Конспект урока на тему:"Синонимы"3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Тема:«Имена прилагательные, близкие по смыслу»
Цели деятельности учителя:актуализировать представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; познакомить с категорией близких по смыслу слов – «синонимы»; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, которые близки по смыслу.
Планируемые результаты:
Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие общеучебных компетенций.
Предметные:
- закрепят представление о значимости имени прилагательного в речи;
- закрепят умение подбирать противоположное и близкие по смыслу прилагательное;
- научатся оперировать понятиями «синоним», «антоним»;
- закрепят умение находить и объяснять орфограммы в слове.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний;
Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал;
№ п.п | Этап урока Методы и приёмы | t | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | 0,5 | Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку. | Эмоциональнонастраиваютсянаработу; | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке; |
II | Мотивационный этап актуализация знаний; минутка чистописания. | 3 | II. Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка.) III. На доске запись: Неряшливый частый шершавый а р ? – Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, должна стоять на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Неряшливый, а противоположное по смыслу слово – аккуратный, поэтому стоит буква а. Частый – редкий, отсюда буква р. Антоним слова шершавый – гладкий. На месте вопросительного знака нужно поставить букву г. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву г.) ГгГггГггг … – Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца. | участвуют в диалоге ; испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»); выполняют задание; | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); |
III | Постановка учебной задачи Метод: эвристический; проблемный диалог; наблюдение за языковыми явлениями; | 7 | IV. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу. (Упр. 482.) – Слова, близкие по смыслу, называются синонимами. Слова-синонимы Всегда близки по смыслу, Разнятся лишь оттенками подчас. Родимый край – Отечество – Отчизна. Как много в них священного для нас! В. Синицын Давайте вместе поставим цели на сегодняшний урок. Как вы считаете, узнаем ли мы много нового? | находят основания для классификации слов; определяют грамматические признаки имён существительных; выбирают из ряда имён прилагательных слова, с заданными грамматическими характеристиками; определяют цели и пути их достижения; | самоопределение; целеполагание; сохранять учебную цель и задачу; |
IV | Решение учебной задачи метод: устная проверка; фронтальный опрос; чтение учебного материала; списывание; комментирование; | 7 | 1. Работа над упражнением 483. 2. На доске записаны словосочетания: Тихая езда – … езда. Тихий голос – … голос. Густой лес – … лес. Густой туман – … туман. Горячая вода – … вода. Горячее лето – … лето. Старая книга – … книга. Старый человек – … человек. – Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные синонимами. | решают учебную задачу, выполняют проверку; сравнивают; контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; пересказывают правило; | ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание); определение основной и второстепенной информации; |
IV | Физкультминутка метод: наглядный | 2 | Выполнение упражнений подготовленными учениками. | выполняют упражнения; | выполнение действий по образцу. |
V | Самостоятельная работа репродуктивный самостоятельная – практическая работа; фронтальная проверка; | 5 | На доске записан текст: В пустыне Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идет караван верблюдов. – Какие слова в тексте вы бы заменили? (Солнце, которое нещадно палит, точнее назвать жгучим. День был очень жаркий, поэтому пустыню можно назвать знойной.) Дети записывают отредактированный текст: Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идет караван верблюдов. – Назовите слова-синонимы. (Жаркий, знойный, жгучий.) – Слова-синонимы близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов, близких по смыслу. Учитель знакомит учащихся со «Словарем синонимов». | выполняют задание; работают с текстом; устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; приводят примеры, связанные с заданным критерием; | дополнять и расширение свои знания; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; |
VI | Включение новых знаний в систему и повторение репродуктивный метод; дифференцированное задание; взаимопроверка; | 15 | Индивидуальное задание: каждому написать сочинение: «Роль синонимов и антонимов в моей жизни». | контролируют и устраняют ошибки; пишут сочинение; закрепляют способ определения рода у имён прилагательных в ед. и мн. числе; | умение воспринимать текстовую информацию; умение применять знания в другой учебной ситуации; |
VII | Рефлексия деятельности методы анализа; приём: фронтальный опрос. | 2 | – Какие слова называются именами прилагательными? – Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу. – Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу. Домашнее задание. Упражнение 485. | подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. | понимание успешности деятельности; адекватное восприятиеоценкиучителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.
На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...
Конспект урока на тему:"Антонимы и синонимы" 3 класс
конспект по русскому языку...
Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"
Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"...
Конспект урока по теме «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы»
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:знать: что такое глагол-синоним, глагол-антоним;у...
План-конспект урока по теме "Синонимы" для учащихся 2 класса с использованием платформы учи.ру
Разработка урока по русскому языку с использованием карточек платформы Учи.ру. для 2 класса...
Конспект урока русского языка"Синонимы" (4 класс)
Цель деятельности учителя: -обобщение и систематизация знаний о синонимах; -закрепление умения подбирать синонимы к словам. Планируемые результаты: Предметные: -знать оп...
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема: Что такое синонимы?
Урок посвящен знакомству с понятием "синонимы". Учащиеся будут работать с текстами, подбирать синонимы к заданным словам и составлятьс ними предложения....