Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [в, в' – ф, ф']и букв В, Ф».
план-конспект по логопедии
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация звуков [в, в' – ф, ф']и букв В, Ф».
Подготовила: педагог-логопед
Осенчугова А. А.
2015 г.
Цель: дифференциация звуков [в, в' – ф, ф'] и букв В, Ф.
Задачи:
1. Обучающие: дифференциация звуков [в] — [ф] на слух и в произношении на материале слов; дифференциация букв В и Ф на письме.
2. Коррекционно-развивающие: развитие внимания, самоконтроля, логического мышления, развитие моделирования.
3. Воспитательные: развитие самоконтроля при помощи тактильных ощущений, развитие усидчивости и самостоятельности.
Оборудование: презентация «Вставь пропущенную букву», предметные картинки, фасоль, текст, насыщенный буквами В и Ф, загадки, конверты с заданиями, ноутбук.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Логопед: Здравствуй, Миша. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся.
Миша: Здравствуйте.
Логопед: У нас есть ещё гости. Давай откроем дверь и посмотрим, кто к нам пришёл.
Открывается дверь и входят звуки [в] и [ф].
1. Кто здесь учит звуки
Без устали и скуки?
Мы пришли тебе помочь
И науку превозмочь!
2. Есть буквы и звуки.
И ты их не путай!
Букву можно написать,
Букву можно прочитать.
1. Ну,а звук ты не увидишь,
На бумаге не напишешь.
Звуки можешь слышать ты,
А еще произнести.
2. Мы — два звука разные,
Хоть оба и согласные.
1. Я — звук «в», звук звонкий!
И, конечно, громкий!
Волк, ворона, воробей -
Говори и не робей!
2. А я — звук «ф», глухой и тихий,
Словно ежик в норке фыркнул.
Фартук, форточка, фонарик.
«Ф» - как будто сдутый шарик.
1. Не с пустыми мы руками —
Принесли тебе заданья.
Ты конверты открывай
И заданья выполняй!
2. Ждет тебя потом сюрприз,
Ты получишь сладкий приз!
Наш подарок ты возьмешь,
И в подарке нас найдешь!
1. Ну, а нам уже пора.
Ждет нас в школе детвора.
2. А ты нас не забывай
И почаще повторяй!
Звуки уходят.
Логопед: Вот сколько заданий оставили тебе наши гости-звуки [в] и [ф]. И чтобы получить от них подарок ты должен постараться выполнить все задания без ошибок. А я тебе помогу.
Но прежде, чем приступить к заданиям мы должны вспомнить, чем отличаются звуки [в] и [ф] друг от друга.
Миша: звук [в] – звонкий, а звук [ф] - глухой.
Логопед: Правильно. А как мы можем это проверить?
Миша: мы можем приложить руку к горлышку. Если оно вибрирует, значит мы произносим звонкий звук, а если нет – то глухой.
Логопед: Давай проверим.
Произносятся звуки [в] и [ф] с тактильным контролем.
II. Основная часть занятия.
Задание 1.
Логопед: Чтобы открыть конверт с заданием ты должен отгадать загадку и найти слово-отгадку на конверте.
Итак, первая загадка.
«Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома.
Как-кар-кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её ...».
Миша: Ворона.
Правильно. Теперь давай откроем конверт, на котором нарисована ворона. Слушай, какое задание приготовили тебе звуки.
Найди картинки, в которых есть звук [в] и отложи их вправо, а потом найди картинки со звуком [ф] и отложи их влево.
Логопед: Миша, ты понял задание? Давай его выполнять.
Выполняется задание с проговариванием звуков [в] и [ф].
Логопед: С первым заданием ты справился. Давай приступим к следующему. Отгадывай загадку.
Задание 2.
«Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Это вкусные продукты
Вместе все зовутся …».
Миша: Фрукты.
Логопед: Правильно. Ищи конверт с изображением фруктов. Давай прочитаем задание.
«Вставь пропущенные буквы».
Это задание мы будем выполнять при помощи компьютера.
Презентация «Вставь пропущенные буквы В и Ф».
Логопед: И с этим заданием ты справился правильно. Давай открывать следующий конверт.
Задание 3.
«У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – синий - красный …»
Миша: флаг.
Физминутка.
Логопед: Слушай задание.
«Игра с мячом. Придумай слова, которые начинаются на звук [в]»
Тоже самое со звуком [ф].
Логопед и ребёнок по очереди называют слова и перекидывают друг другу мяч.
Задание 4.
«Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Это вкусное …»
Миша: варенье.
Логопед: Правильно. Давай открывать следующий конверт.
Задание: моделирование букв В и Ф при помощи фасоли.
Ребёнок выкладывает буквы В и В на парте из фасоли.
Логопед: А какой первый звук в слове «фасоль»?
Миша: звук [ф].
Логопед: Молодец. Это звук [ф], который обозначается на письме буквой Ф, которую мы с тобой выложили.
У нас остался последний конверт. Давай его откроем.
Задание 5.
«Всё время он по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Из кустов зубами щёлк,
Кто скажи-ка это…?»
Логопед: давай прочитаем задание.
«В данных предложениях зачеркни букву В и обведи букву Ф. Постарайся сделать как можно меньше ошибок».
У куклы фата из ваты.
На софе сидит сова.
Филька кушает вилкой.
Ваня купил варенье и фрукты.
Валя показывает фокусы.
Валя - фокусник.
У Вали фикус.
У Вовы фиалки.
У Фени васильки.
Вова идет на фабрику.
Вова знает буквы алфавита.
Валя вышивает фартук.
Ваня развернул конфету.
В саду цветут фиалки.
Федя несет графин с водой.
В комнату через форточку влетел воробей.
Мама связала дочери тёплый шарф.
Валя моет вилки.
Вова видел грифов.
На софе - сова.
Логопед: Молодец, ты допустил небольшое количество ошибок. Давай ещё раз вспомним при помощи каких звуков мы обозначаем буквы В и Ф?
Миша: Звуки [в] и [ф].
III. Итог занятия.
Логопед: Миша, ты хорошо справился со всеми заданиями. Поэтому я могу вручить тебе подарок от звуков.
Сверху ромбиком узоры,
А начинка в них внутри,
Быстро чайные приборы
В кухне с полочки бери.
Их мы к чаю предлагаем
Деду и младенцу.
И в их честь мы называем
Часто полотенца.
Логопед: наши звуки приготовили тебе в подарок вафли. И в слове вафли есть звуки, которые приходили сегодня к тебе в гости. Какие это звуки?
Миша: [в] и [ф].
Логопед: правильно. Сегодня наше занятие подошло к концу. Говори всем до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"
Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].
Тема логопедического занятия: «Дифференциация звуков[Ч] - [Щ]».. В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П
Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"
Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...
Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков (з) и (с)".
Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков (з)-(с) написан для учащихся 5-ых классов специальной коррекционной школы VIII вида. У учащихся с нарушением интеллекта нарушена регуляция эмоций, низки...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "
Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Т’. Буква Тт "...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...