ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. В школе система этой деятельности осуществляется в рамках реализации Комплексной программы «Секреты здоровья». Комплексная программа «Секреты здоровья» (далее — Программа) призвана содействовать утверждению в жизни социума идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья обучающихся. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе. Под понятием здоровье мы подразумеваем единство трех его составляющих, каковыми являются физическое, психическое и социальное здоровье. Физическое здоровье включает в себя нормальное, в соответствии с возрастом развитие физических данных человека, функциональное развитие физиологических органов. Физическое здоровье обеспечивается всем образом жизни, а также занятиями спортом. Психическое или душевное здоровье включает в себя развитие познавательных процессов — ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, чувств. Сюда также входит развитие личностных качеств характера. В результате сформированности психического здоровья происходит нормальная полоролевая и функциональная идентификация ребенка как личности. Социальное здоровье — это сознательная готовность и умение человека следовать тому духовно-нравственному идеалу, который принят в обществе. Оно включает в себя социальное развитие — освоение культуры, развитие сознания и самосознания, способности к возрастанию гражданской, национальной и профессиональной ответственности. На этой основе формируется самоопределение личности. В конечном итоге сформированность всех трех составляющих здоровья дает человеку возможность стать личностью автономной, способной к позитивному самоопределению, самореализации и самоконтролю. Целью программы является создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся образовательных учреждений. Программа предполагает решение следующих задач: 1) создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у участников образовательного процесса; 2) обеспечение формирования системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса образовательных учреждений; 3) создание системы медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся образовательных учреждений; 4) укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для сохранения здоровья участников образовательного процесса; 5) введение в образовательный процесс комплекса мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию воспитанников, обучающихся образовательных учреждений; 6) освещение проблем здоровья, здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Данная авторская программа имеет комплексную форму организации содержания и педагогической деятельности и адаптирована для обучающихся 1-5 классов. Срок реализации программы: 5 лет.
Этапы выполнения программы «Секреты здоровья» Этап | Наименование мероприятий | Исполнитель | 1.Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении | 1.1. | Осуществление контроля за соблюдением СаНПиНа | Администрация школы, медицинские работники | 1.2. | Развитие материально-технической база школы: - приобретение спортивного инвентаря;
- ремонт и приобретение оборудования для лыжной базы, тренажёрного зала;
| Администрация школы, заместитель директора школы по АХЧ | 1.3. . | Переподготовка и повышение квалификации специалистов школы: медицинских работников, психолога, педагога- организатора по вопросам культуры сбережения здоровья. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы | Администрация школы, школьные методические объединения | 1.4. | Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ | Школьные методические объединения |
2. Организация и проведение диагностических мероприятий | 2.1. | Организация и осуществлен е комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся | Классные руководители, учителя физкультуры, медицинские работники, психолог. | 2.2. | Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся на основе комплекс ной оценки | Медицинские работники, психолог, учитель физкультуры. | 3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся | 3.1. | Обеспечение качественного и рационального питания школьников. | Медицинские работники, работники столовой, директор школы, заместитель директора по АХЧ. | 3.2. | Работа по коррекции опорно-двигательного аппарата | Учителя физической культуры | 3.3. | Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях | Психолог, медицинские работники | 3. . | Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников | Медицинские работники, педагоги | 3.5. | Работа по закаливанию обучающихся младших классов | Медицинские работники, учителя физической культуры и педагоги группы продлённого дня | 4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении | 4.1. | Различные формы урочной и внеурочной деятельности | Учителя физической культуры, мед. работники, классные руководители, психолог | 4.2. | Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с частием педагогов и родителей обучающихся | Заместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры | 5. Работа с родителями обучающихся | 5.1 | Проведение родительских собраний, лекций, семинаров, бесед, открытых уроков, занятий, праздников | Администрация школы, родительский комитет, классные руководители, временная творческая группа «Здоровый школьник». | 6. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы « Секреты здоровья» | 6.1. | Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями (ДЮСШ, ДТДиМ, Школа искусств, ДКШ, Олимп) | Администрация школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя физкультуры. | 6.2. | Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации | Заместитель директора по учебной работе (сайт школы), организатор внеклассной работы, учителя физкультуры |
Прогнозируемые результаты - сформированность представлений учащихся о физическом, психическом и социальном здоровье — как о норме жизни; - создание условий для оптимальной здоровьесберегающей жизнедеятельности обучающихся - повышение уровня информированности обучающихся о вреде социально обусловленных заболеваний; - устойчивая мотивация ведения здорового образа жизни у детей и подростков - успешное противодействие вредным привычкам; -сформированность мотивации на рациональное здоровое питание; - сформированность навыков осознанного безопасного поведения школьников - практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды); - первоначальное умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений (познавательные УУД); делать выбор наиболее эффективного способа решения, оценивать себя, корректировать свои действия (регулятивные УУД); умение договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов (коммуникативные УУД); - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, красота, гармония, физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение, забота и помощь, честность, чувство долга, эстетическое развитие) - получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.
|
- НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа: - Приоритетность в учебно-воспитательном процессе сбережения здоровья (физического, психического, духовно-нравственного) обучающихся. - Превентивность в обучении навыкам здорового образа жизни, ответственного поведения и сознательного отношения к своему здоровью. - Комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства с использованием современных здоровьесберегающих программ (программы «Здоровье», «Педагогика здоровья» Касаткина В.Н.; программы «Полезные привычки», «Полезные навыки» Романовой О.Л.; «Разговор о правильном питании» Безруких М.М. и др.) Ключевые понятия, которыми оперирует программа: Адаптация – приспособление организма к новым условиям среды. Активная сенсорно-развивающая среда – учебное средовое пространство, основным принципом функционирования которого является природосообразность. Здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); Психологическое здоровье - высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта. Духовно-нравственное здоровье – состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями, в сочетании с поведением, руководствующимся этическими нормами общества. Превентивное обучение и воспитание - предупреждение отклоняющего поведения посредством формирования личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье, с целью научить детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Здоровьесберегающие технологии – приёмы, методы и формы работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Здоровьесберегающее пространство – позитивные ресурсы, организационные возможности педагогической системы, которая способствует сохранению и повышению здоровья учащихся. Программа базируется на положениях следующих нормативно-правовых документов: 1. Закон РФ «Об образовании» и содержащихся в нем двух основных положениях: а) о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности (ст.2); б) об обязанности образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51). 2. Закон Республики Коми «Об образовании». 3. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 3.03.99., подчёркивающей, что во всех образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры, по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников (ст. 28). 4. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". 5. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.06.93, №5487-1. 6. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.2001., №223-ФЗ. 7. «Конвенция о правах ребёнка» 8. Федеральный государственный образовательный стандарт. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.09.2009 г. № 373 и др. Основные принципы построения программы: Принцип целостности, реализующийся в охвате всех видов деятельности; Принцип комплексности, предполагающий использование разнообразных форм и методов работы; Принцип взаимодействия, единства требований и преемственности, означающий вовлечение в реализацию программы всего педагогического коллектива, всех медицинских работников и специалистов школы с обязательной их предварительной подготовкой; Принцип учёта возрастных и индивидуальных способностей учащихся; Принцип дифференциации, предполагающий выявление и развитие генетических задатков каждого ребёнка, максимальное использование возможностей окружающей среды и социальной наследственности. Выбор содержания воспитывающей деятельности в соответствии с актуальными на данный момент потребностями ребёнка; Принцип природосообразности, означающий воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных биологических, физиологических и психических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения. Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основное содержание комплексной программы «Секреты здоровья» предполагает планирование деятельности и её реализацию по направлениям: организационная работа, воспитательная работа, спортивно-массовая работа, профилактика школьного травматизма, медицинская профилактика. Организационная работа направлена на реализацию задач: обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности; -обеспечить здоровьесберегающий режим работы школы; -организовать систему рационального горячего питания учащихся; -обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся. Воспитательная работа направлена на реализацию задач: - сформировать у обучающихся правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности; - сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни; - обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами. Спортивно-массовая работа направлена на реализацию задач: - укреплять материально-техническую базу действующих спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов; - пропагандировать знания об эффективности использования физических упражнений в профилактике и лечении заболеваний; - вовлекать учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом; - обеспечить участие учащихся в ежегодных спортивных соревнованиях различного уровня. Профилактика школьного травматизма направлена на реализацию задач: - сформировать навыки сознательного безопасного поведения на улицах, дорогах и в социуме; - развивать способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей; - воспитать чувство ответственности за безопасность - личную и других участников дорожного движения. Медицинская профилактика направлена на реализацию задач: - организовать совместную деятельность медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей; - сформировать у школьников мотивационную сферу гигиенического поведения; - организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей; - организовать совместную деятельность родителей и педагогических работников, направленную на пропаганду здорового образа жизни.
Механизм реализации Программы Организационная работа № | Мероприятия | 1. | Организация ремонта учебных кабинетов | 2. | Подготовка актов по приемке школы к новому учебному году | 3. | Обеспечение готовности школьных помещений к работе в зимний период | 4. | Составление индивидуальных учебных планов для учащихся, обучающихся на дому | 5. | Составление социального паспорта класса | 6. | Организация работы временной творческой группы «Здоровый школьник» | 7. | Издание приказов об охране жизни и здоровья школьников | 8. | Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе | 9. | Соблюдение воздушного и светового режима в школе |
Воспитательная работа № | Мероприятия | 1. | Совместная подготовка с родителями и качественное проведение занятий (мероприятий) по здоровьесбережению
| 2. | Организация летнего отдыха школьников | 3. | Международная неделя отказа от курения | 4. | Всемирный день борьбы со СПИДом | 5. | Месячник «Наше здоровье в наших руках» | 6. | Месячник борьбы с туберкулезом | 7. | Антинаркотический тематический месячник «Знать, чтобы жить!» | 8. | Уроки Мойдодыра (1кл.), уроки Айболита (2кл.), уроки Знайки (3-4 кл) | 9. | Проведение классных часов, бесед о ЗОЖ и правильном питании | 10. | Проведение родительского лектория | 11. | Организация встреч родителей со специалистами по теме «Здоровье детей в наших руках!» |
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа № | Мероприятия | 1. | Проведение мониторинга физической подготовленности обучающихся | 2. | Участие в акции «Кросс нации» | 3. | Проведение ученической конференции «Образование и здоровье» | 4. | Проведение недели предметов здоровьесберегающего цикла | 5. | Организация и проведение школьной спартакиады | 6. | Проведение Дней здоровья | 7. | Участие в городских спортивных мероприятиях | 8. | Проведение акции «Спорт вместо наркотиков» | 9. | Проведение спортивного праздника «Мы – спортивная гордость России» | 10. | Проведение школьных спортивных праздников | 11. | Проведение утренней гимнастики | 12. | Проведение динамической паузы | 13. | Проведение физкультминуток | 14. | Сдача нормативов испытаний и требований областного физкультурного комплекса |
Профилактика школьного травматизма № | Мероприятия | 1. | Проведение вводных инструктажей, инструктажей на рабочем месте по правилам ТБ обучающихся | 2. | Обновление Уголка безопасности в учебных кабинетах | 3. | Разработка маршрутов безопасного движения к школе | 4. | Оформление листков здоровья в классных журналах | 5. | Операция «Внимание - дети!» | 6. | Проведение Дня защиты детей | 7. | Обучение школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах | 8. | Проведение учебных эвакуаций | 9. | Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах | 10. | Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся | 11. | Контроль преподавания физической культуры | 12. | Проведение бесед по профилактике травматизма |
Медицинская профилактика № | Мероприятия | 1. | Разработка комплексов физических упражнений, для детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья | 2. | Витаминотерапия | 3. | Вакцинация обучающихся | 4. | Обновление банка данных о заболеваемости учеников | 5. | Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | 6. | Организация встреч обучающихся и их родителей с медицинскими работниками по вопросам сохранения здоровья | 7. | Наблюдение за физическим и психическим развитием учащихся, через систему ежегодных медицинских осмотров | 8. | Профилактические мероприятия | 9. | Выпуск санбюллетеня |
Формы организации учебно-воспитательной деятельности Деятельность всех направлений программы «Секреты здоровья», в том числе и учебно-воспитательного процесса, направлена на обеспечение здоровьесберегающего, здоровьеукрепляющего пространства в школе. Здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая задачи достигаются посредством разнообразных форм работы с детьми: это и урочная деятельность с включением в планы уроков здоровьесберегающего компонента; это и внеклассная работа педагогов (проведение месячников здоровья и тематических бесед, оформление стенгазет и т.д.); деятельность воспитателей по разработке и внедрению в практику отдельных направлений по здоровьесбережению (профилактика близорукости и нарушений опорно-двигательного аппарата, закаливание и т.д.) Процесс обучения и воспитания в школе строится на основе образовательных здоровьесбергающих технологий, т.е. педагогических приемах и методах, которые обеспечивают безопасные условия пребывания, обучения в образовательном учреждении, а также способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. К образовательным здоровьесберегающим технологиям, применяемым в школе, можно отнести следующие: Технология личностно-ориентированного обучения. Технология дифференцированного обучения. Технология проблемного обучения. Технология диалогового обучения. Технология рефлексивного обучения.
Перечень учебно-методического, дидактического, материально – технического оснащения программы: Созданный в библиотеке школы отдел методической литературы по здоровьесбережению. Сформированная (регулярно обновляемая и пополняемая) методическая база материалов здоровьесберегающего характера: научно-методические разработки, разработки уроков и воспитательных мероприятий здоровьесберегающего характера. Мониторинг динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению. Сформированная (постоянно пополняемая) база электронно-цифровых ресурсов здоровьсберегающей направленности: перечень Интернет-сайтов, медиатека. Оборудованный медицинский блок, комнаты психологической разгрузки, учебные помещения, оформленные с учетом требований СанПиНа, благоприятная окружающая среда, спортивный зал, тренажёрный зал, лыжная база, 2 игровые комнаты, кабинет психолога. Перечень спортивных сооружений, которые располагаются на школьной территории: огороженная спортивная площадка, футбольное поле.
|
- КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Методы и формы оценки эффективности выполнения программы Методы оценки происходящих изменений в процессе реализации программы: 1. Планомерное, системное, длительное, разностороннее наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. 2. Контроль со стороны администрации и временной творческой группы «Секреты здоровья» за работой педагогов, медицинского и технического персонала по реализации программы «Здоровье» в учебно-воспитательном процессе. 3. Мониторинг динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению (медосмотр, анкетирование и опрос участников учебно-воспитательного процесса, экспертная оценка, психологическая диагностика). Формы оценки: 1. Ежегодное подведение итогов оздоровления, оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе на педсоветах, административных и других совещаниях. 2. Ежегодное определение и сравнение уровня знаний и сформированности навыков ЗОЖ у учащихся (при поступлении в школу и к концу учебного года). 3. Анализ и самоанализ работы педагогов с точки зрения эффективности использования в процессе учебной и воспитательной работы здоровьесберегающих технологий. Система методов мониторинга динамики состояния физического и психологического здоровья учащихся, эффективности учебно-воспитательной деятельности по здоровьесбережению. 1. Оценка показателей заболеваемости школьников (систематизируются данные по заболеваниям поступающих учащихся, фиксируются случаи простудных и других заболеваний, а также травматизма среди детей, формы заполняются медицинским персоналом, воспитателями, классными руководителями). 2. Оценка гигиенических требований к помещениям для учебных занятий и пребывания воспитанников (классов, игровых, мест общего пользования и других помещений в соответствии с требованиями СанПиНов - проводится медицинским персоналом ОУ, представителями администрации школы). 3. Оценка показателей здоровьесбережения в образовательном процессе (оценка уроков и самоподготовок учащихся с позиций здоровьесбережения осуществляется психологом, заместителем директора). 4. Оценка психологического климата школы (анализируется психологический климат в школе в целом, отдельно в каждом классе психологом). 5.Оценка уровня грамотности школьников по вопросам здорового образа жизни (проводится воспитателями, классными руководителями психологом). 6. Оценка работы школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся во внеурочное время (проводится представителями администрации, медицинским персоналом). 7. Оценка организации питания в школе (проводится представителями администрации, медицинским персоналом) - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
|