Самоанализ деятельности за 2015-2016 учебный год учителя- логопеда МОУ СШ №4 «Центр образования» А.С. Валовой
материал по логопедии на тему
В настоящее время коррекционная работа с детьми с ОВЗ приобретает особую значимость . Для этого на базе школ создается логопедическая помощь для коррекции дефектов устной и письменной речи обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_valovoy_za_2015-16.docx | 30.62 КБ |
otchet_o_kolichestve_obuchayushchihsya2016.docx | 13.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности за 2015-2016 учебный год учителя- логопеда МОУ СШ №4 «Центр образования» А.С. Валовой
В настоящее время коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую значимость. Для этого на базе школ создается логопедическая помощь для коррекции дефектов речи обучающихся.
Работа учителя - логопеда очень трудна, кропотлива, но вместе с тем интересна. Основной целью деятельности учителя-логопеда является своевременное выявление и оказание помощи обучающимся классов с ОВЗ (с задержкой психического развития), имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств.
Основным контингентом являются обучающиеся дети, имеющие:
- задержку психического развития (ЗПР) с недоразвитием речи системного характера, закономерно сопровождающегося трудностями в усвоении программы по русскому языку и литературе;
- фонетико - фонематическое недоразвитие речи;
- заикание;
- дизартрические нарушения;
- нарушения произношения звуков, обусловленные нарушением строения и функции речевого аппарата, затрагивающие фонетические стороны речи и не влияющие на успеваемость.
Высокая результативность работы учителя - логопеда определяется следующими положениями:
1. На коррекционных занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой деятельности (произношения, фонематического восприятия, звукового анализа, лексико-грамматического развития, письма, чтения).
2. Методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка.
3. Речемыслительная деятельность активизируется и корригируется особенностями психического развития, обусловленными речевым нарушением.
Основными задачами учителя-логопеда являются:
- Диагностика – обследование устной и письменной речи обучающихся;
- Коррекция в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- Разъяснение среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся специальных знаний по логопедии в целях профилактики речевых нарушений.
Организационное:
1. Составлены перспективные планы работы на 2015- 2016 уч. г., рабочие программы с тематическим планированием, годовой методический план работы, расписание коррекционных занятий (групповых, индивидуальных), утвержденное директором.
2.Проведена подготовка к фронтальному обследованию, диагностике устной и письменной речи обучающихся 1-4 начальных классов 5,6,7 классов обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) на начало и конец учебного года.
3.Кабинет постоянно оснащался наглядными и дидактическими материалами, пополняла запас речевого материала.
4.Организованы и оформлены различные развивающие зоны.
5. На протяжении всего учебного года своевременно оформлена документация:
-Программы групповых и индивидуальных занятий ( 1-4 кл.);
-Программы групповых и индивидуальных занятий занятий (5, 6,7 кл.)
-Списки обучающихся, нуждающихся в занятиях специалиста;
- Журнал учета посещаемости индивидуальных и групповых занятий;
- Индивидуальные речевые карты обучающихся;
-Групповые карты сопровождения по классам;
- Журнал учета обследованных детей и консультирования педагогов и родителей;
-Отчет по итогам диагностического обследования обучающихся с нарушением речи классов обучающихся с ОВЗ на конец 2015-2016 уч .г.
6. Скомплектованные папки:
-Аналитическая справка по итогам обследования;
-Характеристики на обучающихся, направленных на ПМПК.
Диагностическое:
С 1 - 15 сентября и с 15 - 30 мая в 2015 – 2016 учебном году проводилась диагностика устной и письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В результате обследования было выявлено и зачислено на занятия с учителем-логопедом 56 обучающихся начальных классов и 20 учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В конце года 28 обучающихся начальных классов с ОВЗ получили рекомендации по дальнейшему коррекционно - развивающему обучению и сопровождению со стороны учителя логопеда на 2016- 2017 уч. г.
По ходу обследования велся протокол, где фиксировались предлагаемые задания и уровень их выполнения, особенности внимания, уровень наблюдательности обучающихся, работоспособности, утомляемости. Диагностика обучающихся включила в себя исследование активного словаря, грамматического строя речи, состояние фонематического анализа, синтеза фонематических представлений, исследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости. В ходе обследования речевых процессов рассматривались:
Состояние активного словаря: состояние предикативного словаря (развитие и обогащение глагольного словаря); состояние номинативного словаря; состояние атрибутивного словаря;
Состояние грамматического строя речи: способность словоизменения, словообразования; Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений: выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове; Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов); Уровень сформированности темпа работы, наличие самоконтроля, интереса к работе.
Диагностическое обследование проводилось по следующим методикам:
1. Волкова Г.А. Методика логопедического обследования детей с нарушениями речи. 2. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.
Основной целью которых являлось определение уровня сформированности навыка чтения (смысловой и технической стороны) и воссоздание звукового облика слова в графической модели, а также сформированность лексико- грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи.
По итогам диагностики можно сделать вывод, что речь школьников с ЗПР имеет характерные особенности лексико - грамматического строя (трудности в словообразовании, в подборе антонимов, синонимов, однокоренных родственных слов, затруднения в понимании лексико - грамматических конструкций, наблюдается недостаточная сформированность связной речи). Лексико - грамматические расстройства встречаются как самостоятельные, так и в сочетании с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Одним из основных расстройств обучающихся с ограниченными, т.е. патологическое усвоение орфографического навыка, которое может сочетаться с дисграфией и может существовать самостоятельно.
Основными нарушениями были:
нарушения устной речи: недоразвитие речи системного характера (НРСХ); нарушение письменной речи: нарушение чтение и письма, обусловленное НРСХ; заикание. В соответствии с речевыми нарушениями были скомплектованы группы обучающихся. Каждая группа посещала занятия 1 раз в неделю. Также проводились индивидуальные занятия в соответствии с установленным расписанием, заверенным директором.
В течение всего учебного года велось динамическое наблюдение за детьми в процессе коррекционного обучения, углубленное обследование детей, направленных на ПМПК.
Коррекционно – развивающее:
Речь детей школьного возраста с задержкой психического развития сопровождается характерными особенностями лексико- грамматического строя (трудностями словообразования, подбора антонимов и синонимов, родственных однокоренных слов, затруднениями в понимании лексико- грамматических конструкций, недостаточной сформированностью связной речи).
На данном этапе мною организовались и проводились групповые и индивидуальные занятия с детьми - логопатами по плану. Основой для проведения коррекционно- развивающих занятий являлись:
- «Рабочая программа по коррекции нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для 1 «Б» класса».
- «Рабочая программа по развитию устной и письменной коммуникации у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) для 1А, 2В, 2Б, 3А, 3Б, 4В классов»
- «Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных недоразвитием речи системного характера у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для 1-4 классов»
- «Рабочая программа по коррекции дизорфографии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для 5А, 5Б, 7Б классов»
Целью занятий по коррекции речи было упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходило формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Эта работа проходила поэтапно:
I этап – формирование фонематических процессов, коррекция звукопроизношения, предупреждение нарушений чтения и письма.
II этап – восполнение пробелов в развитии лексико- грамматического строя речи, коррекция дисграфии, дислексии.
Вместе с тем осуществлялось развитие функций речи и видов речевой деятельности.
Коррекционная работа по усвоению языковых средств сочеталась с формированием предпосылок к усвоению грамматических понятий и правил правописания, овладение которыми связано с умением анализировать звуковой и морфологический состав слова, устанавливать связь слогов в предложении. Такая организация логопедической работы позволяла не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи обучающихся, но и обеспечивала нормализацию их учебной деятельности.
Просветительно – профилактическое:
Во время учебного года была оказана консультативная помощь родителям обучающихся с отклонениями в развитии речи, а так же педагогам. В течение учебного года посещала уроки чтения и письма, с целью отслеживания динамики речевого развития. Выступала на родительских собраниях на темы: «Значение артикуляционной гимнастики», « Что такое задержка психического развития. Логопедическая работа с детьми с ЗПР», «Нормы речевого развития детей седьмого года жизни», «результаты логопедической работы за 2015-2016 учебный год». Также в начале 2014 учебного года, при содействии администрации школы, был оборудован информационный стенд для родителей, где каждый месяц обновляется информация. Ниже приведены темы консультаций, рекомендаций для оформления стенда «Для Вас, родители», запланированных на учебный год: «Для чего нужен логопед?», «Артикуляционная гимнастика», «О дыхании», «Учим ребенка ориентироваться в пространстве», «Послушные буквы», «Звуковой анализ», «Относительные прилагательные», «Распространенные ошибки родителей», «Рекомендации на лето». Для распространения логопедической информации среди родителей и педагогов на сайте «Школьный логопед» опубликована персональную страницу по адресу:
http://logoped18.ru/logopedist/logoped-v-tutayeve-valova-anna-sergeyevna.php, где публикую свои авторские работы: конспект логопедического занятия в 1 классе «Звук и буква К. Зима. Зимняя одежда и обувь»
Опубликовала презентацию для детей 1 класса с ОВЗ «Садовые ягоды» в электронном научно – практическом журнале «Совушка» 2015. №1
Разместила презентацию «Дары осени» на сайте edupres.ru в международном каталоге презентаций 9.09.15
Опубликовала на интернет-сайте www. Logopedy.ru презентацию «Особенности речевого развития у младших школьников с ОВЗ». 20.11.15
Опубликовала на сайте Конспекты – уроков.рф конспект «Догадайся сам загадай своим друзьям» 01.12.15, «Согласование имени существительного с именем прилагательным» 01.12.2015
На все разработки имеются свидетельства, подтверждающие публикации авторских материалов.
Участвовала в профессиональных дистанционных конкурсах:
Участник международного конкурса «Лучший конспект урока» на сайте Конспекты уроков. рф, с конкурсной работой: Звук и буква Б. Защитники Отечества 9.09.15, «Догадайся сам загадай своим друзьям» 20.12.15
Победитель международного конкурса «IT – педагог 2014-15 учебного года» в номинации «Мастер IT – серфинга» в профессиональной группе «Логопедическая радуга».
3 место во II общероссийском конкурсе «Педагогическое восхождение» с разработкой логопедического занятия «Ударение. Смысло-различительная роль ударения» konkursolimp.ru ноябрь, 2015
Победитель в международном конкурсе «Портфолио педагога» в информационно – образовательном ресурсе Шаг вперед www. i-shag.ru 27/02/16
Победитель IIIмеждународного конкурса портфолио «Творческий олимп» на образовательном портале Кладень знаний www.kladznanyi.ru 11.03.16
Участвовала в работе РМО учителей-логопедов школ, выступление на межмуниципальном семинаре «Роль современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда» с темой «Презентация работы творческой группы Lessen study».
Посетила областной семинар в г. Рыбинске на базе МОУ СОШ №3 «Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития».
Посетила научно-практическую конференцию «Система управления комплексным психолого – педагогическим и логопедическим сопровождением в общем начальном и дошкольном образовании. Профессиональная подготовка логопедов»в г. Ярославле на базе МОУ начальной школы – детского сада №115.
Участвовала в межрегиональном семинаре «Развитие социального капитала образовательной организации как шаг к эффективной школе» на базе МОУ СШ №4 «ЦО» показ заседания КОУЧа «Lessen study». Выступала на межрегиональном семинаре «Шаг к эффективной школе» на базе МОУ СШ №4 «ЦО» с темой технология Lessen study(исследование урока). Из опыта работы КОУЧа.
Участвовала во Всероссийской дистанционной конференции педагогов и психологов «Педагогическое мастерство» с темой: Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития).
Посетила практический семинар Е.Е. Шевцовой «Актуальные вопросы коррекционно-логопедической работы: «Дизартрия. ОНР (1 уровень)».
Приняла участие в мастер – классе М. И. Лынской «Алалия: современный взгляд на диагностику и коррекцию».
Участвовала в мастер –классе специалистов МУ Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Углича на базе МОУ «Стимул» «Психолого-логопедическое сопровождение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Теория и практика».
Прошла курсы повышения квалификации по программе: «Обучение детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы»(72 часа) на базе МОУ СОШ №3г.Рыбинска от ИРО.
Прошла курсы по программе «Логопедический массаж» (36 часов) в НОУ ДПО «Центре социально-гуманитарного образования» г.Ярославль.
Прохожу курсы в ИРО г.Ярославль по программе: «ФГОС: психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» (72 часа).
Являюсь администратором сайта РМО учителей СКК Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Награждена Благодарностью директором МУ ДПО «Информационно- образовательного центра» Е.Н. Козиной. за активное участие в работе районо методического объединения педагогов. Награждена Благодарностью от профессиональной группы «Логопедическая радуга» за активное участие в конкурсах 2014-2015 учебном году. Награждена почетной грамотой за участие в муниципальном спортивном празднике для молодых специалистов образовательных учреждений АТМР «Молодость. Спорт. Успех».
Внеурочная деятельность:
В соответствии с ФГОС на начало года разработала программы общеинтелектуального направления и вела внеурочную деятельность в общеобразовательных 1-4 классах «Мастерская общения». В 1-4 классах для детей с ОВЗ «Дружба слов и предложений». В 6 классах для обучающихся с ОВЗ «Коррекция дизорфографии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»
В рамках внеурочной деятельности с обучающимися 2 класса с ОВЗ (с задержкой психического развития) подготовила детей к Международной викторине, посвященной творчеству А.Барто. Дети получили дипломы с призовыми местами.
Аналитическое направление:
Во время учебного года осуществляла междисциплинарное сотрудничество со специалистами школьного ПМПк. Подготовила аналитические справки по итогам обследования обучающихся классов с ОВЗ (с задержкой психического развития) на начало и конец учебного года. Подготовила самоанализ работы учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год.
Предварительный просмотр:
Отчет о количестве обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития), имеющих нарушения устной и письменной речи в начальной школе и результатах обучения на занятиях с учителем – логопедом за 2015-2016 учебный год МОУ СШ №4 «ЦО»
Нарушение устной речи | Нарушение письменной речи | |||||||
НРСХ | ФФН | Фонетический дефект | Заикание | Нарушение чтения и письма, обусловл. НРСХ | Нарушение чтения и письма, обусловл. ФФН | Нарушение чтения и письма, обусловл. фонетическим недоразвитием | ||
Выявлено обучающихся | 1 кл | 14 | ||||||
2-4 кл | 19 | 33 | ||||||
Зачислено на занятия с учителем-логопедом | 1 кл | 14 | ||||||
2-4 кл | 19 | 33 | ||||||
Отчислено с занятий с учителем логопедом | 1 кл | |||||||
2-4 кл | 19 | |||||||
Оставлено на следующий учебный год для занятий с учителем-логопедом | 1 кл | 14 | 14 | |||||
2-4 кл | 19 | |||||||
Выбыло | 1 кл | |||||||
2-4 кл |
Дата заполнения: 23.05.2016 Учитель-логопед___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план работы на учебный год учителя-логопеда СОШ".
Публикация " Перспективный план работы на учебный год учителя - логопеда СОШ" будет полезна для учителей -логопедов, работающих в общеобразовательной школе....
План работы на 2013-2014 учебный год. Учитель-логопед Коробкина М.П.
Приоритетные направления деятельности:• совершенствование коррекционно-развивающей работы по наиболее важным направлениям;• структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью д...
Самоанализ работы за 2015-2016 год
Краткий обзор воспитательной и учебной работы за год...
Самоанализ работы за 2015-2016 год
Краткий обзор учебной и воспитательной работы за год...
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Расписание внеурочной деятельности на 2015-2016, 2016-2017 уч. г.
Расписание отражает название курсов внеурочной деятельности, время и место проведения занятий, Ф.И.О. учителей....
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ учителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯучителей–логопедов (начального общего и дошкольного образования)...