Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза в начальной школе.
статья по логопедии (2 класс) по теме

Елена Анатольевна  Аниконова

Анализ специфических ошибок письма и пути их коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза в начальной школе

                                   

Учитель-логопед  ГБОУ СОШ №160 г. Санкт-Петербург                                   Аниконова Елена Анатольевна.

Содержание статьи:

  • Особенности письменной речи.
  • Этапы формирования письменной речи.
  • Ошибки письма, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
  • Необходимость коррекционной работы.
  • Виды работ, направленные на преодоление нарушений письма, связанных с языковым анализом и синтезом:
  • на уровне буквы и слога,
  • на уровне слова,
  • на уровне предложения.

 Письменная речь – более поздняя (в противопоставлении устной речи) по времени возникновения форма существования языка. Ее следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Следовательно, это сложнейший процесс, связанный с функциями коры головного мозга и зависящий от них.

«Письмо есть знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков». (Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205)

Собственно «письмо» включает ряд специальных операций:

- АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА, подлежащего записи.

  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщения речевые звуки – фонемы.

Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.

- ПЕРЕВОД ФОНЕМ (слышимых звуков) В ГРАФЕМЫ, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.

- « ПЕРЕШИФРОВКА» ЗРИТЕЛЬНЫХ СХЕМ БУКВ в кинетическую систему последовательных движений , необходимых для записи (графемы переводят в кинемы).

Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск нужной графемы. Процесс письма на этапе осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную систему графических знаков. Т.о. взаимодействие слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. Т.о. начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства , включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчетливое выражения в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи школьников, т.е. имеет место дисграфия.

«Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме».

Среди специфических ошибок письменной речи особую группу составляют ошибки языкового анализа и синтеза: это одна из форм дисграфии – ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова , слогового и фонематического анализа и синтеза, на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Для этой формы дисграфии характерны следующие ошибки:

  • Пропуск гласных букв в слове.
  • Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных.
  • Перестановки букв в слове.
  • Пропуск слогов в слове.
  • Искажение слов.
  • Недописывание слов.
  • Вставка лишних букв в слове.
  • Неумение обозначить мягкость согласных в письме.
  • Раздельное написание частей слова.
  • Слитное написание или смещение границ слов.
  • Морфемный аграмматизм.
  • Неумение согласовать слова в предложении.
  • Неумение правильно пользоваться родом и числом.

Такие ошибки при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и затрудняют усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтеза. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формировании личности ребенка по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Это ведет к школьной, а, в дальнейшем, и социальной дезадаптации. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии.

Виды работ:

  • Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных.

а) Определить наличие гласного в ряду из 2-х звуков гласных звуков.

б) Определить место звука в ряду (в начале, середине, в конце из 2-5 гласных)

в) Определить последовательность звуков в ряду гласных.

г) Составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд, записать его.

  • Выделение ударного гласного из начала слова.

а) Определить первый звук в словах типа: Аня, утро, окна.

б) Найти в разрезной азбуке букву , соответствующую первому знаку слова, начинающегося с ударной гласной.

в) Отобрать картинки, названия которых начинаются с ударной гласной.

г) К картинке подобрать букву , соответствующую первому ударному гласному слова (осы – о).

д) Ученик должен накрыть картинку той буквой , которая будет первой при написании (слова, названия, картинки). Лото.

  •     Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного.

а) Анализ обратного слога: ум, ах.

б) Анализ прямого слога: му, ха.

в) Сопоставление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков: му-ум.

г) Составление и анализ слогов из разрезной азбуки.

д) Изменение порядка звуков в слогах:

                                                               - ум, ах, ас, ор, …

                                                               - на, со, ха, по, …

Запись слогов в обратном порядке.

е) Работа по таблицам типа:              у

                                                  а                     о

                                                              м

Слог составляется в соответствии с показом букв логопедом.

ж) Составление из разрезной азбуки и запись прямых и обратных слогов парами: ар – ра.

  •      Синтез слогов.

а) Заменить гласную при одинаковой согласной.

б) Заменить согласную при одинаковой гласной.

в) Угадать слог из отдельных звуков, названных с различным временным интервалом (1 сек., 3 сек., используя слова «сначала», «потом»).

г) Придумывание слов по схеме: __  __ , __  __  __.

д) Придумывание слогов с определенным количеством звуков, с использованием понятий «после», «перед», «между».

      Фонематический анализ слова.

  •      Выделение звука на фоне слова.

а) Определить наличие звука в слове по слуху.

б) Определить наличие звука по слуху – не называя его (произносительным представлением)

в) Показать букву, если в слове есть соответствующий знак.

г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

д) Разложить картинки, в названии которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова.

е) Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова.

ж) Назвать овощи, фрукты, предметы посуды и т.д., в названии которых есть заданный звук.

з) Дописать слог с заданным звуком, чтобы получилось слово: вед/ро/. Определить в каком слоге заданный звук и его место в слове.

и) Дополнить предложение словами, в которых есть соответствующий звук.

к) Указать на графической схеме точку, соответствующую названному звуку.

л) Назвать звук в данном слове, соответствующий указанной точке.

м) Вставить один и тот же пропущенный звук в разные слова.

н) Вставить гласный звук в однокоренные слова с ударением на гласном в корне и в безударном положении.

  •      Вычленение первого согласного звука из слова.

а) Подбор слов на заданный звук.

б) Придумывание слов, начинающихся на заданный звук с определенным количеством звуков (по точкам: с.., с…, с….).

в) Вставить пропущенные согласные буквы в начале слова.

  •      Определение конечного согласного в слове.

а) Выделить конечный согласный в словах: дом, рак, сын

                                      - по слуху,

        - при самостоятельном произнесении,

                                     - по картинкам.

б) Подбор картинок, в названии которых последним является указанный звук (предъявляется соответствующая буква).

в) Выделение конечного согласного в словах, сходных по составу:

                                сон                 сыр

                                сок                 сын

                                сор                 сыт

Сравнение ряда слов по звуковому составу.

г) Придумывание слов по данной схеме: . .к, . .т,  и т.д.

д) Анализ слова типа САД, ЗУБ с указанием оглушения и подбором проверочного слова.

  •      Выделение мягкого согласного из слова.

а) Определение места мягкого согласного звука в слове с помощью пространственных предлогов ПОСЛЕ, ПЕРЕД, ЗА.

б) указание мягкого согласного в слове – называние картинкис помощью фишки, поставленной на слова.

в) Сравнительный анализ слова типа: стал-сталь, шест-шесть.

  •      Вычленение ударной гласной из слова.

а) Определение ударной гласной в словах, состоящих из одного закрытого слога: СУК.

б) Вычленение ударной гласной с указанием места звука (какой звук стоит после «С»?).

в) То же в более сложных словах.

г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный гласный звук и положить их под соответствующую букву.

д) Графический диктант с записью только гласных. (Подбираются слова, состоящие только из одного закрытого слога).

е) Вставить пропущенный ударный гласный в двусложные слова, состоящие из прямых слогов.

Развитие сложных форм фонематического анализа.

  •      Определение количества, последовательности, места звука в слове.

а) Определение количества звуков в слове – показ сигналами, цифрами.

б) Определение последовательности и места звука с помощью клеток.

в) Определение места показом цифры.

д) Какой звук 3-й?, 5-й?

е) «Путаница» - восстановление порядка звуков.

  •      Составление схемы слова.

                                              __  __  о  __  о (слово),  __  а  __  __.

Подбор картинок.

  •       Закрепление функций фонематического анализа слов.

а) Составление слов.

б) Сравнение слов.

в) Вставка букв.

г) Подбор слов со звуком в начале, середине, конце или вторым в слове и т.д.

д) Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.

е) Добавление звуков к слогу:      па .    -   пар

                                                       па … -   парад

                                                       па ..   -   пара

ж) Подбор слов с определенным количеством звуков.

з) Подбор слов на каждый звук данного слова:     ДОМ (дым-он-мост)

и) Преобразование слов с добавлением звука: к+рот, д+вор, ш+утки, или в конце: пол+к, рыба+к.

к) Преобразовать слово, заменив одну букву: лук-сук-жук, мак-рак-лак-бак.

л) Фонематический анализ слов, в которых последовательно пропускается то одна, то другая буква.

м) Получение новых слов путем перестановки звуков: пила-липа.

н) Составление слов по данному количеству слов, черточек, точек.

о) «Перевертыши»: нос-сон, кот-ток.

п) Подбор картинок с определенным количеством звуков в названии.                            

Слоговой анализ и синтез.

  • Расчленение слов на слоги с отбиванием такта и последующей послоговой записью.
  • Воспитание четкого ритмического произношения слова с отбиванием такта.
  • Определение количества слогов в слове.
  • Определение последовательности слогов в слове.
  • Отбор картинок с заданным количеством слогов.
  • Составление слов из слогов.
  • Определить слово по ритмическому рисунку.
  • Графический диктант по количеству слогов.
  • Произнесение слова по слогам.
  • Преобразование слов путем перестановки слогов: ка-мыш, бан-ка.
  • Увеличение или уменьшение количества слогов в слове для образования новых слов: ку+сок, фа+соль, пол+ка, чай+ник.
  • Замена в словах одних слогов другими: кры-са/ша/, у-сы/ши/.
  • Добавление слогов с данным звуком.
  • Восстановление нарушенного порядка слогов для получения слова.
  • Составление слов по выделенным слогам.
  • Преобразование односложных слов в 2-х – 3-х сложные.
  • Придумывание ряда слов, у которых последний слог одного слова становится первым слогом другого слова /цепочка/.
  • Подобрать слова с последовательно увеличивающимся количеством слогов /лесенка/.
  • В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется /ро-за, ры-ба/.
  • Преобразование слов с помощью суффиксов и приставок. Сравнительный анализ их состава и смысла.
  • Подбор слов на заданный слог.
  • Составление слов из ряда данных слогов.
  • К данному слогу прибавить различные слоги: му-ка, му-ха.
  • К данным разным слогам прибавлять один и тот же слог:     бул-ка, лож-ка.
  • Вставить пропущенный слог.
  • Составить по образцу слова с данной приставкой и новой основой:    по-вёл, по-казал, по-катал…
  • Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества слогов    /2 – 3/.
  • Графический диктант.
  • Слоговое лото.
  • Ребусы /путаница слогов/.
  • Игры «Лови – говори», «Составь слово».
  • Сравнение слов сходной структуры: мишка-миска.

     Анализ предложения.

- Повторение ряда слов в данной последовательности.

- Называние картинок в порядке их показа.

- Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.

- Записать предложение, в котором одно из слов заменено картинкой.

- Определение границ предложений в слитном тексте.

- Упражнение, требующее разделить текст на предложения, обозначить начало большой буквой, конец – точкой.

- Составление простых нераспространенных предложений из 2-х слов по картинкам.

- Составление схемы предложения:    Летит самолет.

                                                                1. ___________.

                                                                2. ___  _______.

                                                                3. _  _     _  _  _ .

- Составление предложения из 2-х – 3-х слов по картинкам или вопросам.

- Распространение предложений с составлением схемы.

- Составление предложений с предлогами: в, у, на, за, к, с, над, под по картинкам.

- Определить количество слов в предложении, их последовательность и место слова с помощью цифр и пространственных предлогов.

- Восстановить в предложении пропущенное слово, указав его место.

- Составить предложение по картинке с определенным количеством слов.

- Составить предложение по данной схеме.

- Отобрать предложение из данных, в соответствии с определенной схемой.

- Составить предложение из слов, данных в разбивку.

- Графический диктант.

- Свободный диктант. Диктуются сразу два предложения. Разделить их на письме.

Такая система работы способствует преодолению нарушений различных форм языкового анализа и синтеза.

ЛИТЕРАТУРА.

.

- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, М., 1989.

- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников», М., 1983.

- Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы», М., 1984.

- «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под ред. Проф. Селиверстова В.И. М., 1997.

- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Союз 2003.

- «Коррекция нарушений письменной речи» под ред. Н.Н. Яковлевой      СПб 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.

Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....

Задания для фронтальной работы в классе. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (начальные классы)

Задания для фронтальной работы в классе. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза...