Преодоление нарушений чтения
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Определение ДИСЛЕКСИИ. Составляющие КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА чтения. КОМПОНЕНТЫ, определяющие ТЕХНИКУ чтения. ЦЕПОЧКА становления ТЕХНИЧЕСКОЙ стороны чтения. ЭТАПЫ овладения техникой чтения. СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ и ОСОЗНАННОСТЬ. ТРУДНОСТИ формирования навыка чтения. ТРУДНОСТИ в овладении ПРАВИЛЬНОСТЬЮ чтения. ТЕХНИКА чтения обеспечивает ОСОЗНАННОСТЬ чтения. ПРИЧИНЫ, тормозящие ТЕМП чтения. УПРАЖНЕНИЯ для преодоления нарушений процесса чтения ( РЕГРЕССИЙ, МЕДЛЕННОГО ТЕМПА). РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ, РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА, Развитие АТИЦИПАЦИИ, ОРФОЭПИЧЕСКОГО и СИНТЕТИЧЕСКОГО чтения.
ЧАСТИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, КОТОРОЕ ОБУСЛОВЛЕНО НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ИЛИ НАРУШЕНИЕМ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В СТОЙКИХ ОШИБКАХ Дислексия
Навык чтения Технический компонент Смысловой компонент
способ чтения , темп (скорость) чтения , динамика (увеличение) скорости, правильность чтения. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ включает
СПОСОБ ЧТЕНИЯ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ДИНАМИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
СЛОГ + СЛОГ СЛОВО + СЛОГ ЦЕЛОЕ СЛОВО (ГРУППЫ СЛОВ) СЛОГ + СЛОВО ЭТАПЫ ( СПОСОБЫ ) ЧТЕНИЯ
СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ: выразительность осознанность
Л.С.Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше и скорость отвечает более быстрому темпу чтения». ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ
в запоминании образа буквы и сопоставлении его со звуком; в слиянии звуков в слоги; в слиянии слогов в слова.
ТРУДНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ I этап Неточность представлений об образе букв. II этап Перестановки и пропуски слогов, обусловленные недостаточно сформированным навыком однонаправленного движения глаз, невнимательностью . III этап Орфографическое чтение ( чтение слова так, как его нужно писать ) вместо орфоэпического. IV этап Синтетическим способом чтения, то есть целым словом, группами слов.
Природный темп деятельности (скорость работы психических процессов – памяти ,внимания, восприятия ,мышления ,воображения). Регрессии (возвратные движения глаз с целью повторного чтения прочитанного). Отсутствие антиципации – смысловой догадки, предвосхищения). Малое поле зрения (охват при остановке взора). Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (несогласованность губ, языка, нижней челюсти). Уровень организации внимания (умение сконцентрироваться). Уровень развития памяти (зрительной, слуховой, моторной). ПРИЧИНЫ, ТОРМОЗЯЩИЕ ТЕМП ЧТЕНИЯ:
1.Увеличение темпа чтения «МОЛНИЯ» Ребенок читает в комфортном режиме. По команде «Молния» переходит на ускоренный темп чтения. 2.Преодоление регрессий Использование листка с «окошечком». Окно – по размеру слога. Не даёт делать возвратные движения глаз влево, ускоряет темп чтения. Упражнения для преодоления трудностей в процессе чтения
2.Развитие антиципации Текст с утраченными слогами, словами «Пропавшие слова» Низко повисли снеговые _________ . Вечером началась ________ . Ветер выл, как дикий _______. В конце глухой _______ показалась девочка. Она была худа и бедно _______. Она шла медленно, ей ______ было идти. 4. Работа над артикуляцией Чтение гласных, слогов, слогов со стечением различением с – ш, з – ж, ч – ц, с – ц, ч – щ, л –р.
узнавание буквы, «написанной» обратным концом ручки на спине, на ладони, в воздухе, на столе
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА РЕШАЕТ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ГОТОВИТ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРОЧТЕНИЮ СЛОВ. Речевая зарядка перед чтением текста «Муравей и Голубка» СП-СПУС-СПУСТИЛСЯ ЗА-ЗАХЛОП-ЗАХЛОПНУТЬ ЗА-ЗАХЛЕ-ЗАХЛЕСТНУЛА РАС-РАССТА-РАССТАВИЛ БР-БРО-БРОСИЛА ВЗ-ВЗДОХ-ВЗДОХНУЛ ВС-ВСПОРХ-ВСПОРХНУЛА О-ОХОТ-ОХОТНИК
МО РЫ СА ХО ЛО КА КУ РУ КО МО ЗО РЫ У РО СЫ НО ЗА ЗЫ ЛО ДО СА РО ША ГА МА ДЫ ДИ Слоговые таблицы ГО БА ША РА РЫ КА НИ НА СОС
Выгляну... солны... . Обрадо... молод... синич..., запе... и собра... в лес. Старый вороб... гово..., что рано пташеч... запе..., ещё будут моро... . Но синич... лишь хвости... вильну... и полете... за новостя... . Смотр..., стало в ле... тем... . Побежа... по ле... позёмка. Налет... ветер, закача... дерев... . Полетели сугроби... с елов... лап. Начал... пурга. Присмире... синич..., сжалась в комоч... . Ветер рвет ее с вет..., ерошит перыш..., леден... голое тель... . Сжалился дятел над синич..., пуст... ее в свое запасн... дупло. Поняла синич..., что вью... да мете... под февраль полете... . (В. Бианки) Предварительное чтение текста с целью развития антиципации
Чтение словесных «лесенок» словесная «лесенка» к сказке «Дюймовочка» з е рно г о ршок женщина к о лдунья я чменн о е цв е точный р е бён о чка мал е ньк ого Дюймов о чка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"
Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультиро...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Преодоление нарушений чтения у младших школьников
Задания для преодоления нарушения чтения и письма у детей младшего шкльного возраста....
Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."
Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...
Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников
Презентация "Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников" раскрывает направления, методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по коррекции дисграфии и дисле...
Аннотация к адаптированной рабочей программе по курсу «Преодоление нарушениий чтения и письма, обусловленного НРСХ (III-IV уровня речевого развития), у обучающихся с ОВЗ (ЗПР)».
В аннотации указаны: нормативно-правовое основание разработки рабочей программы, список используемой литературы, цели и задачи курса, срок реализации программы, место в учебном плане и план...
Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников
Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...