Рабочая программа " Развитие устной речи"
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)

Рабочая программа " Развитие устной речи" 1 класс (индивидуальное обучение по АОП,системное недоразвитие речи тяжелой степени)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_rechi_2018-2019_uch.g.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа№1»

       Приложение к адаптированной                                                                                                                     образовательной  программе основного общего образования, утверждённой

приказом  директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

№559 - 0 от «28» августа 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

__________________________развитие  устной  речи______________________________

(наименование учебных дисциплин)

основное  общее

(уровень образования)

1 класс (индивидуальное обучение по АОП)

Составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов: под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011

(наименование программы, автор программы)

 Учебники:

Букварь 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина- М.: Просвещение, 2014

 (название, автор, издательство, год издания)

Количество часов  всего:70, в неделю 2

Левченко Марина Владимировна, учитель-логопед

(ФИО)

п. Салым

2018 - 2019 учебный год

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план логопедических занятий для обучающихся с системным нарушением речи тяжелой степени.
  3. Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у первоклассников с системным нарушением речи тяжелой степени»
  4. Список литературы

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных логопедических занятий для обучающихся с системным нарушением речи тяжелой степени.

Программа рассчитана на 1 год обучения и составлена на 70 часов (2 часа в неделю).

Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся. Для обучающихся с глубокой умственной отсталостью реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматическим строем речи;
  • развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
  • воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Курс представлен следующими разделами:

  1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции.  А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.

  1. Развитие тонкой и грубой моторики.

Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики.   Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.

  1. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; коррекция звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи

В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.

  1. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.

Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Принципы логопедической работы:

  • Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
  • Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени;
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление и востребовательность приобретенных навыков в повседневной жизни.
  • Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
  • Преподавание курса связано с содержанием других курсов для умственно отсталых обучающихся - «Письмо», «Чтение», и опирается на их содержание.
  • Учет концентрического принципа размещения учебного материала.

Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия.

Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.

Основные методы:

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:

  • наблюдение;
  • работа с карточками;
  • выполнение продуктивных заданий.

Требования к результатам освоения коррекционной программы

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;

-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно

Тематический план

Обучающиеся с системным недоразвитием речи тяжелой степени
(2 часа в неделю, всего 70 часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

15

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

12

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

15

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

16

Всего:

70

Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи

обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени

 (2 часа в неделю, всего 70 часов)

п\п

Название раздела, темы

Содержание

Дата

план

 факт

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

1

Речь – средство общения.

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

03.09

2

Знакомство с жестами-отрицаниями.

Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении.

04.09

3

Упражнение в употреблении жестов – отрицаний.

Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении.

10.09

4

Игра «Нет».

Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи.

11.09

5

Знакомство с жестами-утверждениями.

Формирование умения понимать жест-утверждение; сознательно использовать данный жест в общении.

17.09

6

Упражнение в употреблении жестов-утверждений.

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания,

закрепление жестов.

18.09

7

Игра «Да – нет».

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания.

24.09

8

Игра «Покажи, не ошибись».

Формирование умения понимать и дифференцировать жесты.

25.05

9

Упражнение в употреблении жестов радости.

Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении.

01.10

10

Закрепление употребления жестов радости.

Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении.

02.10

11

Упражнение в употреблении жестов-приветствий.

Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении.

08.10

12

Закрепление употребления жестов – приветствий.

Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении.

09.10

13

Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи».

Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение имитировать и сознательно использовать их в общении.

15.10

14

Упражнение в употреблении жестов – просьбы.

Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении.

16.10

15

Упражнения в употреблении жестов – действий.

Формирование умения употреблять жесты-действия.

22.10

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

16

Мимическое упражнение «Хмурая туча».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

23.10

17

Мимическое упражнение «Толстый – худой».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

06.11

18

Мимическое упражнение «Радость».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

12.11

19

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

13.11

20

Упражнение «Лопаточка».

Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии.

19.11

21

Упражнение «Вкусное варенье».

Развитие подвижности языка.

20.11

22

Упражнение «Качели».

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

26.11

23

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

27.11

24

Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

03.12

25

Упражнения для формирования силы выдоха.

Выработка умения регулировать силу выдоха;активизация мышц губ.

04.12

26

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».

Формирование правильного типа физиологического дыхания.

10.12

27

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Развитие правильного речевого дыхания;увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

11.12

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

28

Игра «Где звук?»

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

17.12

29

Определение нахождения звука.

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

18.12

30

Игра «Стучит – звенит».

Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков.

24.12

31

Закрепление игры «Стучит – звенит».

Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков.

25.12

32

Узнавание «Первый звук – последний звук».

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего.

14.01

33

Игра «Назови, что услышал».

Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием.

15.01

34

Повторение артикуляции гласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков.

21.01

35

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

22.01

36

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

28.01

37

Повторение артикуляции согласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков.

29.01

38

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

04.02

39

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

05.02

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

40

Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; закрепление общего понятия «семья». Обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

11.02

41

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

12.02

42

 

 

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

18.02

43

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Лето».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

19.02

44

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Весна».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

25.02

45

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

26.02

46

Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

04.03

47

Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

05.03

48

Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

11.03

49

Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

12.03

50

Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; формирование умения различать диких и домашних животных; развитие связной описательной речи.

18.03

51

Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

19.03

52

Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

01.04

53

Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

02.04

54

Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

08.04

55

Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной

теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

09.04

56

Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

15.04

57

Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

16.04

58

Обогащение и уточнение словаря по теме «Продукты питания».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

22.04

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

59

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

23.04

60

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

29.04

61

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

30.04

62

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

06.05

63

Знакомство с карандашом и листом бумаги.

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

07.05

64

Ориентировка на листе бумаги.

Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

13.05

65

Ориентировка на листе бумаги.

Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

14.05

66

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

20.05

67

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

21.05

68

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

27.05

69

Письмо по обводке и образцу.

Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

28.05

70

Письмо по обводке и образцу.

Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

Список литературы:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие/ В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное
  3. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
  4. Крупенчук О.И.  Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб: Литера, 2008
  5. Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб: КАРО, 2005.
  6. Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии. - М.: Сфера, 2010.
  7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: 1983.
  8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003.
  9. Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс

Пояснительная записка  Рабочая программа  учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...

Аннотация к программе "Развитие устной речи".

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Развитие устной речи» составлена для обучающихся 8б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....