Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.
статья по логопедии
Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становится возможным, когда речевое развитие происходит своевременно. Ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной.
При обучении чтению детей с речевой патологией, в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, в процессе овладения этим навыком возникает ряд трудностей. Несформированность фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, слоговой наполняемости слов, недостаточное развитие лексических и грамматических средств языка, неизбежно приводят к определённым сложностям в освоении навыков чтения.
В связи с этим, традиционная для наших школ аналитико – синтетическая методика обучения чтению не всегда бывает эффективной. Становится ясной необходимость введения и других методов, которые в наибольшей степени соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи особую важность приобретают глобальный и полуглобальный (послоговой) методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_variativnost_metodov_obucheniya_chteniyu_-_kopiya.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативность методов обучения чтению детей
с нарушениями речевого развития.
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. От того, насколько качественно сформирован этот навык на начальных этапах, зависит успех всего дальнейшего обучения.
Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния). В итоге, приобретя элементарные технические навыки чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний.
Всё это становится возможным, когда речевое развитие происходит своевременно. Ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной.
Если же говорить об обучении чтению детей с речевой патологией, то в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, в процессе овладения этим навыком возникает ряд трудностей. Несформированность фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, слоговой наполняемости слов, недостаточное развитие лексических и грамматических средств языка, неизбежно приводят к определённым сложностям в освоении навыков чтения.
В связи с этим, традиционная для наших школ аналитико – синтетическая методика обучения чтению не всегда бывает эффективной. А. Н. Корнев отмечает, что успешно она работает тогда, когда ребёнок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми метаязыковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 7 годам. Если же ребёнок не усвоил все эти механизмы, то данный метод обучения в полном объёме будет ему недоступен, а значит, не удовлетворит в нужной мере требования современной школы. Становится ясной необходимость введения и других методов, которые в наибольшей степени соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи особую важность приобретают глобальный и полуглобальный (послоговой) методы.
Метод целых слов (глобального чтения) – один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Графическое изображение слова воспринимается как идеограмма. Значение слова подкрепляется картинкой. В течение 2 – 3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается звуко – буквенный анализ,буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.
Метод, в основе которого лежат идеи американского нейрофизиолога Глена Домана, в России с начала прошлого века успешно применяется в обучении чтению глухих и слабослышащих детей, начиная с раннего дошкольного возраста. При этом исследователи (М.Е.Хватцев, К.В. Комаров, Л.П. Носенко, Л.А. Головчиц и др.) отмечают, что механизмы глобального чтения, которые у большинства дошкольников с нарушениями слуха формируются к трем-четырем годам, становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением.
Позднее его стали использовать в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также для работы с детьми с РАС и детьми с речевыми нарушениями.
Авторы , предложившие систему работы в рамках глобального метода ( Зыкова, Корсунская, Резниченко), отмечают несомненные плюсы :
- Способствует развитию внимания
- Увеличивает объём зрительной и слуховой памяти
- Обогащает словарь ребёнка
Однако, применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи, метод остаётся на правах вспомогательного, т.к. имеет ряд существенных недостатков:
- пассивность ребёнка: от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного, просто показывают карточку.
- ребенку необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не все смогут это сделать.
- методика рассчитывалась для обучения чтению на английском языке, а русское словообразование сильно отличается от английского. В английском нет падежей и родов, а все возможности русского языка нереально разместить на карточках.
Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А.Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981).
Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.
Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце XIX в. К.Г.
Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.
Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный метод
разработан и представлен авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.
Эффективность метода полуглобального чтения в коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями
- Облегчает детям усвоение навыка слогового чтения даже при невысоком уровне владения фонематическим анализом. Он обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.
- Даёт ребёнку возможность одновременно овладевать грамотой и речью. В случаях тяжёлой речевой патологии, когда устной речью ребенок фактически не овладел, именно графическое отображение фонем языка дает ему толчок к усвоению языковой системы. Резниченко рекомендует использовать метод в качестве основного на первых этапах работы с детьми с моторной алалией.
- Облегчает формирование правильного ритмического рисунка речи, а также снижает «страх речи» у детей с заиканием , сопровождающий в большинстве случаев запинки в речи. Резниченко говорит о хорошем психотерапевтическом эффекте метода, т.к. ребёнок не фиксирует внимание на своем дефекте, у него появляется ощущение, что он делает успехи.
- Помогает преодолеть трудности в овладении навыком чтения детям с дислексией
- Помогает в случаях, когда навык чтения формируется и автоматизируется медленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....
Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии
Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...
Обучение чтению детей с нарушениями интеллекта
Система упражнений по формированию навыков чтения у детей начальных классов с нарушениями интеллекта...
Применение в учебной деятельности активных методов обучения у детей с нарушением слуха.
Статья посвещена активным методом обчения, которые можно эффективно применять при обучении детей с нарушением слуха....
Научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием
В данном материале представлены научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием...
Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.
Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...