Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по математике для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualno-_gruppovykh_zanyatiy_po_matematike_4_klass.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
Рабочая программа
индивидуально - групповых занятий
по математике для 4 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
посёлок Красный Текстильщик, 2014 г
Пояснительная записка
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Общая характеристика
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Индивидуально – групповые занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы , должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности И Г З желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
ИГЗ создается при участии всего класса.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание индивидуально – групповых занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
творческие работы
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 – 45 минут.
Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Индивидуально – групповые занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах и конкурсах.
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса
Обучающийся научится:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур
- конструировать предметы из геометрических фигур.
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.
- решать задачи на противоречия.
- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.
- работать над проектами
Содержание учебного материала
Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Математика вокруг нас.
Занимательная математика в доме и квартире.
Из истории математики.
Старинные системы записи чисел.
Из истории чисел и цифр.
Как люди учились считать.
Удивительное рядом или старинные меры длины.
Архимед – гений математики и изобретений.
Из истории математических открытий.
Научный мир Пифагора.
Первые учебники.
Развитие познавательных способностей.
Тренировка внимания.
Тренировка памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции.
Занимательная геометрия.
Наглядная геометрия.
Занимательная геометрия.
Турнир по геометрии.
Олимпиадные задания по математике.
Занимательные задачи.
Логические задачи для юных математиков.
Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры.
Блиц - турнир по решению задач.
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
Очень важную науку постигаем мы без скуки.
Задачи в стихах.
Экспромт - задачки и математические головоломки.
Логические математические задачки-шутки.
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки - Сосчиталки».
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»
Методы работы:
- упражнения,
- беседа
Формы работы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля: участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск математических газет.
Календарно – тематическое планирование
ФО - фронтальный опрос,
ИРД - индивидуальная работа у доски,
ИРК - индивидуальная работа по карточкам,
СР- самостоятельная работа,
ПР- проверочная работа,
МД- математический диктант,
Т- тестовая работа.
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | Форма контроля | Планир. дата | Фактич. дата | |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | разгадка «математических фокусов» | ФО | ||
2 | Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | 1 | групповая работа, решение нестандартных задач | СР | ||
3 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках | ||
4 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | коллективная | проект | ||
5 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | коллективная | |||
6 | Проектная деятельность «Великие математики» | 1 | ||||
7 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | ИРК | ||
8 | Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. | 1 | практическая работа | выставка «Я – чертёжник!» | ||
9 | Игра «Удивительный квадрат». | 1 | работа в группе, решение упражнений с квадратами | ИРК | ||
10 | Преобразование фигур на плоскости. | 1 | конструирование фигур на плоскости из различного материала | ФО | ||
11 | Задачи-смекалки. | 1 | решение нестандартных задач | ИРД | ||
12 | Симметрия фигур. | 1 | создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры геометрии» | ||
13 | Соединение и пересечение фигур. | 1 | вычерчивание геометрических фигур | СР | ||
14 | Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | решение нестандартных заданий на меры длины | ФО | ||
15 | Вычисление площади фигур. | 1 | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | проект | ||
16 | Объём фигур. | 1 | проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | защита проекта | ||
17 | Логическая игра «Молодцы и 1хитрецы» | 1 | решение задач на упорядочивание множеств | СР | ||
18 | Конструирование предметов из геометрических фигур. | 1 | мини-проект «Наша детская площадка» | защита | ||
19 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 1 | работа над проектом «Наша детская площадка» | проект | ||
20 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 1 | СР | |||
21 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 1 | ||||
22 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 1 | Защита проекта | |||
23 | Школьный тур олимпиады | 1 | решение заданий повышенной трудности | ИРК | ||
24 | Международная игра «Кенгуру» | 1 | Решение нестандартных математических заданий | ИРК | ||
25 | Открытие нуля. | 1 | исследовательская работа «Почему так?» | СР | ||
26 | Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | экскурсия | конкурс рисунков «Наш школьный компьютерный кабинет» | ||
27 | Компьютерные математические игры. | 1 | сообщения о домашних компьютерных математических играх | ИРК | ||
28 | Конкурс знатоков (отборочный тур) | 1 | решение нестандартных заданий | ИРД | ||
29 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление суперпримеров | защита работ «Мой суперпример – самый лучший!» | ||
30 | Конкурс знатоков (итоговый тур) | 1 | решение нестандартных заданий | СР | ||
31 | Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | СР | ||
32 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | повторение единиц измерения | |||
33 | Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | 1 | решение задач повышенной сложности | МД | ||
34 | Сочинение «Место математики в моей жизни» | 1 | творческая работа | СР | ||
35 | Анализ работы. Итоговое занятие. | 1 |
ИТОГО: 35
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
- Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Печатные пособия.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Сканер.
Принтер лазерный.
Игры и игрушки.
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь.
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально – групповых занятий по математике 3 класс
Рабочая программа ИГЗ по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Математика" 2 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету "Математика" 2 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Решение задач"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике "Решение задач"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Математика» 2 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Математика» 2 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Математика» 4 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по предмету «Математика» 4 класс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике в 4 классе.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике в 4 классе....