Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
учебно-методическое пособие (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по русскому языку в 3 классе.
Тема: «Имя существительное.
Постоянные и непостоянные признаки».
Цель: систематизировать знания об именах существительных.
Задачи:
- Обучающая – сформировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
- Развивающая – развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
- Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Технология: системно-деятельностный подход
Тип урока: решение частных задач
Структура урока:
- Создание учебной ситуации
- Анализ условий решения задачи
- Моделирование
- Итоговая рефлексия
Ход урока.
Этапы урока | Время
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Создание учебной ситуации Анализ условий решения задачи Моделирова ние Рефлексия | 5-7мин 26 мин 5 мин 2 мин | Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать! За парты садитесь, Пора начинать». Чистописание Слайд 2 Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании. тяжелый – легкий правда – правый – грубый – 2. По закономерности определите букву а в ж и л ?
б з м
3. Пошел, тропинки, редкий, замазка. а) Гласная буква находится в приставке глагола б) Гласная буква находится в суффиксе существительного множественного числа. в) Гласная буква находится в приставке существительного. г) Опасная буква в корне имени прилагательного . 4.Запишите полученные буквы. Слайд 3 Лл Нн Оо Ии Аа Дд Словарная работа. - Составьте из букв слово. - Как вы понимаете значение данного слова. - Давайте проверим по словарю. Слайд 4 ДОЛИНА, -ы, ж. Удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор).Речная, горная, равнинная д. Подводная д. (на дне моря), II прил. долинный,-ая, -ое. Долинные участки. Расскажите о слове как о части речи. Постановка цели. - Определите тему нашего урока и цели урока. - Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об имени существительном, говорить в постоянных и непостоянных признаках. 1. Дать определение имени существительному.
-Что такое имя существительное? Слайд 5
- Почему его так назвали? Правильно эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. А знаете ли вы алгоритм, по которому мы будем определять часть речи? Слайд 6 Выпишите только имена существительные Белка, на дереве, съели, разные, в гнезде, еловые, шишки, лесные, прыгать, около сосны, в лесу.
2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. -На какие 2 группы можно разделить существительные в зависимости от вопроса, на который они отвечают? - Какие имена существительные мы относим к одушевленным? Слайд 7 - Это постоянный признак имен существительных или нет? Докажите. . 3. Собственные и нарицательные. - Еще на какие 2 группы можно разделить существительные? - Какие существительные мы называем собственными? Слайд - Запиши предложение. Подчеркни имена собственные, найди неодушевленные имена существительные. Слайд 9 Мой друг Вася идет гулять с собакой Стрелкой по берегу реки Быстринки. - Собственность и нарицательность это постоянный или непостоянный признак? Почему? 4. Род имен существительных. А) -На какие 3 группы можно разделить существительные? Расскажите алгоритм определение рода у имени существительного. Слайд 10 Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы в группах. Распределите обязанности в группе. Работая в группах, подчеркните имена существительные мужского рода синим карандашом, женского рода – красным карандашом, среднего рода – зеленым карандашом. Слайд 11 Мяч, растение, мышь, роза ,клоун, сердце, ветка, подарок, солнце . - А сейчас защитите вашу работу. С доказательством.
- Род – это постоянный признак или нет? Почему? 5. Склонение имен существительных. 1)- На какие еще 3 группы можно разделить существительные. - Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Слайд 12-14
- Как определить склонение существительного?
- А если существительное в предложении стоит не в начальной форме? - Склонение – это постоянный признак? Первый ряд выписывает имена Слайд 15 существительные 1 склонения Второй ряд – 2 склонения, а третий ряд – 3 склонения. Давайте проверим вашу работу. - Что вы можете сказать по выполненной работе? Молодцы, вы действительно умеете определять постоянные признаки имен существительных. Но надо отдохнуть. Физминутка Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх. Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы. 6. Число имен существительных. 1) - Как изменяются имена существительные? Это постоянные признаки или нет? Слайд 16
Образуйте имена существительные множественного числа. Слайд 17 соловей- снегирь- грибок- колосок- стадо- озеро- А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте работу товарища. Какие задания мы сегодня выполняли?
Творческое задание. Слайд 18 Вы сегодня повторили все признаки имен существительных. Изобразители проспект Имени существительного. Я вам даю дома и большой лист бумаги. Работать надо в группах.
Скажите, все ли непостоянные признаки мы можем определить? Давайте посмотрим, что у вас получилось. Защитите свой проект. Итог По вашим работам, какой вы можете сделать вывод. Какие это признаки? Слайд 19 Вы сегодня славно потрудились, но я хочу, чтобы вы оценили работу в группах и оценили ваше отношение к выполненной работе. Слайд 20 Сдайте, пожалуйста, рефлексивные листы и запишите домашнее задание. С. 58 упр. 3, сл.сл | Нужно подобрать антонимы – слова противоположные по смыслу. ложь левый ласковый Все подобранные слова начинаются с буквы Л. Напишем букву Лл Буквы расположены в алфавитном порядке. Вставить надо букву Н Напишем букву Нн Это буква О. Пошел- приставка Тропинки – сущ мн.ч., суффикс –инк, гласная буква И В существительном замазка приставка за- А Прилагательное редкий – опасная буква Д Долина Предположение детей Долина это имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? ж.р. 1скл., ед.ч. Тема урока Признаки имени существительного. Цель: Отработка умения определять признаки имен существительных Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?. Эта самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное. Да (карточка алгоритма вывешивается на левую часть доску по середине) Ребята работают по алгоритму выписывают только имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. Люди, животные. Постоянный. Одушевленные имена существительные не могу стать неодушевленными и наоборот. Собственные и нарицательные. Это имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, морей, стран… Записывают предложение и один из учеников выполняет задание у доски. Все оценивают работу. Постоянный. Мужской, женский, средний род. Алгоритм Повторяют правила работы в группе, распределяют обязанности. Выполняют работу на карточках На доске вывешивают работы и доказывают свою точку зрения. Мяч, клоун, подарок. Он мой. Мышь, роза, ветка. Она моя. Растение, сердце, солнце. Оно мое. Постоянный. 1, 2, 3 склонение. 1 скл.– м.р. и ж.р. – а, -я. 2 скл. – ср.р. –о, е м.р. – 3 скл. – ж.р. – Определить род и окончание. Поставить в начальную форму – И.п. ед. числа. Постоянный. Индивидуальная работа с проверкой Что мы умеем определять постоянные признаки имен существительных. Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Непостоянные Работая по карточкам дописывают имена существительные во множественном числе. Взаимопроверка Мы находили имена существительные, определяли постоянные признаки и непостоянные признаки. Нет, мы не умеем определять падежи. Ребята строят свой проспект имени существительного. Дома с постоянными признаками на одной стороне проспекта, а дома с непостоянными признаками на другой. Что мы работали и у нас получилось, что у имени существительного есть постоянные признаки и непостоянные. Ребята в таблицах оценивают работу в группах. На рефлексивных листах урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны
В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...
Статья учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны "Как важно научиться учиться"
Первые шаги первоклассника в школе. Рекомендации для успешной адаптации ребёнка в этот период жизни....
Статья учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны "Как важно научиться учиться"
В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
Дистанционное обучение. Итоговый тест для учащейся 3 класса Ульяновой Карины, представленный учителем начальных классов Подольской Натальей Леонидовной
Для эффективности проверки знаний, умений и навыков учащимся, обучающимся на дому, возможно предложить тест....
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Программа самообразования учителя начальных классов Кузнецовой Натальи Валерьевны 2013 -2017 гг.
Программа самообразования учителя нарвлена на повышение профессионального мастерства. Материал позволяет спланировать свою работу по безотрывному повышению квалификации....