сказки).
- Назовите героев этой сказки. (На доске портреты героев).
(Карточка: Трубадур – поэт, певец, песнопевец, бард).
4. Давайте вспомним песню героев.
Ничего на свету лучше нету,
Чем слоняться друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, не ужасны тревоги,
Нам любые дороги пути…
а) Прочитать про себя и вслух.
б) Правильно ли я воспроизвела этот текст.
в) Найдите из предложенных карточек нужные слова и замените в тексте.
5. Наши слова имеют одно и то же значение? Да, но различаются только оттенками.
6. Слова, которые имеют почти одинаковое значение и лишь незначительно различаются, называются синонимами.
В нашем случае слоняться – бродить, ужасно – страшно, дорога – путь, трубадур – певец, бард.. – синонимы.
7. С такими словами мы сегодня и поработаем.
Записать число в тетради, проговорить хором: «синонимы» и записать тему занятия.
8. На наборном полотне на доске 3 группы синонимов. Найти «лишнее» слово и поместить его в нужный ряд.
Бродить, блуждать, шляться, стезя.
Ужасны, жутки, страшны, шляться.
Дорога, путь, страшны.
Прочитать синонимы среднего ряда, верхнего и нижнего.
9. А наши друзья тем временем готовятся к представлению около королевского дворца, на балконе которого показались глупый король и прекрасная принцесса.
И представление началось.
10. Из того, что я вам прочитаю, выпишите только слова, обозначающие действие.
Пёс взобрался на спину ослу
Кот вскочил на логову псу,
А юноша подпрыгнул и оказался стоящим на голове кота, да еще кверху ногами.
11. Зачитать записанные слова, можно ли их назвать синонимами? Почему?
12. Пирамида получилась такая высокая, что лицо юноши оказалось напротив лица принцессы. Их глаза встретились, и они тут же полюбили друг друга.
Но тут случилось самое невероятное, осел не устоял, пирамида покачнулась, и друзья ввалились прямо в окно королевского дворца. Король приказал вышвырнуть бродячих артистов из королевских палат.
Стражники ринулись догонять незадачливых артистов.
(Лист на доске, прочитать).
Первым вылетел осел, вторым выскочил пес, на котором сидел кот, затем вышвырнули трубадура, потом вылез петух, вытолкали повозку.
а) Можно ли выделенные слова назвать синонимами?
Какое общее значение они имеют? (движение откуда-то).
Что произойдет с текстом, если употребить не синонимы, а только одно слово «вышвырнули»?
Вывод: синонимы служат для того, чтобы сделать нашу речь яркой и выразительной.
Физминутка под музыку «Бременских музыкантов».
12. Бродячим артистам хотелось есть и нужно было подумать о ночлеге. Что случилось потом, вы поймете, сложив картинку, от которой у каждого фрагмент.
Кто расскажет?
Ослиная голова кукарекает, кот лает, петух заорал по-ослиному. Разбойники убежали, решив, что на них напали злые волшебники. Друзья договорились, как им обмануть глупого короля, чтобы трубадур был вместе с принцессой.
Словарная работа.
- Кто такие разбойники, волшебники?
Разбойники – пираты, бандиты, грабители.
Волшебники – маги, факиры.
13. Мы уже достаточно много знаемо веселом трубадуре и его верных друзьях, но еще больше о них узнаем, если подберем синонимы к словам на карточках.
Карточки с калькой. Соединить по линейке синонимы.
Молчаливый – мужественный, безмолвный, безгласый, бессловесный, добрый.
Быстрый – скорый, торопливый, смекалистый, молчаливый, правдивый, молниеносный.
Добрый – добросердечный, веселый, молчаливый, человечный, отзывчивый.
Умный – смышленый, мудрый, высокий, разумный, спокойный, смекалистый.
Смелый – бесстрашный, быстрый, храбрый, доблестный, отважный, удалой, спокойный.
Прекрасная – очаровательная, грустная, восхитительная, синеглазая, стройная, прелестная, замечательная.
К кому их героев можно отнести каждый их этих синонимов? Видите, какими прекрасными качествами обладают наши животные. А у вас есть такие же животные дома?
14. Используя один их синонимов с карточек, каждый ученик должен составить по схеме на наборном полотне свое предложение и записать в тетради.
15. Игра «Угадай слово».
Синоним к слову «Добрый».
10 букв: от…….ыв…….й
Синоним к слову «Умный»
11 букв: сме….а…..с….ый
Синоним к слову «Смелый»
11 букв: б..сс…аш…й
16. Посмотрите, сколько хороших слов сказать в адрес героев сказки, но самое главное – они умели дружить. А что значит слово «дружба»? Подберите синонимы.
Дружба – товарищество, согласие, содружество, мир.
(Из записанных слов найти «лишний», можно по количеству слогов, либо по роду – все среднего рода, а одно – мужского).
17. По лесной дороге проезжал король. Вдруг из леса донеслась лихая разбойничья песня. Королевская охрана смело бросилась наутек.
Короля схватили и привязали к дереву недалеко от охотничьей избушки, из открытого окна которой доносился очень неприятный звук.
18. Магнитофонная запись натачиваемого ножа – подобрать синонимы – скрипучий, визгливый, резкий, скрежещущий.
19. Бременские музыканты подстроили так, что трубадур освобождает короля, во дворце играют свадьбу и принцесса присоединилась к верным друзьям и новым приключениям.
20. Итак, мы сегодня вспомнили сказку «Бременские музыканты» и вместе с ней познакомились с синонимами. Синонимы – слова с близким значением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Синонимы"
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме "Синонимы" по программе 2Начальная школа 21 века"...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Конспект урока на тему:"Синонимы"3 класс
конспект урока по русскому языку...
Открытый урок:"Что такое синонимы?"
Тема урока: «Что такое синонимы?» Цели урока: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирования умения работать со слова...
Разработка урока по теме "Синонимы"
Разработка урока предназначена для изучения темы "Синонимы"...
План-конспект урока по теме "Синонимы" для учащихся 2 класса с использованием платформы учи.ру
Разработка урока по русскому языку с использованием карточек платформы Учи.ру. для 2 класса...
Конспект открытого урока по теме "Слова-синонимы"
Слова – синонимы 2 класс. Урок – открытие новых знаний.Орг. Момент= Здравствуйте, ребята! Мы с вами начинаем урок русского языка, и я предлагаю вам провести его в форме философского клуба ...