Обучение чтению детей с нарушениями интеллекта
статья по чтению

Дудина Наталья Александровна

Система упражнений по формированию навыков чтения у детей начальных классов с нарушениями интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. От того, как учащиеся овладевают навыками чтения, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации детей.

        Обучение чтению в коррекционной школе является одним из самых ответственных разделов обучения.

        В целом навык чтения складывается из двух факторов:  смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность,  выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

        Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1. Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи).

2. Слияние нескольких букв в слог (слогослияние).

3. Слияние нескольких слогов в слово.

4. Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

        Нарушения чтения особенно распространены у учащихся, обучающихся в коррекционных школах. В основном эти дети читают очень медленно.  Они допускают при чтении характерные ошибки: пропуск, замена, перестановка букв, слогов, искажают окончания, не дочитывают слова. Многие дети читают по догадке, испытывают трудности в слогослиянии, запоминании букв. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния затрудняют детям понимание прочитанного. В результате  у них складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

        Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны следующими причинами:

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • нарушением зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графомоторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
  • нарушением речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря.

В  процессе работы с учащимися начальных классов с нарушениями интеллекта большое внимание уделяю формированию функционального базиса чтения, что включает в себя систему упражнений, направленных  на коррекцию и развитие следующих функций:

1. Пространственного восприятия, пространственных представлений

  • усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри»,  «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести по шаблону три геометрических фигуры, расположенные  в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определеннее значки в соответствии  с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.

                   

                                                                     

5

121

                        ?                          ••

🏳                                 

  •  дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические  фигуры по устной инструкции учителя. Например:  «Положите перед собой зелёный квадрат, справа от него желтый треугольник, слева – красный прямоугольник. Над красным прямоугольником положите синий круг, под  зелёным квадратом -  красный треугольник.

По вопросам учителя рассказать, где находится та или иная фигура по отношению к другим фигурам.

  • дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические  фигуры по устной инструкции учителя. Например:  «Положите перед собой красный круг, синий квадрат, зелёный прямоугольник и т.д.» (до 10 фигур). Какая фигура 5, 8? Какая фигура лежит между красным кругом и зелёным  овалом? Какие фигуры лежит перед (после) желтого треугольника и т.п.
  • по речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с инструкцией.  По вопросам учителя рассказать, где находится та или иная фигура.
  • «Запомни сочетание фигур»

Доска разделена на шесть квадратов, в  2 (3, 4) расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети должны выложить на своих карточках такое же сочетание.

2. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

  • назвать предмет по контуру
  • Назвать недорисованные предметы
  • Назвать перечеркнутые изображения
  • Определить, что неправильно нарисовал художник
  • Дорисовать симметричное изображение
  • Составление разрезанных на части картинок
  • «Запомни и зарисуй»

Учащиеся в течение 7-10 сек. рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

  • «Запомни сочетание  фигур»
  •    Детям предлагается таблица, на которой изображены предметы, наложенные друг на друга. Дети должны выделить, показать и назвать все изображенные предметы.
  • Игра «Лабиринты»
  • Игра  «Размышляйка» -  разложить карточки в той последовательности, как рисовал художник.

3. Развитие слухового восприятия

  • Игра «Угадай, чей голосок»

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя узнай!

  • Игра «Улиточка»  

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я

4. Развитие слухового восприятия, фонематического анализа и синтеза

  • По первым звукам  названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. Например, учитель загадал слово кот. Последовательно называю слова : карандаш, ослик, торт.
  • Предлагаются предметные картинки. По первым (вторым) звукам названий отгадать зашифрованное слово.
  • По последним звукам заданных слов отгадать задуманное слово.
  • Задание «Наборщик». Предлагается слово, из букв которого составить новые слова.
  • «Отгадай слово». Из написанных на доске наборов букв составить слова.
  • «Неполные слова». Каждому учащемуся выдается листок с написанными словами, в которых пропущена одна буква. Нужно вставить пропущенные буквы.
  • «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.
  • «Составь новое слово».  Каждому учащемуся выдается листок с написанными словами. Нужно составить новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву).
  • Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

5. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

  • Физминутки на пересчет пальцев
  • Массаж подушечек пальцев рук (большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.)

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей, и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза, и ежа, Черепаху и ужа.

  • Поочередное соединение всех пальцев.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

  • Упражнение с мячом-ёжиком

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

  • Графический диктант в тетрадях под диктовку.
  • Графический диктант «Морской бой»

6. Развитие сукцессивных способностей

  • Повторение скороговорок,  чистоговорок
  • Копирование точек
  • Продолжение узора по образцу

7. Развитие слухоречевой памяти

  • «Слушай и повторяй»

Простучать по столу определённое число раз (ритм) и попросить повторить.

  • «Назови слова, которые запомнил»
  • «Эхо» - назвать слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.
  • «Цепочка» назвать слова на определенную тему ( первый ученик называет слово,  второй повторяет и добавляет свое и т.д.)

8. Развитие произвольного внимания

  • Игра «Пуговицы» . Первый игрок выкладывает на игровом поле пуговицы, второй должен повторить.
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра «Чего не стало?»
  • Игра «4-ый лишний»
  • Игра «Найди отличия»

Предлагаются задания: вычеркнуть только указанную букву; вычеркнуть буквы, которых больше, чем одна, из оставшихся букв составить слово.

        Кроме данных видов упражнений также использую в своей работе  следующие виды заданий, способствующие сформировать навык чтения, снизить эмоциональное напряжение при обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта:

1. Работа с таблицами Шульте;

2. Работа с поисковыми таблицами

-поиск слов по двум ориентировкам (ряд, столбик);

-поиск слов по одному ориентиру (или ряд, или столбик);

- поиск слов без указания ориентира

3. Работа с учебно-игровыми картами (назвать слова с определенным лексическим значением);

4. Прочитать текст с «зашифрованным» словом.

Например: Лось ест траву и КИВЕТ. А ещё, чтоб не болеть ему нужна ЛЬСО. НИКЛЕС принес в ЕСЛ соль.

5. Выполнить математическое действие и прочитать слово.

Например: ОН +М+ЛИ-МО+С-Н+А=

ОЛИ+С-О+ТИ-И=

        Данная система упражнений помогает учащимся начальных классов с нарушением интеллекта избежать трудностей при обучении чтению, вызывают положительные эмоции и способствует снятию эмоционального напряжения  во время обучения.

Список литературы:

  1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы и методики. Коррекционные упражнения. – М.: «Ось-89», 1999.
  2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.      
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Т.1. – М., 1956.
  4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. Санкт-Петербург: изд. «Гиппократ», 1995.
  5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: «Ось-89», 1999.
  6. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: «Школьная пресса», 2002.
  7. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
  8. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Учебное пособие./ под редакцией Пузанова Б.П. – М.: «Академия», 2000.
  9. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.:  Просвещение, 1986.
  10.  Рудченко Л.И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: изд. «Учитель», 2007.
  11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.      
  12.  В.Б. Эдигей «Новое чтение», Москва, УЦ Перспектива, 2007.
    Приложение

Поисковая   таблица

C:\Users\днс\Desktop\20150618_130842.jpg

Учебно-игровая  карта

C:\Users\днс\Desktop\20150618_130754.jpg

C:\Users\днс\Desktop\20150618_130813.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте для детей с нарушением интеллекта

Для обучающихся 1 классов с нарушениями интеллекта...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Обучение к грамоте детей с нарушением интеллекта

В современном мире актуальным стал вопрос о формировании к овладению грамотой детей умственной отсталостью.  Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей...

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...

Методы обучения детей с нарушениями интеллекта

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...