Методическая разработка "Дифференциация звуков [с]-[з]"
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс)
Предоставлен конспект -занятия по лексической теме "Зима" для отработки дифференциации звуков [с] - [з] в словах и словосочетаниях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Федоровой Екатерины Дмитриевны.
Дата проведения: 25.12.2018. На основе рабочей программы «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся 3 классов».
Логопедическая тема: дифференциация «С» и «З» в словах и словосочетаниях.
Лексическая тема: зима.
Цель: развитие и закрепление навыка дифференцирования букв «С» и «З», звуков [с] и [з] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие словарного запаса.
- Развитие общей моторики.
- Развитие внимания, памяти и мышления.
- Развитие и уточнение навыков построения грамматических категорий.
Оборудование: тетради, ручки, наглядный материал.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед: сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [с] и [з] в устной и в письменной речи. Давайте дадим характеристику этих звуков.
Звук С – согласный, глухой, твердый;
Звук Сь - согласный, глухой, мягкий;
Звук З – согласный, звонкий, твердый;
Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий;
Логопед: чем отличаются эти звуки?
Дети: звуки различаются по мягкости и твердости, звонкости и глухости. Звук [з] звонкий, а [с] – глухой.
Логопед: верно!
- Основная часть.
1.Анализ сказки.
«В гостях у сказки».
Логопед: давайте вспомним сказку, где заяц и лиса построили себе избушки.
Лиса – ледяную, Заяц – лубяную, т.е. из дерева.
Как называется эта сказка?
Дети: «Лиса и Заяц».
Логопед: правильно сказали. Наши герои решили навести порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду, но ее оказалось так много, что она решила поделиться с Зайцем.
Дается задание: разделить слова в два столбика. Определить позицию данного звука в слове. Слова (на доске): ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, заварочный чайник, тазик, самовар.
Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?
Дети: стакан, заварочный чайник… Может быть, еще тазик!
2.Анализ и уточнение построения грамматических категорий.
Логопед: но вот замела вьюга, закружила, разбросала слова. Давайте прочитаем все слова на листах.
Слова: «зима», «Снегурочка», «снегирь», «арбузы», «снежная», «зонт», «капуста», «воздух».
Логопед: как вы думаете, здесь все слова одной части речи? Какое из слов здесь лишнее? Почему? А остальные слова относятся к какой части речи?
Дети: здесь есть существительные и прилагательные. Лишнее слово – «арбузы». Арбузы не растут зимой!
Логопед: а с точки зрения русского языка, какое слово лишнее?
Дети: тогда – слово «снежная».
Логопед: правильно. А почему?
Дети: это имя прилагательное.
Логопед: можно ли подобрать пару к этому прилагательному из существительных?
Дети: да.
Логопед: давайте подберем к остальным словам прилагательные, но, чтобы в них тоже были звуки [с] и [з]
СНЕГИРЬ снежная
СНЕГУРОЧКА веселая
ЗИМА железный
АРБУЗЫ спелые
ЗОНТ морозный
КАПУСТА зеленая
ВОЗДУХ красногрудый
Логопед: какие у нас получились словосочетания? Пожалуйста, запишите их в тетрадь.
3.Физминутка
«Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Настю кинули снежком (руки в стороны),
В Алену кинули снежком, (руки наверх)
В Никиту кинули снежком – (руки вниз)
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой) -
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
4.Слуховой диктант.
Логопед читает три раза, затем школьники пишут то, что запомнили.
«Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дерева зимует серенькая белка. Под кустами видны заячьи следы. Холодно и голодно птицам зимой. Школьники делают для них кормушки. Раздолье детям. Можно играть в снежки, бегать на лыжах.»
Задание: назвать слова, которые непонятны (объяснение слов).
- Подведение итогов.
Логопед: ребята, назовите слова, которые вам запомнились на сегодняшнем занятии. Что они означают?
А есть ли в этих словах звуки, которые мы сегодня проходили? Назовите их.
Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Спасибо за ответы. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект + раздаточный материал по русскому языку за 1 класс на тему "Гласные звуки. Буквы обозначающие гласные звуки." (Школа России)
учить различать гласные звуки и гласные буквы, формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о главных признаках гласных звуков....
Учебно- методический комплект: Звук [м] [м\']
Тема: Звук [м] [м’], буква м. Москва - столица России. Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с буквами М, м; закрепить умение правильно употреблять заглавную букву при написании ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Методическая разработка "Звуки [п],[п]. Буквы П,п"
Конспект занятия по обучению грамоте (чтению) для 1 классов...
Методическая разработка урока обучения грамоте на тему: «Мир полон звуков. Звуки в природе» в 1 классе
Конспект урока обучения грамоте...
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуками [О], [У], буквами О, У. Закрепление понятия гласный звук. Знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, размер)...
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше) . Обведение по контуру.
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше...