Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса VII вида (ФГОС)"
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Аверкина Галина Николаевна

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass_na_2021-2022_uch_god.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                                   Утверждена

и рекомендована                                                                                           приказом  №____

педагогическим советом                                                               от «__»_________г.

протокол №_________                                                                  директор школы

от «__»______________г.                                                                    _______

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

с учащимися 2 класса (ФГОС)

            Составила:

                        учитель-логопед        

             Аверкина Г. Н.

                                                 

2021-2022 учебный год

Содержание  программы

 «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 2 класса (ФГОС)»

  • Пояснительная записка……………………………………………….3
  • Содержание программы……………………………………….............5
  • Планируемые результаты ………………………………………..…....9
  • Список литературы……………………………………….…………..10
  • Приложение:

        Календарно-тематическое планирование........................................................11

Пояснительная записка

«Коррекционно-логопедическая работа с учащимися второго класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации: ФГОС начального общего образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида; Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой; Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Авторская программа Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»; авторская программа Дорофеевой С.Е., Семенюты Л.В., Маленьких Л.А. «Коррекция нарушений речи у младших школьников»; пособие для учителей-логопедов Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы». Данная рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:  Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов; Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников; Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебно-воспитательных мероприятий направленных на исправление нарушений в устной речи, создание условий для успешного овладения чтением и письмом и развитие коммуникативной функции речи. Принципы отбора содержания связаны с учебной программой начальной ступени обучения и логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Цель программы: Коррекционно-логопедическая работа над устранением недостатков речи учащихся.

Задачи: 

В соответствии с целью рабочей программы коррекционного обучения выдвигаются следующие коррекционные задачи:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата и коррекция нарушений звукопроизношения;

- формировать фонематическое восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава слова,

- развивать просодические стороны речи;

- развивать высшие психические функции;

- закрепить знание и умение применять на практике изученные орфограммы.

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- развивать мелкую моторику;

- развивать графо-моторные навыки;

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Актуальность

Дети, поступающие в школу, имеют дефекты звукопроизношения и страдают фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи. Отличительным признаком клинической картины большинства детей с задержкой психических процессов (ЗПР) является наличие комплекса речевых нарушений. Недоразвитие артикуляционных, фонематических процессов, лексико-грамматического строя языка препятствует успешному обучению письменной речи. Многие современные школьники испытывают большие трудности при формулировании высказывания. Для таких детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных процессов, это отражается на процессе обучения в целом, и поэтому так важна логопедическая коррекция в начальной школы.

Содержание программы

Программа включает 3 часа в неделю занятий в подгруппе с детьми, объединенными по общему дефектом речи (продолжительность занятия 40 минут), 1 час в неделю фронтального занятия со всем классом (продолжительностью 40 минут) для обобщения и закрепления ЗУН, полученных на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и 16 часов в неделю коррекционно-логопедических индивидуальных занятий (продолжительность занятия 20-40 минут).

Программа состоит из шести разделов:

I Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.

Задачи:

  •  Обследование состояния речи и неречевых функций:

        - Определение фонематического восприятия, состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений.

        - Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

        - Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Заполнение речевых карт.
  • Разработка индивидуального маршрута коррекционно-логопедических занятий в зависимости от выявленных дефектов речи.
  • Формирование подгрупп для коррекционно-логопедических занятий, опираясь на материалы обследования, в зависимости от вида дефекта речи.

Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

II Раздел: Речь. Предложение. Слово.

Задачи:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  • Выработка правильных артикуляционных навыков.
  • Коррекция дефектов звукопроизношения.
  • Качественное обогащение словаря.
  • Приведение детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется постановкой вопроса от главного слова к зависимому;
  • Обогащение фразовой и связной речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

III Раздел: Звуки речи и буквы.

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха.
  • Продолжать учить определять количество звуков, развивать навык звукового анализа и синтеза, соотносить звук  с буквой.
  • Развитие умения различать и определять твёрдые и мягкие согласные, дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навык слогового анализа и синтеза слова.
  • Продолжать учить обозначать  мягкость   согласных  на письме при помощи гласных второго ряда, мягкого знака.
  • Продолжать учить делить слово на слоги, выделять ударный слог. Закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова.
  • Дифференциация парных согласных звуков. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков сходных по артикуляторно-акустическому признаку.  
  • Осуществление профилактики ошибок оптически и кинетически схожих букв: дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам. Развитие пространственных представлений.
  • Развитие психических функций (внимание, память, мышление).
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения.

 IV Раздел: Текст.

Задачи:

  • Закрепление представлений о функции речи, о значении слов в предложении.
  • Повторение и закрепление знаний о существительном, глаголе, прилагательном.
  • Формирование умения чувствовать границы предложения и правильно отображать их на письме.
  • Формирование умения находить в предложении предлоги, распространять предложение с предлогом словом — признаком.
  • Формирование умения составлять предложения из перепутанных слов.
  • Формирование умения объединять в логической последовательности несколько предложений.
  • Продолжать работу над выработкой правильных артикуляционных навыков, коррекцию дефектов звукопроизношения, развитием фонематического восприятия, развитием навыков анализа и синтеза звукового состава слова. 

V Раздел: Повторение и закрепление ЗУН.

  • Повторение и обобщений знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.

Обследование осуществляется в последние две недели учебного года (в мае).

Задачи:

  • Проведение обследования и анализа навыков устной и письменной речи и неречевых функций:

а) Определение состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),

б) Определение состояния лексико-грамматического строя, состояние связной речи,

в) Выявление индивидуальных особенностей психических процессов: мышление, внимание, память.

  • Заполнение речевых карт.
  • Определение направлений коррекционной работы на следующий учебный год.

 

Планируемые результаты

В результате коррекционно-логопедических занятий у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформирована мотивация учебной деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют учебными действиями, направленные на организацию своей работы на коррекционно-логопедическом занятии и на занятиях по другим учебным предметам.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать познавательные тексты, выделяя и запоминая информационное ядро текста.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умение слушать собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений, границ предложения;
  • Определения понятий: звук, буква, слог, слово, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, слово, существительное, прилагательное, глагол, словосочетание, предложение, текст.

К концу обучения учащиеся  должны уметь:

  • Различать гласные и согласные звуки русского языка;
  • Научаться сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков;
  • Научаться называть основные различия звуков и букв (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим);  
  • Определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • Определять в словах место и последовательность заданного звука;
  • Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях;
  • Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
  • Использовать разделительную функцию мягкого и твердого знаков
  • Дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количество и пространственное расположение элементов букв;  
  • Ставить вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании и предложении.
  • Формулировать связное высказывание;
  • Пересказывать по опорным вопросам; по опорным словам и словосочетаниям.
  • Пересказывать по опорным картинкам.
  • Участвовать в работе в паре и в коллективном обсуждении.

Список литературы

  • Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: Пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып.2, часть2). М., 2005.
  • КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. — Санкт-Петербург, ГНОМ, 2012 г.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков К, К', Г, Г', X, X'. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  • Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
  • Мазанова Е.В. Конспекты занятий для логопедов. М., 2007
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — Москва, КАРО, 2009.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие.М.,1997.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.
  • Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ, школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с учащимися второго  класса (ФГОС)

Тема занятия

Содержание работы

Часы по плану

Часы по факту

Дата/

неделя

I  Раздел: Логопедическое обследование в начале учебного года.

1.

Обследование речи.

Обследование состояния речи и неречевых функций. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Определение направлений коррекционной работы.

Материалы и пособия: бланки речевых карт, бланки опроса, карточки, предметные картинки.

Тип урока: уроки контрольного учета ЗУН на начало учебного года.

40

II. Раздел: Речь. Предложение. Слово.

1.

Речь.

Предложение. Слово.

Повторение и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово.

Составление схемы предложения. Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Артикуляционная гимнастика.

Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

4

2.

Предлог.

Употребление в речи служебной части речи - слов-помощников - предлогов: НА, В, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, ПОД, ИЗ-ПОД.

Обозначение предлога в схеме предложения, Составление схем предложений из 4-5 слов на основе тематических иллюстраций.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогощать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: тематические иллюстрации, схемы слов для составления схем предложений, карточки-слова-предлоги, ИКТ.

Тип урока: комбинированный урок.

10

III  Раздел: Звуки  речи и буквы.

1.

Понятие

о звуке.

Гласные

и согласные звуки. Слог.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

 Представления о речевых звуках. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Понятие о гласных и согласных звуках. Образование слога. Ударный и безударные слоги.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, ИКТ.

Тип урока: Комбинированные уроки.

2

2.

Гласные первого ряда и второго ряда.

Твёрдость

и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных I ряда.

Гласных звуки и буквы I ряда: [а], [у], [о], [ы].

Гласные второго ряда: я-[jа], ё-[jo], е-[jэ], ю-[jy]. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

Йотированные гласные в начале слова.

Слогообразующая роль гласных. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Материалы и пособия:

Карточки с заданиями, Основа для звукобуквенного анализа, символы гласных и согласных звуков, буквы, элементы письменных и печатных букв. Таблицы слогов, ИКТ.

Тип урока: Повторение.

4

3.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А–Я.

Закреплять знания о гласных А–Я, учить дифференцировать гласные А–Я в словах, закреплять знания о звуковом составе слова, развивать навыки звукового анализа, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и текстах. Тип урока: Комбинированные уроки.

10

4.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными У –Ю.

Закреплять знания о гласных У–Ю, учить дифференцировать гласные У–Ю в словах, развивать навыки звукового анализа и синтеза, словообразования, фонематическое восприятие, тренировать в отгадывании кроссвордов, уточнять и обогащать словарь детей. Развивать навыки работы с деформированным предложением, развивать связную речь.

10

5.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О–Ё.

Закреплять знания о гласных О–Ё, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными О-Ё, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, навыки построения предложений, развивать логическое мышление.

10

6.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными И–ы

Закреплять знания о гласных И–ы, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными И-ы, тренировать в составлении описания по плану, развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное  внимание.

10

7.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э–Е.

Закреплять знания о гласных Э–Е, учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э-Е, развивать навыки фонематического и языкового анализа и синтеза в предложениях и текстах, связную речь, фонематическое восприятие.

10

8.

Итоговое занятие.

 (твёрдость и мягкость согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда)

Закреплять умение различать и определять твёрдые и мягкие согласные, выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда, навыки слогового анализа и синтеза слова, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, фонематический слух, внимание, память, мышление, профилактика нарушения зрения, формировать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Тип урока: закрепления и обобщения.

2

9.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Правописание слов с мягким знаком на конце слова. Мягкий знак на конце числительных.

Правописание слов с мягким знаком в середине слова. Мягкий знак в середине слова после согласного. Преобразование слов: пень-пеньки, день – деньки, огонь – огоньки.

Упражнение со словами с пропущенными буквами.

Закреплять  знания о «ь» и его роли в словах; учить дифференцировать слова с разделительным «ь» и «ь» в функции смягчения, учить работать со схемами слов, формировать навыки словоизменения. Деление слова на слоги.   Правила переноса слова.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу по цепочке.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

10

10

Разделительный мягкий знак.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Разделительная функция мягкого знака. Произнесение слоговых пар: тя – тья, ля – лья и т.п. Притяжательные прилагательные. Правописание слов о разделительным мягким знаком.

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза. Учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине слова, учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения, развивать фонематическое восприятие.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ).

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

20

11

Раздельный твёрдый знак.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Функция твердого знака. Произнесение слоговых пар: се-съе и т.п. Чтение приставочных глаголов (подъехал, съехал и т.п.). Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ). Составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ.

Материалы и пособия:

Предметные и сюжетные картинки, кроссворды, карточки для звукобуквенного анализа, ИКТ.

Тип урока: комбинированные уроки.

20

12

Закрепление: Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков на письме.

Закреплять умение производить дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков, обозначаемых с помощью гласных букв и «ь», развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление, воспитывать умение играть по правилам. Деление слова на слоги.  

Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Учить пересказу фрагмента. (выборный пересказ).

Материалы и пособия:

Материалы для урока-викторины: презентация, раздаточный материал, ИКТ.

Тип урока: Урок закрепления и комплексного применения ЗУН.

2

13

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии:

- дифференциация букв: о-а

- дифференциация букв: и, у, ы

- дифференциация букв: н-и

- дифференциация букв: И-Ш, и-ш

- дифференциация букв: И-Й, и-й

- дифференциация букв: И-Ц, и-ц

- дифференциация букв: Е-З,

- дифференциация букв: Е-Ё, е-ё

- дифференциация букв: Е-Э, е-э

- дифференциация букв: С-Э,

 с-э, с-е

 

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

48

14

Дифференциация парных  согласных звуков: [п-б], [п’-б’]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Закреплять знания о звуках [п-б], [п’-б’], учить дифференцировать согласные [п-б], [п’-б’] изолированно, в слогах и словах. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

Понятие "один-много", единственное-множественное число. Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

15

Дифференциация парных  согласных звуков: [в-ф], [в’-ф’]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Закреплять знания о звуках [в-ф], [в’-ф’], учить дифференцировать [в-ф], [в’-ф’] изолированно, в слогах и словах, в предложениях.

Выделение звуков из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

Понятие "один-много", единственное-множественное число. Образование уменьшительно-ласкательных слов. Правописание парной согласной в корне слова. Упражнения для профилактики аграмматизмов.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

16

Дифференциация парных  согласных звуков: [г-к], [г’-к’]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Закреплять знания о звуках [г-к], [г’-к’], учить дифференцировать [г-к], [г’-к’] изолированно, в слогах и словах, словосочетаниях , предложениях.

Выделение звуков из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

10

17

Дифференциация парных  согласных звуков: [д-т], [д’-т’]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Закреплять знания о звуках [д-т], [д’-т’], учить дифференцироват [д-т], [д’-т’] в словосочетаниях, предложении и тексте, обогащать словарь. Выделение звуков из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии. Формировать навыки работы с деформированным текстом, работы на уровне словосочетания.

 

10

18

Дифференциация парных  согласных звуков: [з-с], [з’-с’]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение звуков [з-с], [з’-с’] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

10

19

Дифференциация парных  согласных звуков: [ж-ш]

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Выделение звуков [ж-ш] из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. Дифференциация звуков по твердости-мягкости. Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

10

20

Дифференциация парных  согласных звуков. Обобщающие занятие.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация парных согласных:

[в-ф], [в’-ф’]

[п-б], [п’-б’]

[д-т], [д’-т’]

[с-з], [с’-з’]

[к-г], [к’-г’]

[ш-ж]

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Уточнять понятие – звонкие согласные звуки.

Упражнения для профилактики акустической дисграфии.

 Закрепление умения характеризовать звук. Понятие "один-много", единственное-множественное число.

Закрепление умения образования уменьшительно-ласкательных слов.

Закрепление правописания парной согласной в корне слова.

Упражнения для профилактики аграмматизмов.

Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах, в предложениях. Определение парных звуков в тексте.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Закрепления и обобщения

10

21

Непарные согласные звуки.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Понятие о согласном звуке. Дифференциация гласных и согласных звуков. Дифференциация звуков: [Н’-Н], [Л'-Л], [М’,М], [Р'-Р], [Ч'], [Ц], [Щ']

Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове.

Формирование умения характеризовать звук. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам. Развивать способность  к речевому самоконтролю.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

20

22

Дифференциация согласных по акустическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [к-х], [к'-х']

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т']

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ш]

Дифференциация согласных [л-р], [л'-р']

Уточнять понятия глухие - звонкие согласные звуки. Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения. Дифференциация звуков твердости и мягкости. Развивать навыки работы со словами-паронимами.

Чтение ряда букв, ряда слогов с участием изученных букв, чтение слов. Тренировать в составлении рассказа по плану. Материалы и пособия: схемы для звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

48

23

Дифференциация букв по оптическому сходству.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация букв для профилактики оптической дисграфии:

- дифференциация букв: К-Н, к-н

- дифференциация букв: П-Т, п-т

- дифференциация букв: Л-М, л-м

- дифференциация букв: б-д

- дифференциация букв: Ц-Щ, ц-щ

- дифференциация букв: Ш-Щ, ш-щ

Упражнения для дифференциации оптически схожих букв для профилактики оптической дисграфии. Развивать оптико-пространственные представления и ориентирование.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Слова-паронимы.

Учить строить связное высказывание. Развивать способность  к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия: контуры букв из песка, элементы букв, модели букв, кроссворды, палочки для моделирования букв, схемы для  звуко-буквенного разбора, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, каточки с изображением букв в "зашумленных условиях", ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

46

24

Обобщение знаний о гласных и согласных звуках.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Дифференциация согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация согласных парных согласных звуков (по твердости/мягкости, по звонкости/глухости). Работа с таблицей «Парные согласные». Формирование умения характеризовать звук.

 Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Развивать способность  к речевому самоконтролю. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок).

Материалы и пособия:  материалы для звуко-буквенного анализа, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, серии картинок, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.

2

IV Раздел: Текст.

1

Речь,

 предложение, слово.

Закрепление и обобщение знаний о понятиях: речь, предложение, слово.

Составление простых и распространенных предложений по картине, по опорным словам, по схеме.

Повествовательная, вопросительная, восклицательная интонация в предложении.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме.  

Тип урока: Комбинированный урок

2

2

Слова - существительные.

Слова, называющие предметы.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Одушевленные и неодушевленные слова, обозначающие предметы. Корень слова. Однокоренные слова.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание.

Материалы и пособия: предметные картинки, дидактические игры, дидактическое лото, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

3

Слова – глаголы.

Слова, называющие действия предметов.

Графическое изображение слов-действий. Подбор слов-действий к предмету.

Составление простого предложения по схеме. Подбор слов к графическим схемам.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия:

схемы предложений, предметные картинки, сюжетные иллюстрации, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

4

Работа с предложением. Предлоги.

Составление предложений с предлогами.

Формировать умение прислушиваться к изменению окончаний слов предметов.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.

Качественно и количественно обогащать словарный запас.

Учить строить связное высказывание.

Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Развивать способность к речевому самоконтролю. Учатся обсуждать индивидуальные результаты практической деятельности; участвовать в коллективном обсуждении; осуществлять работу в паре.  

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

10

5

Слова – прилагательные.

Слова, называющие признаки предметов.

Расширение и обогащение словаря школьника словами, обозначающими признак предмета. Подбор слов-признаков предмета к предметам.  Согласование прилагательных с существительным.

Постановка вопросов от слова, обозначающего предмет к слову-признаку предмета. Значение слов-признаков предметов в речи.

Артикуляционная гимнастика. Коррекция дефектов звукопроизношения.  Качественно и количественно обогащать словарный запас. Учить строить связное высказывание. Учить пересказу по опорным иллюстрациям, последовательно отражающих содержание произведения.

Материалы и пособия: схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок.

10

6

Работа с деформированным предложением.

Акцент на обозначение границ предложения на письме и на определение последовательности предложений в тексте.

40

7

Работа с текстом.

Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста. Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

Учить пересказу по опорным вопросам, словам, словосочетаниям и картинкам.

Развивать способность к речевому самоконтролю.

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Комбинированный урок

40

8

Обобщающие занятия по разделу: "Текст"

Обобщающие занятия в игровой форме. Закрепляют навыки коллективной работы, умения слушать друг друга, высказывать мнение полным предложением.

Материалы и пособия: разрезанные карточки-слова для составления предложений, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами с отсутствующими знаками препинания, ИКТ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН.

20

V Раздел: Повторения и закрепления ЗУН.

1.

Повторение и закрепление ЗУН.

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.  

Гласные и согласные звуки и буквы. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове. Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова, предложения, текста.

Работа с текстами.

Материалы и пособия: звуко-буквенное лото, схемы предложения, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки с текстами ИКТ.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН.

20

VI Раздел: Логопедическое обследование в конце учебного года.

1.

Логопедическое обследование.

Проведение итоговых диагностических работ: Звуко-буквенный анализ слова. Списывание с печатного текста. Списывание с рукописного текста. Диктант (букв, слогов, слов, предложений, текста). Проверка техники чтения. Пересказ. Составление рассказа по серии картинок.

Материалы и пособия: контрольно-измерительные материалы, карточки с заданиями, сюжетные, предметные картинки.

Тип урока: Урок контрольного учета и оценки ЗУН.

40

Итого

680


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания на 2016/17 учебный год

Рабочая программакоррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознаванияна 2016/17 учебный год...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 подготовительного класса (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого подготовительного класса» является модифицированной. При разработке программы были использованы: ФГОС начального общего образования ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (с интеллектуальной недостаточностью)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 3 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 4 класса (VIII вид)» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Фе...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"

laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...

Рабочая программа " Коррекционно – логопедических занятий для обучающихся 1 класса ТНР"

Данная  программа индивидуальной  коррекционно-логопедической работы составлена по итогам диагностики, на основе индивидуального плана развития учащегося.Цель:  коррекция нарушений устн...