Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) для 1 класса
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Комиссарова Елена Вячеславовна

Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана для 1 дополнительного класса. Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. Многие учащиеся испытывают трудности в обозначении звука буквой, составлении звуко-буквенных моделей слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nfva.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА, СИНТЕЗА

1 ДОП. КЛАСС (ПРОГРАМА 7.2)

1 час в неделю (33 часа в год)

Пояснительная записка

Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.

Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. Многие учащиеся испытывают трудности в обозначении звука буквой, составлении звуко-буквенных моделей слов.

Актуальность проблемы формирования навыков языкового анализа и синтеза у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Программа может быть реализована с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного образования.

Цель: Создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования навыка языкового анализа и синтеза.

Задачи:

  1. Развитие неречевых психических функций.
  2. Развитие мелкой моторики.
  3. Обучение простым форам языкового анализа и синтеза.
  4. Обучение сложным формам языкового анализа и синтеза.
  5. Обучение выполнению различных операций со звуко-буквенным образом слова.
  6. Расширение и активизация словаря.
  7. Развитие грамматического строя и связной речи.

Планируемые результаты освоения программы по предупреждению нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Различать понятия «звук» и «буква».
  2. Различать понятия «гласный и согласный звуки».
  3. Выделять слово из предложения.
  4.  Выделять слог из слова, звук из слога.
  5. Определять наличие и место звука в звуковом ряду, слоге, слове.
  6. Выделять и анализировать слогослияния в слове.
  7. Анализировать односложные и двусложные слова без стечения согласных.
  8. Записывать односложные и двусложные слова без стечения согласных.

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Выделять  предложение из  текста  (2 – 4 предложения).
  2. Дифференцировать  предложение – слово – слог – звук.
  3. Дифференцировать  звонкие – глухие,  твердые – мягкие согласные  по  артикуляторно – акустическим  признакам.
  4. Составлять простые по структуре слова из заданных букв и записывать их.
  5. Составлять предложения из 3-4 слов с опорой на картинки с направляющей помощью.

Форма контроля результативности коррекции устной и письменной речи:

  1. Обследование и контроль  состояния устной и письменной речи  учащихся 1-4 классов 2 раза в год (сентябрь, май),

определение  речевого статуса учащихся, формирование групп для нуждающихся в постоянной логопедической помощи и кандидатов на логопедические занятия (сентябрь),

сравнительный мониторинг качественных изменений речи обучающихся, определение перспективы дальнейшего речевого развития каждого учащегося (май)

приложение № 1 речевая карта 1-5, тексты диктантов, списывания по классам

приложение № 1* речевая карта 1-4, тексты диктантов, списывания по классам

приложение № 2 таблица: сравнительный анализ распространённости специфических ошибок письма (сентябрь-май)

  1. Обследование процесса чтения, анализ его формирования и развития у учащихся 1 классов 1 раз в год (май), у учащихся 1(второй год обучения) – 4 классов 3 раза в год (сентябрь-декабрь-май):

своевременное установление причин  и анализ проблем чтения у конкретного ученика;  поиск и применение индивидуальных методов и приёмов преодоления возникшей проблемы

приложение № 3: индивидуальная карта по исследованию процесса чтения, сводная ведомость результатов проверки техники чтения по классу

3. Итоговое обследование письменной речи обучающихся 1-4 классов (май) – приложение № 4

1 доп. класс: Более развит языковой анализ, чем синтез. Фонематическое восприятие и различение свистящих, шипящих звуков, аффрикат в звуковом ряду, словах затруднено.

Содержание

Развитие психо-моторных функций

  1. Формирование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание, память.
  2. Обучение пониманию и удерживанию логической последовательности слухового, зрительного, моторного рядов.
  3. Развитие умения прослеживать движения руки, предмета, строки.

Развитие первоначальной функции языкового  анализа

  1. Формирование первоначального понятия о предложении.
  2. Формирование первоначального понятия о слове.
  3. Формирование первоначального понятия о слоге.
  4. Дифференциация понятий  «предложение – слово – слог».

Развитие фонематического восприятия и анализа

  1. Звуки речи и буквы.
  2. Фонематический анализ слов (простые и сложные формы звукового анализа).
  3. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных на слух и в произношении.
  4. Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2-го ряда, буквы «Ь»)
  5. Выделение звука в слогослиянии и из всех слияний.
  6. Чтение слогослияния с опорой на гласную.

7. Написание слов различной степени сложности с опорой на проговаривание.

Развитие лексико-грамматического строя речи  *

  1. Расширение и активизация словаря.
  2. Составление по 1 предложению к каждой сюжетной картинке из серии с опорой на наводящие вопросы.

* Работа  по  развитию связной речи  ведется  на  каждом  занятии.

При реализации программы могут быть использованы образовательные платформы Zoom.ru, Сферум, трансляция в YouTube, infourok.ru, znaika.ru, leaningApps.org., logoburg.com.

Календарно-тематическое планирование занятий по предупреждению

нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза

Группа 1

чт

Дата план

Дата факт


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

I.

Обследование

3

1.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

2.

Обследование лексического строя речи.

1

3.

Обследование грамматического строя речи.

1

II.

Развитие психомоторных функций

3

1.

Формирование умения концентрировать произвольное слухо-речевое внимание, память.

1

2.

Формирование умения концентрировать произвольное зрительное внимание, память.

1

3.

Развитие умения прослеживать движения руки, предмета, строку.

1

III.

Развитие первоначальной функции языкового анализа, синтеза

9

1.

Формирование первоначального понятия о предложении.

2

2.

Формирование первоначального понятия о слове.

2

3.

Формирование первоначального понятия о слоге.

2

4.

Дифференциация понятий «предложение-слово-слог».

3

IV.

Развитие фонематического восприятия и анализа

16

1.

Формирование понятия о звуках речи.

1

2.

Обучение дифференциации звуков и букв.

2

3.

Развитие умения воспринимать на слух заданный звук.

1

4.

Дифференциация гласных и согласных с опорой на их отличительные признаки: наличие преграды.

2

5.

Определение места заданного звука в звуковом ряду, слоге.

1

6.

Определение места заданного звука в слове.

1

7.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слове с опорой на слух и в произношении.

1

8.

Дифференциация звонких и глухих согласных в слове с опорой на слух и в произношении.

1

9.

Выделение звука в слогослиянии и из всех слияний.

1

10.

Чтение слогослияния с опорой на гласную.

1

11.

Анализ звукового состава односложных слов.

1

12.

Анализ звукового состава двусложных слов.

1

13.

Написание односложных слов с опорой на проговаривание (выделение гласной).

1

14.

Написание двусложных слов с опорой на проговаривание (выделение гласной).

1

V.

Обследование

2

1.

Обследование языкового анализа и синтеза.

1

2.

Обследование лексико-грамматического строя речи.

1

33 часа

Итого часов

132 часа

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение,  2015.
  2. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция оптической дисграфии. // М., 2006.
  4. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников  с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
  5. Коррекция нарушений письменной речи / под. ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.

Список литературы  (дополнительный)

  1. Власова Т.А., Певзнер М.Ф. Дети с временными задержками в развитии. // М., Педагогика, 1971.
  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. // М., Просвещение, 1991.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения у детей. //СПб, Издательский дом МиМ, 1997.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. // М., Владос, 2004.
  5. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. // СПб, Детство-Пресс, 2004.
  6. Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000.

Электронные образовательные ресурсы

  1. infourok.ru
  2. znaika.ru
  3. learningApps.org
  4. logoburg.com


Лист корректировки рабочей программы

№ занятия

дата

изменения

обоснование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...

Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.

Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного ...

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...