Рабочая программа " Развитие устной речи"
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)
Рабочая программа " Развитие устной речи" 1 класс (индивидуальное обучение по АОП,системное недоразвитие речи тяжелой степени)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi_2018-2019_uch.g.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа№1»
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования, утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
№559 - 0 от «28» августа 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________________________развитие устной речи______________________________
(наименование учебных дисциплин)
основное общее
(уровень образования)
1 класс (индивидуальное обучение по АОП)
Составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов: под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва «Просвещение», 2011
(наименование программы, автор программы)
Учебники:
Букварь 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина- М.: Просвещение, 2014
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего:70, в неделю 2
Левченко Марина Владимировна, учитель-логопед
(ФИО)
п. Салым
2018 - 2019 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка
- Тематический план логопедических занятий для обучающихся с системным нарушением речи тяжелой степени.
- Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у первоклассников с системным нарушением речи тяжелой степени»
- Список литературы
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных логопедических занятий для обучающихся с системным нарушением речи тяжелой степени.
Программа рассчитана на 1 год обучения и составлена на 70 часов (2 часа в неделю).
Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - системное недоразвитие речи разного уровня. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся. Для обучающихся с глубокой умственной отсталостью реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Программа направлена на решение следующих задач:
- формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматическим строем речи;
- развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
- воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
Курс представлен следующими разделами:
- Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции. А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.
- Развитие тонкой и грубой моторики.
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.
- Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; коррекция звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.
- Формирование лексико-грамматического строя речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование и развитие связной речи.
- Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте.
Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита, дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Принципы логопедической работы:
- Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
- Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени;
- Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление и востребовательность приобретенных навыков в повседневной жизни.
- Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
- Преподавание курса связано с содержанием других курсов для умственно отсталых обучающихся - «Письмо», «Чтение», и опирается на их содержание.
- Учет концентрического принципа размещения учебного материала.
Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия.
Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.
Основные методы:
- практические (игры, упражнения);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).
Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:
- наблюдение;
- работа с карточками;
- выполнение продуктивных заданий.
Требования к результатам освоения коррекционной программы
Обучающиеся должны знать:
-значение бытовых жестов;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-отдельные звуки и буквы
Обучающиеся должны уметь:
-пользоваться общим и речевым подражанием;
-использовать простые бытовые жесты;
-понимать обращенную речь;
-использовать в собственной речи звукоподражания;
-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;
-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно
Тематический план
Обучающиеся с системным недоразвитием речи тяжелой степени
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи
обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Список литературы:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие/ В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное
- В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб: Литера, 2008
- Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб: КАРО, 2005.
- Лиманская О.Н., Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии. - М.: Сфера, 2010.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М.: 1983.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003.
- Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа «Развитие устной речи» коррекционное обучение 8 вид 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Развитие устной речи» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явления окружающей действительности" 3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на осно...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" ,2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса , обучающихся по АООП , вариант 9.1...
Аннотация к программе "Развитие устной речи".
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Развитие устной речи» составлена для обучающихся 8б класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....