Конспект урока на тему:"Синонимы"3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Тема:«Имена прилагательные, близкие по смыслу»

Цели деятельности учителя:актуализировать представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; познакомить с категорией близких по смыслу слов – «синонимы»; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, которые близки по смыслу.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

                - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;

                  - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

                  - развитие общеучебных компетенций.

Предметные:

- закрепят представление о значимости имени прилагательного в речи;

- закрепят умение подбирать противоположное и близкие по смыслу прилагательное;

- научатся оперировать понятиями «синоним», «антоним»;

- закрепят умение находить и объяснять орфограммы в слове.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний;

Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал;

п.п

Этап урока

Методы и приёмы

t

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

0,5

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку.

Эмоциональнонастраиваютсянаработу;

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

II

Мотивационный этап

актуализация знаний;

минутка чистописания.

3

II. Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка.)

III.

На доске запись:

Неряшливый                     частый                      шершавый

       а                                      р                                    ?

– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, должна стоять на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Неряшливый, а противоположное по смыслу слово – аккуратный, поэтому стоит буква а. Частый – редкий, отсюда буква р. Антоним слова шершавый – гладкий. На месте вопросительного знака нужно поставить букву г. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву г.)

ГгГггГггг …

– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

участвуют в диалоге ;

испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»);

выполняют задание;

вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

III

Постановка учебной задачи

Метод: эвристический;

проблемный диалог;

наблюдение за языковыми явлениями;

7

IV. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу. (Упр. 482.)

– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

                 Слова-синонимы

                 Всегда близки по смыслу,

                 Разнятся лишь оттенками подчас.

                 Родимый край – Отечество – Отчизна.

                 Как много в них священного для нас!

                                   В. Синицын

Давайте вместе поставим цели на сегодняшний урок. Как вы считаете, узнаем ли мы много нового?

находят основания для классификации слов;

определяют грамматические признаки имён существительных;

выбирают из ряда имён прилагательных слова, с заданными грамматическими характеристиками;

определяют цели и пути их достижения;

самоопределение;

целеполагание;

сохранять учебную цель и задачу;

IV

Решение учебной задачи

метод: устная проверка; фронтальный

опрос; чтение учебного материала;

списывание;

комментирование;

7

1. Работа над упражнением 483.

2. На доске записаны словосочетания:

Тихая езда – … езда.

Тихий голос – … голос.

Густой лес – … лес.

Густой туман – … туман.

Горячая вода –  … вода.

Горячее лето – … лето.

Старая книга – … книга.

Старый человек – … человек.

– Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные синонимами.

решают учебную задачу, выполняют проверку;

сравнивают;

контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма;

пересказывают правило;

ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание);

определение основной и

второстепенной информации;

IV

Физкультминутка

метод: наглядный

2

Выполнение упражнений подготовленными учениками.

выполняют

упражнения;

выполнение действий по образцу.

V

Самостоятельная работа

репродуктивный

самостоятельная – практическая работа;

фронтальная проверка;

5

На доске записан текст:

В пустыне

Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

– Какие слова в тексте вы бы заменили? (Солнце, которое нещадно палит, точнее назвать жгучим. День был очень жаркий, поэтому пустыню можно назвать знойной.)

Дети записывают отредактированный текст:

Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идет караван верблюдов.

– Назовите слова-синонимы. (Жаркий, знойный, жгучий.)

– Слова-синонимы близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов, близких по смыслу.

Учитель знакомит учащихся со «Словарем синонимов».

выполняют задание;

работают с текстом;

устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

приводят примеры, связанные с заданным критерием;

дополнять и расширение свои знания;

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

VI

Включение новых знаний в систему и

повторение

репродуктивный метод; дифференцированное задание;

взаимопроверка;

15

Индивидуальное задание: каждому написать сочинение: «Роль синонимов и антонимов в моей жизни».

контролируют и устраняют ошибки;

пишут сочинение;

закрепляют способ определения рода у имён прилагательных в ед. и мн. числе;

умение воспринимать текстовую информацию;

умение применять знания в другой учебной ситуации;

VII

Рефлексия деятельности

методы анализа;

приём: фронтальный опрос.

2

– Какие слова называются именами прилагательными?

– Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу.

– Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Домашнее задание. Упражнение 485.

подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока.

понимание

успешности

деятельности;

адекватное восприятиеоценкиучителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка"Синонимы и антонимы" в 3 классе с использованием ИКТ.

На уроке обучающиеся учатся работать с толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. К словам подбирают синонимы и антонимы, однокоренные слова, определяют у слов прямое и переносное значение. Уз...

Открытый урок по теме "Синонимы"

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме "Синонимы" по программе 2Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"

Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"...

Конспект урока по теме «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы»

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:знать: что такое глагол-синоним, глагол-антоним;у...

План-конспект урока по теме "Синонимы" для учащихся 2 класса с использованием платформы учи.ру

Разработка урока по русскому языку с использованием карточек платформы Учи.ру. для 2 класса...

Конспект урока русского языка"Синонимы" (4 класс)

Цель деятельности учителя: -обобщение и систематизация знаний о синонимах;       -закрепление умения подбирать синонимы к словам. Планируемые результаты: Предметные: -знать оп...