МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
методическая разработка по теме

Исследование письменной речи  среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

(Исследование письменной речи  среди учащихся вторых, третьих и четвертых классов).

Автор: Синявская Е.А.

учитель начальных классов

ГБОУ лицей №623  им.И.П.Павлова

Цель исследования – изучить проявления дисграфии и дизорфографии у учащихся второго, третьего и четвертого классов.

Задачи исследования:

  1. создать методику констатирующего эксперимента;
  2. изучить характерные особенности нарушения письма у учащихся младших классов на основе письменных работ;
  3. дать сравнительную характеристику дисграфических и дизорфографических ошибок учащихся;
  4. подобрать специальные методы и приемы коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление дисграфии и дизорфографии.

       Организация исследования. В ходе обследования использовались следующие методы:

          1. организационный – изучение учащихся 2, 3 и 4 классов;

          2. теоретический – анализ литературы о современном подходе к решению проблемы изучения и коррекции дисграфии и дизорфографии;

           3. практический эксперимент – проведение письменных работ с учащимися;

           4. анализ полученных данных.

Исследование проводится поэтапно:

На первом этапе изучаются результаты обследований логопеда и психолога при поступлении испытуемых в школу.

Второй этап -  проведение анализа литературы о современном подходе к решению проблемы изучения и коррекции дисграфии и дизорфографии.                                                                   Третий этап - проведение практического эксперимента с учащимися 2, 3 и 4 классов, который  включает в себя проведение письменных работ – диктанты, изложение, контрольное списывание с рукописного текста  и контрольное списывание с печатного текста.

Четвертый этап – анализ полученных данных и разработка методических рекомендаций по коррекции дисграфии и дизорфографии у учащихся общеобразовательных школ.

Методика исследования

В методику включены задания по следующим разделам:

- исследование навыка письма на материале списывания;

  • исследование особенностей письменной речи на материале диктантов;
  • изучение особенностей письма на материале изложений (для учащихся 3 и 4 классов).

Всего методика включает  9 заданий.

I. Контрольное списывание с рукописного текста

2 класс.

Привет

Коля заболел. Лежит он и в окно глядит. В окне показался красный шарик. Шарик прыгал на веревочке. Это Миша и Катя пришли к товарищу. Они привет посылают  ему.

3 класс.

Осень пришла.

Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса! Краснеют осинки. Березы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клена. Птицы тронулись в дальний путь.

4 класс.

Первая песня весны.

Я поехал за город в лес. День был солнечный. Голубело небо. Весна чувствовалась еще только в воздухе. Солнце слепило глаза. Я шел по лесной тропинке. Около старого пня уже виднелась крошечная проталинка. Я внимательно осмотрел этот первый клочок земли. Он был покрыт сухой травкой. Среди стебельков копошились жучки. Они проспали всю долгую зиму под корой этого пня. Кругом было тихо. Вот далеко в лесу зазвенел голос синицы. Это была первая песня весны.

II. Контрольное списывание с печатного текста

2 класс

На даче.

     Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы.

     В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

3 класс

Майские жуки.

     Настал май. Появились насекомые. Крылья темные, усы черные, на спинке трещина. Видали таких? Их зовут майскими жуками. Они вывелись из гусениц.

     Жуки очень вредят деревьям. Они объедают нежные листочки.  А жирные гусеницы грызут корни растений.

Как спасти деревья? Ребятишки стали ловить жуков хитрым способом. Ранним утром они отправляются на ловлю вредителей. Воздух прохладный. Жуки не летают. Они сидят неподвижно на молоденьких березках. Тряхнули ребята дерево. Сонные жуки попадали прямо в ведро.

4 класс

Начало пурги.

     В небе было ни облачка. На горизонте блестели залитые солнцем горы. В лесу, в царстве благоухающей пихты и сибирского кедра, перепархивали с ветки на ветку пичужки. Тишина нарушалась лишь скрипом лыж, разносившемся далеко по окрестности. Но взгляд охотника в этой мирной картине уловил черточку, носившую угрожающий характер. Над вершиной  появилось белесоватое пятнышко. Оно медленно распространялось по долине. Вот уже соседние вершины задернулись дымкой, и ветер начал раскачивать  покрытые инеем деревья. В воздухе замелькали снежинки. Охотник торопился, чтобы до начала пурги успеть добраться до избушки.

III. Диктант

  • Диктант из слов – квазиомонимов.

2 класс.

Башня, малина, дом, миска, соя, мель, шар, Фаня, корка, пашня, Ваня, том, мел, Зоя, мишка, жар, Марина, горка.

3 – 4 классы.

Бочка, коробок, коса, щелка, шаль, коза, тело, телка, сова, крот, софа, челка, дело, колобок, жаль, кожа, почка.

  •  Диктант из слов различной структуры.

2 класс.

Плюшка, круги, жили, щука, чищу, пленка, дубок, крыльцо.

3 класс.

Тюльпан, волчица, насмешка, хлыст, ключ, жизнь, птицы, пищать, перекресток.

4 класс.

Щучка, старушка, заснуть, грецкий, птицы, светофор, милиционер, экскаватор, регулировщик.

  • Словарный диктант.

2 класс.

Адрес, береза, ветер, воробей, город, дежурный, завод, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто.

3 - 4 класс.

Автомобиль, адрес, аллея, багаж, беседа, вагон, вокзал, восемь, директор, железо, завтра, календарь, корабль, костер, мороз, портрет, прекрасный, шофер, электричество.

  • Диктант из слов с различными орфограммами

2 класс: 

Туча, роща, закачались, застучали, помчались, уши, ужи, ежи, мыши, крыши, лыжи, рыжики, камыши, встреча, угощу, выручу, вытащу, спрячу, ищу, честный, грустный, тростник.

3 – 4 класс

Честный, грустный, тростник, встречу, угощу, выручу, вытащу, туча, роща, закачались, помчались, уши, ежи, ужи, мыши, крыши, лыжи, рыжики, камыши, облачко, сочные, солнечные, ружьё, подъезд, отъехать, семья, кровать, мебель, Дарья, суббота, ранний, стружка, флаг, колонна, Анна, робкий, стриж, здоров, пирог, узкий, утренник, темнота, синева, лесник, обошёл, достроил, перешёл.

Диктант предложений.

2 класс.

У елки лежит пушистый зайчик. Боря бил в большой барабан. Птенцы весело щебечут. У дуба лежит большое бревно. У Саши болят зубы.

3 класс.

В лесу живут ежи, ужи, чижи. Больная Таня пила горькие таблетки. С тополя летит пух. На дубе сидит дятел. Цветут черемуха и акация.

4 класс.

Волки рыщут, пищу ищут. Под елью заячьи следы. Все бобры добры для своих бобрят. Ткачи ткут ситец. Будильник разбудил Борю. Саша измазался в саже.

  • Диктант текста.

2 класс.

Птицы и девочка.

У дома рос высокий клен. Подлетели вороны. Они шумно сели на ветки клена. Веточки закачались. Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба. Вороны ждали ее. Девочку звали Аленушка.

3 класс.

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

4 класс.

Белки.

Душистой смолой пахнет бор. У старой сосны прыгают белки. Сняли зверьки пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки, пышные хвосты. Всю долгую зиму белки жили в лесу. От ветра и стужи прятались в теплом гнезде. Они рады светлой весне.

IV. Изложение

3 класс

Орел.

     Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.

     Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел устал. Он не мог лететь. Он прикрыл орлят  крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.

     Тогда орел подлетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.

4 класс

Длиннохвостые разбойники.

     Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

     Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

     Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот  кого  защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Нарушение устной и письменной речи у учащихся младших классов. Способы их предупреждения и устранения.

Речь - это своего рода одна из составляющих личности человека. Общение людей осуществляется с помощью речи. Человек воспринимает предметы двояко - непосредственно с помощью органов чувств (например, с...

Нарушения письменной речи у учащихся младших классов

   В настоящее время проблема помощи детям, имеющим расстройства письма весьма актуальна. Трудности на письме создают известный дискомфорт в отношениях между учителем и учеником, осло...

консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работо...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы

В данной статье находятся материалы по повышению грамотности учащихся начальных классов....

Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников

В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.     ...