Научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием
материал по логопедии

Ковалева Полина Эдуардовна

В данном материале представлены научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием

В психолого-педагогических исследованиях профилактика нарушений чтения и письма не рассматривается как отдельная проблема, а разрабатывается в рамках изучения вопросов подготовки ребёнка к систематическому школьному обучению. Подготовка ребёнка к школе является предметом исследований учёных уже давно, однако последнее время эти вопросы рассматриваются гигиенистами, педиатрами, педагогами, морфологами, психологами. И решение имеет различные точки зрения и подходы.

Начало обучения в школе связано с масштабными изменениями в образе жизни и деятельности ребёнка. Школьное обучение влияет на личность в целом, обуславливает появление множества новых задач, создаёт изменения в системе взаимоотношений с окружающими людьми. Всё это понимается отечественными исследователями, таким как Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, как необходимость всестороннего воспитания и развития личности дошкольника при подготовке к школе. Основываясь мнением К. Д. Ушинского, которое гласит, что педагогическое влияние должно быть направлено на целостную личность ребёнка, вопросы воспитания (физического, нравственного, эстетического, умственного) рассматриваются современными исследователями в единстве и взаимосвязи [192].

Степень психологической готовности ребёнка к школе влияет на школьные успехи первоклассников. По мнению Л.И. Божович формированию мотивационной готовности следует уделять достаточно времени наряду с интеллектуальным развитием [15]. Это связано с тем, что мотивационная готовность влияет на достижения и трудности, с которыми может столкнуться ребёнок в школе. Также очень важным является эмоционально-волевое развитие и подготовка к школе. Положительное влияние на учебную деятельность имеют произвольность психических процессов и поведения в целом. Вопросы и значимость умственного воспитания дошкольников раскрыты в работах ведущих отечественных учёных, таких как П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев и др. [34, 116 и др.]. Основной задачей подготовки ребёнка к школе, авторы считают, является своевременное вооружение ребёнка определёнными средствами мысленного анализа окружающей действительности. Для овладения грамотой и счётом очень важно развивать познавательную деятельность.

Сенсорное развитие влияет на готовность ребёнка к школьному обучению. Согласно научным исследованиям отечественных учёных, в период начального обучения (особенно в 1-ом классе) значительная часть возникающих трудностей связана с недостаточной гибкостью и точностью восприятия. Как результат происходит искажение при написании букв, построении рисунков. Также бывает, что у ребёнка возникают трудности при воспроизведении образцов движений на уроках физической культуры. П.Я. Гальперин,
Г.М. Лямина считают, что при соответствующих формах обучения детей дошкольного возраста им доступно понимание общих принципов, связей, закономерностей, составляющих основу научного знания [34, 128 и др.].

Речь является важным фактором развития ребёнка, это средство закрепления приобретённых знаний, орудие мысли, средство общения. Поэтому при подготовке к школьному обучению важной задачей является обеспечение необходимого уровня речевого развития. Благодаря речи происходит перестройка неречевых психических функций, которые входят в структуру психологической готовности ребёнка к обучению.

Помимо общей подготовки детей к школе, необходимо рассматривать и специальную подготовку. Ещё в 40-х годах прошлого столетия А.П. Усовой рассматривалась важность проведения специальной подготовки детей к школе, а после 1969 года этот вопрос обострился, что было связано с переходом на обучение по более сложным учебно-образовательным программам. В это время в работу программы детского сада был включён раздел по обучению взаимосвязи между действиями звукового анализа и процессами усвоения грамоты и правописания. Д.Б. Эльконин утверждал, что усвоение ребёнком языка зависит от того, как ребёнку-дошкольнику была открыта звуковая действительность [212].

Важной задачей является подготовка детей к письму. Г.М. Лямина считает, что специальные упражнения необходимо связывать с формированием элементарных математических представлений. Также для развития точных и координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы при письме, необходимо проводить занятия по рисованию и лепке [128].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психолого-педагогической литературе под готовностью ребёнка к школе понимают общую развитость личности, которая позволяет ребёнку включиться в систематический процесс воспитания и обучения и успешно освоить его содержание, целостную систему свойств и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своём физическом, умственном и эстетическом развитии [152]. Готовность к школе обозначает владение ребёнком определённым запасом знаний об окружающем мире, навыками практической и умственной деятельности. Также у ребёнка должен быть сформирован достаточный уровень развития познавательных интересов, мышления, речи, сформированы элементарные формы учебной деятельности [152 и др.].

Вышеизложенный подход стал возможным благодаря научным исследованиям возрастных психических особенностей и возможностей детей, результатам выявления причин, которые лежат в основе школьной неуспеваемости. Придерживаясь определённой точки зрения, авторы применяют разнообразные методы для установления корреляционных связей между школьной зрелостью, учебной успеваемостью, физическими и психическими показателями детей.

Исследования состояния интеллектуальных способностей детей, которые не справляются со школьными заданиями, проводятся с учётом умственного развития, которое влияет на снижение компенсаторных возможностей головного мозга и облегчает возникновение нарушений чтения и письма [55, 78 и др.].

В 60-е годы XX века связь интеллектуальных возможностей ребёнка с проблемой школьной зрелости особенно обострилась, что было связано с большим количеством ошибок дифференциальной диагностики между умственной отсталостью и сходными состояниями, которые вызывают школьную неуспеваемость [78, 98, 219 и др.].

Среди авторов, которые занимаются вопросами разработки и создания тестовых систем можно выделить [98]:

1) английского биолога Ф. Гальтона, который разработал задания для исследования индивидуальных различий неуспевающих в школе детей;

2) американского психолога Дж. М. Кэттэлла (1890), который предложил серию тестов для определения состояния некоторых психических функций у детей;

3) французских исследователей А. Бине и Т. Симона (1905, 1908, 1911), которые создали тестовую систему «Метрическая шкала интеллекта», что является первым руководством по психологической диагностике и др.

В зарубежных странах часто применяются тестовые методики для диагностики детей. В 60-е годы ХХ века А. Керн и С. Штребел разработали критерии исследования сформированности школьной зрелости [98]. При этом авторы отводят важную роль процессу выявления состояния умственной, эмоциональной и социальной зрелости. Благодаря полученным результатам были разработаны пути профилактики школьной неуспеваемости детей. Авторы не учитывали социальный фактор в развитии личности ребёнка, они считали, что уровень школьной незрелости генетически предопределён. Результаты проведённых тестовых исследований авторы рассматривали как показатели природных способностей, которые не меняются на протяжении всей жизни.

Американский исследователь L.B. Ames наиболее близок был в решении вопросов школьной неуспеваемости [98]. Он выявил параметры готовности к школьному обучению и разработал специальные системы заданий для обследования детей 5-10 лет. Если диагностируется отклонение от нормы, автор предлагает проводить с ребёнком индивидуальную работу, которая стимулирует достижение необходимого уровня школьной готовности.

Новый подход изучения готовности детей к обучению в школе был предложен в 70-е годы ХХ века [по 98]. В это время готовность к школьному обучению определялась благодаря тестированию, при этом учитывались программные требования. В это время признавали генетическую предопределённость полученных результатов. U. A. Bronfenbrenner, R. Zazzo опровергли данную точку зрения, и показали значение общественного дошкольного воспитания в процессе подготовки детей к школьному обучению [по 98].

Исследования прошлых лет повлияли на понимание проблемы готовности детей к школьному обучению современных исследователей, на определение способов реализации профилактики, на содержание современных зарубежных программ, которые направлены на обследование здоровья и уровня развития детей. Такие программы широко применяются в Германии, Англии, США. Благодаря применению этих программ немецкие исследователи выявили, что не позднее третьего года жизни должна начинать проводиться робота по наблюдению за детьми с отклонениями в развитии. С этими детьми необходимо проводить занятия не только по общему развитию, но и дифференцированные корригирующие мероприятия.

Зарубежные исследователи считают, что для предупреждения школьной неуспеваемости важно проводить качественный и тщательный отбор детей в школу. Необходимым условием правильной организации профилактической работы выделают тщательную диспансеризацию и психолого-педагогическое обследование детей за год до поступления в школу. Специальные комиссии должны проводить диагностику отклонений в развитии детей. Среди методов обследования предпочтение отдаётся тестированию. Благодаря полученным результатам происходит своевременная коррекционно-педагогическая работа с детьми, которые находятся в группе «риска».

Подобный опыт деятельности с 1978 года применяется в Германии и демонстрирует однозначные положительные результаты. Таким образом, адекватное раннее воздействие в маленьких гомогенных группах создаёт предпосылки для положительного развития личности.

В Чехии в рамках психолого-педагогических консультаций определяется степень подготовленности ребёнка к школе. На такие консультации в обязательном порядке попадают те дети, которые имеют нарушения психической сферы, страдающие хроническими заболеваниями, отстающие в соматическом развитии. При обязательном осмотре детей в возрасте 6 лет, врач направляет выше описанные категории на обследование. Уровень сформированности отдельных психических функций, которые участвуют в процессе усвоения детьми школьной программы, определяется психологическим тестированием.

Среди отечественных исследователей весомый вклад в обследование детей неуспевающих в школьном обучении сделали Е. В. Терье, В. П. Кащенко, М. П. Постовской, Г. И. Россолимо и др. Зарубежные исследователи оценивали только конечный результат выполнения заданий, которые подбирались только эмпирическим путём, и были мало связаны с результатами исследований по детской психологии. Отечественные исследователи отправной точкой считают представления о структуре психики. Благодаря разработанным нормативным возрастным показателям Г. И. Россолимо, стало возможным выявление отклонений от нормы, осуществление качественно-количественной оценки результатов [98].

Абсолютно новый подход к пониманию задач психологической диагностики и её содержания составляют достижения исследований Л. С. Выготского, который изучал личность ребёнка в системе его развития. Автор особое внимание уделял воспитанию, обучению и среде для обеспечения этого процесса. При изучении «зоны ближайшего развития» учитывал возрастные закономерности психического развития [33].

В процессе разработки диагностических методик учитывались вопросы об их прогностической значимости, о возможности использования полученных результатов для предсказания успешности обучения ребёнка в школе. Сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была признана возможность постановки близких прогнозов и обосновано утверждение теоретическими положениями о взаимосвязи между последовательными этапами обучения, об обусловленности темпов продвижения ребёнка в процессе школьного обучения уровнем предшествующего развития.

В нашей стране дошкольное воспитание является системой, где обеспечивается подготовка детей к школе, формирование их личности. Учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях проводится на основании специально разработанных программ и нормативно-правовых актов дошкольного образования.

Школьной администрацией принимается решение о поступлении ребёнка в школу, у которого нет ярко выраженных отклонений в развитии. Это является причиной отсутствия должного внимания и квалифицированной работы по преодолению незначительных, но имеющихся, отклонений в развитии. В связи с этим физиологи считают, что при правильной организации профилактической работы в школе врач должен сразу брать под свой контроль детей с перинатальной патологией, задержкой нервно-психического развития в раннем возрасте, перенесших мозговые инфекции, часто болеющих, в связи с тем, что они нуждаются в динамическом наблюдении. Среди таких детей выделяются группы «риска» с учётом преимущественно воздействующих факторов риска: биологических, психологических, микросоциальных. Однако, педиатрами школ, данный подход практически не реализуется.

В документе «Программа воспитания и обучения в детском саду» раскрыты основные критерии готовности детей к школьному обучению, показатели достигнутого уровня психического развития. Однако Н. В. Новоторцева считает, что применение этой программы как контрольного критерия оценивания готовности ребёнка к школьному обучения не является в полной мере объективным [148]. Данное мнение связано с тем, что с позиции современного уровня науки типовую программу следует оценивать в качестве стандартизованной планки, разработанной без учёта индивидуализации. В ней «отсутствуют указания на необходимость своевременной профилактики речевых нарушений, не определены основные направления, эффективные методы работы с детьми, имеющими нарушения устной речи, а также мероприятия по вторичной профилактике трудностей обучения этих детей в школе, возникновения у них расстройств письменной речи» [148].

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что необходим поиск новых подходов к решению вопросов анализа готовности ребёнка к школьному обучению. В современной психолого-педагогической практике вместе с «Программой обучения и воспитания в детском саду» широко применяются психологические тесты, скрининг-методы, которые позволяют за относительно непродолжительное время оценить степень школьной незрелости у большого количества обследуемых. Среди примеров психологических тестов данного направления можно выделить тест Керна-Ирасека, «Методика раннего выявления дислексии», «Реверсивный тест» А. Эдфелдта, Гюппингенскую проверку готовности к школе и др. [97].

Наиболее часто в отечественной психолого-педагогической практике используется тест школьной зрелости И. Ирасека и В. Тихой, который является модификацией теста Керна. Отечественными исследователями проведено тщательное изучение его информативности, выявлены непосредственные и опосредованные связи, существующие между психофизиологическими, функциональными, морфологическими показателями и школьной зрелостью у детей 5-7 лет.

Согласно научным исследованиям Н. В. Новоторцевой воспитатели в современных дошкольных образовательных учреждениях не уделяют внимание коррекции дефектов речи, не используют в своей деятельности приёмы активизации речи и мышления детей, не проводят и не организуют с узкими специалистами дополнительную работу с детьми, нуждающимися в ней [148].

Никто и нигде не фиксирует уровень зрелости ребёнка, которого он достигает на различных возрастных этапах развития. Подробные сведения об индивидуальных особенностях каждого ребёнка не передаются родителям или людям, которые непосредственно воспитывают его. Опираясь на данные положения учёные считают необходимым проведение коррекционно-педагогических мероприятий, развитие поврежденной функции с учётом факторов риска, индивидуальных особенностей детей, с использованием специальных программ, включающих в себя компенсирующие упражнения.

В данных условиях целесообразным будет использование в процессе профилактики нарушений чтения воспитательного и обучающего потенциала современных информационных технологий. Информационные технологии имеют интерактивный характер, отличаются красочностью, яркостью, интересны детям, что связано с информатизацией общества. Например, в своих исследованиях М. Л. Любимов выделяет модели интерактивных технологий речевого развития детей с ОВЗ, среди которых:

– первая модель предполагает использование интерактивных технологий речевого развития с неговорящими детьми;

– во второй модели предусмотрена работа с интерактивными технологиями речевого развития у детей с ОВЗ, которым свойственны нарушения произносительной стороны речи;

– в рамках третьей модели применяются интерактивные технологии речевого развития детей с нарушением лексико-грамматических средств речи;

– четвёртая модель рассчитана на применение интерактивных технологий речевого развития в работе с детьми с ОВЗ, которые имеют системное недоразвитие речи [Любимов, М. Л. Модели интерактивных технологий речевого развития детей с ОВЗ / М. Л. Любимов // Коррекционная педагогика. – 2018. – №3 (77). – С. 17-26].

Исследования Ф. К. Тубеевой направлены на оценивание эффективности использования компьютерных технологий в коррекции нарушений чтения. Согласно полученным результатам, автор считает, что логопедическое воздействие с применением компьютерных технологий значительно повысило эффективность коррекционно-образовательного процесса по преодолению нарушений чтения. В своей деятельности автор использовала компьютерные программы «Учимся читать» и «Баба Яга учится читать». Данное программное обеспечение предполагает необходимость выполнения упражнений и заданий игрового характера, которые направлены на развитие навыков чтения. Задания построены с учётом постепенного усложнения, что позволяет ребёнку двигаться от простого к сложному [Тубеева Ф. К. Оценка эффективности использования компьютерных технологий в коррекции нарушений чтения / Ф. К. Тубеева // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №4. – С. 50-52.].

Р. М. Карасёва, Е. И. Гарнаева, Е. А. Егорова, И. М. Зинатуллин разработали слайдовый материал для обучения слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанный слайдовый материал ориентирован на поддержку традиционных методов обучения слитному чтению. В своей работе исследователи руководствовались принципом «Не от компьютера к ребёнку, а от ребёнка к компьютеру», учитывали последовательность усвоения слоговых структур. Применять данную разработку можно во время работы с детьми 1-2 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида [Карасёва Р. М. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении слитному чтению детей с ограниченными возможностями здоровья / Р. М. Карасёва, Е. И. Гарнаева, Е. А. Егорова, И. М. Зинатуллин // Вестник Марийского государственного университета. – 2009. – С. 132-134.].

На основании анализа литературных источников можно сделать вывод, что в науке имеются разносторонние подходы в вопросах готовности детей к обучению в школе. Однако необходимо проводить оптимизацию системы подготовки детей к школьному обучению, совершенствовать систему диагностики, необходимо установить преемственные связи между ступенями образования (особенно начальными), практически реализовывать имеющиеся в настоящее время результаты научных исследований и, что самое важное, на наш взгляд, необходимо проводить дифференциацию подходов к развитию детей, имеющих отклонения в развитии. Решение данных условий позволит решить проблему предупреждения нарушений и отклонений письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология осуществления комплексной психолого-педагогичесой профилактики нарушений поведения у детей и подростков

Основная цель воспитательной работы в школе заключается в профилактике отклонений в развитии, поведении, деятельности и общения несовершеннолетних. Основной задачей в работе учителя, психолога, социал...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Изучение современного состояния проблемы профилактики дислексии и дисграфии в логопедической литературе позволило нам сделать предположение о том, что необходимо проведение целенаправленной, планомерн...

Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста в условиях логопедического кабинета лечебно-профилактического учреждения

 Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребёнка, позволяет постепе...

Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

Профилактикой нарушения речи должны заниматься еще в дошкольных образовательных учреждениях, особенно с детьми с речевыми нарушениями. Осуществляя работу по различным направлениям: развитие словаря. з...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма

Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить....