Применение в учебной деятельности активных методов обучения у детей с нарушением слуха.
статья

Ершова Елена Леонидовна

Статья посвещена активным методом обчения, которые можно эффективно применять при обучении детей с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья60.95 КБ

Предварительный просмотр:

Применение в учебной деятельности активных методов обучения у детей с нарушением слуха.

                                                                                                                                                                                Е.Л. Ершова

                                                                                                                  г. Белгород

                                                                      ГБОУ «Белгородская коррекционная

                                                     общеобразовательная школа-интернат №23»,  

                                                                                      учитель начальных классов

        В современном обществе сегодня от человека требуются умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявлять гибкость и творчество, не теряться в сложных ситуациях.

        Основными задачами школы является подготовить и обучить знаниям и умениям, которые позволят ребенку чувствовать себя уверенно в самостоятельной жизни. Для решения этих задач требуются новые педагогические методы и методики обучения. Одной из них является активный метод обучения.

        Активный метод обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.М.О. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

        К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

        К активным методам в учебной деятельности можно отнести:

 

        В школах, где обучаются дети с нарушением слуха, при применении активных методов, нужно тщательно продумывать каждый шаг. В обучении детей с ОВЗ есть свои особенности методики проведения и построения урока. Это требует тщательной и внимательной подготовки учителя к каждому уроку. Такие методы как драматизация, работа с текстом, игры, творческие работы успешно используются в обучении слабослышащих обучающихся на протяжении многих лет. Работа с проектной деятельностью довольно новый вид, но уже освоенный и эффективно используется в учебной деятельности. Основной деятельностью обучающихся с ОВЗ является игра и именно этот вид деятельности должен быть приоритетным при составлении урока. В естественной игровой среде отсутствует принуждение, есть возможность для каждого ребёнка найти своё место. Кластеры, инсерты, синквейны новые методы работы с детьми с ОВЗ, они требуют от учителя серьёзной и длительной подготовки. Необходимо продумать каждую тему предлагаемую обучающимся.

        Активные методы позволяют:

-стимулировать мыслительную деятельность;

-раскрыть способности;

-формировать творческое мышление;

-приобрести творческое мышление.

        С каждым годом всё труднее и труднее заинтересовать обучающихся и особенно сложно детей с нарушением слуха. Новые методы дают возможность разнообразить учебную деятельность, сделать уроки продуктивными и интересными.

        Более подробно остановимся на новых активных методах обучения.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Инсерт  — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

        Инсерт достаточно трудный методический приём, требует сохранённого интеллекта обучающегося и достаточно большого словарного запаса у детей с нарушением слуха.

        Таким образом самыми активными методами работы с детьми, имеющими нарушение слуха являются игра, творческая деятельность, работ с текстом, драматизация, проект, кластер.

Список литературы

1.Копилочка активных методов обучения.–URL:http://www.moi-universitet.ru/amo/.  2.(http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11).

3.М.А.Курьянов. Активные методы обучения./М.А. Курьянов, В.С. Половцев .- Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы...

статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»

Формирование познавательной активности  является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для  слабослышащих детей  нару...

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...