Мнемотехника: как использовать мнемотехнические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста и и на внеурочных занятиях с учащимися младших классов
статья (1 класс)
Использование мнемотехнических приёмов во внеурочной деятельности учащихся в группе продлённого дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 82.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника: как использовать мнемотехнические приемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста и и на внеурочных занятиях с учащимися младших классов (из опыта работы воспитателя группы продленного дня Бинда Е.М.)
ГБОУСОШ 213 г. Санкт-Петербурга Фрунзенского р-на.
«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей».
Вудро Вильсон
Детский мозг имеет колоссальные возможности. Родители и учителя зачастую стремятся вложить в детей больше информации, заставляя механически запоминать материал. У детей 5, 6 лет преобладает образная память, запоминание часто проходит непроизвольно, а продуктивность ее повышается только при наглядном подкреплении и повторении. Очень мало внимания, к сожалению, уделяется тому, как развить у ребёнка воображение, логическое и ассоциативное мышление, внимание естественным путем.
К 6 годам у детей начинают формироваться навыки произвольного запоминания и наша задача – научить ребенка управлять собственной памятью, увеличивать ее объем, осмысленно воспринимать информацию. В этом им и поможет мнемотехника. Ее приемы помогают ускорить процесс запоминания, развивать умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в группы, целое. Кроме того, применение мнемотехнических приемов обогащает словарный запас и способствует формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощенными и раскованными.
Как работают приемы мнемотехники? Память любого из нас построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются в голове. Чем ярче эмоции, которые испытывает ребенок, узнавая о чем-то новом, тем крепче будут его знания и воспоминания. Особенно остро дети воспринимают ассоциации с изображениями, звуками, запахами и даже вкусами.
Использование определенных способов запоминания позволяет старшим дошкольникам получать информацию об окружающем мире, сохранять и воспроизводить увиденное и услышанное. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, искусственно не напрягая его. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими и связными. Основа мнемотехники заключается как раз в том, что весь текст представляется в последовательных картинках. На основе визуальных символов дети запоминают информацию и в результате могут ее повторить. В помощь – картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления. В статье мы рассмотрим использование приемов мнемотехники на примерах их практики.
Как работают приемы при работе с цифрами?
Чтобы мнемотаблица выполняла свою функцию, она должна быть простой для восприятия и соответствовать уровню развития детей. Так для младших дошкольников лучше использовать цветовые изображения, для старших – черно-белые. Мнемотаблица представляет собой квадрат из 9 клеток в которых может быть зашифровано стихотворение, сказка, логическая задача, состав числа, загадка, или любая познавательная информация, которая укладывается в 9 клеток квадрата.
- Работа с таблицей.
12 | 7 | |
? |
- Вышел старик-годовик
- Взмахнул рукавом
- И полетели 12 птиц
- У каждой птицы по 4 крыла
- В каждом крыле 7 перьев
- Каждое перо с одной стороны белое
- С другой чёрное
- Кто такой старик годовик?
Ответ на загадку: 12 месяцев, 4 времени года, 7 дней недели, день и ночь.
- Работа с цифрой.
Спросить у детей, какое природное явление связано с цифрой 7 (дети называют 0). Можно раздать заранее заготовленные шаблоны изображения рыбки, цветка, домика и попросить детей раскрасить эти картинки в цвета радуги, располагая их в нужном порядке.
Заключение.
На этих примерах мы рассмотрели, как обучающие таблицы и другие мнемотехнические приёмы помогают запоминать материал, облегчают обучение, упрощают запоминание, развивают психические процессы. Дети с большим интересом и мотивацией выполняют подобные задания. Мнемотехнические приёмы помогают детям реализоваться в самостоятельной творческой деятельности, с удовольствием и без лишнего напряжения запоминать предлагаемую информацию.0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логоритмики в коррекционной работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста ( приемы и методы)
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ЛОГОРИТМИКИ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ....
Опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической помощи в решении личностных или межличностных проблем
В данной методической разработке представлен опыт групповой коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 4-5 классов, нуждающимися в психологической по...
Статья "Использование элементов Монтессори- педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию"
материал из опыта работы...
Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способносте...
Статья «Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Статья«Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...
Презентация:« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста ».
Презентация:« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »....