Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (Подготовительный класс «Обучение грамоте и развитие речи»); Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Данная программа относится будет полезна логопедам, учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1_dop_klass_dlya_sayta.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекционно-логопедической работе
с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)
Составитель: Учитель-логопед Аверкина Г. Н.
2019-2020 учебный год
Содержание программы
«Коррекционно-логопедическая работа»
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Содержание программы………………………………… ................6
- Календарно-тематическое планирование…………… …………….9
- Планируемые результаты …………………………………………...22
Список литературы………………………………………… …….......23
- Пояснительная записка
«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (Подготовительный класс «Обучение грамоте и развитие речи»); Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Методические рекомендации «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Данная программа относится к индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам и построена в соответствии с естественно-научной и психофизиологической основой логопедии. Рабочая программа базируется на теоретических идеях Л. С. Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма; положении Б. Г. Ананьева об образовании динамического стереотипа слова (единство акустических, оптических и кинестетических раздражений), теории Н. А. Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков.
Реализация данной рабочей программы осуществляется на ведущих принципах логопедии: принципе системного подхода; онтогенетическом принципе; принципе особого подбора речевого материала; принципе опоры на сохранные анализаторы. Таким образом, коррекционная работа осуществляется при использовании различных методик, направленных на коррекцию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления) (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова, Н.Г. Андрееван др.). Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс структурированным и более результативным; предоставляет возможность проявить творческий и нестандартный подход к осуществлению речевой деятельности, к развитию различных сторон речи в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель программы: Выявление нарушений речи и коррекционно-логопедическая работа над устранением недостатков речи учащихся.
Задачи:
В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционные задачи:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата,
- совершенствовать дифференцированность движений речевых органов;
- развитие просодической стороны речи,
- формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова,
- проводить коррекцию нарушений звукопроизношения,
- развивать базовые навыки морфемного анализа и синтеза;
- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.
- расширять импрессивный и экспрессивный словарь учащихся по заданной лексической теме;
- развивать высшие психические функции;
- совершенствовать языковой анализ и синтез;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать графо-моторные навыки;
- развивать связную речь.
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать интерес к родному языку.
Актуальность
Речь человека — яркий показатель его общекультурного уровня. К сожалению, многие современные школьники не умеют грамотно и четко излагать свои мысли; дети, поступающие в школу, имеют дефекты звукопроизношения, недостаточную сформированность смысловой стороны речи; многие страдают фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по акустическим признакам. По данным многих авторов (Л. Ф. Спирова, О. В. Правдина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, А. Н. Корнев, Л. В. Лопатина, и др.), до 60% детей 6-7 лет имеют нарушение звукопроизношения. У многих детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с трудностями формировании лексико-грамматических средств языка. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных процессов.
Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи.
Отличительным признаком клинической картины большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений. У многих детей с ЗПР отмечаются нарушения как экспрессивной, так и импрессивной речи. Устная речь должна соответствовать нормам родного языка, но под воздействием различных условий возникают разнообразные речевые патологии. Исследования А. В.Ястребовой, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, Л. Н. Ефименковой, Л. Ф. Спировой, Т. П. Бессоновой и многих других убедительно доказывают, что трудности в овладении учащимися начальных классов чтением и письмом часто возникают из-за аномального речевого развития. Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 дополнительного (подготовительного класса) предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи у учащихся. Своевременная и адекватная структуре речевого дефекта организация коррекционного обучения в период обучения детей в первом подготовительном классе специальной коррекционной школы позволит минимизировать дефект на уровне устной формы речи и позволит учащимся в дальнейшем овладеть навыками письменной речи.
- Содержание программы
Программа состоит из четырех этапов, реализующих коррекционно-логопедические задачи.
Программа включает 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными по общему дефектом речи (продолжительность занятия 40 минут), 1 час в неделю фронтального занятия со всем классом (продолжительностью 40 минут) для обобщения и закрепления ЗУН, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и 14 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительностью от 20 до 40 минут).
Программа состоит из этапов:
- Диагностический этап.
В подготовительном классе проводится диагностика (Е.В.Мазанова, [2009]).
Задачи:
- Определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- Проводить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
- Выявлять индивидуальные особенности психических процессов: мышление, внимание, память.
- Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.
Длительность этапа - 4 часа.
- Коррекционный этап.
Система коррекционного обучения по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ЗПР в начальном периоде обучения делится на четыре уровня: фонетический; синтаксический; лексический; развитие связной речи.
Работа на фонетическом уровне включает два направления:
- Выработка правильных артикуляционных навыков,
- Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
- Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков.
Коррекционная работа на лексическом уровне направлена на реализацию следующих задач:
- Расширение словарного запаса;
- Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний (синонимы, антонимы, многозначность слов);
- Систематизация речевого материала по категориям: слова, обозначающие предметы; слова, обозначающие действия; слова, обозначающие признаки.
В рамках синтаксического уровня выдвигаются следующие задачи:
- Преодоление и предупреждение аграмматизма в речи учащихся, усвоение ими норм сочетаемости слов;
- Приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому;
- Рассмотрение падежей не преследует цели обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся (как экспрессивного, так и импрессивного);
- Обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
Уровень развития связной речи определяет главную задачу: путем коллективного языкового анализа текстов формировать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, использовать различные связующие компоненты при пересказе. На уроках, посвященных развитию связной речи, учащиеся знакомятся с образцами правильной речи, учатся анализировать, усваивают смысловые, звуковые морфологические и синтаксические закономерности языка; у детей стимулируется речевая активность.
За время обучения в первом дополнительном – первом классах в процессе интеллектуально-речевой деятельности учащиеся учатся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
- целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин);
- овладение содержанием;
- овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
Длительность этапа – ______ часа.
- Этап повторения и закрепления.
Задачи:
- Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
- Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.
Длительность этапа – 8 часов.
- Оценочный этап.
Задачи:
- Провести проверку и анализ навыков устной и письменной речи,
Длительность этапа – 2 часа.
Опираясь на материалы обследования и мониторинг ученики делятся, в зависимости от вида дефекта речи, на подгруппы. В каждой подгруппе логопед делает акцент на коррекционно-логопедическую работу по преодолению ведущего вида дефекта.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися первого подготовительного класса
на 2019/2020 уч.год
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | дата | |
I. | Диагностический этап | 4 | |||
Обследование речи. | Речевая карта. Проведение диагностических проб. | ||||
II. | Коррекционный этап | ||||
Речь. Предложение. Слово. Слог. | |||||
1. | Понятие о речи. Функции речи. | Речь. Значение речи. | |||
2. | Понятие о предложении. Понятие о слове. | Составление схемы предложения (без предлога). Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. Повествовательная и вопросительная интонация в предложении. | |||
3. | Слова, называющие предметы. | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |||
4. | Слова, называющие действия предметов. | Составление простого нераспространенного предложения по схеме. | |||
5. | Слова, называющие признаки предметов. | Составление простого распространенного предложения по схеме. Согласование прилагательных с существительным. | |||
Звуки речи и буквы. | |||||
1. | Понятие о звуке. Гласные и согласные звуки. Слог. | Артикуляционная гимнастика. Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги. | |||
2. | Понятие о гласном звуке. Звук [А] и буква А,а. | Артикуляционная гимнастика. Образование гласных звуков. Звук [А]. Произнесение звука с постепенным усилением и ослаблением голоса. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов (в начале слова, середине, конце) Винительный падеж существительных мужского рода ед.ч. с окончанием «- а». Множественное число существительных с окончанием «-а». Глаголы прошедшего времени женского рода. Повествовательная и вопросительная интонация при произнесении звука А. Чтение и письмо букв А,а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а. Составление сложных предложений с противительным союзом а. | |||
3. | Звук [О] и буква О,о. | Артикуляционная гимнастика. Произнесение звука с изменением высоты голоса. Повествовательная и восклицательная интонация. Предлог О. Запись изученных гласных букв. Чтение и составление схемы предложения с предлогом О. | |||
4. | Дифференциация букв А и О | Артикуляционная гимнастика. Дифференциация строчных букв схожих по графическому написанию. Выполнение упражнений. Составление из разрезанных элементов и запись букв. | |||
5. | Звук[У] и буква У, у | Артикуляционная гимнастика. Протяжное и отрывистое произнесение звука [У]. Восклицательная интонация. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов (в начале, середине, конце слова). Выделение звука из начала и конца слова в ударной позиции Дательный падеж существительных муж.рода, ед.ч. Винительный падеж существительных жен.рода ед.ч. с окончанием на У. Глаголы с приставкой У. Чтение и письмо букв У,у. Чтение схем предложений с предлогом У. Раздельное написание предлога и слова. Звуковой анализ слов АУ, УА. Имена собственные на А, У. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв, чтение и письмо слов АУ, УА. Восклицательная интонация. | |||
6. | Звук [И] и буква И,и. | Артикуляционная гимнастика. Протяжное и отрывистое произнесение звука [И]. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов (в начале, середине, конце слова). Выделение звука из состава слова в безударной позиции. Анализ звукового ряда (напр., А О У И) – дифференциация звуков. | |||
7. | Звук [ы] и буква – ы | Артикуляционная гимнастика. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов (в начале, середине, конце слова). Анализ звукового ряда (напр., А О У Ы И) – дифференциация звуков. Составление из букв разрезной азбуки ряда гласных. | |||
8. | Дифференциация букв: и, у, ы | Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков [ и, у, ы ]. Дифференциация строчных букв И, У, Ы на письме (сходство элементов в написании) для профилактики оптической дисграфии. | |||
9. | Понятие о согласном звуке. Звуки [Н’, Н] и буквы Н, н | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Понятие о согласном звуке. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков [Н’, Н] по твердости и мягкости. Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Формирование умения характеризовать звук. Упражнения на дифференциацию строчных букв Н и И для профилактики оптической дисграфии. | |||
10. | Повторение понятия о слоге. | Артикуляционная гимнастика. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласного звука. Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой структуры. | |||
11. | Звуки [С’, С] и буквы С, с | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация звуков [С’, С] по твердости и мягкости. Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Анализ и синтез обратных и прямых слогов. Составление схем слогов и слов (СОН, НОС, САНИ, НИНА, СОСНА, НАСОС, НАС). Формирование умения характеризовать звук. | |||
12. | Звуки [К’, К] и буквы К,к | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Уточнить произношение звуков, учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Уточнять понятие – глухие согласные звуки. Упражнять в анализе и синтезе односложного слова. Формирование умения характеризовать звук. | |||
13. | Звуки [Т’, Т] и буквы Т,т | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков из состава слова. Дифференциация по твердости-мягкости. Звуко-слоговой анализ слова (ТЕ, ТОТ, ТОК, КОТ, КИТ, СИТО, ТИСКИ, ТАКСА,ТАКСИ). Уточнять понятие – глухие согласные звуки. Составление предложений по схемам с изучаемой буквой. Составление предложений к иллюстрации. Формирование умения характеризовать звук. | |||
14. | Звуки [Л’, Л] и буквы Л,л | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Л’, Л] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА, ЛИКА, ЛАК, ЛУК, ЛУКИ. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.Деление слова на слоги. Формирование умения характеризовать звук. | |||
15. | Звуки [Р’, Р] и буквы Р,р | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Р’, Р] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова (УРАН, САТУРН, РИМ, РУКА, КРИК, ЛАРА). Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Формирование умения характеризовать звук. | |||
16. | Дифференциация согласных звуков [Л’-Р’] [Л- Р] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Работа над дикцией и интонацией. Дифференциация звуков [Л’-Р’] [Л- Р]. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Тренировать в распознавании звуков. Составление схемы предложения из четырех слов с предлогом. Чтение схемы предложения. Формирование умения характеризовать звук. | |||
17. | Звуки [В’, В] и буквы В,в | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [В’, В] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов (вол, лов, ров, ворс, вилы, Вика). Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Образование глаголов с приставками В- , Вы - . Работа со схемой предложения. Составление схем предложений к картинкам. Формирование умения характеризовать звук. | |||
18. | Буква Е,е в начале слова и после согласного. | Артикуляционная гимнастика. Буква Е в начале слова. Звуки [Й’Э]. Уточнять понятие – гласные звуки, согласные мягкие, согласные твердые звуки. Буква Е после согласного. Звук [э]. Е – обозначает мягкость предшествующего согласного. Чтение слогов (открытых, закрытых), слов с буквой Е. Составление предложений, составление схем к предложениям. Запись букв, слогов, слов. | |||
19. | Звуки [П’,П] и буквы П,п | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [П’,П] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слова (ПАПА, ЛАПА, ЛУПА, ЛИПА, ПИЛА, ПЕЛ, ПЕЛА, ПАР, ПИР). Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – глухие согласные звуки. Формирование умения характеризовать звук. | |||
20. | Дифференциация согласных букв: П-Т, п-т | Артикуляционная гимнастика. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв П-Т, т-п для профилактики оптической дисграфии. | |||
21. | Звуки [Б’, Б] и буквы Б,б. Дифференциация согласных звуков [п-б], [п’-б’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Б’,Б] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Дифференциация согласных [п-б], [п’-б’]. Упражнения на развитие фонематического слуха – распознавание звонких и глухих согласных. Формирование умения характеризовать звук. Правописание парных звонких и глухих согласных: зуб-зубы, дуб-дубы. | |||
22. | Звуки [М’,М] и буквы М,м. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [М’,М] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов (МАМА, МУКА, МИЛА, МЕЛА, ЛАМПА, КАМИН). Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Работа со схемой предложения. Составление схем предложений к картинкам. Работа над деформированным предложением. Формирование умения характеризовать звук. | |||
23. | Дифференциация согласных букв: Л-М | Артикуляционная гимнастика. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв Л-М для профилактики оптической дисграфии. | |||
24. | Звуки [З’,З] и буквы З,з. Дифференциация согласных звуков [с-з], [с’-з’]
| Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [З’,З] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Дифференциация согласных [с-з], [с’-з’]. Упражнения на развитие фонематического слуха – распознавание звонких и глухих согласных. Понятие парные согласные по звонкости и глухости. Упражнение: слова с пропущенной буквой. Формирование умения характеризовать звук. Правописание парных звонких и глухих согласных: мороз-морозы. | |||
25. | Звуки [Д’,Д] и буквы Д,д. Дифференциация согласных звуков [т-д], [т’-д’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Д’,Д] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Правописание безударной гласной (ДОМ - ДОМА). Дифференциация согласных [т-д], [т’-д’]. Упражнения на развитие фонематического слуха – распознавание звонких и глухих согласных. Уточнять понятие - парные согласные по звонкости и глухости. Продолжение заполнение таблицы «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук. Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, НАД. Образование относительных прилагательных. Правописание парных звонких и глухих согласных: кот-коты, клад – клады, сад - сады. | |||
26. | Дифференциация согласных букв: б-д | Артикуляционная гимнастика. Упражнения для дифференциации оптически схожих букв б-д для профилактики оптической дисграфии. | |||
27. | Буква Я,я в начале слова и после согласного. | Артикуляционная гимнастика. Буква Я в начале слова. Звуки [Й’А]. Уточнять понятие – гласные звуки, согласные мягкие, согласные твердые звуки. Слог – Я, слово – Я. Многозначность слова ЯЗЫК. Составление из букв слова ЯША, ЯНА, Письмо слов ЯША, ЯНА. Заглавная буква в именах собственных. Составление предложения из «рассыпанных» слов: Яша видит Яну. Буква Я после согласного. Звук [А]. Я – обозначает мягкость предшествующего согласного. Чтение слогов (открытых, закрытых), слов с буквой Я. Составление предложений, составление схем к предложениям. Запись букв, слогов, слов. | |||
28. | Звуки [Г’,Г] и буквы Г,г. Дифференциация согласных звуков [к-г], [к’-г’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Г’,Г] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки. Дифференциация согласных [к-г], [к’-г’]. Упражнения на развитие фонематического слуха – распознавание звонких и глухих согласных. Уточнять понятие - парные согласные по звонкости и глухости. Продолжение заполнение таблицы «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук. Звукобуквенный анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов. Понятие родственные слова. Составление слов из разрезной азбуки: ГНОМ, ГВОЗДИКА, НОГА, БУМАГА, КНИГА. Правописание парных звонких и глухих согласных: рак- раки, рог - рога. | |||
28. | Звук [Ч’] и буквы Ч,ч. Дифференциация согласных звуков [ч’-т’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Ч’] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов: очки, часы, чукча, чемодан. Звук [Ч’] – всегда мягкий. Составление слов с буквой Ч. Правописание ЧА-ЧУ (чудо, чадо). Письмо слов и предложений с буквой Ч: «Мы купили часы». Упражнения на дифференциацию согласных звуков [ч’-т’] для профилактики акустической и артикулятоно-акустической дисграфии | |||
29. | Мягкий знак – показатель мягкости согласного. | Роль мягкого знака. Мягкий знак на конце слова, заканчивающихся на согласный звук. Мягкий знак на конце числительных. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки. Упражнение со словами с пропущенными буквами. | |||
30 | Разделительный мягкий знак. | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Произнесение слоговых пар: тя – тья, ля – лья и т.п. Притяжательные прилагательные. | |||
31. | Звук [Ш] и буквы Ш,ш. Дифференциация согласных звуков [с-ш]. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Ш] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов с [Ш]. Звук [Ш] – всегда твердый. Составление слов с буквой Ш. Преобразование слов: кошка-мошка-мушка-мышка. Письмо слов и предложений с буквой Ш: «Это наша мышка» и т.п. Упражнения на дифференциацию согласных звуков [с-ш]. Работа над дикцией: «Саша шапкой шишку сшиб», «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках…» и т.п. | |||
32. | Дифференциация букв И-Ш | Упражнения на дифференциацию оптически сходных букв И-Ш, и-ш для профилактики дисграфии. Письмо буквосочетаний, слогов, слов и предложений с буквами И-Ш, и-ш: ишак, шишка, мишка, шина. У папы машина. (и т.п.) Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | |||
33. | Звук [Ж] и буквы Ж,ж. Дифференциация согласных звуков [ж-ш]. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Ж] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов с [Ж]. Звук [Ж] – всегда твердый. Составление слов с буквой Ж (жук, жало, пижама). Работа над дикцией: «Жутко жуку жить на суку» и т.п. Запись слогов, слов и предложений с буквой Ж («Лужа. Жук видит жабу.»). Предлог «между». Упражнения на дифференциацию согласных звуков [ж-ш]. Слова с пропущенными буквами Ж-Ш. Повторение понятия парные звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных: зуб-зубы, шубка – шубы, морж-моржи, ёж-ежи. Правило: правописание ЖИ-ШИ. | |||
34. | Буква Ё,ё: звуки [Й’О] и [О]. | Артикуляционная гимнастика. Буква Я в начале слова. Звуки [Й’О]. Уточнять понятие – гласные звуки, согласные мягкие. Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Составление из букв слова. Письмо слогов, слов, предложений. Заглавная буква в именах собственных. Составление предложения из «рассыпанных» слов: Тёма везёт Тому. Буква Ё после согласного. Звук [О]. Ё обозначает мягкость предшествующего согласного. Чтение слогов (открытых, закрытых), слов с буквой Ё. Составление предложений, составление схем к предложениям. Запись букв, слогов, слов. Слова, где буква Ё - после мягкого знака, Ё [Й’О] | |||
35. | Звук [Й’] и буквы Й,й. Дифференциация букв И-Й, и-й | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звука [Й’] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов: чай, зайка. Звук [Й’] – всегда мягкий. Составление слов с буквой-Й: муравей, Незнайка, лишний, мойся. Заглавная буква при написании собственных имен. Работа над дикцией: «Март с водой, апрель с травой, май с грозой». Родительный падеж имен существительных в форме множественного числа. Упражнения на дифференциацию оптически схожих букв и-й, И-Й | |||
36. | Звуки [Х’,Х] и буквы Х,х. Дифференциация согласных звуков [к-х], [к’-х’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Х’,Х] из состава слова. Анализ слогов ХА, ХИ. Звуко-слоговой анализ слов: мох, ухо, уха, духи и т.д. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – глухие согласные звуки. Интонация перечисления: «Художник Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху». Правописание имён собственных. Предложный падеж имен существительных в форме множественного числа. Дифференциация согласных [к-х], [к’-х’]. Упражнения на развитие фонематического слуха. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами Формирование умения характеризовать звук. Звукобуквенный анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов. Согласование прилагательных и существительных. Составление предложений по схеме. | |||
37. | Буква Ю,ю: звуки [Й’У] и [у]. | Артикуляционная гимнастика. Буква Ю в начале слова. Звуки [Й’У]. Уточнять понятие – гласные звуки, согласные мягкие. Составление из букв слова: юла, Юра, Юля, юмор. Письмо слогов, слов, предложений. Заглавная буква в именах собственных. Буква Ю после согласного: люк, верблюд. Звук [У]. Буква Ю обозначает мягкость предшествующего согласного. Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Чтение слогов (открытых, закрытых), слов с буквой Ю. Составление предложений, составление схем к предложениям. Запись букв, слогов, слов. Слова, где буква Ю - после мягкого знака, Ю [Й’У]: лью, пью, и т.д. | |||
38. | Звук [Ц] и буквы Ц,ц. Дифференциация согласных звуков [с-ц], [ч’-ц]. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звукf [Ц] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов с [Ц]. Звук [Ц] – всегда твердый. Составление слов с буквой Ц. Письмо слов и предложений с буквой Ц. Упражнения на дифференциацию согласных звуков [с-ц] и [ч’-ц] для профилактики артикуляторно-акустической дисграфии. | |||
39. | Звук [Э] и буква Э,э. | Артикуляционная гимнастика. Протяжное и отрывистое произнесение звука [Э]. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ звукового ряда гласных изученных звуков. Запись изученных букв под диктовку. Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. | |||
40. | Обобщение знаний о гласных звуках. | Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных [а-я] Дифференциация гласных [у-ю] Дифференциация гласных [о-ё] Дифференциация гласных [ы-и] Обобщение знаний о гласных звуках. Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Безударные гласные. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. | |||
41. | Звук [Щ’] и буквы Щ,щ. | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Щ’] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов: ищу, пища, пещера, защита. Звук [Щ’] – всегда мягкий. Название профессий с суффиксом – щик-: сварщик, каменщик и т.д. Правило ЩУ, ЩА (письмо слогов и слов на правило: щу, ща, щука, угощу, чаща). Письмо слов и предложений с буквой: «Лещи у щуки ели щи». Работа над дикцией: «Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке». | |||
42. | Дифференциация согласных звуков [ч’-щ’] и [с’-щ’]. | Упражнения на дифференциацию согласных звуков [ч’-щ’] и [с’-щ’] для профилактики акустической и артикулятоно-акустической дисграфии: - работа над дикцией и развитие фонематического слуха: лечу, скачу, ищу, щука, верчу, освещение и т.д. «Щелк, щелк – разобью мышиный полк». - изменения глаголов настоящего времени по лицам и числам. | |||
43. | Дифференциация согласных букв Ц-Щ, ц-щ | Упражнения на дифференциацию оптически сходных букв Ц-Щ, ц-щ для профилактики дисграфии. Письмо буквосочетаний, слогов, слов и предложений с буквами Ц-Щ, ц-щ: цирк, щетка, щи (и т.п.) | |||
44. | Звуки [Ф’,Ф] и буквы Ф,ф. Дифференциация согласных звуков [ф-в], [ф’-в’] | Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Выделение звуков [Ф’,Ф] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Составление слов из разрезной азбуки: фрукты, финики, филин, сарафан, фартук. Уточнить понятие – звонкие согласные звуки. Дифференциация согласных [ф-в], [ф’-в’]. Упражнения на развитие фонематического слуха – распознавание звонких и глухих согласных. Уточнять понятие - парные согласные по звонкости и глухости. Звукобуквенный анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов. Понятие родственные слова. Правописание парных звонких и глухих согласных. | |||
45. | Обобщение знаний о согласных звуках. | Дифференциация согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация согласных парных согласных звуков (по твердости/мягкости, по звонкости/глухости). Работа с таблицей «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук. Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок) | |||
46 | Разделительный мягкий знак. | Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Соотнесение слов со схемой. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Обогащение словаря. Работа по звукобуквенному анализу и синтезу. Составление описания по опорным словам. | |||
47. | Раздельный твёрдый знак. | Произнесение слоговых пар: се-съе и т.п. Чтение приставочных глаголов (подъехал, съехал и т.п.). Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ. | |||
48. | Звуки речи и буквы. Закрепление. | Звуки речи: гласные и согласные. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова, предложения, текста. | |||
III. | Этап повторения и закрепления. | ||||
1. | Повторение и закрепление ЗУН | Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий. | |||
IV. | Оценочный этап. | ||||
1. | Логопедическое обследование. | Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста, Списывание с рукописного текста, Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок. | |||
Итого: |
- Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- Гласные и согласные звуки и буквы;
- Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
- Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
- Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- Различать гласные и согласные звуки;
- Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения;
- Определять ударные и безударные гласные, слоги;
- Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
- Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
- Применять правописание ча-ща, чущу, жи-ши, проверяемая безударная гласная, правописание парной согласной в корне слова;
- Запоминать ряды и последовательности цвета, формы, размера и величины (до четырех);
- Дифференцировать расположение элементов букв, воспроизводить по памяти серии букв, слов, предметов;
- Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
- Составлять рассказ по серии картинок.
Список литературы
- Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
- Городилова В.И, Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М.: Учпедгиз, 1956.
- Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- КоноваленкоВ.В. , Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
- Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. - М.: Гном-Пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
- Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам для учащихся подготовительного класса
Данная рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательн...
Методическая разработка "Карточки поурочного планирования по развитию устной речи для учащихся подготовительного класса (2 вариант обучения)".
Материал предназначен для обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида....
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС....
Конспект занятия по теме: аппликация «Осень в парке» для учащихся подготовительного класса
Тема: объемная аппликация - «Осень в парке».Цель: формирование навыков работы с ножницами, клеем при составлении объемной коллективной композиции - «Осень в парке»....
Рабочая программа по Изобразительной деятельности для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)
Рабочая программа по Изобразительной деятельности для первого подготовительного класса (ФГОС II вариант)Программа курса ь разработана на основе1. Федерального государственного образов...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса VII вида (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГО...