Методическая разработка "Звуки [п],[п]. Буквы П,п"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Золотарева Анна Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте (чтению) для 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_p.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 217

Красносельского района города Санкт-Петербурга

имени Н. А. Алексеева

Технологическая карта

урока литературного чтения (обучения грамоте)

по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Элементы образовательных технологий, используемые на уроке:

  • элементы проблемного обучения;

  • элементы разноуровнего обучения;

  • информационно – коммуникативные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • исследовательские методы в обучении;

Разработала:

Учитель начальных классов

ГБОУ школы №217

Красносельского района

Санкт- Петербурга

Золотарева Анна Сергеевна


Технологическая карта урока Литературное чтение (обучение грамоте) в 1 классе

по теме «Звуки [п], [п`]. Буквы П, п»»

учитель: Золотарева Анна Сергеевна

1 «Д» класс ГБОУ школа № 217 г. Санкт-Петербург

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (конструирование способа действия).

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.

Задачи:

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;

- развивать фонематическую и устную речь;

- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;

- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к учению.

Формировать УУД:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: различать согласные звуки [п], [п`], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой П, п, распознавать в словах новые звуки;
  • правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами;
  • определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Получат возможность научиться:

  • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные 

  • развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • находить в тексте ответы на вопросы;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, формулировать собственное мнение и позицию; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; выполнять правила работы в паре.

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия); группировать и классифицировать все изученные буквы.

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;
  • проявлять уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра 1 для развития нашего Отечества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • проявлять уважение к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества.

Образовательные ресурсы:

УМК «Школа России» по обучению грамоте; электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградской «Обучение грамоте. 1 класс», «слоговая таблица», карточки-схемы.

Организация пространства         Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый.

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

IОрганизационный момент.

Активация учебной деятельности.

(1 мин.)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала.

Глазки ваши пусть не просто смотрят,

а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат.

И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Прозвенел звонок и вот

Начинаем наш урок.

Быть активными старайтесь,

Отвечайте,  не стесняйтесь.

 - Сегодня мы с вами отправимся в мир профессий,  для этого нужно выполнить определенные задания.

Проверяют свою готовность

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Постановка учебной проблемы (1 мин)

На уроках обучения грамоте, что мы изучаем?

 

Совершенно верно, тогда давайте мы с вами поставим задачи на этот урок.

Знакомимся с новыми буквами, читаем, разделяем слова на слоги.

1.Познакомится с новыми звуками, и узнать какой буквой она обозначается

на письме.

2.Читать слова с новой буквой.

3.Составлять предложения.

4.Слушать учителя

и одноклассников

5.Будем учиться помогать друг другу.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (целеполагание)

Познавательные (поиск информации)

II. Актуализация знаний (3 мин)

Включение в учебную деятельность

  Фонетическая зарядка.          

 

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума.  

-Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

1.  Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При  произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы   обозначают…

Гласные звуки  и, е обозначают…

Буква  е     в начале слова…

2 Определите, с какими звуками мы сегодня познакомимся.

Как пыхтит тесто?  

Как пищат птенцы

- Какие первые звуки вы сейчас произнесли?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?  

Откройте учебник на странице 78. Проверьте себя по учебнику.

Итак, Мы определили тему и цель работы на уроке.

Самолеты взлетают у-у-у

   Машины едут ж-ж-ж-ж-ж

   Лошадки поскакали цок-цок.

   Рядом ползет змея ш-ш-ш-ш

   Муха бьется о стекло з-з-з-з

Ответы детей.

Гласные звуки произносятся

с голосом. При произношении воздух не встречает преграды, с их помощью можно пропеть мелодию

Согласные произносятся

с шумом и голосом. При произношении воздух встречает преграды

(пых-пых-пых)

– (пи-пи-пи).

- Звуки [п] и [п’] и буква, которая их обозначает.              

-

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

логические  – извлекают необходимую информацию

из рассказа учителя.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные:

Осознают себя в роли обучающихся, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

IV. Поиск решения учебной проблемы. (10 мин.)

Для того, чтобы решить все поставленные задачи. Нам придётся отправиться

в путешествие . Нас будет сопровождать сам император Пётр I. 

Рассказ учителя о Петре Великом.

- Как вы думаете, куда Пётр I, нас с вами пригласит?

Рассказ ученика об истории Санкт – Петербурга.

Пётр Великий очень хотел, чтобы и окрестности Санкт – Петербурга поражали своим великолепием, торжественностью.

Недалеко от города стали строится дворцово – парковые ансамбли. О них ребята подготовили небольшую информацию.

Дети слушают учителя.

 

(на доске появляется портрет Петра)

Дети внимательно слушают.

- В Санкт – Петербург.

 

(на доске появляется фотография вида Санкт – Петербурга и карточка «Петербург»)

(Выходят ученики и рассказывают о Петергофе, Пушкине, Павловске. Появляются соответствующие картинки)

Познавательные:

- сравнение, группировка;

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

- знаково-символическое моделирование;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные (контроль, коррекция)

Коммуникативные (продуктивное сотрудничество со сверстниками; планирование учебного сотрудничества)

V. Изучение нового материала.

1.Звуки [п] – [п`] выделяют из слов

-Назовите имя императора.

-Выделите первый звук?

-Какой он?

Назовите город, который основал Пётр.

-Выделите звук?

Назовите город фонтанов.

-Выделите первый звук?

-Какой он?

Назовите город, в котором жил и учился великий русский поэт?

-Выделите первый звук?

-Какой он?

Кто запомнил город, который мы посетили последним?

-Выделите первый звук?

-Какой он?

2.Усваивание букв П, п.

3. Звуко-буквенный анализ

слогов.

4. Читаем слоги.

Выполняют звуко-буквенный анализ слов.

Пётр

Согласный мягкий

Петербург

П*

Петергоф

Пушкин

 

 

 

Павловск

 

 

Разбор слогов

 

Читают слоги с буквой п.

Познавательные:

общеучебные –

осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи;

логические  – формируют логические действия анализа, сравнения, установления.

Коммуникативные:обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных позиций других людей.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

IV. Первичное осмысление

и закрепление материала

Чтение слогов – слияния, слов

и предложений

Работа группами.

I. Группа (хорошо читающие дети)

II. Группа (могут читать по слогам слова

с изученными буквами)

III. Группа (дети, которым сложно запомнить буквы)

2. Работаем с прочитанным

 Чтение слов (с. 79)

Задания: прочитайте слова второго столбика. Что их объединяет?

Чем занимается пилот? Каким словом можно заменить слово пилот?  

Чем занимается капитан? Прочитайте слова первого столбика.

Какое слово обозначает профессию?

 - А кто такой плотник?

ПЛОТНИК – РАБОЧИЙ ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ОБРАБОТКОЙ ДЕРЕВА

- Составьте предложение-ответ на вопрос. Чем занимается плотник? Что пилит плотник пилой?

- Придумайте вопросы, используя слова 2 столбика.( - Что делает пилот? На чем плавает капитан? С помощью чего готовит повар?)

Работа по сюжетной картинке (с. 79)

Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша?

Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители?

Чтение пословиц (с. 79)

-О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем.  

 

Работа с текстом (с. 83).

Прочитайте текст с доски.

Рефлексия по работе в паре: оцените чтение соседа.

 Кто хочет похвалить своего соседа?

О ком идет речь?

-Как зовут повара?

-Вспомним правило, как пишутся имена?

-Что варит Елена Петровна?

-Какие овощи кладут в суп?

_Какие еще профессии вы знаете?

 Оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы.

Работа по рис. Стр. 82   Соотнеси рисунки и слова. Назови овощи. Какие из них Елена  Петровна возмет в суп7

Читают текст.

Читают слова в учебнике «Азбука» стр.79

С помощью учителя читают слоги слияния. Конструируют букву П

Дети читают слова.

!________   что делает?  чем?. (что?).

(Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.)

( Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.)

(читаем по одной пословице один ученик)

Ответы детей.

Я умею читать слова и предложения

Познавательные:

общеучебные – отличают согласный звук от гласного, твёрдые и мягкие согласные звуки;

логические – владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ,  синтез).

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют способ взаимодействия.

Регулятивные:

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

оценивают выполнение задания (справились или нет).

V. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщаем полученные на уроке сведения

. - Какие новые звуки мы выучили на уроке?

-Какими буквами обозначаются на письме

Какие задачи ставили?         - Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- С какой буквой познакомились?

-Какие звуки она обозначает?    Охарактеризуйте их.

Оцените свою работу по критериям.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

(показываю карточку с буквами П,п)

Я знаю букву П и её звуки

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой п.

Регулятивные:

прогнозируют результаты уровня усвоения.

Личностные:

понимают значение полученных знаний..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Употребление заглавной буквы в словах" 2 класс

План - конспект урока "Употребление заглавной буквы в словах" во 2 классе...

Методическая разработка Тест "Большая буква" 1 класс

Данный тест разработан в системе "Знак" и проводился как итоговый по теме  " Большая буква" в 1 классе....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

Учебно-методический комплект (конспект+презентация): "Буква И"

Поперечная ЕкатеринаКласс: 1 «б»   Предмет: письмо Тема: «Прописная И»Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и назван...

Методическая разработка открытого урока "Буква Ж, звук [ Ж]".

Открытый урок для учащихся 1 класса по программе "Школа России"...

Методические рекомендации по написанию букв

Методические рекомендации по написанию букв...