Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза в начальной школе.
статья по логопедии (2 класс) по теме
Анализ специфических ошибок письма и пути их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_na_pochve_narusheniya_yazykovogo_analiza_i_sinteza_v_nachalnoy_shkole.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза в начальной школе
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №160 г. Санкт-Петербург Аниконова Елена Анатольевна.
Содержание статьи:
- Особенности письменной речи.
- Этапы формирования письменной речи.
- Ошибки письма, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
- Необходимость коррекционной работы.
- Виды работ, направленные на преодоление нарушений письма, связанных с языковым анализом и синтезом:
- на уровне буквы и слога,
- на уровне слова,
- на уровне предложения.
Письменная речь – более поздняя (в противопоставлении устной речи) по времени возникновения форма существования языка. Ее следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. Следовательно, это сложнейший процесс, связанный с функциями коры головного мозга и зависящий от них.
«Письмо есть знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков». (Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205)
Собственно «письмо» включает ряд специальных операций:
- АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА, подлежащего записи.
- Определение последовательности звуков в слове.
- Уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщения речевые звуки – фонемы.
Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
- ПЕРЕВОД ФОНЕМ (слышимых звуков) В ГРАФЕМЫ, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
- « ПЕРЕШИФРОВКА» ЗРИТЕЛЬНЫХ СХЕМ БУКВ в кинетическую систему последовательных движений , необходимых для записи (графемы переводят в кинемы).
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. На первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиск нужной графемы. Процесс письма на этапе осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков в пространственную систему графических знаков. Т.о. взаимодействие слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. Т.о. начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства , включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчетливое выражения в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи школьников, т.е. имеет место дисграфия.
«Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме».
Среди специфических ошибок письменной речи особую группу составляют ошибки языкового анализа и синтеза: это одна из форм дисграфии – ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова , слогового и фонематического анализа и синтеза, на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
Для этой формы дисграфии характерны следующие ошибки:
- Пропуск гласных букв в слове.
- Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных.
- Перестановки букв в слове.
- Пропуск слогов в слове.
- Искажение слов.
- Недописывание слов.
- Вставка лишних букв в слове.
- Неумение обозначить мягкость согласных в письме.
- Раздельное написание частей слова.
- Слитное написание или смещение границ слов.
- Морфемный аграмматизм.
- Неумение согласовать слова в предложении.
- Неумение правильно пользоваться родом и числом.
Такие ошибки при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и затрудняют усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтеза. Неуспеваемость по русскому языку отрицательно влияет на формировании личности ребенка по трем уровням: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Это ведет к школьной, а, в дальнейшем, и социальной дезадаптации. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дисграфии.
Виды работ:
- Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных.
а) Определить наличие гласного в ряду из 2-х звуков гласных звуков.
б) Определить место звука в ряду (в начале, середине, в конце из 2-5 гласных)
в) Определить последовательность звуков в ряду гласных.
г) Составить из букв разрезной азбуки диктуемый ряд, записать его.
- Выделение ударного гласного из начала слова.
а) Определить первый звук в словах типа: Аня, утро, окна.
б) Найти в разрезной азбуке букву , соответствующую первому знаку слова, начинающегося с ударной гласной.
в) Отобрать картинки, названия которых начинаются с ударной гласной.
г) К картинке подобрать букву , соответствующую первому ударному гласному слова (осы – о).
д) Ученик должен накрыть картинку той буквой , которая будет первой при написании (слова, названия, картинки). Лото.
- Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного.
а) Анализ обратного слога: ум, ах.
б) Анализ прямого слога: му, ха.
в) Сопоставление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков: му-ум.
г) Составление и анализ слогов из разрезной азбуки.
д) Изменение порядка звуков в слогах:
- ум, ах, ас, ор, …
- на, со, ха, по, …
Запись слогов в обратном порядке.
е) Работа по таблицам типа: у
а о
м
Слог составляется в соответствии с показом букв логопедом.
ж) Составление из разрезной азбуки и запись прямых и обратных слогов парами: ар – ра.
- Синтез слогов.
а) Заменить гласную при одинаковой согласной.
б) Заменить согласную при одинаковой гласной.
в) Угадать слог из отдельных звуков, названных с различным временным интервалом (1 сек., 3 сек., используя слова «сначала», «потом»).
г) Придумывание слов по схеме: __ __ , __ __ __.
д) Придумывание слогов с определенным количеством звуков, с использованием понятий «после», «перед», «между».
Фонематический анализ слова.
- Выделение звука на фоне слова.
а) Определить наличие звука в слове по слуху.
б) Определить наличие звука по слуху – не называя его (произносительным представлением)
в) Показать букву, если в слове есть соответствующий знак.
г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.
д) Разложить картинки, в названии которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова.
е) Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова.
ж) Назвать овощи, фрукты, предметы посуды и т.д., в названии которых есть заданный звук.
з) Дописать слог с заданным звуком, чтобы получилось слово: вед/ро/. Определить в каком слоге заданный звук и его место в слове.
и) Дополнить предложение словами, в которых есть соответствующий звук.
к) Указать на графической схеме точку, соответствующую названному звуку.
л) Назвать звук в данном слове, соответствующий указанной точке.
м) Вставить один и тот же пропущенный звук в разные слова.
н) Вставить гласный звук в однокоренные слова с ударением на гласном в корне и в безударном положении.
- Вычленение первого согласного звука из слова.
а) Подбор слов на заданный звук.
б) Придумывание слов, начинающихся на заданный звук с определенным количеством звуков (по точкам: с.., с…, с….).
в) Вставить пропущенные согласные буквы в начале слова.
- Определение конечного согласного в слове.
а) Выделить конечный согласный в словах: дом, рак, сын
- по слуху,
- при самостоятельном произнесении,
- по картинкам.
б) Подбор картинок, в названии которых последним является указанный звук (предъявляется соответствующая буква).
в) Выделение конечного согласного в словах, сходных по составу:
сон сыр
сок сын
сор сыт
Сравнение ряда слов по звуковому составу.
г) Придумывание слов по данной схеме: . .к, . .т, и т.д.
д) Анализ слова типа САД, ЗУБ с указанием оглушения и подбором проверочного слова.
- Выделение мягкого согласного из слова.
а) Определение места мягкого согласного звука в слове с помощью пространственных предлогов ПОСЛЕ, ПЕРЕД, ЗА.
б) указание мягкого согласного в слове – называние картинкис помощью фишки, поставленной на слова.
в) Сравнительный анализ слова типа: стал-сталь, шест-шесть.
- Вычленение ударной гласной из слова.
а) Определение ударной гласной в словах, состоящих из одного закрытого слога: СУК.
б) Вычленение ударной гласной с указанием места звука (какой звук стоит после «С»?).
в) То же в более сложных словах.
г) Отобрать картинки, в названии которых есть заданный гласный звук и положить их под соответствующую букву.
д) Графический диктант с записью только гласных. (Подбираются слова, состоящие только из одного закрытого слога).
е) Вставить пропущенный ударный гласный в двусложные слова, состоящие из прямых слогов.
Развитие сложных форм фонематического анализа.
- Определение количества, последовательности, места звука в слове.
а) Определение количества звуков в слове – показ сигналами, цифрами.
б) Определение последовательности и места звука с помощью клеток.
в) Определение места показом цифры.
д) Какой звук 3-й?, 5-й?
е) «Путаница» - восстановление порядка звуков.
- Составление схемы слова.
__ __ о __ о (слово), __ а __ __.
Подбор картинок.
- Закрепление функций фонематического анализа слов.
а) Составление слов.
б) Сравнение слов.
в) Вставка букв.
г) Подбор слов со звуком в начале, середине, конце или вторым в слове и т.д.
д) Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.
е) Добавление звуков к слогу: па . - пар
па … - парад
па .. - пара
ж) Подбор слов с определенным количеством звуков.
з) Подбор слов на каждый звук данного слова: ДОМ (дым-он-мост)
и) Преобразование слов с добавлением звука: к+рот, д+вор, ш+утки, или в конце: пол+к, рыба+к.
к) Преобразовать слово, заменив одну букву: лук-сук-жук, мак-рак-лак-бак.
л) Фонематический анализ слов, в которых последовательно пропускается то одна, то другая буква.
м) Получение новых слов путем перестановки звуков: пила-липа.
н) Составление слов по данному количеству слов, черточек, точек.
о) «Перевертыши»: нос-сон, кот-ток.
п) Подбор картинок с определенным количеством звуков в названии.
Слоговой анализ и синтез.
- Расчленение слов на слоги с отбиванием такта и последующей послоговой записью.
- Воспитание четкого ритмического произношения слова с отбиванием такта.
- Определение количества слогов в слове.
- Определение последовательности слогов в слове.
- Отбор картинок с заданным количеством слогов.
- Составление слов из слогов.
- Определить слово по ритмическому рисунку.
- Графический диктант по количеству слогов.
- Произнесение слова по слогам.
- Преобразование слов путем перестановки слогов: ка-мыш, бан-ка.
- Увеличение или уменьшение количества слогов в слове для образования новых слов: ку+сок, фа+соль, пол+ка, чай+ник.
- Замена в словах одних слогов другими: кры-са/ша/, у-сы/ши/.
- Добавление слогов с данным звуком.
- Восстановление нарушенного порядка слогов для получения слова.
- Составление слов по выделенным слогам.
- Преобразование односложных слов в 2-х – 3-х сложные.
- Придумывание ряда слов, у которых последний слог одного слова становится первым слогом другого слова /цепочка/.
- Подобрать слова с последовательно увеличивающимся количеством слогов /лесенка/.
- В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется /ро-за, ры-ба/.
- Преобразование слов с помощью суффиксов и приставок. Сравнительный анализ их состава и смысла.
- Подбор слов на заданный слог.
- Составление слов из ряда данных слогов.
- К данному слогу прибавить различные слоги: му-ка, му-ха.
- К данным разным слогам прибавлять один и тот же слог: бул-ка, лож-ка.
- Вставить пропущенный слог.
- Составить по образцу слова с данной приставкой и новой основой: по-вёл, по-казал, по-катал…
- Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества слогов /2 – 3/.
- Графический диктант.
- Слоговое лото.
- Ребусы /путаница слогов/.
- Игры «Лови – говори», «Составь слово».
- Сравнение слов сходной структуры: мишка-миска.
Анализ предложения.
- Повторение ряда слов в данной последовательности.
- Называние картинок в порядке их показа.
- Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.
- Записать предложение, в котором одно из слов заменено картинкой.
- Определение границ предложений в слитном тексте.
- Упражнение, требующее разделить текст на предложения, обозначить начало большой буквой, конец – точкой.
- Составление простых нераспространенных предложений из 2-х слов по картинкам.
- Составление схемы предложения: Летит самолет.
1. ___________.
2. ___ _______.
3. _ _ _ _ _ .
- Составление предложения из 2-х – 3-х слов по картинкам или вопросам.
- Распространение предложений с составлением схемы.
- Составление предложений с предлогами: в, у, на, за, к, с, над, под по картинкам.
- Определить количество слов в предложении, их последовательность и место слова с помощью цифр и пространственных предлогов.
- Восстановить в предложении пропущенное слово, указав его место.
- Составить предложение по картинке с определенным количеством слов.
- Составить предложение по данной схеме.
- Отобрать предложение из данных, в соответствии с определенной схемой.
- Составить предложение из слов, данных в разбивку.
- Графический диктант.
- Свободный диктант. Диктуются сразу два предложения. Разделить их на письме.
Такая система работы способствует преодолению нарушений различных форм языкового анализа и синтеза.
ЛИТЕРАТУРА.
.
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, М., 1989.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников», М., 1983.
- Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы», М., 1984.
- «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под ред. Проф. Селиверстова В.И. М., 1997.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Союз 2003.
- «Коррекция нарушений письменной речи» под ред. Н.Н. Яковлевой СПб 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса
Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Тема: Слоги. Дифференциация одно- двух-трехсложных слов. Лексическая тема- Деревья....
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.
Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....
Задания для фронтальной работы в классе. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (начальные классы)
Задания для фронтальной работы в классе. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза...
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....