Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР
методическая разработка по логопедии
Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР
При создании методики были использованы в модифицированном виде существующие методические разработки, описанные в работах А.К.Марковой , Е.Ф. Архиповой , Р.И. Лалаевой .
Методика исследования звукослоговой структуры слова включает следующие задачи:
1) Исследование умения воспроизводить слова разной по сложности звукослоговой структуры.
2) Исследование особенностей воспроизведения детьми ритмических структур.
3) Исследование возможностей детей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами.
4) Исследование умения детей воспроизводить предложения со словами сложной слоговой структуры.
5) Исследование у детей качества воспроизведения слоговой структуры слов при ответах на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_osobennostey_ovladeniya_zvukoslogovoy_strukturoy_slova_.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования особенностей овладения звукослоговой структурой слова детьми с ОНР
При создании методики были использованы в модифицированном виде существующие методические разработки, описанные в работах А.К.Марковой , Е.Ф. Архиповой , Р.И. Лалаевой .
Методика исследования звукослоговой структуры слова включает следующие задачи:
1) Исследование умения воспроизводить слова разной по сложности звукослоговой структуры.
2) Исследование особенностей воспроизведения детьми ритмических структур.
3) Исследование возможностей детей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами.
4) Исследование умения детей воспроизводить предложения со словами сложной слоговой структуры.
5) Исследование у детей качества воспроизведения слоговой структуры слов при ответах на вопросы.
Описание методики:
Задание 1
Цель: исследовать умение воспроизводить двусложные слова из двух открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова.
Материал:
а) 18 картинок: лыжи, ваза, бусы, пила, рама, коза; собака, береза, корова, ворона, курица, сапоги; сыр, лук, мак, кот, мяч, рак;
б) инструкции:
1) «Послушай внимательно слова и повтори их»;
2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено» (если ребенок затрудняется при назывании изображения картинки, экспериментатор озвучивает изображение, а ребенок повторяет слово).
Процедура: для выполнения 1 инструкции – экспериментатор дает указание без опоры на наглядность; для выполнения 2 инструкции перед ребенком поочередно выкладываются картинки.
Задание 2
Цель: исследовать умение воспроизводить двусложные слова с одним закрытым слогом, двусложные слова со стечением согласных в середине слова, двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных.
Материал:
а) 18 картинок: петух, лимон, шалаш, пенал, щенок, забор; кукла, шишка, лодка, туфли, чашка, бочка; арбуз, обруч, альбом, чайник, поднос, медведь;
б) инструкции:
1) «Послушай внимательно слова и повтори их»;
2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено» (если дошкольник затрудняется при назывании изображения, экспериментатор называет изображение на картинке, а ребенок повторяет слово).
Задание 3
Цель: исследовать умение воспроизводить трехсложные слова с закрытым слогом, трехсложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.
Материал:
а) 18 картинок: барабан, самолет, телефон, колобок, помидор, колодец; яблоко, конфеты, шахматы, колбаса, бутылка, рубашка; карандаш, виноград, цыпленок, автобус, кузнечик, сапожник;
б) инструкции:
1) «Послушай внимательно слова и повтори их»;
2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено» (при возникновении трудностей в назывании изображения, экспериментатор сам произносит слово, а ребенок его повторяет).
Задание 4
Цель: исследовать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных, односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова, двусложные слова с двумя стечениями согласных и четырехсложные слова из открытых слогов.
Материал:
а) 24 картинки: матрешка, пустышка, избушка, морковка, игрушка, расческа; флаг, слон, хлеб, тигр, гриб, лист; звезда, спички, гнезда, свекла, блюдце, трактор; кукуруза, черепаха, ящерица, пуговица, Буратино, рукавица;
б) инструкции:
1) «Послушай внимательно слова и повтори их»;
2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено» (при возникновении трудностей в назывании изображения, экспериментатор сам произносит слово, а ребенок его повторяет).
Задание 5
Цель: исследовать умение воспроизводить слова сложной слоговой структуры.
Материал:
а) 15 картинок: скворечник, простокваша, лекарство, троллейбус, телевизор, транспорт, строительство, парикмахерская, сковорода, космонавт, аквалангист, термометр, кинотеатр, милиционер, аквариум;
б) инструкции:
1) «Послушай внимательно слова и повтори их»;
2) «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено» (при возникновении проблем в назывании изображения, экспериментатор произносит слово, а ребенок отраженно его повторяет).
Задание 6
Цель: определить умение воспроизводить ритм, правильно осуществлять расстановку пауз.
Материал:
а) картинка: 2 поезда; карточка с точками;
б) инструкции:
1) «Послушай перекличку поездов: один поезд говорит: «У – у-у-у» (сначала длинная, затем три короткие паузы), а другой отвечает: «У-у – у-у» (сначала короткая пауза, затем длинная и опять короткая пауза). Отхлопай в ладоши разговор поездов»;
2) «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке»
Задание 7
Цель: исследовать возможность воспроизводить ритмический рисунок слова ударами.
Материал:
а) 24 картинки: Маша, лето, мыло, мука, папа, мыши; молоко, ракета, машина, газета, лопата, котята; лыжи, часы, луна, коза, ваза, рыба; бананы, собака, корова, лисица, береза, кубики;
б) инструкция:
1) Сопряженное воспроизведение ритма слова: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено. Давай вместе отхлопаем это слово. Сколько частей в этом слове?»;
2) Самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка слова: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено. Отхлопай это слово».
Задание 8
Цель: исследовать возможность произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры.
Материал:
а) 5 сюжетных картинок про: водопровод, аквариум, парикмахерскую, сковороду, снеговика;
б) инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, что на ней изображено. Повтори вслед за мной предложение»: «Водопроводчик чинит водопровод». «Регулировщик регулирует движение на перекрестке». «Милиционер катается на мотоцикле». «Волосы постригают в парикмахерской»
Процедура: для выполнения инструкции перед ребенком по мере воспроизведения предложений выкладываются картинки, экспериментатор дает задание.
Критерием оценки служит правильность воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложениях, скорость повторения, количество повторений образца экспериментатором.
Задание 9
Цель: исследовать слоговую структуру слов при ответе на вопросы.
Материал:
а) карточка с вопросами;
б) инструкция: «Послушай внимательно вопрос и постарайся на него ответить»
а) карточка с вопросами:
Кто чинит водопровод?
Как называют водный дом для рыб?
Кто подстригает волосы?
Что жарят на сковороде?
Кто лепит снеговика?
Кто едет на мотоцикле?
Процедура: для выполнения инструкции экспериментатор дает задание, а ребенок его выполняет без опоры на наглядность.
Критерием оценки служит правильность воспроизведения .
Таким образом, используя данную методику, можно определить степень сформированности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слов у дошкольников.
Список литературы
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006. – 96 с.
- Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 126 с.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990. -320 С.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
- Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика, 1954 - № 6. -22 С.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 369 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. -56 с.
- Ванюкова Л.С., Курдвановская Н.В., Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. -- М.: ТЦ Сфера, 2007. -87с
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Исследование письменной речи среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов...
Консультация для родителей. Звукослоговая структура слова.
Информация представлена ввиде красочных картинок с информацией для родителей как помочь ребёнку с наушение слоговой структуры слова....
Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.
Статья на тему " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе школьного учителя-логопеда ....
Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...
Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ОНР
Презентация содержит краткую характеристику структуры дефекта при общем недоразвитии речи, описание видов нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР и этапы коррекционной работы по устранен...
Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе
В статье поднимаются вопросы слога, слогосложения и слогоделения, поэтапно описывается процесс овладения ребёнком звукослоговой структурой слова в онтогенезе....
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...