Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.
статья по логопедии

Подлеснова Юлия Александровна

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становится возможным, когда речевое развитие происходит  своевременно. Ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной.

При обучении чтению детей с речевой патологией, в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, в процессе овладения этим навыком возникает ряд трудностей. Несформированность фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, слоговой наполняемости слов, недостаточное развитие лексических и грамматических средств языка, неизбежно приводят к определённым сложностям в освоении навыков чтения.

В связи с этим, традиционная для наших школ аналитико – синтетическая методика обучения чтению не всегда бывает эффективной. Становится ясной необходимость введения и других методов, которые в наибольшей степени соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи особую важность приобретают глобальный и полуглобальный (послоговой) методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_variativnost_metodov_obucheniya_chteniyu_-_kopiya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

                              Вариативность методов обучения чтению детей

                                     с нарушениями речевого развития.

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе. От того, насколько качественно сформирован этот навык на начальных этапах, зависит успех всего дальнейшего обучения.

Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния). В итоге, приобретя элементарные технические навыки чтения,  ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний.

Всё это становится возможным, когда речевое развитие происходит  своевременно. Ребенок начинает осваивать письменную речь, уже в достаточной степени владея устной.

Если же говорить об обучении чтению детей с речевой патологией, то в зависимости от степени выраженности речевых нарушений, в процессе овладения этим навыком возникает ряд трудностей. Несформированность фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, слоговой наполняемости слов, недостаточное развитие лексических и грамматических средств языка, неизбежно приводят к определённым сложностям в освоении навыков чтения.

  В связи с этим, традиционная для наших школ аналитико – синтетическая методика обучения чтению не всегда бывает эффективной. А. Н. Корнев отмечает, что успешно она работает тогда, когда ребёнок достиг высокого уровня осознания языковой стороны речи, овладел необходимыми метаязыковыми навыками и имеет весь комплекс психологических и языковых предпосылок, обычно складывающихся у большинства детей к 7 годам. Если же ребёнок не усвоил все эти механизмы, то данный метод обучения в полном объёме будет ему недоступен, а значит, не удовлетворит в нужной мере требования современной школы. Становится ясной необходимость введения и других методов, которые в наибольшей степени соответствовали бы психофизиологическим особенностям детей. Применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи особую важность приобретают глобальный и полуглобальный (послоговой) методы.

Метод целых слов (глобального чтения) – один из методов обучения грамоте, по которому чтение начинается с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Графическое изображение слова воспринимается как идеограмма. Значение слова подкрепляется картинкой. В течение 2 – 3 месяцев учащиеся запоминают около 150 слов, тогда начинается звуко – буквенный анализ,буквы связываются с обозначаемыми ими звуками. Достоинство метода в том, что он позволяет сразу ввести в круг чтения детей значительное количество слов, необходимых для образовательных целей.

Метод, в основе которого лежат идеи американского нейрофизиолога Глена Домана, в России с начала прошлого века успешно применяется в обучении чтению глухих и слабослышащих детей, начиная с раннего дошкольного возраста. При этом исследователи (М.Е.Хватцев, К.В. Комаров, Л.П. Носенко, Л.А. Головчиц и др.) отмечают, что механизмы глобального чтения, которые у большинства дошкольников с нарушениями слуха формируются к трем-четырем годам, становятся основой развития речи и последующего овладения аналитическим чтением.

Позднее его стали использовать в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также  для работы с детьми с РАС и детьми с речевыми нарушениями.

Авторы , предложившие систему работы в рамках глобального метода ( Зыкова, Корсунская, Резниченко), отмечают несомненные плюсы :

  1. Способствует развитию внимания
  2. Увеличивает объём зрительной и слуховой памяти
  3. Обогащает словарь ребёнка

Однако, применительно к обучению чтению детей с нарушениями речи, метод остаётся на правах вспомогательного, т.к. имеет ряд существенных недостатков:

  1. пассивность ребёнка: от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного, просто показывают карточку.
  2.  ребенку необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не все смогут это сделать.
  3. методика рассчитывалась для обучения чтению на английском языке, а русское словообразование сильно отличается от английского. В английском нет падежей и родов, а все возможности русского языка нереально разместить на карточках.

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной произносительной единицей речи (Л.А. Чистович, В.А.Кожевников и др., 1965; Л.В. Бондарко, 1977; В.Б. Касевич, 1981).

Слоговые методы, в системе которых единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное сочетание букв как цельный графический элемент. Методы, близкие к слоговым, применялись в русской школе в сочетании со звуковыми методами.

Применять послоговой метод обучения в России предлагали еще в конце XIX в. К.Г.

Житомирский и А.И. Анастасиев, а позже, в 1924 г., — Ф.П. Мироносицкий. Слоговые таблицы и упражнения для запоминания слогов оказали положительное влияние на развитие методических приемов обучения чтению. Так как послоговой метод обучения чтению достаточно эффективен, хорошо работает в случаях, когда традиционный метод для ребенка слишком сложен или недоступен (раннее обучение чтению, трудности в обучении чтению традиционными методами, речевые нарушения, тугоухость, снижение интеллекта, сенсорные расстройства, особенности формирования речи в случаях РАС), постепенно стали формироваться различные методы послогового чтения.

Наиболее системно, обоснованно с научной точки зрения полуглобальный метод

разработан и  представлен  авторами Т.С. Резниченко, А. Н.Корневым. Методика работы предполагает демонстрацию чтения слогов без ознакомления с правилами чтения. Авторы предлагают опираться в работе на специальные приёмы, основным из которых является использование слоговых таблиц.

Эффективность метода полуглобального чтения в коррекционной работе с детьми с различными речевыми нарушениями

  1.   Облегчает детям усвоение навыка слогового чтения даже при невысоком уровне владения фонематическим анализом. Он обеспечивает возможность читать реальные, осмысленные фразы уже после освоения первых двух согласных.
  2. Даёт ребёнку возможность одновременно овладевать грамотой и речью. В случаях тяжёлой речевой патологии, когда устной речью ребенок фактически не овладел, именно графическое отображение фонем языка дает ему толчок к усвоению языковой системы. Резниченко рекомендует использовать метод в качестве основного на первых этапах работы с детьми с моторной алалией.
  3. Облегчает формирование правильного ритмического рисунка речи, а также снижает «страх речи» у детей с заиканием , сопровождающий в большинстве случаев запинки в речи. Резниченко говорит о хорошем психотерапевтическом эффекте метода, т.к. ребёнок не фиксирует внимание на своем дефекте, у него появляется ощущение, что он делает успехи.
  4. Помогает преодолеть трудности в овладении навыком чтения детям с дислексией
  5. Помогает в случаях, когда навык чтения формируется и автоматизируется медленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии

Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...

Обучение чтению детей с нарушениями интеллекта

Система упражнений по формированию навыков чтения у детей начальных классов с нарушениями интеллекта...

Применение в учебной деятельности активных методов обучения у детей с нарушением слуха.

Статья посвещена активным методом обчения, которые можно эффективно применять при обучении детей с нарушением слуха....

Научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием

В данном материале представлены научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием...

Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...