Обучение чтению детей с нарушениями интеллекта
статья по чтению
Система упражнений по формированию навыков чтения у детей начальных классов с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_uchashchihsya_s_narusheniyami_intellekta.docx | 1015.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. От того, как учащиеся овладевают навыками чтения, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего педагогического процесса, обеспечение социальной адаптации детей.
Обучение чтению в коррекционной школе является одним из самых ответственных разделов обучения.
В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1. Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи).
2. Слияние нескольких букв в слог (слогослияние).
3. Слияние нескольких слогов в слово.
4. Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Нарушения чтения особенно распространены у учащихся, обучающихся в коррекционных школах. В основном эти дети читают очень медленно. Они допускают при чтении характерные ошибки: пропуск, замена, перестановка букв, слогов, искажают окончания, не дочитывают слова. Многие дети читают по догадке, испытывают трудности в слогослиянии, запоминании букв. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у них складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны следующими причинами:
- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- нарушением зрительно-моторной координации;
- нарушением моторики, графомоторных навыков;
- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
- нарушением произвольного внимания;
- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
- нарушением сукцессивных функций: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
- нарушением речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря.
В процессе работы с учащимися начальных классов с нарушениями интеллекта большое внимание уделяю формированию функционального базиса чтения, что включает в себя систему упражнений, направленных на коррекцию и развитие следующих функций:
1. Пространственного восприятия, пространственных представлений
- усвоение понятий «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести по шаблону три геометрических фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определеннее значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.
5
121 |
? ••
🏳
- дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические фигуры по устной инструкции учителя. Например: «Положите перед собой зелёный квадрат, справа от него желтый треугольник, слева – красный прямоугольник. Над красным прямоугольником положите синий круг, под зелёным квадратом - красный треугольник.
По вопросам учителя рассказать, где находится та или иная фигура по отношению к другим фигурам.
- дети на партах последовательно выкладывают цветные геометрические фигуры по устной инструкции учителя. Например: «Положите перед собой красный круг, синий квадрат, зелёный прямоугольник и т.д.» (до 10 фигур). Какая фигура 5, 8? Какая фигура лежит между красным кругом и зелёным овалом? Какие фигуры лежит перед (после) желтого треугольника и т.п.
- по речевой инструкции учителя на карточке, разделенной на 6 квадратов, дети раскладывают цветные геометрические фигуры в соответствии с инструкцией. По вопросам учителя рассказать, где находится та или иная фигура.
- «Запомни сочетание фигур»
Доска разделена на шесть квадратов, в 2 (3, 4) расположены цветные геометрические фигуры. На запоминание дается 10 секунд. Дети должны выложить на своих карточках такое же сочетание.
2. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти
- назвать предмет по контуру
- Назвать недорисованные предметы
- Назвать перечеркнутые изображения
- Определить, что неправильно нарисовал художник
- Дорисовать симметричное изображение
- Составление разрезанных на части картинок
- «Запомни и зарисуй»
Учащиеся в течение 7-10 сек. рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем табличка убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.
- «Запомни сочетание фигур»
- Детям предлагается таблица, на которой изображены предметы, наложенные друг на друга. Дети должны выделить, показать и назвать все изображенные предметы.
- Игра «Лабиринты»
- Игра «Размышляйка» - разложить карточки в той последовательности, как рисовал художник.
3. Развитие слухового восприятия
- Игра «Угадай, чей голосок»
Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя узнай!
- Игра «Улиточка»
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я
4. Развитие слухового восприятия, фонематического анализа и синтеза
- По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово. Например, учитель загадал слово кот. Последовательно называю слова : карандаш, ослик, торт.
- Предлагаются предметные картинки. По первым (вторым) звукам названий отгадать зашифрованное слово.
- По последним звукам заданных слов отгадать задуманное слово.
- Задание «Наборщик». Предлагается слово, из букв которого составить новые слова.
- «Отгадай слово». Из написанных на доске наборов букв составить слова.
- «Неполные слова». Каждому учащемуся выдается листок с написанными словами, в которых пропущена одна буква. Нужно вставить пропущенные буквы.
- «Магнитофон». Учитель с паузами называет слоги, из которых ученики должны сложить слова.
- «Составь новое слово». Каждому учащемуся выдается листок с написанными словами. Нужно составить новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву).
- Учитель читает небольшой текст. Ученики должны хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
5. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.
- Физминутки на пересчет пальцев
- Массаж подушечек пальцев рук (большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её.)
Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей, и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза, и ежа, Черепаху и ужа.
- Поочередное соединение всех пальцев.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
- Упражнение с мячом-ёжиком
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
- Графический диктант в тетрадях под диктовку.
- Графический диктант «Морской бой»
6. Развитие сукцессивных способностей
- Повторение скороговорок, чистоговорок
- Копирование точек
- Продолжение узора по образцу
7. Развитие слухоречевой памяти
- «Слушай и повторяй»
Простучать по столу определённое число раз (ритм) и попросить повторить.
- «Назови слова, которые запомнил»
- «Эхо» - назвать слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.
- «Цепочка» назвать слова на определенную тему ( первый ученик называет слово, второй повторяет и добавляет свое и т.д.)
8. Развитие произвольного внимания
- Игра «Пуговицы» . Первый игрок выкладывает на игровом поле пуговицы, второй должен повторить.
- Игра «Что изменилось?»
- Игра «Чего не стало?»
- Игра «4-ый лишний»
- Игра «Найди отличия»
Предлагаются задания: вычеркнуть только указанную букву; вычеркнуть буквы, которых больше, чем одна, из оставшихся букв составить слово.
Кроме данных видов упражнений также использую в своей работе следующие виды заданий, способствующие сформировать навык чтения, снизить эмоциональное напряжение при обучении чтению учащихся с нарушением интеллекта:
1. Работа с таблицами Шульте;
2. Работа с поисковыми таблицами
-поиск слов по двум ориентировкам (ряд, столбик);
-поиск слов по одному ориентиру (или ряд, или столбик);
- поиск слов без указания ориентира
3. Работа с учебно-игровыми картами (назвать слова с определенным лексическим значением);
4. Прочитать текст с «зашифрованным» словом.
Например: Лось ест траву и КИВЕТ. А ещё, чтоб не болеть ему нужна ЛЬСО. НИКЛЕС принес в ЕСЛ соль.
5. Выполнить математическое действие и прочитать слово.
Например: ОН +М+ЛИ-МО+С-Н+А=
ОЛИ+С-О+ТИ-И=
Данная система упражнений помогает учащимся начальных классов с нарушением интеллекта избежать трудностей при обучении чтению, вызывают положительные эмоции и способствует снятию эмоционального напряжения во время обучения.
Список литературы:
- Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы и методики. Коррекционные упражнения. – М.: «Ось-89», 1999.
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Т.1. – М., 1956.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. Санкт-Петербург: изд. «Гиппократ», 1995.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: «Ось-89», 1999.
- Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: «Школьная пресса», 2002.
- Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».
- Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Учебное пособие./ под редакцией Пузанова Б.П. – М.: «Академия», 2000.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986.
- Рудченко Л.И. Чтение. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: изд. «Учитель», 2007.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.
- В.Б. Эдигей «Новое чтение», Москва, УЦ Перспектива, 2007.
Приложение
Поисковая таблица
Учебно-игровая карта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте для детей с нарушением интеллекта
Для обучающихся 1 классов с нарушениями интеллекта...
Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)
Учебно-методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" представлен из выражений, расположенных по темам: "Приветстви...
Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.
Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...
Обучение к грамоте детей с нарушением интеллекта
В современном мире актуальным стал вопрос о формировании к овладению грамотой детей умственной отсталостью. Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей...
Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"
В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...
Методы обучения детей с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением....
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...