СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Актуальные вопросы формирования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современных образовательных организациях: электронный сборник Региональной НПК 14.12.2016. Нижний Тагил: МБУ «ИМЦ», 2016. и сертификат об участии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._sredstva_monitoringa.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Митрофанова В.А.
ГКОУ СО «НТШИ№1», МБОУ СОШ «ЦО №1» г. Нижний Тагил
Аннотация
В статье представлены средства мониторинга и оценки динамики обучения учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития в контексте внедрения ФГОС ОВЗ в учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы.
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТМНР. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося и разрабатывается на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации. Условия реализации СИПР для детей разных категорий представлены во ФГОС для обучающихся с ОВЗ (вариант 4).
Реализация СИПР предполагает формирование у ребенка с ТМНР жизненных компетенций. Компонент «Жизненные компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Функция жизненных компетенций состоит в обеспечении ребенка необходимым в повседневной жизни объемом знаний, умений и навыков, формирующим основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что достигается благодаря последовательному введению ребенка во все более сложное жизненное окружение, соответствующее зоне его ближайшего развития. Основная сложность, которая возникает при разработке СИПР, заключается в отсутствии перечня и конкретизации жизненных компетенций, а так же экспериментально подтвержденных данных о методах мониторинга успешности реализации СИПР.
ПМП консилиум нашего учреждения выбрал для себя следующий вариант мониторинга. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники консилиума образовательного учреждения оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет".
В конце первого полугодия по итогам мониторинга всех участников разработки программы в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. На основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | - |
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: |
|
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
| |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке | пп |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельного использования | + |
Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка ФГОС рекомендует применять метод экспертной группы, сформированной на основе междисциплинарного подхода. Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая учителя, учителя-логопеда, учителя адаптивной физкультуры, педагога-психолога и других специалистов, а также членов семьи ребенка. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных и академических компетенций. Основой служат анализ результатов обучения ребёнка и динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме, оценивающей наличный уровень развития компетенций.
Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.
Результаты обучения зависят от индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Принципиальное отличие итоговых достижений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2 АООП) от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений (вариант 1 АООП) состоит в том, что они (итоговые достижения) определяются индивидуальными возможностями ребенка, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и в обществе.
Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП обучающимися происходит строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС
quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....
« Реализация компетентностного подхода через организацию групповой деятельности учащихся на уроке»
Групповые формы работы позволяют наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике...
Программа по организации здоровьесберегающей деятельности "Секреты здоровья"
Авторы: Матюшева С. В., Пакшина Л. А. Борискина Д. П....
«Использование средств ААК в адаптационный период. Составление и реализация СИПР в работе учителя – логопеда»
laquo;Использование средств ААК в адаптационный период. Составление и реализация СИПР в работе учителя – логопеда»Альтернативная коммуникация как средство общения не вербального реб...
«Создание условий организации здоровьесберегающих технологий для первоклассников на базе учебного кабинета».
Статья раскрывает использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебного процесса на базе учебного кабинета в 1 классе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...