Автоматизация звука [ш] в словах с ударением на слоге.
план-конспект по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

В группе детей с ФФН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no2.docx38.09 КБ
Файл konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для дошкольников - логопатов, имеющих диагноз

«Фонетическое недоразвитие речи»

Тема:

«Автоматизация звука [ш]  в словах с ударением на слоге».

                                                                                                                                                                                                       Разработала и составила конспект

                                                                                                                                                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                                                                                                                                      Мичурина Надежда Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                                     МБДОУ д/с        

                                                                                                                                                                                                            комбинированного вида № 105

                                                                                                                                                                                                                               «Мальвина»

Схема НОД

Аттестуемый учитель-логопед Мичурина Надежда Анатольевна

Речевой диагноз дошкольников  «Фонетическое недоразвитие речи» подготовительная группа

Тема НОД «Автоматизация  звука [ш]  в словах с ударением на слоге».

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие

Тип: интегрированное

Возраст детей: подготовительная группа (6-7  лет)

Виды непосредственной образовательной деятельности: игра

Формы организации: подгруппа.

Цель: - автоматизировать умение правильно произносить звук [ш]  в словах с ударением на слоге.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука [ш]  в ударных слогах

- развивать фонематическое восприятие через игровые упражнения

- воспитывать интерес к речи и процессу коррекции

Оборудование и материалы: Картинки со словами, в которых звук [ш]  в ударном слоге, компьютер, мячик, тренажёр для звукового анализа, опорная схема для анализа звука.

Словарь новых слов: Шахта - колодец, вертикальная удлинённая полость. Шахта лифта.

Этапы работы

Содержание работы

1.

Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности.

Цель:

 эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка дошкольников к усвоению новой темы

Методы:

речь логопеда, создающая положительный настрой дошкольников, игра «Разрезная картинка».

-работа с зеркалом

-работа со схемой – характеристикой звука

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Приветствие. Проверка готовности к НОД.

- Сегодня у нас гости, они пришли, чтобы посмотреть как мы играем.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями подарите им свои улыбки.

- А этого весёлого человечка вы хорошо знаете. Кто он?

-Для начала давайте разогреем наши ручки. Подуем на них и произнесём долго : Ш-ш-ш…Следите, чтоб губы у нас были «Окошечком», а язычок «Чашечкой»

(С разной интонацией)

- Антошка так торопился к нам, что перемешал всё содержимое этой коробочки.

Игра «Разрезная картинка»

-Поможем ему собрать картинки?

- Что нарисовано на твоей картинке?

- А на твоей?

- Какой первый звук в слове ШАПКА мы слышим?

- Какой первый звук в слове ШУБА мы слышим?

-Кто может рассказать нам о звуке [ш], у нас есть схема-подсказка.

Отвечают на приветствие логопеда

-Антошка.

Дети «греют руки» перед зеркалом.

Собирают картинки.

- Шапка.

- Шуба.

- В слове ШАПКА первый звук [ш].

- В слове ШУБА первый звук [ш]

- Звук [ш]  - согласный, глухой, твёрдый, обозначаем его синим цветом.

2.

Затруднение в игровой ситуации.

Цель:

-актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие

-подготовка к восприятию новой темы

Методы:

Устный, игра «Доскажи слог»

Критерии достижение цели:

Дошкольники должны чётко и правильно произносить согласный [ш]  в слогах.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

-Антошке так понравилось, как вы произносите звук [ш], молодцы, а давайте вспомним, я просила вас дома потренироваться в произнесении звука [ш]  в слогах. Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам Антошка.  Поиграем в игру «Доскажи слог»:

-Ша-ша-ша - мы катаем малы…

-Ша-ша-ша – мама есть у малы…

-Шо-шо-шо – будет всё хоро…

-Шу-шу-шу – поём песню малы…

-Шу-шу-шум – нужна мама малы…

-Ши-ши-ши - любят маму малы…

-Ши-ши-ши – знают песню малы…

Договаривают слоги: ша, шо, шу, ши по очереди.

Оценивается деятельность дошкольников словами: умница, молодец, отлично.

3.

Открытие нового знания или умения.

Цель:

-автоматизация умения произносить звук [ш] в словах с ударением на слоге

-развитие фонематической стороны речи (звуковой анализ, деление слов на слоги)

-формирование лексико-грамматических категорий (согласование притяжательных местоимений с существительными, образование родительного падежа с отрицанием)

-развитие внимания

-охрана здоровья детей, контроль  за осанкой во время работы

Методы

- использование игровых компьютерных технологий

- индивидуальная работа по карточкам

-индивидуальная работа со звуковыми тренажёрами (составление звуковой схемы слова)

-д/игры «Эхо», «Жадина», «Чего нет?», «Пирамида»

Критерии достижения цели:

-дошкольники должны чётко произносить звук [ш] в словах с ударением на слоге

-соблюдать осанку, выполнять организованные упражнения физминутки.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Постановка цели НОД

-Ребята, что мы сейчас делали?

-А вы хотели бы попробовать вместе Антошкой произносить этот звук в словах? Игра «Эхо» - с картинками

-Антошка принёс вам картинки. Я произношу слово, вы находите картинку и произносите слово как эхо три раза подряд.

Шар, шайба, шапка, шахматы, шило, шина, шут, шуба, шея, шахта.

Шахта - это колодец, вертикальная удлинённая полость. Шахта лифта.

-Ребята, что мы сейчас делали?

Работа с тренажёрами

-Антошка принёс нам тренажёры, выберите любую картинку и выполните звуковой анализ слова.

Д/игра «Жадина»

-Наш Антошка – жадина. Сейчас возле вас лежат картинки и я предлагаю поиграть в игру «Жадина»

Физминутка для глаз

- Антошке надоело сидеть на месте, и он отправился гулять. Давайте проследим за ним, не поворачивая головы, только глазами.

Организация отдыха дошкольников и одновременно закрепляется материал занятия.

Д/игра «Чего нет?» (с мячом)

-Предлагаю поиграть с мячом. Надо перекинуть мяч своему товарищу и назвать предмет с картинки, которого у вас нет. Например, «Нет шапки» или «Нет шубы»

Д/игра «Пирамида» (компьютерная версия)

Произносили красиво звук [ш] в  слогах

Дети находят картинки и произносят слова.

Дети формируют цель НОД о том, что они  учится произносить звук [ш] в словах

Дети дают характеристику звукам в слове.

Согласовывают притяжательные местоимения «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»  с существительным

Дети перекидывают мяч и произносят слова

Дети произносят слово, определяют количество слогов.

4.

5.

Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Итог непосредственной образовательной деятельности.

Цель:

-выявить уровень полученных знаний  дошкольников на НОД

Методы:

беседа с дошкольникми с элементами самооценки работы на НОД

д/игра «Вспомни и назови»

Критерии достижения цели:

-чёткое произнесение звука [ш]  в словах с ударением на слоге.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Итог занятия

-Какой звук мы очень часто сегодня произносили в словах во время игры?

-Есть ли этот звук в имени нашего гостя? Если есть, то где в слове мы его слышим?

-В чьей фамилии ещё есть этот звук?

Где мы его слышим в слове Шилов?

-Какие задания были для вас трудным?

-Какие задания понравились?

Цель:

Создать положительный настрой для дошкольников для выполнения домашнего задания

Звук [ш]

Да, в середине слова.

В моей. Я – Шилов.

В начале слова.

Отвечают на вопросы логопеда,

анализируют свою деятельность, подводят итог работы.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

-Антошка попросил,  чтобы вы дома вспомнили все слова, которые мы с вами сегодня произносили во время наших игр и дома ещё раз потренировались.

-Ребята, вы хорошо поработали, молодцы. -Возьмите карточку, которая показывает, как вы сегодня потрудились.

-Спасибо.

Детям раздаются листы с картинками.

Выбирают нужную карточку  самооценки.

-Ша-ша-ша - мы катаем малы…

-Ша-ша-ша – мама есть у малы…

-Шо-шо-шо – будет всё хоро…

-Шу-шу-шу – поём песню малы…

-Шу-шу-шум – нужна мама малы…

-Ши-ши-ши - любят маму малы…

-Ши-ши-ши – знают песню малы…

«Разрезная картинка»

«Доскажи слог»:

«Эхо»

Работа с тренажёрами

Д/игра «Жадина»

Физминутка для глаз

Д/игра «Чего нет?» (с мячом)

Д/игра «Пирамида» (компьютерная версия)

Игра ходилка

Дидактическая игра «Произнеси правильно»

Цель:

-автоматизация звуков в словах;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие лексико-грамматических категорий.

Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки на автоматизируемый звук, фишки, кубик с числами от 1 до 6; шесть карточек с лексико - грамматическими заданиями и с заданиями на развитие фонематического восприятия.

Описание игры: В игру могут играть от двух до шести детей. Ребёнок бросает кубик, взрослый читает лексико-грамматическое задание под номером, который выпал на кубике. Дошкольник находит нужную картинку, закрывает её фишкой и выполняет задание.

Дидактическая игра «Придумай слово»

Цель:

-автоматизация звуков в словах;

-развитие фонематического восприятия;

Игра состоит из поля, на котором по ходу движения изображены схемы слова, фишки, кубик с числами от 1 до 6;

Описание игры: В игру могут играть двое детей. Взрослый дает инструкцию: Придумать слова со звуком…Ребёнок бросает кубик и передвигает фишку от старта к финишу. В том месте, где фишка останавливается, находится схема слова с указанием, где должен находиться заданный звук в слове, которое должен придумать ребёнок. Дошкольник придумывает слово и передвигается дальше к финишу..

Конспект НОД

для дошкольников - логопатов, имеющих диагноз

«Фонетическое недоразвитие речи»

Тема:

«Автоматизация звука [л]  в слова с обратным слогом».

                                                                                                                                                                                                       Разработала и составила конспект

                                                                                                                                                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                                                                                                                                      Мичурина Надежда Анатольевна

                                                                                                                                                                                                                                     МБДОУ д/с        

                                                                                                                                                                                                            комбинированного вида № 105

                                                                                                                                                                                                                               «Мальвина»

Схема НОД

Аттестуемый учитель-логопед Мичурина Надежда Анатольевна

Речевой диагноз дошкольников  «Фонетическое недоразвитие речи» подготовительная группа

Тема НОД «Автоматизация  звука [л]  в словах с обратным слогом».

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие

Тип: интегрированное

Возраст детей: подготовительная группа (6-7  лет)

Виды непосредственной образовательной деятельности: игра

Формы организации: индивидуальная.

Цель: - автоматизировать умение правильно произносить звук [л]  в обратных слогах.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука [л]  в обратных слогах

- развивать фонематическое восприятие через игровые упражнения

- воспитывать интерес к речи и процессу коррекции

Оборудование и материалы: Лунтик, картинки со словами, в которых звук [л]  стоит в обратном слоге, компьютер, мячик, тренажёр для звукового анализа, опорная схема для анализа звука.

Этапы работы

Содержание работы

1.

Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности.

Цель:

 эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка дошкольников к усвоению новой темы

Методы:

речь логопеда, создающая положительный настрой дошкольников, игра «Отгадай загадку».

-работа с зеркалом

-работа со схемой – характеристикой звука

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Приветствие. Проверка готовности к НОД.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями подарите им свои улыбки.

- Сегодня ребята я пришла на работу и увидела странного гостя.

Послушайте загадку и попробуйте отгадать кто же он.

Знают взрослые и дети, что упал с другой планеты

Фиолетовый зверек – детям маленьким дружок. Ты узнал, кто это?

-Какой первый звук в слове Лунтик мы слышим?

-Кто может рассказать нам о звуке [л], у нас есть схема-подсказка.

Отвечают на приветствие логопеда

-Лунтик.

- В слове Лунтик первый звук [л]

- Звук [л]  - согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем его синим цветом.

2.

Затруднение в игровой ситуации.

Цель:

-актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие

-подготовка к восприятию новой темы

Методы:

Устный, игры «Самолёт гудит», «Пальчики здороваются»

Критерии достижение цели:

Дошкольники должны чётко и правильно произносить согласный [л]  в обратных слогах.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Изолированное произнесение звука

-Наш Лунтик прилетел к нам на самолёте. Как гудит самолёт?

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

-Наш Лунтик с Луны, а все Лунные жители здороваются так:

АЛ-ОЛ-УЛ-ЕЛ-ИЛ

Дети перед зеркалом произносят долго звук [л]

Дети загибают пальцы и произносят слоги.

Оценивается деятельность дошкольников словами: умница, молодец, отлично.

3.

Открытие нового знания или умения.

Цель:

-автоматизация умения произносить звук [л] в словах в обратном слоге

-развитие фонематической стороны речи (звуковой анализ, деление слов на слоги)

-формирование лексико-грамматических категорий ( образование существительных множественного числа родительного падежа, образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов)

-развитие внимания

-охрана здоровья детей, контроль  за осанкой во время работы

Методы

- использование игровых компьютерных технологий

- индивидуальная работа по карточкам

-индивидуальная работа со звуковыми тренажёрами (составление звуковой схемы слова)

-д/игры «Один-много», «Назови ласково», «Что Лунтик делал?»

Критерии достижения цели:

-дошкольники должны чётко произносить звук [л]  в словах

-соблюдать осанку, выполнять организованные упражнения физминутки.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольника

Постановка цели НОД

-Ребята, а вам нравится произносить красиво звук [л]  слогах?

-Наш Лунтик проголодался пока летел сюда. Давай накормим его?

- Я покажу вам картинку и произнесу слово, если в слове есть звук [л], то этот предмет съедобный для Лунтика.    

Хлопните в ладоши, если услышите звук [л].

Булка, яблоко, конфета, колбаса, пирог,молоко.

-Ребята, что мы сейчас делали?

Работа с тренажёрами

-Лунтик принёс нам тренажёры, выберите любую картинку и выполните звуковой анализ слова.

Д/игра «Один - много»

-У Лунтика много друзей. Я предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Один - много»

 (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]: Белка — белок, палка — палок, полка — полок. Галка — галок, вилка — вилок, скалка — скалок. Булка — булок, бутылка — бутылок, точилка — точилок.

Физминутка для глаз

- Лунтику надоело сидеть на месте, и он отправился гулять. Давайте проследим за ним не поворачивая головы, только глазами.

Организация отдыха дошкольников и одновременно закрепляется материал занятия.

Физминутка «Любим с Лунтиком играть».

-Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать, (скачет на двух ногах) И как пчелки полетать (машет руками) На цветочек тихо сели (сел на корточки) Мы вздохнули и уснули (руки под щеку) Логопед: Молодец! Лунтик уже отдохнул и зовет тебя поиграть вместе с ним.

Д/игра «Назови , что Лунтик делал» (с мячом)

-Предлагаю поиграть с мячом. Надо перекинуть мяч своему товарищу и назвать предмет с картинки, которого у вас нет. Например, «Нет шапки» или «Нет шубы»

Д/игра «Назови ласково»

-Лунтик зверек очень маленький, он любит, когда слова произносят ласково: называй картинку, а потом это слово скажи ласково.

Дети слушают и хлопками показываю наличие звука[л] в слове.

Дети формируют цель НОД о том, что они  учится произносить звук [л] в словах

Дети дают характеристику звукам в слове.

Образуют множественное число родительного падежа.

Ребенок четко называет картинки

Ребенок имитирует движения из текста.

Дети перекидывают мяч и произносят слова

Ребенок четко называет картинки (пособие «Назови правильно слово») со звуком [л]: Белка — белочка, палка — палочка, полка — полочка. Галка — галочка, вилка — вилочка, скалка — скалочка. Булка — булочка, бутылка — бутылочка, точилка — точилочка.

4.

5.

Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Итог непосредственной образовательной деятельности.

Цель:

-выявить уровень полученных знаний  дошкольников на НОД

Методы:

беседа с дошкольникми с элементами самооценки работы на НОД

д/игра «Вспомни и назови»

Критерии достижения цели:

-чёткое произнесение звука [л] в словах.

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

Итог занятия

-Какой звук мы очень часто сегодня произносили в словах во время игры?

-Есть ли этот звук в имени нашего гостя? Если есть, то где в слове мы его слышим?

-Лунтику интересно какие задания были для вас трудным?

-Какие задания понравились?

Цель:

Создать положительный настрой для дошкольников для выполнения домашнего задания

Звук [л]

Да, в начале слова.

Отвечают на вопросы логопеда,

анализируют свою деятельность, подводят итог работы.

Деятельность логопеда

Деятельность дошкольникака

-Лунтик попросил,  чтобы вы дома вспомнили все слова, которые мы с вами сегодня произносили во время наших игр и дома ещё раз потренировались.

-Ребята, вы хорошо поработали, молодцы.

 -Возьми карточку, которая показывает, как ты сегодня потрудился и покажи её Лунтику.

-Спасибо.

Ребёнок раздаются листы с картинками.

Выбирает нужную карточку  самооценки.



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия.

Мичурина Надежда Анатольевна учитель – логопед МБДОУ д/с комбинированного вида № 105________________________________________________________

Логопедическое занятие для детей 6-7 лет, речевое заключение: ФН_______Тема: Автоматизация звука Ш в словах с ударением на слог______________________

Задачи: 1. Формировать произносительную сторону речи путём автоматизации звука Ш в ударных слогах.________________________________________________

2. Развитие фонематического слуха через игровые упражнения___________________________3. Воспитывать интерес к речи и процессу коррекции____________

Этапы работы

Содержание этапа

Цели

Методы

Содержание

  1. Организационный момент

Л-д. Подготовить детей к продуктивной работе на занятии.

Д-и. Подготовится к продуктивной деятельности на занятии.

Практический

Упр. На развитие слухового восприятия «Поймай звук». Слог с заданным звуком дети выделяют хлопком из ряда слогов близкими по звучанию.

, ша, сы….

  1. Актуализация опорных знаний

Л-д. Организовать направленную деятельность детей по подготовке артикуляционного аппарата к правильной и чёткой артикуляции звуков.

Д-и. Подготовиться к правильной и чёткой артикуляции звуков.

Практический

Словесный

Практический

1.Артикуляционная гимнастика под музыку.

Дети прослушивают аудиозапись и выполняют упр. в соответствии с темой музыкального отрывка.

2.Беседа –уточнение артикуляционной позы:

-Где находится язык, когда ты произносишь звук Ш? Как …

-Куда направлена воздушная струя? Как проверить её направление?

3.Автоматизация Ш изолированно

4.Автоматизация звука Ш в прямых открытых слогах ША,ШИ,ШУ

Упр. «Лесенка» выполняется с изменением тембра и высоты голоса.

Ша-Ша-Ша- наша Маша хоро..

  1. Изучение новых знаний

Л-д. Формирование произносительных навыков слов со слогами ША-ША

Развитие фонематического слуха через игровые упражнения

Д-и Учатся правильно произносить коррегируемый звук в словах заданной структуры

Учатся делить слова на слоги

Метод мотивирования

Наглядно - практический

1.Сообщение темы занятия (дети отправляются в сказку)

2.Деление слов со слогом ША на слоги

Упр. «Заполни вагончики» дети произносят слова с коррегируемым  звуком, делят хлопками на слоги, заполняют картинками вагоны.

Шаг        шапка   мышата

Работа ИКТ

а)Упр. для снятия зрительного напряжения и повышения зрительной работоспособности «Вини Пух» Дети следят за движением героя по экрану.

б) Пальчиковая гимнастика.

в)Тренажёр.Развитие грамматических категорий. Образование родительного падежа с отрицанием.

Шапка- нет шапки…

  1. Закрепление учебного материала

Л-д. Создать условия для автоматизации полученных навыков

Д-и. Закрепить полученные навыки

Словесный

Наглядно - практический

1)Образование приставочных глаголов совершенного и несовершенного вида

1эт.Дети со зрительной опорой образуют приставочные глаголы совершенного и несовершенного вида (что делаю?) ноШу, заноШу, приноШу, уноШу, подноШу, переноШу.

2)Работа на треножёре. Звуковой анализ слова «Шуба»

  1. Итог занятия

Л-д. Оценить эффективность деятельности детей. Создать ситуацию успеха

Д-и. Понять и принять причины успеха или неудачи

Словесный

Метод поощрения

1)Развёрнутая словесная оценка деятельности детей на занятии.

2)Беседа:

-Какое задание вам больше понравилось?

-Какое вызвало трудности?

3)Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развит...

Карточки по автоматизации звука л с словах и слогах

Карточки по автоматизации звука л с словах и слогах...

Автоматизация звука [Ж] в словах в начале слов. Индивидуальное занятие с учеником 1 класса (дизартрия, ОВЗ)

Индивидуальное занятие с ребенком на этапе автоматизации звука в начале слов....

Автоматизация звука [c] в словах, слогах

автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах;уточнять и обогащать словарный запас;формировать навыки звукового анализа и синтеза;развивать грамматический строй речи –...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...

Нейроигры для автоматизации звука "Ш" в изолированной позиции, в прямых слогах.

Цель использования нейроигр:создать условия для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга....