Родительское собрание на тему: Особенности реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом по сравнению с детьми со слуховыми аппаратами
консультация

При реабилитации маленьких детей с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей с качественными слуховыми аппаратами. Однако есть ряд особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: Особенности реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом по сравнению с детьми со слуховыми аппаратами

При реабилитации маленьких детей с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей с качественными слуховыми аппаратами. Однако есть ряд особенностей.

В первый год мы должны уделить максимальное внимание развитию слухового восприятия, прежде всего, в ежедневных обычных ситуациях. Поэтому огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Наша задача — в короткий срок развить у глухого ребенка естественное слуховое восприятие с КИ до уровня, приближающегося к нормальному слуху. Благодаря этому слух начинает работать на развитие понимания окружающей и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка. По наблюдениям, на это требуется от 3 до 18 мес., в зависимости от наличия у ребенка слухового опыта, сопутствующих нарушений внимания, подготовленности родителей к процессу абилитации и других причин.

Ребенок с КИ, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения. Эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала слухозрительно (если навык чтения с губ у него был уже частично сформирован), а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слух. Однако ребенок с КИ нуждается в раннем овладении навыком послогового чтения, которое помогает в развитии произношения. Чтение служит базой для формирования грамматической системы родного языка, потому что ребенок плохо слышит в естественной речи наиболее тихие части слов и служебные части речи — окончания, предлоги, приставки, которые и определяют грамматику русского языка.

Многие направления работы, принятые в верботональной методике проф. П. Губерина (центр СУВАГ, Хорватия) и в методике Э. И. Леонгард, эффективны для детей с КИ — фонетическая ритмика, приемы вызывания звуков у молчащих малышей с КИ, формирование интонационноритмической стороны речи, основанные на связи ритмических движений тела и звуков речи, активное вовлечение родителей в процесс развития и обучения ребенка. Исключение — ребенок с КИ не нуждается в опоре на тактильновибрационные ощущения, широко используемые в этих методиках, при развитии восприятия звуков. У ребенка с КИ эти процессы опираются на быстро развивающийся слух и слухозрительное восприятие. Однако неговорящим детям на начальном этапе реабилитации опора на тактильные ощущения может помочь быстрее вызвать голос, звуки. Если ребенок уже занимается по этим методикам, значит, у него есть хорошие условия для послеоперационной слухоречевой абилитации по месту жительства, и он обычно уже хорошо подготовлен к ней, поскольку на момент операции у него в определенной степени развиты остаточный слух и произносительные навыки.

Ребенок с КИ не нуждается в сопряженной речи для развития произносительных навыков. Если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и собственной устной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь. Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормаль- нослышащих детей. «Слушай; думай; говори слушая; (повтори)» — вот естественная последовательность обучения процесса речи. При обучении ребенка с применением сопряженной речи он не может запомнить произнесенные слова и фразы, чтобы использовать их в самостоятельной речи.

Слухозрительное восприятие речи — это естественный способ ее восприятия и для нормальнослышащего человека. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Если эти навыки у малыша сформированы, то это благоприятный показатель развития у него речи после имплантации, потому что они свидетельствуют об общей сформированное процессов внимания и подражательной активности, важных для обучения. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов — постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним со стороны КИ, например, играя вместе, читая- рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, понимает, о чем говорят, глядя в книжку и при этом не видя движений губ взрослого, внимательнее слушает. По мере развития слухового восприятия с КИ ребенок будет все больше опираться на слух. Но слухозрительное восприятие необходимо при работе над произношением. Мы используем его, чтобы облегчить понимание слов ребенку с КИ в начальный период. Когда мы пытаемся объяснить ребенку значение нового слова, то нам важно, чтобы он понял, что значит это слово. Наша цель не сделать из малыша «слушающую машину», а с помощью слуха научить его понимать речь и говорить.

Естественные жесты, которые сопровождают нашу речь при общении с маленькими детьми, можно использовать. Это облегчает ребенку освоение значения слова. Мы сопровождаем ими свою речь при общении с нормальнослышащими детьми и взрослыми («дай», «на», «нет», «пока», «садись», «кушать», «нельзя», «привет», «большой», «маленький» и др.). Естественные жесты, сопровождающие речь, не заменяют ее и не конкурируют с овладением устной речью. Мы говорим малышу: «Дай мне большой мяч» и естественно сопровождаем фразу жестами «дай», «мне», «большой». Если малыш понимает просьбу на слух, то жесты здесь не нужны. Но они помогут ему понять просьбу, если он не понял ее сразу. В этом случае можно повторить фразу, но уже сопровождая ее соответствующими жестами. Чтобы быстрее научить ребенка понимать слова на слух, нужно сначала дважды повторить просьбу без жеста, а затем, если ребенок не понял ее, повторить предложение в сопровождении с жестом. Через какое-то время малыш будет понимать эту фразу только на слух.

Специальные жесты (элементы жестовой речи глухих), которые глухие дети обычно усваивают при посещении специализированного детского сада для детей с нарушениями слуха, общаясь там с другими глухими детьми и взрослыми, являются заменителями речи и конкурируют с овладением устной речью. Детям с КИ не нужны специальные жесты, они отрицательно влияют на развитие у ребенка понимания устной речи и ее развития. Но если ребенок уже знает какие-то жесты, то их можно использовать, чтобы объяснить и научить значению соответствующего слова или фразы на слух.

Глухой ребенок, имплантированный в возрасте до 3-х лет, не нуждается в использовании дактилирования как средства формирования звукопроизношения. Исключение составляют дети с выраженными двигательными нарушениями и центральными слуховыми расстройствами. Но и в этом случае на начальном этапе развитие произносительных навыков осуществляется на слухозрительной и слуховой основе; приемов, связывающих звук с жестом (вербально-тональная методика, фонетическая ритмика); навыков послогового чтения. И только детям старше 4-х лет, если отсутствует ожидаемая динамика развития речи (при систематических занятиях с сурдопедагогом и родителями), целесообразно включить дактилирование в качестве средства формирования звукопроизношения и уточнения буквенного состава слова.

Если ребенок уже владеет дактилированием и оно ему помогает вспомнить, как произнести слово, это надо использовать для развития у ребенка умения говорить без опоры на дактилирование. Произнося слово, ребенок сначала помогает себе дактилированием, а затем он тут же должен повторить это слово 2 раза без дактилирования.

Использование логопедических методов работы. Сурдопедагог на своем занятии, прежде всего, сконцентрирован на развитии у ребенка слухового восприятия, восприятия речи и ее понимания. Логопед же больше внимания уделяет развитию произносительных навыков. Разделение этих процессов особенно плодотворно, когда слушание у ребенка еще требует много усилий. Если при выполнении задания «дай собаку» из набора 5-7 игрушек мы будем требовать не только дать соответствующую игрушку (это предполагает, что ребенок услышал слово, узнал его, соотнес с нужной игрушкой и выбрал ее), но и сказать «на, собаку», а мы при этом еще будем уточнять его произношение, то это сбивает ребенка, мешает запоминанию им слухового образа слова. Логопед же, используя меньший набор игрушек, будет добиваться более точного произношения этих же слов.

Целесообразность привлечения логопеда к абилитации детей с КИ обусловлена и тем, что в логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми с разными речевыми нарушениями: моторной алалией, дизартрией, артикуляторной диспраксией, дисфонией. Многие дети с нарушениями слуха имеют эти речевые расстройства либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных речевых центров из-за глухоты в раннем возрасте.

Логопед, работающий с детьми с КИ, должен иметь опыт работы с детьми с тяжелыми расстройствами речи (сенсомоторная и моторная алалия, дизартрия, задержка речевого развития и др.). Очень важно, чтобы он ознакомился с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих детей, детей с нарушениями речи, детей с КИ. Логопед должен использовать приемы вызывания и постановки звуков речи у неговорящего ребенка с КИ для активизации его голоса и артикуляции. Наша цель в этот момент не столько добиться от ребенка качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько вызвать у него интонационно-модулированный лепет, который он пропустил из-за глухоты. Если делать акцент на тщательном произнесении отдельных звуков до формирования у ребенка навыка имитации интонационно-ритмической структуры слова или короткой фразы, то у него сформируются трудноустранимые нарушения плавности речи, неестественное звучание голоса. Ребенок с КИ имеет не только проблемы в развитии произношения, но и тяжелое общее недоразвитие речи вследствие отсутствия пассивного словаря и грамматических представлений. Ребенок, прежде всего, не понимает или очень плохо понимает речь. Ребенок нуждается в многолетней целенаправленной работе по накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развитию связной речи.

При правильной работе глухие дети, имплантированные в возрасте до 2-х лет, а при раннем слухопротезировании — и в более старшем возрасте, имеют реальный шанс догнать по развитию нормальнослышащих детей. Однако это требует длительной и интенсивной сурдопедагогической поддержки и обязательного активного участия родителей в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни"

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Познакомить родителей с функциями семьи, типами семейного воспитания, дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

Индивидуальная рабочая программа слухоречевой реабилитации глухих детей после кожлеарной имплантации разработана для школьников, обучабщихся в среднем и старшем звене школы слабослышащих детей. Осново...

Родительское собрание на тему "Особенности характера школьника в 10-11 лет"

Дети 10-12 лет (учащиеся 4х-5х классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым ...

Конспект родительского собрания на тему: "Особенности мыслительной деятельности младших школьников"

Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в проц...

Родительское собрание по теме "Особенности семейного воспитания"

Сценарий родительского собрания , знакомящий родителей с основами семейного воспитания....

Родительское собрание на тему "Особенности обучения детей в 4 классе"

Родительское собрание в 4 классе на тему: "Особенности обучения детей"...