Рабочая программа индивидуальных занятий
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Рабочая программа
индивидуальных коррекционно-логопедических занятий
для обучающегося 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №9»
р.п. Переяславка
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на МО педагогов-психологов зам. директора директор школы
и логопедов по УВР _______ __________ от _____.20___г ______________ ____________
протокол №____ _____.20___г. от _____.20___г.
приказ № ____
Рабочая программа
индивидуальных коррекционно-логопедических занятий
для обучающегося 3 класса
Составитель: О.В. Васкевич
Учитель - логопед
р.п. Переяславка
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общие сведения обучающегося:
Имя, фамилия ребёнка: ______________
Возраст ребёнка: _________
Класс: 3
Год рождения: ____________
Место проживания: _______________
Родители: ______________
Заключение ЦПМПК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название программы:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка, проживающего в условиях школы - интерната с учетом его особых образовательных потребностей в 3 классе».
Цель: Коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Задачи:
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
• Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
Основные направления коррекционно-логопедической работы:
Работа учителя - логопеда проводится по следующим направлениям:
1. Развитие коммуникативных навыков. Установление положительного взаимодействия с ребенком через игру. Формирование умения приветствовать взрослого и прощаться, используя речевые возможности ребенка.
2. Развитие общей и мелкой моторики. Нормализация мышечного тонуса, устранение моторных затруднений, выработка координированности и целенаправленности движений, формирование графомоторных навыков.
3. Работа над правильным речевым дыханием. Формирование длительного плавного выдоха в игровых упражнениях («Тихий ветерок», «Задувает свечу», «Ветер колышет листья деревьев, гонит облака», «Остудим горячий суп».
4. Развитие речевой моторики. Подготовка органов артикуляции к базовым артикуляторным движениям. Развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений. Обучение восприятию артикуляционных укладов звуков путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
5.Формирование сенсорного восприятия.
- Развитие восприятия величины, формы, цвета предметов
- .Развитие зрительного и слухового восприятия. Расширять рамки зрительного и слухового восприятия.
6. Понимание речи. Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые реакции, продолжать учить умению соотносить предметы и действия с их словесным обозначением (показывать части тела и лица, знакомые действия). Развивать умение реагировать на звук и голос переменой в поведении.
7. Формирование речевой активности, речевого подражания. Вызывание потребности речевого подражания. Работа над произношением гласных звуков (а,о,у,и, ы) согласных (ф, ч, ш, ж).
8. Обогащение активного и пассивного словаря с использованием лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Сезонные изменения в природе», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детѐныши», «Птицы».
Используется определенная структура коррекционно – логопедического занятия:
- Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
- Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
- Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.
- Повторение изученного, подача нового материала.
- Двигательная гимнастика.
- Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность коррекционно – логопедических занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит 3 раза в неделю – индивидуально, 2 раза - подгрупповые занятия.
Коррекционно – логопедические занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 2 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Двигательное развитие:
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест, предмет , графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-871-1409076247.jpg)
Рабочая программа индивидуальных занятий по литературному чтению для 2 класса
В основу рабочей программы индивидуальных занятий по литературному чтению для 2 класса составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой (с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-335060-1591034823.jpg)
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по математике для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-335060-1591034823.jpg)
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально – групповых занятий по математике 3 класс
Рабочая программа ИГЗ по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-864751-1482235708.jpg)
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-911945-1491051129.jpg)
Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1495484-1700159186.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу
Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...