КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.
календарно-тематическое планирование по логопедии (2, 3 класс) на тему

Давыдова Юлия Владимировна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                   занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_2-3_kl.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                   занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.

 №

     Темы занятий

Коли-чество

Дата проведения

                   Основные виды учебной деятельности

              Раздел 1.                        

Вводное занятие

Познакомиться и обсудить  правила поведения в кабинете, особенности взаимодействия со сверстниками. Соблюдать речевой этикет в общении со сверстниками.

Познакомиться с логопедическим альбомом; обсудить  критерии оценивания выполненных заданий.

Самостоятельно формулировать ответы на вопросы.

Слог и слово

Называть слоги с разным количеством букв. Выполнять слоговой анализ и синтез слов. Образовывать из односложных  многосложные однокоренные слова. Видеть и выделять корень в группе родственных слов.

Дифференцировать понятия «слог» - «слово».

Слово и предложение.

 Находить слова в буквенном ряду. Составлять и называть словосочетания. Дифференцировать понятия «слово» - «словосочетание». Составлять предложения по заданным словам. Рисовать схему предлогов В – ИЗ.  Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

Предложение и текст

Составлять рассказ по заданной картине. Записывать схемы предложений. Объяснять понятия  «предложение»- «текст». Осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающую смысловой и интонационной значимостью. Делить сплошной текст на предложения. Объяснять правила написания предложения. Слушать и определять количество предложений в тексте. Анализировать вид предложения по интонации.  Читать текст с соблюдением интонации и знаков препинания.

 Объяснять пространственное значение предлогов  НА – С - CO .  Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

  Выделять главные члены предложения.

Оценивать свою работу и работу товарищей на занятии.

Виды предложений по интонации.

Большая  буква в именах, кличках животных.

Писать  большую букву  в именах собственных, кличках животных, географических названиях.  Формулировать правило написания большой буквы в словах. Объяснять написание  слов -       . Составлять предложения по заданным словам. Делить сплошной текст на предложения.  Видеть, обозначать и объяснять орфограммы при письме. Развивать орфографическую зоркость.

 Называть и рисовать схемы   предлогов К – ОТ. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

Слушать объяснения детей и высказывать свое мнение в доброжелательной форме. Контролировать свои действия. Оценивать свою работу и работу товарищей. Соблюдать речевой этикет в ситуации оценивания.

Писать слуховой диктант после предварительной подготовки.

Большая  буква в географических названиях.

Слуховой  диктант по теме « «

               Раздел 2.

Гласные звуки и буквы

 Наблюдать за особенностями произнесения гласных звуках, их артикуляционном укладе. Называть гласные звуки и соотносить их с символами и буквами.

Выделять гласные звуки  в начале, середине и конце слова. Подбирать слова на гласные звуки. Анализировать состав слов.

Называть гласные  I и II ряда. Объяснять  сходства и различия  гласных I и II ряда. Анализировать звуковой состав гласных букв. Делать вывод о значении гласных при написании слов. Записывать звуко-буквенный анализ слов. Делать фонетический разбор слов.

Гласные

буквы

I и II ряда.

Сходство  и различие гласных 1 и 2 ряда

Согласные звуки.

Наблюдать за особенностями произнесения согласных звуках, их артикуляционном укладе.  Различать гласные и  согласные звуки на слух, с опорой на артикуляционный уклад. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные. Обозначать согласные соответствующей буквой.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух с опорой на кинестетические ощущения органов артикуляции. Выполнять звуко-буквенный анализ слов. Давать характеристику звука с опорой на план-схему характеристики звука.

Согласные твердые и мягкие

Согласные звонкие и глухие

Характеристика звука

Закрепление.

Проверочная работа

Гласные

буквы

А - Я

Называть звуковой состав гласных буквах А – Я. Объяснять работу букв А-Я в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед А- Я и записывать слоги.  Составлять предложения и зашифровывать их буквами А – Я. Записывать правильно слова со слогами  ча – ща и объяснять их написание. Делить слова на слоги. Развивать орфографическую зоркость.

Называть и рисовать схему   предлога  НАД. Составлять предложения с заданным предлогом и  следить за правильностью его использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова.

Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Правописание буквосочетаний

(ча-ща)

Гласные

Буквы

О - Ё

 Называть звуковой состав гласных буквах О – Ё. Объяснять работу букв О-Ё в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед О - Ё и записывать слоги.  Составлять предложения из заданных слов.

Называть и рисовать схему   предлогов ПОД –  ИЗ-ПОД. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Гласные буквы

У - Ю

Называть звуковой состав гласных буквах У – Ю. Объяснять работу букв У-Ю в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед У - Ю и записывать слоги.  Вставлять в предложение изученные предлоги . Записывать правильно слова со слогами  чу – щу и объяснять их написание. Делить слова на слоги. Развивать орфографическую зоркость. Составлять словосочетания с заданными словами.

Выполнять фонетический разбор слов. Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Правописание буквосочетаний (чу-щу)

Гласные

буквы

Ы - И

Называть звуковой состав гласных буквах Ы – И. Объяснять работу букв Ы-И в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед Ы - И и записывать слоги.  Вставлять в предложение изученные предлоги . Записывать правильно слова со слогами  жи – ши и объяснять их написание.

Записывать имена существительные в ед. и мн. Числе. Определять ударную и безударную гласную в слове. Наблюдать за перемещением ударения в однокоренных словах.

Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Называть и рисовать схему   предлогов ЗА –  ИЗ-ЗА. Вставлять в предложениях пропущенные предлоги. Составлять предложения с заданными предлогами и  следить за правильностью их использования. Выделять в предложно-падежных конструкциях корень и окончание. Называть изменяемую и неизменяемую часть слова. Пересказывать текст с использованием мнемотехники.

 Выполнять самостоятельную работу.  Находить и отмечать изученные орфограммы.

Правописание буквосочетаний (жи-ши)

Гласные буквы

Э - Е

 Называть звуковой состав гласных буквах Э – Е. Объяснять работу букв Э-Е в разных позициях в слове. Анализировать звучание согласных перед Э - Е и записывать слоги. Различать буквы Э-Е по оптическому признаку. Находить и отмечать изученные орфограммы. Называть и рисовать схему   предлога  МЕЖДУ. Использовать речевые средства для

-уточнить пространственное значение предлога МЕЖДУ; отработать предложно-падежные формы;

Слуховой диктант.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

-развивать зрительное внимание и орфографическую зоркость;

-учить делить слова по слогам и для переноса

Слоговой анализ

и синтез слов

-формировать навыки слогового анализа и синтеза;

-показать слогообразующую роль гласных;

- развивать внимание, языковое чутье;

Слого-ритмическая структура слова

познакомить с ритмической схемой слова;

- учить выделять ударный слог в слове, соотносить слово со схемой;

-закреплять навык слогового анализа многосложных слов;

Ударение

- познакомить со смыслоразличительной ролью ударения в словах-омографах (за'мок-замо'к); и словах-омоформах (голоса'- го'лоса);

- учить правильно ставить ударение в словах;

-развивать языковое чутье;

Ударные и безударные гласные

учить различать ударные и безударные гласные;

- учить выделять корень слова в ряду родственных слов;

Безударная гласная в корне слова

тренировать навыки проверки буквы безударных гласных в корне  слова;

- развивать языковое чутье, внимание,  мышление

Родственные

слова

учить различать гнезда  родственных слов;

-развивать навык словообразования родственных слов;

-познакомить с морфемным анализом слов;

Буква мягкий знак в конце слова

- учить обозначать мягкость согласного звука буквой Ь в конце слова;

-развивать фонематические процессы;

-показать влияние мягкого знака на смысловое значение слова (угол - уголь);

Буква мягкий знак в середине слова

- учить обозначать мягкость согласных буквой Ь в середине слова;

-показать влияние мягкого знака на смысловое значение слова (банка-банька);

- закрепить навыки правописания мягкого знака в середине слова;

Закрепление.

Диктант

Разделительный мягкий знак

- дать понятие о разделительном мягком знаке;

-учить правописанию разделительного мягкого знака в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

 - учить фонетическому разбору слов;

Словообразование притяжательных прилагательных

-упражнять в словообразовании притяжательных прилагательных;

-закреплять навык правописания разделительного мягкого знака в притяжательных прилагательных;

-обогащать словарный запас путем совершенствования навыков словообразования;

Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака

- учить дифференцировать на письме мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;

- развивать языковое чутье;

Закрепление. Диктант

Звуки

[б-б'],

[п-п']Буквы

Б - П

- учить дифференцировать звуки [б-б'], [п-п']

на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонкихсогласных в конце слова

наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в конце слова;

-развивать орфографическую зоркость;

Звуки

[г–г'],

[к–к'].

Буквы

Г - К

- учить дифференцировать звуки [г–г'], [к–к']

на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонких согласных в конце слова

наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в конце слова;

- развивать орфографическую зоркость;

Звуки

[в-в'],

[ф-ф'].

Буквы

В - Ф

- учить дифференцировать звуки [в-в'],  [ф-ф']

на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонких согласных в конце слова

- наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в конце слова;

- развивать  орфографическую зоркость;

Звуки

[д–д'],

[т–т'].

Буквы

Д - Т

- учить дифференцировать звуки [д–д'],

[т–т'] на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонкихсогласных  в середине слова.

- наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в конце и в середине слова;

-развивать орфографическую зоркость;

Звуки

[з–з'],

[с–с'].

Буквы

З - С

- учить дифференцировать звуки [з–з'],  [с–с'] на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонкихсогласных в словах.

наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в середине и в конце слова;

-развивать орфографическую зоркость;

Звуки

[ж – ш].

Буквы

Ж - Ш

учить дифференцировать звуки [ж – ш] на слух и в произношении, соотносить звуки с буквами;

- развивать фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

Оглушение парных звонкихсогласных в словах

наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания;

- упражнять в проверке парных согласных в середине и в конце слова;

-развивать орфографическую зоркость;

Закрепление.

Диктант

Языковой анализ и синтез.

развивать навыки языкового анализа и синтеза;

-дифференцировать приставки и предлоги;

- тренировать в составлении предложений из заданных слов, по вопросам и его грамматическом оформлении;

- учить составлению  рассказа по заданным предложениям;

Итоговое занятие

-обобщить полученные  знания, умения, навыки;

-мониторинг специфических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу...

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу...

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу

Календарно-тематическое планирование по подготовке учащихся к 1 классу...

Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников

Презентация "Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников" раскрывает направления, методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по коррекции дисграфии и дисле...