Автоматизация звука [ш] в словах с ударением на слоге.
план-конспект по логопедии
В группе детей с ФФН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no2.docx | 38.09 КБ |
konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для дошкольников - логопатов, имеющих диагноз
«Фонетическое недоразвитие речи»
Тема:
«Автоматизация звука [ш] в словах с ударением на слоге».
Разработала и составила конспект
учитель – логопед
Мичурина Надежда Анатольевна
МБДОУ д/с
комбинированного вида № 105
«Мальвина»
Схема НОД
Аттестуемый учитель-логопед Мичурина Надежда Анатольевна
Речевой диагноз дошкольников «Фонетическое недоразвитие речи» подготовительная группа
Тема НОД «Автоматизация звука [ш] в словах с ударением на слоге».
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)
Виды непосредственной образовательной деятельности: игра
Формы организации: подгруппа.
Цель: - автоматизировать умение правильно произносить звук [ш] в словах с ударением на слоге.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука [ш] в ударных слогах
- развивать фонематическое восприятие через игровые упражнения
- воспитывать интерес к речи и процессу коррекции
Оборудование и материалы: Картинки со словами, в которых звук [ш] в ударном слоге, компьютер, мячик, тренажёр для звукового анализа, опорная схема для анализа звука.
Словарь новых слов: Шахта - колодец, вертикальная удлинённая полость. Шахта лифта.
Этапы работы | Содержание работы | ||||
1. | Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. | Цель: эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка дошкольников к усвоению новой темы Методы: речь логопеда, создающая положительный настрой дошкольников, игра «Разрезная картинка». -работа с зеркалом -работа со схемой – характеристикой звука | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Приветствие. Проверка готовности к НОД. - Сегодня у нас гости, они пришли, чтобы посмотреть как мы играем. -Ребята, поздоровайтесь с гостями подарите им свои улыбки. - А этого весёлого человечка вы хорошо знаете. Кто он? -Для начала давайте разогреем наши ручки. Подуем на них и произнесём долго : Ш-ш-ш…Следите, чтоб губы у нас были «Окошечком», а язычок «Чашечкой» (С разной интонацией) - Антошка так торопился к нам, что перемешал всё содержимое этой коробочки. Игра «Разрезная картинка» -Поможем ему собрать картинки? - Что нарисовано на твоей картинке? - А на твоей? - Какой первый звук в слове ШАПКА мы слышим? - Какой первый звук в слове ШУБА мы слышим? -Кто может рассказать нам о звуке [ш], у нас есть схема-подсказка. | Отвечают на приветствие логопеда -Антошка. Дети «греют руки» перед зеркалом. Собирают картинки. - Шапка. - Шуба. - В слове ШАПКА первый звук [ш]. - В слове ШУБА первый звук [ш] - Звук [ш] - согласный, глухой, твёрдый, обозначаем его синим цветом. | ||||
2. | Затруднение в игровой ситуации. | Цель: -актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие -подготовка к восприятию новой темы Методы: Устный, игра «Доскажи слог» Критерии достижение цели: Дошкольники должны чётко и правильно произносить согласный [ш] в слогах. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
-Антошке так понравилось, как вы произносите звук [ш], молодцы, а давайте вспомним, я просила вас дома потренироваться в произнесении звука [ш] в слогах. Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам Антошка. Поиграем в игру «Доскажи слог»: -Ша-ша-ша - мы катаем малы… -Ша-ша-ша – мама есть у малы… -Шо-шо-шо – будет всё хоро… -Шу-шу-шу – поём песню малы… -Шу-шу-шум – нужна мама малы… -Ши-ши-ши - любят маму малы… -Ши-ши-ши – знают песню малы… | Договаривают слоги: ша, шо, шу, ши по очереди. | ||||
Оценивается деятельность дошкольников словами: умница, молодец, отлично. | |||||
3. | Открытие нового знания или умения. | Цель: -автоматизация умения произносить звук [ш] в словах с ударением на слоге -развитие фонематической стороны речи (звуковой анализ, деление слов на слоги) -формирование лексико-грамматических категорий (согласование притяжательных местоимений с существительными, образование родительного падежа с отрицанием) -развитие внимания -охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы Методы - использование игровых компьютерных технологий - индивидуальная работа по карточкам -индивидуальная работа со звуковыми тренажёрами (составление звуковой схемы слова) -д/игры «Эхо», «Жадина», «Чего нет?», «Пирамида» Критерии достижения цели: -дошкольники должны чётко произносить звук [ш] в словах с ударением на слоге -соблюдать осанку, выполнять организованные упражнения физминутки. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Постановка цели НОД -Ребята, что мы сейчас делали? -А вы хотели бы попробовать вместе Антошкой произносить этот звук в словах? Игра «Эхо» - с картинками -Антошка принёс вам картинки. Я произношу слово, вы находите картинку и произносите слово как эхо три раза подряд. Шар, шайба, шапка, шахматы, шило, шина, шут, шуба, шея, шахта. Шахта - это колодец, вертикальная удлинённая полость. Шахта лифта. -Ребята, что мы сейчас делали? Работа с тренажёрами -Антошка принёс нам тренажёры, выберите любую картинку и выполните звуковой анализ слова. Д/игра «Жадина» -Наш Антошка – жадина. Сейчас возле вас лежат картинки и я предлагаю поиграть в игру «Жадина» Физминутка для глаз - Антошке надоело сидеть на месте, и он отправился гулять. Давайте проследим за ним, не поворачивая головы, только глазами. Организация отдыха дошкольников и одновременно закрепляется материал занятия. Д/игра «Чего нет?» (с мячом) -Предлагаю поиграть с мячом. Надо перекинуть мяч своему товарищу и назвать предмет с картинки, которого у вас нет. Например, «Нет шапки» или «Нет шубы» Д/игра «Пирамида» (компьютерная версия) | Произносили красиво звук [ш] в слогах Дети находят картинки и произносят слова. Дети формируют цель НОД о том, что они учится произносить звук [ш] в словах Дети дают характеристику звукам в слове. Согласовывают притяжательные местоимения «МОЙ», «МОЯ», «МОИ» с существительным Дети перекидывают мяч и произносят слова Дети произносят слово, определяют количество слогов. | ||||
4. 5. | Воспроизведение нового в типовой ситуации. Итог непосредственной образовательной деятельности. | Цель: -выявить уровень полученных знаний дошкольников на НОД Методы: беседа с дошкольникми с элементами самооценки работы на НОД д/игра «Вспомни и назови» Критерии достижения цели: -чёткое произнесение звука [ш] в словах с ударением на слоге. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Итог занятия -Какой звук мы очень часто сегодня произносили в словах во время игры? -Есть ли этот звук в имени нашего гостя? Если есть, то где в слове мы его слышим? -В чьей фамилии ещё есть этот звук? Где мы его слышим в слове Шилов? -Какие задания были для вас трудным? -Какие задания понравились? Цель: Создать положительный настрой для дошкольников для выполнения домашнего задания | Звук [ш] Да, в середине слова. В моей. Я – Шилов. В начале слова. Отвечают на вопросы логопеда, анализируют свою деятельность, подводят итог работы. | ||||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
-Антошка попросил, чтобы вы дома вспомнили все слова, которые мы с вами сегодня произносили во время наших игр и дома ещё раз потренировались. -Ребята, вы хорошо поработали, молодцы. -Возьмите карточку, которая показывает, как вы сегодня потрудились. -Спасибо. | Детям раздаются листы с картинками. Выбирают нужную карточку самооценки. |
-Ша-ша-ша - мы катаем малы…
-Ша-ша-ша – мама есть у малы…
-Шо-шо-шо – будет всё хоро…
-Шу-шу-шу – поём песню малы…
-Шу-шу-шум – нужна мама малы…
-Ши-ши-ши - любят маму малы…
-Ши-ши-ши – знают песню малы…
«Разрезная картинка»
«Доскажи слог»:
«Эхо»
Работа с тренажёрами
Д/игра «Жадина»
Физминутка для глаз
Д/игра «Чего нет?» (с мячом)
Д/игра «Пирамида» (компьютерная версия)
Игра ходилка
Дидактическая игра «Произнеси правильно»
Цель:
-автоматизация звуков в словах;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие лексико-грамматических категорий.
Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки на автоматизируемый звук, фишки, кубик с числами от 1 до 6; шесть карточек с лексико - грамматическими заданиями и с заданиями на развитие фонематического восприятия.
Описание игры: В игру могут играть от двух до шести детей. Ребёнок бросает кубик, взрослый читает лексико-грамматическое задание под номером, который выпал на кубике. Дошкольник находит нужную картинку, закрывает её фишкой и выполняет задание.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Цель:
-автоматизация звуков в словах;
-развитие фонематического восприятия;
Игра состоит из поля, на котором по ходу движения изображены схемы слова, фишки, кубик с числами от 1 до 6;
Описание игры: В игру могут играть двое детей. Взрослый дает инструкцию: Придумать слова со звуком…Ребёнок бросает кубик и передвигает фишку от старта к финишу. В том месте, где фишка останавливается, находится схема слова с указанием, где должен находиться заданный звук в слове, которое должен придумать ребёнок. Дошкольник придумывает слово и передвигается дальше к финишу..
Конспект НОД
для дошкольников - логопатов, имеющих диагноз
«Фонетическое недоразвитие речи»
Тема:
«Автоматизация звука [л] в слова с обратным слогом».
Разработала и составила конспект
учитель – логопед
Мичурина Надежда Анатольевна
МБДОУ д/с
комбинированного вида № 105
«Мальвина»
Схема НОД
Аттестуемый учитель-логопед Мичурина Надежда Анатольевна
Речевой диагноз дошкольников «Фонетическое недоразвитие речи» подготовительная группа
Тема НОД «Автоматизация звука [л] в словах с обратным слогом».
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)
Виды непосредственной образовательной деятельности: игра
Формы организации: индивидуальная.
Цель: - автоматизировать умение правильно произносить звук [л] в обратных слогах.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука [л] в обратных слогах
- развивать фонематическое восприятие через игровые упражнения
- воспитывать интерес к речи и процессу коррекции
Оборудование и материалы: Лунтик, картинки со словами, в которых звук [л] стоит в обратном слоге, компьютер, мячик, тренажёр для звукового анализа, опорная схема для анализа звука.
Этапы работы | Содержание работы | ||||
1. | Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. | Цель: эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка дошкольников к усвоению новой темы Методы: речь логопеда, создающая положительный настрой дошкольников, игра «Отгадай загадку». -работа с зеркалом -работа со схемой – характеристикой звука | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Приветствие. Проверка готовности к НОД. -Ребята, поздоровайтесь с гостями подарите им свои улыбки. - Сегодня ребята я пришла на работу и увидела странного гостя. Послушайте загадку и попробуйте отгадать кто же он. Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок. Ты узнал, кто это? -Какой первый звук в слове Лунтик мы слышим? -Кто может рассказать нам о звуке [л], у нас есть схема-подсказка. | Отвечают на приветствие логопеда -Лунтик. - В слове Лунтик первый звук [л] - Звук [л] - согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем его синим цветом. | ||||
2. | Затруднение в игровой ситуации. | Цель: -актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие -подготовка к восприятию новой темы Методы: Устный, игры «Самолёт гудит», «Пальчики здороваются» Критерии достижение цели: Дошкольники должны чётко и правильно произносить согласный [л] в обратных слогах. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Изолированное произнесение звука -Наш Лунтик прилетел к нам на самолёте. Как гудит самолёт? Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются» -Наш Лунтик с Луны, а все Лунные жители здороваются так: АЛ-ОЛ-УЛ-ЕЛ-ИЛ | Дети перед зеркалом произносят долго звук [л] Дети загибают пальцы и произносят слоги. | ||||
Оценивается деятельность дошкольников словами: умница, молодец, отлично. | |||||
3. | Открытие нового знания или умения. | Цель: -автоматизация умения произносить звук [л] в словах в обратном слоге -развитие фонематической стороны речи (звуковой анализ, деление слов на слоги) -формирование лексико-грамматических категорий ( образование существительных множественного числа родительного падежа, образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов) -развитие внимания -охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы Методы - использование игровых компьютерных технологий - индивидуальная работа по карточкам -индивидуальная работа со звуковыми тренажёрами (составление звуковой схемы слова) -д/игры «Один-много», «Назови ласково», «Что Лунтик делал?» Критерии достижения цели: -дошкольники должны чётко произносить звук [л] в словах -соблюдать осанку, выполнять организованные упражнения физминутки. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольника | ||||
Постановка цели НОД -Ребята, а вам нравится произносить красиво звук [л] слогах? -Наш Лунтик проголодался пока летел сюда. Давай накормим его? - Я покажу вам картинку и произнесу слово, если в слове есть звук [л], то этот предмет съедобный для Лунтика. Хлопните в ладоши, если услышите звук [л]. Булка, яблоко, конфета, колбаса, пирог,молоко. -Ребята, что мы сейчас делали? Работа с тренажёрами -Лунтик принёс нам тренажёры, выберите любую картинку и выполните звуковой анализ слова. Д/игра «Один - много» -У Лунтика много друзей. Я предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Один - много» (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]: Белка — белок, палка — палок, полка — полок. Галка — галок, вилка — вилок, скалка — скалок. Булка — булок, бутылка — бутылок, точилка — точилок. Физминутка для глаз - Лунтику надоело сидеть на месте, и он отправился гулять. Давайте проследим за ним не поворачивая головы, только глазами. Организация отдыха дошкольников и одновременно закрепляется материал занятия. Физминутка «Любим с Лунтиком играть». -Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах) И как пчелки полетать (машет руками) На цветочек тихо сели (сел на корточки) Мы вздохнули и уснули (руки под щеку) Логопед: Молодец! Лунтик уже отдохнул и зовет тебя поиграть вместе с ним. Д/игра «Назови , что Лунтик делал» (с мячом) -Предлагаю поиграть с мячом. Надо перекинуть мяч своему товарищу и назвать предмет с картинки, которого у вас нет. Например, «Нет шапки» или «Нет шубы» Д/игра «Назови ласково» -Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково: называй картинку, а потом это слово скажи ласково. | Дети слушают и хлопками показываю наличие звука[л] в слове. Дети формируют цель НОД о том, что они учится произносить звук [л] в словах Дети дают характеристику звукам в слове. Образуют множественное число родительного падежа. Ребенок четко называет картинки Ребенок имитирует движения из текста. Дети перекидывают мяч и произносят слова Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]: Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка. Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка. Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка. | ||||
4. 5. | Воспроизведение нового в типовой ситуации. Итог непосредственной образовательной деятельности. | Цель: -выявить уровень полученных знаний дошкольников на НОД Методы: беседа с дошкольникми с элементами самооценки работы на НОД д/игра «Вспомни и назови» Критерии достижения цели: -чёткое произнесение звука [л] в словах. | |||
Деятельность логопеда | Деятельность ученика | ||||
Итог занятия -Какой звук мы очень часто сегодня произносили в словах во время игры? -Есть ли этот звук в имени нашего гостя? Если есть, то где в слове мы его слышим? -Лунтику интересно какие задания были для вас трудным? -Какие задания понравились? Цель: Создать положительный настрой для дошкольников для выполнения домашнего задания | Звук [л] Да, в начале слова. Отвечают на вопросы логопеда, анализируют свою деятельность, подводят итог работы. | ||||
Деятельность логопеда | Деятельность дошкольникака | ||||
-Лунтик попросил, чтобы вы дома вспомнили все слова, которые мы с вами сегодня произносили во время наших игр и дома ещё раз потренировались. -Ребята, вы хорошо поработали, молодцы. -Возьми карточку, которая показывает, как ты сегодня потрудился и покажи её Лунтику. -Спасибо. | Ребёнок раздаются листы с картинками. Выбирает нужную карточку самооценки. |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия.
Мичурина Надежда Анатольевна учитель – логопед МБДОУ д/с комбинированного вида № 105________________________________________________________
Логопедическое занятие для детей 6-7 лет, речевое заключение: ФН_______Тема: Автоматизация звука Ш в словах с ударением на слог______________________
Задачи: 1. Формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука Ш в ударных слогах.________________________________________________
2. Развитие фонематического слуха через игровые упражнения___________________________3. Воспитывать интерес к речи и процессу коррекции____________
Этапы работы | Содержание этапа | ||
Цели | Методы | Содержание | |
| Л-д. Подготовить детей к продуктивной работе на занятии. Д-и. Подготовится к продуктивной деятельности на занятии. | Практический | Упр. На развитие слухового восприятия «Поймай звук». Слог с заданным звуком дети выделяют хлопком из ряда слогов близкими по звучанию. , ша, сы…. |
| Л-д. Организовать направленную деятельность детей по подготовке артикуляционного аппарата к правильной и чёткой артикуляции звуков. Д-и. Подготовиться к правильной и чёткой артикуляции звуков. | Практический Словесный Практический | 1.Артикуляционная гимнастика под музыку. Дети прослушивают аудиозапись и выполняют упр. в соответствии с темой музыкального отрывка. 2.Беседа –уточнение артикуляционной позы: -Где находится язык, когда ты произносишь звук Ш? Как … -Куда направлена воздушная струя? Как проверить её направление? 3.Автоматизация Ш изолированно 4.Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах ША,ШИ,ШУ Упр. «Лесенка» выполняется с изменением тембра и высоты голоса. Ша-Ша-Ша- наша Маша хоро.. |
| Л-д. Формирование произносительных навыков слов со слогами ША-ША Развитие фонематического слуха через игровые упражнения Д-и Учатся правильно произносить коррегируемый звук в словах заданной структуры Учатся делить слова на слоги | Метод мотивирования Наглядно - практический | 1.Сообщение темы занятия (дети отправляются в сказку) 2.Деление слов со слогом ША на слоги Упр. «Заполни вагончики» дети произносят слова с коррегируемым звуком, делят хлопками на слоги, заполняют картинками вагоны. Шаг шапка мышата … Работа ИКТ а)Упр. для снятия зрительного напряжения и повышения зрительной работоспособности «Вини Пух» Дети следят за движением героя по экрану. б) Пальчиковая гимнастика. в)Тренажёр.Развитие грамматических категорий. Образование родительного падежа с отрицанием. Шапка- нет шапки… |
| Л-д. Создать условия для автоматизации полученных навыков Д-и. Закрепить полученные навыки | Словесный Наглядно - практический | 1)Образование приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида 1эт.Дети со зрительной опорой образуют приставочные глаголы совершенного и несовершенного вида (что делаю?) ноШу, заноШу, приноШу, уноШу, подноШу, переноШу. 2)Работа на треножёре. Звуковой анализ слова «Шуба» |
| Л-д. Оценить эффективность деятельности детей. Создать ситуацию успеха Д-и. Понять и принять причины успеха или неудачи | Словесный Метод поощрения | 1)Развёрнутая словесная оценка деятельности детей на занятии. 2)Беседа: -Какое задание вам больше понравилось? -Какое вызвало трудности? 3)Сюрпризный момент. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...
Карточки по автоматизации звука л с словах и слогах
Карточки по автоматизации звука л с словах и слогах...
Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)
Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)...
Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)
Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....
Автоматизация звука [c] в словах, слогах
автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах;уточнять и обогащать словарный запас;формировать навыки звукового анализа и синтеза;развивать грамматический строй речи –...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...
Нейроигры для автоматизации звука "Ш" в изолированной позиции, в прямых слогах.
Цель использования нейроигр:создать условия для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга....
- Мне нравится (2)