Статья "Средства альтернативной коммуникации для обучающихся с ОВЗ"
статья по логопедии
Статья о различных системах и средствах альтернативной (вспомогательной) коммуникации, позволяющих детям с проблемами в развитии освоить вербальные и невербальные средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sredstva_alternativnoy_kommunikatsii.docx | 310.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 31»
Невского района г. Санкт-Петербура
Статья на тему
«Средства альтернативной коммуникации
для обучающихся с ОВЗ»
выполнила:
воспитатель
Тимошенко Наталия Владимировна
Санкт-Петербург 2019
Средства альтернативной коммуникации для обучающихся с ОВЗ
Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинство из нас владеет речью не испытывая трудностей при общении. Мы владеем лексикой, грамматикой родного языка и не испытываем трудностей при письме. Однако существует немалая часть людей, которая не может полноценно владеть вербальными средствами общения. До недавнего времени дети, имеющие нарушения интеллекта в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, имеющие психические расстройства и расстройства аутистического спектра, считались необучаемыми. Освоение общеобразовательных программ в силу имеющихся у них нарушений было невозможно, а доступных средств для их обучения было недостаточно, а то и вовсе не имелось в арсенале педагогов. Ответственность за их воспитание лежала полностью на плечах родителей, не имеющих знаний в области педагогики, психологии и логопедии. Дальнейшая жизнь таких детей подразумевала полную изоляцию от общества в специальных психоневрологических домах-интернатах, где за ними осуществлялся уход и медицинское сопровождение. Максимум, который могли преодолеть эти дети, заключался в обучении их навыкам самообслуживания. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 года № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, и предусматривает их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие, их пассивный словарь резко ограничен. Всё это ограничивает процесс общения их другими людьми, затрудняет расширение социальных контактов. В этом случае есть возможность обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим или заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
В рамках III Международной научно-практической конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога» (ноябрь 2017 года, Санкт-Петербург) было определено, что альтернативная и дополнительная коммуникация является необходимым условием для развития навыков общения, улучшения социальной адаптации и повышения качества жизни людей с нарушениями развития навыков общения. Кроме того, подчёркивается, что альтернативную и дополнительную коммуникацию необходимо рассматривать «как часть эффективной образовательной и социальной политики государства в отношении инвалидов и людей с серьёзными проблемами коммуникации».
Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. С первого сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкими формами интеллектуальных нарушений, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями решает задачи по созданию наилучших условий для реализации образовательных возможностей таких детей и определяет требования к результатам обучения. Специалисты образовательных учреждений имеют сегодня в своём методическом и практическом арсенале все необходимые средства для замены вербальных средств коммуникации другими средствами.
На сегодняшний день авторы публикаций по данной теме заявляют о большом выборе в использовании различных средств альтернативной (поддерживающей, дополнительной) коммуникации (графические символы, жесты, взгляды, технические устройства, карточки, мимика и др.) При выборе средства коммуникации необходим индивидуальный подход, учитывающий психосоциальные, моторные, интеллектуальные возможности ребёнка.
Все неголосовые средства общения называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации может быть использована или как полная альтернатива речи, или как дополнение к ней.
Альтернативная коммуникация речи означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.
Дополнительная коммуникация используется лицами, у которых недостаточно сформирована устная речь и которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Дополнительная коммуникация представлена системой методов, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития, помогая овладеть речью. Кроме этого дополнительная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лицам с тяжёлыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи.
Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь.
Средства поддерживающей коммуникации
Коммуникация с помощью жестов.
Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации, процесс установления и развития контактов. Коммуникация возникает в связи с потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией и характеризуется взаимным восприятием. В случае отсутствия или ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих. Коммуникация – это не только говорение и лексика. Коммуникация - это процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – мимикой, жестами, знаками, символами и другими средствами.
Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую.
1. Русская жестовая речь (РЖР)— это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д.
2. Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая в речи усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной.
Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении.
КЖР — это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса.
Итак, различные жестовые системы объединяет:
- способ передачи (двигательная природа жеста) и восприятия информации(визуальное);
- в качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки.
Коммуникация с помощью символов.
Стивен фон Течнер (норвежский лингвист и психолог) выделяет следующие виды символов:
- предметные символы (предметные кубики Примака, рис.1);
- орфографическое письмо;
- графические символы (картинки, сигсимволы - рис. 2, пиктограммы – рис. 3, блисс-символы – рис. 4, система символов Виджит – рис. 5, картиночные символы коммуникации – рис. 6).
Рис. 1
Рис. 2
Рис.3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Сюда же можно добавить альтернативную систему обучения коммуникации «PECS».
Системы графических символов в коммуникативных вспомогательных устройствах. Первыми появились система Блисс-символов, пиктографическая идеографическая система коммуникации (PIC, пиктограммы), а также картиночные символы коммуникации (PCS), потом появились новые разнообразные системы коммуникации (Стивена фон Течнера, Харальда Мартинсена).
Блиссимволика или Блисс — интернациональная семантическая языковая система, которая состоит из нескольких сотен базовых графических символов. Она способна заменить любой естественный и искусственный язык на письме. Каждый блисс-символ представляет собой понятие; будучи объединены вместе, блисс-символы могут создавать новые символы, обозначающие новые понятия.
Блиссимволика отличается от большинства основных мировых систем письменности в том, что символы не соответствуют вообще никаким звукам, используемым в человеческой речи. Автором методики является Карл Блисс (1897—1985).
Система пиктографических символов (пиктографическая коммуникация — PIC) - одно из эффективных средств обучения неговорящих детей коммуникации. Система основана на использовании пиктограмм ⎯ специальных, так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов, которые рассматриваются как средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, или как основные средства коммуникации. Термин «пиктограмма» обозначает представление написанного посредством рисунка. Пиктограммы могут быть классифицированы на многие категории в соответствии с тем предметом или той идеей, которую они отражают. Преимущество использования графических символов — пиктограмм — заключается в том, что все участники коммуникации могут ориентироваться и оперировать одними и теми же изображениями. Использование пиктографического кода в каждом конкретном случае позволяет решить три основные задачи.
1. Подготовка к социализации детей посредством раскодирования многочисленных сообщений, обращений, поступающих в такой форме от различных контактов с внешней средой (в общественных местах, в быту, в магазине и т. п.), что неоспоримо является достижением частичной социальной независимости.
2. Поддержка (или в тяжелых случаях — замещение) экспрессивной речи.
3. Введение в азбучное чтение путем замены символических изображений графическими изображениями букв. При этом пиктографический код, если и не обязательный этап обучения чтению, то может быть переходом к нему.
Сигсимволы – состоят из пиктограмм, идеограмм и изображений жестов, что в большей степени отличает её от других коммуникативных систем. Сигсимволами пользуются люди, которые одновременно используют жесты и графические символы.
Альтернативная система обучения коммуникации «PECS» - проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. У детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают. Это приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию и т.д.
Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Первый этап начинается с ввода двух карточек PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют выполнять действия по подражанию, таких как кивок и отрицательные махи головой.
На втором этапе вводятся карточки — мотивационные предметы и действия ребенка. Например: картинка с печеньем. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?». Если ребёнок показывает карточку «да», то нужно обменяться и озвучить название карточки. Во время передачи печенья, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов. Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
На третьем этапе обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.
Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке. Например, поход в парк, утренние процедуры, принятие душа, ванны и т.д.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом?». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было утром?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после прогулки?» и т.д.
Программа Макатон как способ альтернативной и вспомогательной коммуникации.
Макатон – это языковая программа, целью которой является возможность коммуникации для людей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Программа использует одновременно речь, жесты и графические символы.
Что отличает данную языковую программу от других программ альтернативной и вспомогательной коммуникации – это использование двойных знаков (символ и жест), вследствие чего происходит комплексное воздействие при восприятии информации.
Макатон – это вспомогательная система, позволяющая человеку общаться. Одновременно с использованием программы необходимо заниматься с дефектологом (логопедом или с сурдопедагогом, если речь идёт о глухом человеке). Как и любой другой вид дополнительных средств коммуникации Макатон является вспомогательным средством, и только в случае, когда развитие речи невозможно, становится альтернативным.
Макатон – это система упрощённых жестов – их легко запомнить и показать, а главное, их легко понять. Не следует путать систему Макатон с жестовым языком, который используют для общения люди с нарушением слуха. Из жестового языка заимствуется незначительная часть жестов.
Полная версия языковой программы Макатон включает в себя два словаря:
- основной словарь, в который входят наиболее важные и частотные понятия, распределённые по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу;
- ресурсный словарь, который состоит из множества понятий, распределённых по самым разным темам (сад, огород, школа, школьные принадлежности и т.д.). Он нужен тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря, для того, чтобы расширить свой жизненный опыт.
Ресурсный словарь всегда используется совместно с основным. Каждому понятию в словаре программы соответствует жест и символ. Символы и жесты используются одновременно со звучащей или письменной речью, в сочетании друг с другом, а иногда и самостоятельно, сами по себе (например, символьное письмо). Символы и жесты обеспечивают зрительное сопровождение речи, что облегчает понимание. Важной частью программ являются символы. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью, или только с речью.
Альтернативная коммуникация играет важнейшую роль в человеческой жизни - это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь.
Использованная литература:
1. Ананьева И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда: методическое пособие с неговорящими дошкольниками. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015 г.
2. Ананьева И.Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: методические рекомендации и практический материал. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2015 г.
3. Баряева Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб, 2004 г.
4. Баряева Л.Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 г.
5. Горудко Т.В. Руководство к применению персонифицированного словаря картинных символов коммуникации / под ред. Н.Н. Баль. – Минск: БГПУ, 2009 г.
6. Корсунская Б.Д. Читаю сам: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1983 г.
7. Пирогова Г.Н. Хочу говорить. Гласные звуки: рабочая тетрадь / под ред. Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии; М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Использование приемов альтернативной коммуникации с обучающимся с РАС и ТМНР
Распорастранение опыта работы с детьми с ОВЗ (приемы альтернативной коммуникации)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...