Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) для 1 класса
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Программа по коррекции нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) разработана для 1 дополнительного класса. Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. Многие учащиеся испытывают трудности в обозначении звука буквой, составлении звуко-буквенных моделей слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nfva.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА, СИНТЕЗА
1 ДОП. КЛАСС (ПРОГРАМА 7.2)
1 час в неделю (33 часа в год)
Пояснительная записка
Для первоклассников с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности.
Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного формирования навыка чтения и письма часто недостаточно. Многие учащиеся испытывают трудности в обозначении звука буквой, составлении звуко-буквенных моделей слов.
Актуальность проблемы формирования навыков языкового анализа и синтеза у первоклассников обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
Программа может быть реализована с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного образования.
Цель: Создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования навыка языкового анализа и синтеза.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие мелкой моторики.
- Обучение простым форам языкового анализа и синтеза.
- Обучение сложным формам языкового анализа и синтеза.
- Обучение выполнению различных операций со звуко-буквенным образом слова.
- Расширение и активизация словаря.
- Развитие грамматического строя и связной речи.
Планируемые результаты освоения программы по предупреждению нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Различать понятия «звук» и «буква».
- Различать понятия «гласный и согласный звуки».
- Выделять слово из предложения.
- Выделять слог из слова, звук из слога.
- Определять наличие и место звука в звуковом ряду, слоге, слове.
- Выделять и анализировать слогослияния в слове.
- Анализировать односложные и двусложные слова без стечения согласных.
- Записывать односложные и двусложные слова без стечения согласных.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Выделять предложение из текста (2 – 4 предложения).
- Дифференцировать предложение – слово – слог – звук.
- Дифференцировать звонкие – глухие, твердые – мягкие согласные по артикуляторно – акустическим признакам.
- Составлять простые по структуре слова из заданных букв и записывать их.
- Составлять предложения из 3-4 слов с опорой на картинки с направляющей помощью.
Форма контроля результативности коррекции устной и письменной речи:
- Обследование и контроль состояния устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2 раза в год (сентябрь, май),
определение речевого статуса учащихся, формирование групп для нуждающихся в постоянной логопедической помощи и кандидатов на логопедические занятия (сентябрь),
сравнительный мониторинг качественных изменений речи обучающихся, определение перспективы дальнейшего речевого развития каждого учащегося (май)
приложение № 1 речевая карта 1-5, тексты диктантов, списывания по классам
приложение № 1* речевая карта 1-4, тексты диктантов, списывания по классам
приложение № 2 таблица: сравнительный анализ распространённости специфических ошибок письма (сентябрь-май)
- Обследование процесса чтения, анализ его формирования и развития у учащихся 1 классов 1 раз в год (май), у учащихся 1(второй год обучения) – 4 классов 3 раза в год (сентябрь-декабрь-май):
своевременное установление причин и анализ проблем чтения у конкретного ученика; поиск и применение индивидуальных методов и приёмов преодоления возникшей проблемы
приложение № 3: индивидуальная карта по исследованию процесса чтения, сводная ведомость результатов проверки техники чтения по классу
3. Итоговое обследование письменной речи обучающихся 1-4 классов (май) – приложение № 4
1 доп. класс: Более развит языковой анализ, чем синтез. Фонематическое восприятие и различение свистящих, шипящих звуков, аффрикат в звуковом ряду, словах затруднено.
Содержание
Развитие психо-моторных функций
- Формирование умения концентрировать произвольное слухо-речевое и зрительное внимание, память.
- Обучение пониманию и удерживанию логической последовательности слухового, зрительного, моторного рядов.
- Развитие умения прослеживать движения руки, предмета, строки.
Развитие первоначальной функции языкового анализа
- Формирование первоначального понятия о предложении.
- Формирование первоначального понятия о слове.
- Формирование первоначального понятия о слоге.
- Дифференциация понятий «предложение – слово – слог».
Развитие фонематического восприятия и анализа
- Звуки речи и буквы.
- Фонематический анализ слов (простые и сложные формы звукового анализа).
- Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных на слух и в произношении.
- Обозначение мягкости согласных на письме (посредством гласных 2-го ряда, буквы «Ь»)
- Выделение звука в слогослиянии и из всех слияний.
- Чтение слогослияния с опорой на гласную.
7. Написание слов различной степени сложности с опорой на проговаривание.
Развитие лексико-грамматического строя речи *
- Расширение и активизация словаря.
- Составление по 1 предложению к каждой сюжетной картинке из серии с опорой на наводящие вопросы.
* Работа по развитию связной речи ведется на каждом занятии.
При реализации программы могут быть использованы образовательные платформы Zoom.ru, Сферум, трансляция в YouTube, infourok.ru, znaika.ru, leaningApps.org., logoburg.com.
Календарно-тематическое планирование занятий по предупреждению
нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза
Группа 1 чт | ||||
Дата план | Дата факт | № | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I. | Обследование | 3 | ||
1. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 | ||
2. | Обследование лексического строя речи. | 1 | ||
3. | Обследование грамматического строя речи. | 1 | ||
II. | Развитие психомоторных функций | 3 | ||
1. | Формирование умения концентрировать произвольное слухо-речевое внимание, память. | 1 | ||
2. | Формирование умения концентрировать произвольное зрительное внимание, память. | 1 | ||
3. | Развитие умения прослеживать движения руки, предмета, строку. | 1 | ||
III. | Развитие первоначальной функции языкового анализа, синтеза | 9 | ||
1. | Формирование первоначального понятия о предложении. | 2 | ||
2. | Формирование первоначального понятия о слове. | 2 | ||
3. | Формирование первоначального понятия о слоге. | 2 | ||
4. | Дифференциация понятий «предложение-слово-слог». | 3 | ||
IV. | Развитие фонематического восприятия и анализа | 16 | ||
1. | Формирование понятия о звуках речи. | 1 | ||
2. | Обучение дифференциации звуков и букв. | 2 | ||
3. | Развитие умения воспринимать на слух заданный звук. | 1 | ||
4. | Дифференциация гласных и согласных с опорой на их отличительные признаки: наличие преграды. | 2 | ||
5. | Определение места заданного звука в звуковом ряду, слоге. | 1 | ||
6. | Определение места заданного звука в слове. | 1 | ||
7. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных в слове с опорой на слух и в произношении. | 1 | ||
8. | Дифференциация звонких и глухих согласных в слове с опорой на слух и в произношении. | 1 | ||
9. | Выделение звука в слогослиянии и из всех слияний. | 1 | ||
10. | Чтение слогослияния с опорой на гласную. | 1 | ||
11. | Анализ звукового состава односложных слов. | 1 | ||
12. | Анализ звукового состава двусложных слов. | 1 | ||
13. | Написание односложных слов с опорой на проговаривание (выделение гласной). | 1 | ||
14. | Написание двусложных слов с опорой на проговаривание (выделение гласной). | 1 | ||
V. | Обследование | 2 | ||
1. | Обследование языкового анализа и синтеза. | 1 | ||
2. | Обследование лексико-грамматического строя речи. | 1 | ||
33 часа | Итого часов | 132 часа |
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2015.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. // Ярославль, Академия развития, 2006.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа синтеза. Коррекция аграмматической дисграфии. Коррекция акустической дисграфии. Коррекция оптической дисграфии. // М., 2006.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. // М., Аркти, 2005.
- Коррекция нарушений письменной речи / под. ред. Яковлевой Н.Н.. // СПб, 2007.
Список литературы (дополнительный)
- Власова Т.А., Певзнер М.Ф. Дети с временными задержками в развитии. // М., Педагогика, 1971.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. // М., Просвещение, 1991.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения у детей. //СПб, Издательский дом МиМ, 1997.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. // М., Владос, 2004.
- Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. // СПб, Детство-Пресс, 2004.
- Скворцова И.В. Система работы по коррекции речи у детей с задержкой психического развития. // СПб,2000.
Электронные образовательные ресурсы
- infourok.ru
- znaika.ru
- learningApps.org
- logoburg.com
Лист корректировки рабочей программы
№ занятия | дата | изменения | обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...
Методическое пособие по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза у учеников начальных классов.
Методическая разработка содержит материал для практичкской работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Материал может быть полезен учителям-логопедам и учителям начальных классов...
Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.
laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...
ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Известно, что требования к поступающим в 1 класс детям сегодня возросли. Программа обучения усложнена и насыщена разнообразным материалом. Для первоклассников с ЗПР время, отведенное для полноценного ...
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
- Мне нравится (1)